Урок русского языка во 2 классе "Слово в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Бажутова Наталья Викторовна

На данном уроке дети будуть учиться определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; познакомятся с толковым словариком учебника и основными приёмами поиска нужного слова; познакомятся с однозначными и многозначными словами; расширят свой  культурный кругозор. В урок включена презентация о знаменитых музеях мира, которая иллюстрирует упражнение учебника. Также используется ЭОР "Уроки Кирилла и Мефодия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_ajzika_zip_-_winrar.zip1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Бажутова Н.В.,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 546

Тема: Слово в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные.

Цели: определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; познакомить с толковым словариком учебника и основными приёмами поиска нужного слова; познакомить с однозначными и многозначными словами: расширять культурный кругозор учащихся.

Ресурсы: учебник: Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. – М.: Вентана-Граф, 2011; компьютер учителя, проектор; ЭОР. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс; толковые словари В.И. Даля и С. И. Ожегова.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Каллиграфическая минутка

Тренировка навыка письма с использованием широкой разлиновки. Прописываются строчные буквы а, о, ао, оа с обязательным контролем одинаковой высоты их элементов.

  1. Словарная работа (с использованием презентации – приложение 1)

1.Чтение словарных слов с их объяснением и последующим написанием (слайд 1)

к.рова, праз.ник, .тец, ст.лица, ин.й, п.льто, здра.ствуй, б.рёза, .нварь,  лес.ница

2. Самопроверка  (слайд 2)

корова, праздник, отец, столица, иней, пальто, здравствуй, берёза, январь, лестница, русский

Дети: У вас там лишнее слово появилось.

Учитель: Молодцы, что заметили! Но это слово не лишнее, а новое. Запишите его в тетрадь. Что нужно запомнить в написании этого слова?  (Ответы детей.) Придумайте предложение со словом  русский и запишите в тетрадь.

3. Выслушивается несколько предложений.

  1. Работа над новой темой

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Найдите урок 88. Скажите, какую тему мы сегодня будем изучать?  

Дети:  Слово в толковом словаре и тексте.

  1. Проблемная ситуация. Работа с рубрикой «Давай подумаем» (с.25 учебника)

Чтение текста рубрики, наблюдение за словами, значение которых может быть неизвестно ученикам.

В музее искусств открылась новая экспозиция. К юбилею известного художника представлена коллекция эскизов его картин.

                Учитель: Попробуйте объяснить значения выделенных слов.

Объяснения учащихся.

Учитель: Если текст не помог определить значения слов, как быть? Обратимся к рубрике «Тайны языка» (с.25):

Лексическое значение слова можно узнать в толковом словаре.

Самые известные толковые словари составили Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов.

Объяснение лексического значения слова в словаре называют словарной статьёй.

Материал рубрики читает хорошо читающий ученик. Учитель демонстрирует толковые словари В. И. Даля и С. И. Ожегова.

Учитель: Давайте сравним ваше толкование слов с объяснением их лексического значения в словаре С.И. Ожегова.

Учитель читает словарную статью слова экспозиция.

Учитель: С лексическим  значением  слова эскиз познакомимся, прочитав объяснение в учебнике (читает хорошо читающий ученик).

3.Промежуточная рефлексия

- Что называется словарной статьёй?

- Кто составил самые известные словари русского языка?

4. Знакомство с толковым словариком учебника.

Учитель: В вашем учебнике тоже есть толковый словарь. Он маленький, поэтому его можно назвать словариком. Если вы не знаете значения слова, обратитесь к нему за помощью. Особое внимание обратите на то, что слова в словаре располагаются по алфавиту.

а) Выполнение упр.1 (с. 26).

Чтение задания  упражнения хорошо читающим учеником.

В толковом словарике учебника найди слова коллекция, экспозиция, экспонат и прочитай их лексическое значение.

б) Работа со словариком учебника.

  1. Физкультминутка

  1. Продолжение работы над новой темой

1.Работа с текстом и толковым словариком. Упражнение 2, с. 26.

Текст упражнения читает учитель, чтение сопровождается показом презентации (приложение 2).

Во многих городах мира есть художественные музеи, которые известны всем. В Санкт-Петербурге – это Эрмитаж, (слайд 1) в Париже – Лувр, (слайд 2) в Москве – Третьяковская галерея (слайд 3). Галерея названа по имени её основателя – Павла Михайловича Третьякова, (слайд 4) который в XIX веке собирал картины русских художников.

В собрании музея есть портреты, (слайд 5) натюрморты (слайд 6) и пейзажи (слайд 7).

Учитель: Объясните значение выделенных слов.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: А теперь обратимся к толковому словарику учебника и сравним правильность, точность и полноту толкования, которое вы дали.

2.Письменное выполнение задания по вариантам: 1 ряд записывает значение слова портрет, 2 ряд – слова натюрморт, 3 ряд – слова пейзаж.

У третьего ряда возникает проблемная ситуация: в словарной статье два толкования слова пейзаж.

Дети: Как быть? Что выписывать?

Учитель: Это очень интересное явление. Значит у слова пейзаж, несколько значений. Выписать нужно то значение, в котором оно употреблено в тексте упражнения 2.

Дополнительное задания для тех, кто уже написал значение слова.

Учитель: Запишите в свою тетрадь предложение: Эрмитаж, Лувр, Третьяковская галерея – самые известные картинные галереи  мира  (слайд 8).

3.Однозначные и многозначные слова.

Учитель: Это интересное явление, когда у слова несколько значений, нам объяснит учёный ёжик. Внимание на экран!

Работа с ЭОР. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс. Урок 8. Имя существительное. Многозначные слова и омонимы.  Кадры 7, 8.

  1. Рефлексия

- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

- Что удивило? Что хотелось бы ещё узнать?

- О чём бы вы могли рассказать дома своим родителям после нашего урока?

  1. Домашнее задание

Прочитать материал на с. 27 учебника, выписать из словарика значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".

Конспект урока русского языка. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать  буквы согласных в  корне  слова. Закрепление....

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"

На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....