Урок русского языка во 2 классе "Слово в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
На данном уроке дети будуть учиться определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; познакомятся с толковым словариком учебника и основными приёмами поиска нужного слова; познакомятся с однозначными и многозначными словами; расширят свой культурный кругозор. В урок включена презентация о знаменитых музеях мира, которая иллюстрирует упражнение учебника. Также используется ЭОР "Уроки Кирилла и Мефодия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_ajzika_zip_-_winrar.zip | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Бажутова Н.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 546
Тема: Слово в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные.
Цели: определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; познакомить с толковым словариком учебника и основными приёмами поиска нужного слова; познакомить с однозначными и многозначными словами: расширять культурный кругозор учащихся.
Ресурсы: учебник: Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. – М.: Вентана-Граф, 2011; компьютер учителя, проектор; ЭОР. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс; толковые словари В.И. Даля и С. И. Ожегова.
Ход урока:
- Организационный момент
- Каллиграфическая минутка
Тренировка навыка письма с использованием широкой разлиновки. Прописываются строчные буквы а, о, ао, оа с обязательным контролем одинаковой высоты их элементов.
- Словарная работа (с использованием презентации – приложение 1)
1.Чтение словарных слов с их объяснением и последующим написанием (слайд 1)
к.рова, праз.ник, .тец, ст.лица, ин.й, п.льто, здра.ствуй, б.рёза, .нварь, лес.ница
2. Самопроверка (слайд 2)
корова, праздник, отец, столица, иней, пальто, здравствуй, берёза, январь, лестница, русский
Дети: У вас там лишнее слово появилось.
Учитель: Молодцы, что заметили! Но это слово не лишнее, а новое. Запишите его в тетрадь. Что нужно запомнить в написании этого слова? (Ответы детей.) Придумайте предложение со словом русский и запишите в тетрадь.
3. Выслушивается несколько предложений.
- Работа над новой темой
- Сообщение темы урока.
Учитель: Найдите урок 88. Скажите, какую тему мы сегодня будем изучать?
Дети: Слово в толковом словаре и тексте.
- Проблемная ситуация. Работа с рубрикой «Давай подумаем» (с.25 учебника)
Чтение текста рубрики, наблюдение за словами, значение которых может быть неизвестно ученикам.
В музее искусств открылась новая экспозиция. К юбилею известного художника представлена коллекция эскизов его картин.
Учитель: Попробуйте объяснить значения выделенных слов.
Объяснения учащихся.
Учитель: Если текст не помог определить значения слов, как быть? Обратимся к рубрике «Тайны языка» (с.25):
Лексическое значение слова можно узнать в толковом словаре.
Самые известные толковые словари составили Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов.
Объяснение лексического значения слова в словаре называют словарной статьёй.
Материал рубрики читает хорошо читающий ученик. Учитель демонстрирует толковые словари В. И. Даля и С. И. Ожегова.
Учитель: Давайте сравним ваше толкование слов с объяснением их лексического значения в словаре С.И. Ожегова.
Учитель читает словарную статью слова экспозиция.
Учитель: С лексическим значением слова эскиз познакомимся, прочитав объяснение в учебнике (читает хорошо читающий ученик).
3.Промежуточная рефлексия
- Что называется словарной статьёй?
- Кто составил самые известные словари русского языка?
4. Знакомство с толковым словариком учебника.
Учитель: В вашем учебнике тоже есть толковый словарь. Он маленький, поэтому его можно назвать словариком. Если вы не знаете значения слова, обратитесь к нему за помощью. Особое внимание обратите на то, что слова в словаре располагаются по алфавиту.
а) Выполнение упр.1 (с. 26).
Чтение задания упражнения хорошо читающим учеником.
В толковом словарике учебника найди слова коллекция, экспозиция, экспонат и прочитай их лексическое значение.
б) Работа со словариком учебника.
- Физкультминутка
- Продолжение работы над новой темой
1.Работа с текстом и толковым словариком. Упражнение 2, с. 26.
Текст упражнения читает учитель, чтение сопровождается показом презентации (приложение 2).
Во многих городах мира есть художественные музеи, которые известны всем. В Санкт-Петербурге – это Эрмитаж, (слайд 1) в Париже – Лувр, (слайд 2) в Москве – Третьяковская галерея (слайд 3). Галерея названа по имени её основателя – Павла Михайловича Третьякова, (слайд 4) который в XIX веке собирал картины русских художников.
В собрании музея есть портреты, (слайд 5) натюрморты (слайд 6) и пейзажи (слайд 7).
Учитель: Объясните значение выделенных слов.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: А теперь обратимся к толковому словарику учебника и сравним правильность, точность и полноту толкования, которое вы дали.
2.Письменное выполнение задания по вариантам: 1 ряд записывает значение слова портрет, 2 ряд – слова натюрморт, 3 ряд – слова пейзаж.
У третьего ряда возникает проблемная ситуация: в словарной статье два толкования слова пейзаж.
Дети: Как быть? Что выписывать?
Учитель: Это очень интересное явление. Значит у слова пейзаж, несколько значений. Выписать нужно то значение, в котором оно употреблено в тексте упражнения 2.
Дополнительное задания для тех, кто уже написал значение слова.
Учитель: Запишите в свою тетрадь предложение: Эрмитаж, Лувр, Третьяковская галерея – самые известные картинные галереи мира (слайд 8).
3.Однозначные и многозначные слова.
Учитель: Это интересное явление, когда у слова несколько значений, нам объяснит учёный ёжик. Внимание на экран!
Работа с ЭОР. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс. Урок 8. Имя существительное. Многозначные слова и омонимы. Кадры 7, 8.
- Рефлексия
- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?
- Что удивило? Что хотелось бы ещё узнать?
- О чём бы вы могли рассказать дома своим родителям после нашего урока?
- Домашнее задание
Прочитать материал на с. 27 учебника, выписать из словарика значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".
Конспект урока русского языка. 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление....
Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".
Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока: расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...
Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"
На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс
Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....