Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение изученного о глаголе"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Материал содержит подробный конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_izuchennogo_o_glagole.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №51

Куйбышевского района г.о.Самара

Методическая разработка

урока русского языка во 2 классе

«Повторение изученного о глаголе»

                                                                                     Составитель:

                                                                                     Альфутина Н.А.,

                                                                                     учитель начальных классов.

Урок русского языка во 2 классе

по теме «Обобщение изученного о глаголе»

        

        Цель: 

Образовательный аспект

закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, правописания частицы НЕ с глаголами;

Развивающий аспект

развивать устную и письменную речь;

Воспитательный аспект

воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С. Пушкина.

        Тип урока: обобщение и систематизация.

          Вид урока: путешествие.

        Оборудование: 

У учителя:

кроссворд, картинка с изображением корабля-парусника, книжная выставка произведений А.С. Пушкина, карточки с названием пристаней, карточки со словарными словами, карточки с глаголами, белочка (мягкая игрушка).

у учащихся: 

учебники, тетради, круги-сигналы, карточки опоры.

Ход урока:

        1. Организационный момент.

        - сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей. Наш урок будет необычным и потому, что будет сказочным, поэтичным. Мы отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

        -Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут (включается музыка).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах…

        2. Целевая установка.

        - но чтобы попасть на корабль, нужно получить билет. Билет тоже будет необычным. Это кроссворд. Отгадав его, вы узнаете тему урока и повторите словарные слова.

        -Я буду читать отрывки из сказок Пушкина, в которых встретятся словарные слова. Ваша задача – правильно записать эти слова в кроссворд. (один учащийся вписывает слова в кроссворд, остальные записывают в тетрадь. Во время чтения отрывков детям показываются карточки сло словами, в которых непроверяемые безударные гласные пропущены)

                                                                карточки:

                                                                гор…д

                                                                к…рабль

                                                                к…ртина

                                                                б…г…тырь

                                                                в...сток

                                                                ст…лица

1.

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь перед собой

Видит город он большой.

2.

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят

3.

Царь Дадон к шатру спешит…

Что за странная картина!

Перед ним его два сына.

4.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в спором беге –

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря

5.

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далёк:

Восвояси на восток…»

6.

Вот въезжает в город он…

Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок вспорхнул со спицы.

- Прочитайте ключевое слово кроссворда      (глагол)

- Верно, глагол. Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы должны повторить всё, что узнали о глаголе.

        

3. Работа  по теме урока.

        - Наша первая остановка у пристани «Вспоминайка».

        -  Давайте запишем предложение: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

        - С помощью каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром?      (гуляет, подгоняет )

        - Какой частью речи являются эти слова?      (Глаголами)

        - Обозначим их.

        - Ребята, а кто вспомнит, что обозначают глаголы?   (глаголы обозначают действия предметов)

        - А на какие вопросы отвечают глаголы? (Что делает? Что сделает? Что будет делать? и  т.д.)

        2.

        - Молодцы! А наша вторая остановка у пристани «Сказочная».

        - Послушайте нашу сказительницу (ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья»).

        «Жил-был Глагол. Однажды он решил,  что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт – видит  - сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

        Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому было также одиноко и грустно. Долго ли, коротко ли  шли они, вдруг оказались в  сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает Сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу. Улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»

        - Вот и царевна из «Сказки о мёртвой  царевне и о семи богатырях» тоже делает добро людям.

        - Прочитайте отрывок из сказки. Запишите его в тетради (запись на доске):

                        Дом царевна обошла.

                        Всё порядком убрала…

        -  Давайте найдём главные члены в первом предложении  (1 человек у доски)

        - Итак, ребята, скажите ещё раз, чем же является глагол в предложении? (сказуемым)

        - Да, чаще всего сказуемым.

        - Но я вижу, что вы немного устали.

        

        3.

        - Давайте причалим к пристани «Здоровье» и немножко отдохнём. (физкультминутка, проводит ученик)

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

        - Ну вот, мы отдохнули и можем двигаться дальше.

        4.

        Наша следующая остановка у пристани «Словознайка».

        - Время… Что это такое? Как вы понимаете смысл этого слова? (часы, минуты, сутки, дни, года)

        - Известный русский писатель, собиратель и толкователь русских слов В.И. Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками».

        - Помните в сказке:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.

        - Выполните фонетический разбор слова время (один человек у доски, остальные в тетрадях)

        

        Время (2 слога)

В -  в    согл, зв, парн, тв.

Р -  р    согл, зв, непарн, мягк

Е -  э    гласн, ударн.

М -  м   согл, зв, непарн, мягк.

Я -  а    гласн, безуд.

5 б., 5 зв.

        -  Молодец, хорошо справилась с заданием.

        -  Как вы понимаете, ребята, дальше у нас пойдёт разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

        5.

