Урок русского языка 4кл
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Тема: Правописание частицы не с глаголами
Цели : Формировать умение писать частицу не с глаголами; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, речь учащихся
Оборудование: перфокарты, листок с глаголами, листочки с текстом для детей, таблица алгоритм для блиц-опроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chastica_ne.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание частицы не с глаголами
Цели : Формировать умение писать частицу не с глаголами; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, речь учащихся
Оборудование: перфокарты, листок с глаголами, листочки с текстом для детей, таблица алгоритм для блиц-опроса.
Ход урока
I.Организационный момент.
Настрой детей.
- Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на многих языках, но у всех языков главная задача-помогать людям понимать друг друга, выражать мысли при общении. Не всегда легко выразить свою мысль ясно и точно этому надо учиться. Поэтому не ленитесь думать, отвечать, рассуждать, доказывать. Какие виды работ вы хотели бы выполнить на уроке?
- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?Желаю вам творческих удач.
II.Повторение пройденного.
Работа у доски:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Отрывок из какого произведения и кто автор?
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.4
III.Работа в тетради.
- Запишите число.
- Над какой темой работаем? (Изучаем спряжение глагола)
Актуализация знаний.
Вы уже много знаете о глаголе . Проведем небольшой блиц-опрос.
Дети получают карточки с вопросами, а потом перфокарты и самостоятельно работают.
Какие части речи изменяются по лицам?
- Прилагательное
- Местоимение
- Глагол
Какие слова изменяются по числам?
- Глагол в неопределенной форме
- Наречие
- Глагол настоящего, прошедшего, будущего времени
Что называется спряжением глагола?
- Изменение глагола по падежам
- Изменение глагола по родам и числам
- Изменение глагола по лицам и числам
Работа с предложениями.
Корней Иванович Чуковский записал предложения, которые говорили дети. Давайте их прочитаем?
Ты не задашь, а я взяму.
Я вам задачу, подождите.
Веркаплювается.
Я как только лягну, так и вижу сон.
Мой папа воевает. Не воевает, а войнует.
А я твоего петушка спрятаю.
А я отыскаю.
Но тогда я сядаю и заплакаю.
- Подумайте, что здесь неправильно?
Я вам предлагаю сейчас записать все глаголы правильно. (Дети записывают в тетрадях, один ученик на доске.)
Не дашь, возьму, задам, плюется, лягу, воюет, спрячу, отыщу, сяду, заплачу.
- Определите лица глаголов, которые вы выписали.
- Хорошо, раз вы выполнили это задание, то следующее точно выполните, тогда сможете узнать, что будете изучать на уроке.
IV.Чистописание с орфографической фонетической нагрузкой.
- Запишите в тетради букву из слова, чтить, которая обозначает согласный всегда мягкий глухой звук. (У доски и в тетради).
Из слова полоскать выпишите безударную гласную в корне .
А что это слово обозначает?...
Мы с вами запишем букву а.
А теперь нужно будет выписать букву из слова рассказать- она обозначает согласный твердый глухой звук, он находится в приставке.
Какой звук в слове радостный не произносится?
Слово мирить. Какая безударная гласная в корне? Запишите букву и.
Слово цеплять- какую надо выписать букву, если она обозначает согласный твердый глухой непарный звук?
Из слова захочешь, выпишите букву гласного звука, которое находится в приставке.
Следующая буква спряталась в слове сонный. Объясните правописание слова. Выпишите букву согласного звука, которая находится в суффиксе.
Последняя буква находится в слове веселит. Это безударная гласная в корне слова. Как проверить?
Молодцы. Теперь давайте прочитаем слова, из которых мы выписали буквы. (на доску прикрепляется лист со словами. Чч АА СсТт Ии ЦцАаНн Ее
Чтить
Поласкать
Рассказать
Радостный
Мирить
Цепляет
Захочешь
Сонный
Веселит
- Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти слова?
- Внимательно посмотрите на глаголы, определите их спряжение.
- Как определить спряжение? (сначала надо выяснить окончание-под ударением или без ударения…)
- А если глагол стоит в определенной форме?
(в форму 3-го л, мн.ч. -ут-ют) сейчас спр,-ат (-ят )
- Объяснение нового материала
- Ребята давайте посмотрим, что же у нас получилось?...
- Абсолютно верно! Я хочу вам рассказать сказку.
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему…Как вы думаете? (Не люблю) Да. Он признавался: «Верю», а она ему…(Не верю) и вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул… а что было дальше, сейчас узнаем. (Дети по ролям инсценируют стихотворения:)
- Слезь со стула!
- (Не) хочу!
- Упадешь!
- (Не) упаду!
- Отойди!
- (Не) отойду!
- Приедешь?
- (Не) приеду!
- Придешь?
- (Не) приду!
- Услышишь!
- (Не) услышу!
- Найдешь?
- (Не) найду!
- Слезаешь?
- (Не) слезаю!
- Решаешь?
- (Не) решу!
- Мечтаешь?
- (Не) мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, (не) молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!
- На ваших листочках нет частицы не. Вам ее предстоит вписать. (Правильно!)
VI.Закрепление.
- А сейчас я вам предлагаю такое задание: вспомните пословицы, в которых есть частица не перед глаголом.
- Из каждой пословицы выписываем себе в тетрадь через запятую не с глаголом.
(ответы детей)
- Хорошо. Я вам тоже приготовила пословицы.
- Прочитайте их на доске:
(Не) стыдно (не) знать, стыдно (не) учиться.
Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.
(Не) говори «гоп» пока (не) перепрыгнешь.
- Что вы заметили? (1и 2 пословицы об учении)
- А когда используют последнюю пословицу?
- С красной строки запишите себе любую пословицу, раскройте скобки и укажите спряжение глаголов. (Взаимопроверка)
VII.Физминутка
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
- Изобразите этих птичек, как они летели и как садились.
VIII. Работа по теме над заповедями (отрывок из Библии)
- Давайте вспомним их (Воспитательный момент)
Занимательный материал
- Итак, что же вы узнали про частицу не?
- Давайте я вам расскажу, что же в сказке было дальше.
…частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга.»
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да ученикам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.
На доске: Негодую! Ненавижу!
- Как вы думаете, почему в этих словах не написано слитно? (Не здесь не частица, она входит в корень, как у сущ. невежа, неряха.)
- Великолепно! Что же мы должны уяснить?
(Частица не пишется отдельно).
IX. Самостоятельная работа
На доске: _________ выучил- _________ делай,
_________ знаешь- _________ сп..ши.
С глаголами _____________________
Частицу не п..ши.
- Прочитайте. Подумайте, что здесь пропущено?
Спишите себе это четверостишье.
Спиши, но не спеши!
Без ошибок напиши.
X. Итог урока.
- Нам предстоит выполнить еще много заданий. Но сегодня мы выполнили все. Что вам запомнилось больше всего?
XI. Д/з
- Приятно, что все это запомнили. Дома постарайтесь еще найти пословицы, в которых есть частица не с глаголами и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками. (Не) стыдно (не) знать, стыдно (не) учиться.
- Спасибо за труд и радость, которую мы испытывали от общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....