«Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
На данном уроке учащиеся повторяют и закрепляют знания по теме правописание безударных гласных в корне, теоретический материал. Кроме того, они узнают много интересного и полезного из жизни животных и растений. Большинство заданий на данном уроке связаны с Природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slov_s_proveryaemymi.docx | 133.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ПРОГИМНАЗИЯ № 2
Урок русского языка
в 3 «В» классе на тему
Составила: Мерзлютина И. А.
Воронеж
2011
«Правописание слов с проверяемыми
безударными гласными в корне»
Цель: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с проверяемой безударной гласной; работать по алгоритму написания слов с проверяемым написанием: устанавливать возможные способы проверки безударных гласных.
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Сегодня у нас необычный день. У нас на уроке гости. Порадуйте меня, своих друзей, гостей своими успехами.
2. Упражнение мозговой гимнастики (для снятия напряжения перед уроком, улучшения мыслительной деятельности)
- Начнём урок русского языка с мозговой гимнастики.
- Дышите ровно, расслабьтесь, покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком вычерчивайте на груди слегка изогнутую линию.
- Потеребите пальчиками уши от мочки и выше.
3. Введение в тему урока. Чистописание.
р д с т радость
Радость познания – в слове.
- Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Что вы можете рассказать о них? Ответы детей.
- Прочитайте слово, в котором встречаются данные буквы. Поработаем с этим словом. Учащиеся определяют количество слогов в этом слове, определяют ударный слог и безударную гласную.
- Сколько в этом слове букв, звуков? Почему? Ответы детей.
- Как вы понимаете значение этого слова? Где мы можем об этом прочитать. В словаре. Один учащийся выходит к доске и читает значение слова по словарю.
Радость – весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
- А от чего мы испытываем радость? (От хорошего настроения, от результата своей работы.)
- Спишите так же красиво, как написано на доске.
4. Минутка чтения.
- Прочитаем предложения по цепочке.
Дело мастера боится, говорит русская пословица. Не надо сидеть сложа руки, тогда не будет и скуки. Скучают только бездельники и лентяи. Трудолюбивому человеку скучать некогда. Он умеет правильно отдыхать, умеет быстро и хорошо работать и учиться.
- О чем вы прочитали? Как вы понимаете первую строчку? (Трудолюбивые руки сделают любую работу.)
- А теперь перенесите взгляд на доску и вновь прочитайте слова, связанные с трудом.
Правильно
Отдыхать
Внимательно
Трудолюбивый
Оживленно
Радость
Честно
Настроение
Интерес
вЕсело
5. Сообщение темы и цели урока.
- И эти слова мы неспроста прочитали. В них содержится суть нашей сегодняшней работы. Если мы соединим подчеркнутые буквы, то прочитаем цель нашего урока. Повторение.
- А повторять нам придется многое: правописание безударных гласных в корне, теоретический материал. Кроме того, вы узнаете много интересного и полезного из жизни животных и растений. Большинство заданий на сегодняшнем уроке будут связаны с Природой.
6. Словарная работа.
- А сейчас мы с вами займёмся словарной работой. Вставьте пропущенные буквы и выберите слова, подходящие к зимней тематике.
Вет р, завтр к, м роз, сев р, , п года, мес ц, к ньки, нварь, с нтябрь, ф враль, к ртоф ль, д кабрь.
- Какие слова вы выбрали? Ветер, мороз, север, погода, коньки, январь, декабрь, февраль. Один ученик зачитывает слова, а остальные дети показывают веером безударные гласные.
- Проверьте, поставив в словах ударение, подчеркните безударную гласную. Какие безударные гласные нужно вставить в остальные слова. Показывают веером.
- Выполним краткий фонетический разбор слова декабрь. Один ученик работает у доски с комментированием.
- Дайте характеристику звукам устно по цепочке.
- С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? С непроверяемыми.
- Где можно узнать о правильности написания таких слов? Обратить внимание на выставку словарей.
7. Повторение способов проверки слов с безударной гласной в корне. Работа в парах.
- Посмотрите на слова, записанные на доске. Слова записаны на листе бумаги.
Р(и/е)ка гн(е/и)здо
С(а/о)сна к(о/а)рмушка
Гр(и/е)бы св(и/е)сток
Тр(а/о)ва гр(я/и)да
Д(и/е)ревья
- Какая орфограмма встретилась в этих словах? Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
- Как можно проверить безударный гласный? Ударением.