        Об этом более подробно мы поговорим на пристани «Шуточная»

(инсценировка)

        Учительница:  - Лентяйкин! Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься». Какое это время?

        Лентяйкин: - Утро!

        Учительница: - Садись Лентяйкин! Плохо!

        - Ребята, что не понял Лентяйкин? Что хотела услышать учительница? (учительница говорила о времени глаголов)

        - А для чего нужно уметь определять время глаголов? (чтобы правильно употреблять в речи)

        - Давайте ещё раз вспомним, какие глаголы называла учительница. Умываюсь, умываешься.

        - В каком времени употреблены эти глаголы? (в настоящем)

        - Что обозначают глаголы настоящего времени? (действие, которое происходит сейчас)

        -  На какие вопросы отвечает? (что делаю? Что делает?)

        - А в каком еще времени могут употребляться глаголы? (в прошедшем и будущем)

        - А что обозначают глаголы прошедшего времени? На какие вопросы отвечают?   (Пример: умывался)

        - Теперь вспомним глаголы будущего времени. Что они обозначают? На какие вопросы  отвечают?   (пример: буду умываться, умоюсь)

        6.

        - Ребята, эти знания помогут  вам выполнить задание на пристани «Думайка».

         - Послушайте отрывок  (сказительница читает наизусть)

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

        - Из этого отрывка вы должны будете выписать глаголы по временам. 1-ый ряд выпишет глаголы прошедшего времени, 2-ой ряд – глаголы настоящего времени, а 3-ий ряд – глаголы будущего времени.

        

                1 ряд                                        2 ряд                                3 ряд

        послушалась                                чувствует                        выкинет

        вынесла                                                                        покинет

        отхлынула

        - Проверим, как вы справились с заданием. 1 ученик буде читать глаголы (с вопросами), а вы с помощью кругов-сигналов покажете, согласны с ответом или нет.

                (проверка  с объяснением)

        -        Ветер весело шумит,

                Судно весело бежит.

        7.

        - Мы продолжаем путешествие. И наша следующая остановка у пристани «Угадайка».

        - Мы очутились на острове Буяне и  встретили чудо, а поведает нам о нём сказительнца.   (сказительница читает)

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые…

        - Все скорлупки золотые, и в каждом орешке глаголы. И среди них есть такие, которые отвечают на вопросы «Что делать? Что сделать?»

        - Как называются такие глаголы?  (глаголы неопределенной формы)

        - Верно. А кто знает, почему они так называются?  (нельзя определить  ни время, ни число).

        - Хорошо. Ну а теперь пришло время поиграть. Мои помощники выйдут к доске и будут читать отрывки из сказок Пушкина.

        - Если встретится обычный глагол (глагол в каком-либо времени), будем топать  ногами, а если глагол в неопределенной форме – хлопаем в ладоши.  (игра проходит стоя, дети видят карточки с глаголами).

        - Как будем различать глаголы?  (по вопросам)

1.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

2.

Смотрит – видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей…

3.

Он их кормит и поит

И ответ держать велит…

4.

Комаром оборотился

Полетел и запищал,

Судно на море догнал.

5.

… И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь…

6.

Крепко связаны ей локти;

Попадётся зверю в когти.

Меньше будет ей терпеть.

7.

Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,

Что лишь только не дышала.

        -  Молодцы ребята. Садитесь. Посмотрите ещё раз на эти глаголы.

        - Какое правило вспоминается вам? (частица НЕ с глаголами пишется отдельно).

        - Запишите глагол   не дышала.

        - Приведите ещё по 2 примера на это правило.  (с/р)

        - Прочитайте свои примеры (2-3 человека).

        -         Так и вздулись сердитые волны,

                Так и ходят, так воем и воют.

        - Недовольна золотая рыбка. Я не отметила тех, кто лучше всех работала на уроке  (оценивание детей)

        4. Итог  урока.

        Наше сказочное путешествие заканчивается, и мы подошли к последней пристани «Итоговая».

        - Что же мы повторили сегодня о глаголе?

        - Из каких сказок А.С. Пушкина были отрывки?

        - Многие его произведения представлены на нашей выставке.

        - Золотая рыбка приплыла к нам и принесла домашнее задание.

        5. Домашнее задание.

        Домашнее задание сегодня можно будет выбрать. Или выполнить упр. 59 на с. 38 (списать текст, подчеркнуть глаголы, определить их время), или списать отрывок из любой сказки А.С. Пушкина (8-10 строчек), подчеркнуть глаголы, определить их время.

Учитель начальных классов                        Н.А.Альфутина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"

Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов."  Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"

Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Закрепление изученного о глаголе"

Данный урок русского языка является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол».Методическая цель: использование технологии сотрудничества для формирования универсальных учебных действий...