Урок русского языка в 1 классе "Признак и слово"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Симочкина Татьяна Ивановна

Технологическая карту урока по русского языку в 1 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Колодясская основная школа»

Хвастовичского района Калужской области

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме:

«ПРИЗНАК И СЛОВО»

УМК «Школа России»

Подготовила учитель начальных классов:

Симочкина Татьяна Ивановна

2013год

Технологическая карта урока

Тема урока:

Признак и слово. Слова Синонимы.

Цели урока:

- познакомить учащихся со словами, которые обозначают признаки предметов;

- продолжать работу над словарными словами

Тип урока:

Усвоение и первичное закрепление нового знания

Основное содержание темы, понятия и термины:

Слово, предложение, текст, предмет, признак предмета, действие предмета.

Организация образовательного пространства

Информационный материал:

Русский язык 1 класс (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова), рабочая тетрадь, тетрадь, пенал.

Демонстрационный материал:

Компьютерная презентация

Раздаточный материал:

Карточки с планом описания предмета.

Предполагаемые результаты:

Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности действий, формирование учебной деятельности

Личностные результаты:

Мотивация к обучению, соотнесение с нормой; умение сделать выбор, какой поступок совершить

Предметные результаты:

дать детям представление о словах – признаках и их схематическим изображением; учить ставить вопросы к словам – признакам и различать их в ряде других слов; учить подбирать к словам – названиям предметов названия их признаков.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные результаты:

Умение принимать учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; проговаривать последователь своих действий на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; учиться выдвигать версию.

Познавательные результаты:

общеучебные–осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; логические – классификация слов по группам, делают выводы в результате совместной работы, характеризуют гласные и согласные звуки.

Коммуникативные результаты:

соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения; оформляют свою мысль в устной форме; умение работать в паре; контролировать друг друга.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,

№ задания,

 № слайдов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг. Момент

Мотивация учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

На друг друга посмотрели.

– Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка, и те знания, которые вы уже приобрели.

Показывают готовность к уроку, умение сидеть за партой.



Смотрят друг на друга и желают друг другу хорошего настроения.

  1. Минутка чистописания

Слайд 2

ъ,ь,ы





Безголосый он добряк,
Всё смягчает ...
(
мягкий знак)

Быть нам рядом не годится!
Можешь в этом убедиться -
Посмотри на алфавит,
Между нами «ы» стоит!

(Ь - Ъ)

Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов!

(Ы)

Молодцы! Дайте характеристику этим буквам. Что вы можете о них рассказать?

Откройте тетради и запишите число. Пропишите эти буквы.

Слушают и отгадывают какие буквы будут прописывать.

Ъ, Ь, Ы

Ъ и Ь не обозначают ни одного звука. Ъ служит для разделения. Ь для смягчения согласного и разделении.

Ы – гласная, обозначает твердость согласного, ударная/безударная.

Прописывают.

  1. Повторение пройденного  (словарная работа и фонетическая разминка)

На доске

[сарока], [варабэй], [варона]

Слайд

Иллюстрация сороки, воробья, вороны.

Вот так горе! Вот беда!

Вот так спрятались слова!

Состоят они из звуков.

Кто поможет их назвать?

Назовите слова. Запишите эти слова (с комментированием на доске) в тетрадь  и выделите орфограмму. Составьте предложение с одним из слов.

Сорока, ворона, воробей



Ученик диктует и все записывают слова. Ставлю ударение, ударение падает на слог…, подчеркиваю безударную гласную, ее нужно запомнить.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

На доске: таблички

Лимон, летает, цветок, слива, улыбается, кислый.

Что называют данные слова? На какой вопрос отвечают? Что они обозначают?

Что слова еще могут называть? (на доске две таблички)

Хорошо! Молодцы! Тогда со следующим заданием вы справитесь без труда.

Прочитайте слова и разделите их на группы. На какие 2 группы? (назовите, что называет каждое слово)

Слово «кислый». На какой вопрос отвечает это слово? Что оно называет?

Предметы

Действия предметов.


Читаю слова, задают вопросы к словам и говорят, что называет или обозначает каждое слово.

Дети затрудняются ответить.

  1. Постановка учебной проблемы

Почему мы не смогли отнести это слово ни к слову-предмету, ни к слову - действию предмета? Может это слово называет еще что-то?

С какими словами мы будем сегодня работать?

Каковы задачи нашего урока? Над чем мы сегодня понаблюдаем и какой вывод мы должны сделать?

(Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, которые обозначают признаки предметов)

Отвечает на вопрос какой?


На какие вопросы отвечают слова называющие различные признаки предметов.

Задачи: различать среди других слов слова, которые называют признаки предметов

  1. Решение учебной проблемы

Слайд 4

Лимон





Слайд 5 (яблоко и помидор)

Образец

Листки с рисунками помидора и яблоко

Посмотрите еще раз на эти слова и скажите с каким словом может дружить слово «кислый»?

Опишите этот предмет. Какой он по цвету, по форме,  по вкусу?

Что вы сейчас назвали? (предметы, действия или признаки)

Значит, слова «желтый», «Круглый», «кислый» это признаки предметов.

Самостоятельно опишите предметы в парах по образцу:  какой предмет по цвету, по форме, по вкусу (помидор, огурец)

Проверим. Зачитайте свои ответы. Молодцы!

Кислый лимон


Лимон - желтый, круглый, кислый.

Признаки лимона.



Работают в парах. На листках пишут признаки предметов.

  1. Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

  1. Первичное закрепление

Учебник с.43

Упр. 27

Закрепим наши полученные знания. Выполним упражнения в учебнике устно.

Открывают учебник, читают задание и выполняют устно.

Лента синяя, желтая, красная, длинная, короткая, волнистая

  1. Закрепление знаний

Учебник с.43

Упр. 28


С.44 Упр.29

Прочитайте загадку. Отгадайте ее. Какие слова помогли отгадать загадку?

Что называют эти слова? Спишите загадку. Возьмите зеленый карандаш и проверьте себя. Нарисуйте на полях смайлик соответствующий.

Прочитайте слова. Что они называют? Найдите слова противоположные признаки. Как называются такие слова?

Читают. Арбуз. Слова: алый, сахарный, зеленый, бархатный.         Признаки предмета.

Читают слова. Признаки предметов. Антонимы.

  1.  Рефлексия учебной деятельности

слайд

Что нового узнали на уроке?
- Что особенно понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какие знания, умения и навыки помогали нам сегодня на уроке?

Оцените себя с помощью светофорика.

Дети оценивают себя и свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок русского языка по теме:«Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».

Цели: Образовательные: ·           Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...