- Что значит проверить слово ударением? Чтобы гласная находилась в сильной позиции.
- Сколько существует способов проверки безударной гласной в корне слов? Расскажите о них. 2 способа: изменить слово или подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
- Что значит изменить формы слова? Изменяется окончание.
- Что значит подбор однокоренных слов? Подбор родственных слов разных частей речи, изменяется основа слова.
- Чтобы грамотно писать слова с безударной гласной, помните о том, что сейчас повторили.
На доске:
- Почему „ спорят " в словах гласные? Гласные безударные, в слабой позиции.
- Как же им помочь? Подобрать проверочные слова. Сейчас вы будете учиться писать проверяемую букву в корне слова. Выходите к доске, выбираете слова на тему «Лес» и записываете, а рядом пишите проверочное слово. Цепочкой по одному около доски.
- Что делали, чтобы проверить безударный гласный в корне слов 1 столбика? Мы изменяли слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Почему не выписали слова гряда, свисток? Какие безударные гласные нужно написать в этих словах? Докажите.
- Что делали, чтобы проверить безударную гласную в словах 2 столбика? Подбирали однокоренное слово, в котором безударная гласная под ударением.
- Итак, как можно проверить безударную гласную в корне слово? Скажите правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Сначала в парах. Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить это слово так, или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
8. Физкультминутка.
- В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:
носами – «о» (рисуем носом)
ногой – «о»
бедром – «е»
локтем – «е»
глазами – «а»
9. Комментированное письмо у доски.
- А теперь выполним следующее задание: Прочитайте предложения. Скажите, о чём идет речь в этих предложениях? Ответы детей.
Крупные заводы загрязняют воздух и воду.
В тайге люди вырубают деревья.
- В связи с такой сложной экологической обстановкой на грани исчезновения оказались многие виды животных и растений. И для того, чтобы сохранить эти виды, люди что делают? Создают заповедники, заносят редкие виды в Красную Книгу.
- Кто знает, какие заповедники есть в Воронежской области? Воронежский биосферный заповедник (Графский), Хопёрский заповедник, музей – заповедник «Дивногорье», государственный археологический музей – заповедник «Костёнки».
- В настоящее время на территории Воронежской области 164 памятника природы, 4 заказника и 2 заповедника. Таблицы на доске.
- Запишем первое предложение в тетрадь.
-Дать характеристику предложению. По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации – невосклицательное, по наличию второстепенных членов – распространенное.
- Оцените ответ. Если ответ правильный, ученики показывают зелёный светофор, если допущена ошибка – синий.
- Разберем предложение по членам и частям речи. С комментированием с места.
- А теперь поработаем над орфограммами. Что такое орфограмма? Буква, которую нужно запомнить или проверить.
- Подчеркните в этом предложении все имеющиеся орфограммы. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
- Какие из них вы можете проверить? Как? Ответы детей.
- Из второго предложения выписать словосочетания. Что такое словосочетание? Ответы детей. С комментированием с места.
10. Физкультминутка .
- Встаньте, пожалуйста. Проведём физкультминутку. Я буду называть группу слов. Если эта группа слов является словосочетанием, вы присядете. Если эта группа слов не является словосочетанием, вы делаете наклон назад. Постарайтесь сосчитать, сколько словосочетаний я назвала. Учитель называет группу слов: морозное утро, вечер наступил, пришёл к другу, стоял на опушке, весёлый праздник, выпал снег, школьная столовая, улетели птицы, ночное небо.
- Сколько словосочетаний насчитали? 6.
11. Работа над однокоренными словами.
На доске:
Лес – лесок, лесник, перелесок, лесной.
- Что вы можете сказать о словах, записанных на доске? Однокоренные. Докажите. Ответы детей.
- Вспомните правило об однокоренных словах. Ответы детей. Как пишется корень в однокоренных словах. Запишите слова в тетрадь.
- Назовите проверяемые слова. Какое слово является проверочным? Почему? Ответы детей. Проверим. Поставим в этих словах ударение. Один ученик работает у доски.
12. Восстановление деформированных предложений. Работа по учебнику. Упр. 250.
- Продолжим нашу работу. Ребята, к нам прилетела гостья. Картинка на доске. Кто это, ребята? Сойка. Что вы знаете о сойках? Как вы думаете, чем они питаются? О жизни соек мы узнаем из рассказа «Сойкины дубки». Но вот беда, все слова поменялись местами и чтобы понять, что написано в рассказе, нужно из слов каждой строчки составить предложение. На наборном полотне слова. Сойкины дубки.
Сойка уносит жёлуди далеко от дуба.
Она прячет плоды под снег.
Зимой птица копает снег и ищет жёлуди.
Но в земле остаётся много желудей.
Из них вырастут молодые дубки.
- Составьте предложения на наборном полотне и прочитайте рассказ. Что вы, ребята, узнали о жизни соек из рассказа?
- Я хочу ещё к этому добавить то, что сойка может достать жёлуди только там, где неглубокий снег. А в снежную зиму сойкам труднее найти себе корм. Поэтому мы им должны помочь. Как мы можем помочь птицам зимой? У кого из вас есть кормушки для птиц?
- Выполнять это упражнение будем по группам. 1 группа: списать в тетрадь первые два предложения текста и подчеркнуть слова с безударными гласными, которые можно проверить. 2 группа: выписать слова с безударными гласными и подобрать к ним проверочные слова, корень выделить.
Проверка – учащиеся 1 группы называют слова с безударной гласной, а ученики 2 группы проверочные слова, называя способ проверки.
- Найдите в тексте слова, которые заменяют слово сойка. Она, птица.
- На какое ещё известное правило вам встретились слова? парные звонкие и глухие согласные, слов - снег, дубки.
13. Итог урока. Рефлексия.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить ещё одно задание – тест «Проверь себя». Если вы всё сделаете правильно, у вас получится слово.
- Прочитайте слова, вспомните орфограммы и найдите лишнее слово.
Трава | (в) |
Вода | (о) |
Дорога | (п) |
- Какое слово является проверочным слову ДОМИШКИ?
Домашний | (л) |
Домик | (я) |
Домовой | (н) |
- Найдите слово с парной согласной в корне.
Коньки | (к) |
Дубки | (т) |
Лесовик | (а) |
- Какое слово может быть проверочным для слова ГРУЗ?
Грузило | (ь) |
Погрузка | (г) |
Грузчик | (д) |
Взаимопроверка (дети меняются листочками и проверяют работу по образцу с доски. Вновь дети меняются тетрадями, смотрят свои результаты).
- У кого всё правильно, покажите красный кружок, если есть одна ошибка – зелёный.
- Какое слово у вас получилось - “5”. Это ваша оценка за задание.
- О чём говорили на уроке? О безударных гласных.
- Какие гласные требуют проверки? А, о, е, и, я.
- В каком случае нам необходимо проверить гласную в корне слова, прежде чем записать слово? Если в корне слова стоит безударный гласный звук.
- Какими двумя способами можно проверить безударный гласный звук в корне слова? Подобрать однокоренное слово, в котором гласный звук в корне слова будет находиться под ударением; изменить форму числа этого слова таким образом, чтобы на гласный звук в корне слова упало ударение.
- Кроме упражнений по правописанию безударной гласной в корне слова мы говорили с вами о нашем общем доме - планете Земля. Человек неотделим от природы, он учится у нее. Уважайте законы природы. Только вместе с ней мы можем быть счастливы.
«У нее для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты -
Поля, леса, луга, моря и реки».
- Наш урок подошёл к концу. Выберите нужную фишку: КРАСНУЮ - я умею проверять безударные гласные. ЖЁЛТУЮ – я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова. ГОЛУБУЮ – я сегодня не смог, но завтра выучу правило и научусь.
14. Домашнее задание.
упр. 253; подобрать и записать слова с корнем -мал-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (с использованием ИКТ)".
Данный урок позволит отработать умения детей проверять слова с бузедарными гласными в корне....
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (с использованием ИКТ)".
Данный урок позволит отработать умения детей проверять слова с безударными гласными в корне....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
Цель:а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;б) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;в) воспитывать интерес к русскому языку....
Урок русского языка в 3 классе . Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
На этом уроке дети закрепляют умения находить безударную гласную в корне, распознают в словах проверяемые гласные и расширяют словарный запас....
"Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" в 3 классе по УМК "Школа России".
Методическая разработка данного урока направлена на отрабатывание и закрепление на практическом материале написания слов с проверяемыми безуд...
Урок по русскому языку: "Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. УМК "Школа России"...
Конспект урока по трусскому языку «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова»» в 3 классе
На уроке ребята совершат путешествие на корабле в страну Знаний. Побывают на разных остравах, попадут в плен к пиратам .Пройдя все испытания, окажутся в городе Умников и Умниц....