Открытый урок по русскому языку
материал по русскому языку по теме
Открытый урок по русскому языку
в 4 «б» классе на тему:
«Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 22
г.Королёв
Полторацкова Лиана Романовна.
Цели
:
- сопоставить прилагательное с существительным, выявить сходства и различия данных частей речи;
- развивать умение точно и правильно использовать в речи имена прилагательные и существительные; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы, творческую мыслительную деятельность; воспитание интереса к русскому языку.
- Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь.
Учебник
. Русский язык. 4 класс. Т.Г. Рамзаева –Москва “ Дрофа”,2007г.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята! Поднимите на меня свои глазки.
Я посмотрю, все ли у вас в порядке.
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?
II. Минутка чистописания.
На доске: Вместе – служба, вместе – дружба.
– О каких частях речи это высказывание? Почему?
Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:
Существительное с прилагательным
Живёт на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
III. Тема урока.
- Итак, давайте сформулируем тему урока. ( Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном)
- Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучение разделов об имени существительном и имени прилагательном. Сейчас вам предстоит обобщить полученные знания.
- Работать мы будем по плану, который дан в упражнении 358.
IV. Работа по теме.
1.Ответы на 1– 3 вопросы упражнения. (вначале учащиеся дают определение имени существительному, затем – прилагательному).
Учащиеся отвечают на вопрос, по мере их ответа учитель прикрепляет на магнитную доску ответы на полосках бумаги.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
1) Часть речи | 1) Часть речи |
2) Предмет | 2) Признак предмета |
3) Кто? Что? | 3) Какой? Какая? Какое? Какие? |
2. На доске: Чудная, солнце, картина, берёзка,снежная, белоствольная, яркое, синее, капель,небо, звонкая, поляна.
- Прочитайте слова.
- Подберите синоним к первому слову. Объясните значение слова “ капель”.
- Что заметили? На какие 2 группы можно разделить все эти слова?
(На существительные и прилагательные)
- Назовите словарные слова, четко проговаривая. ( картина, берёзка)
- Какие ещё орфограммы вы заметили в этих словах?
- Составьте словосочетания из данных слов?
Проверка (Записано на обратной стороне доски)
чудная картина
снежная поляна
синее небо
звонкая капель
белоствольная берёзка
яркое солнце
3. Чтение 4 пункта плана упр.358. (Как изменяются?)
- Существительные и прилагательные изменяются по числам.
- Существительные и прилагательные изменяются по падежам.
- Существительные имеют постоянный род, а прилагательные изменяются по родам. (От чего зависит род прилагательного? Когда прилагательное изменяется по родам?)
- Только существительные имеют 3 типа склонения.
- Связаны ли между собой эти части речи в словосочетании или предложении? Каким образом?
На доске дополняется запись
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
1) Часть речи | 1) Часть речи |
2) Предмет | 2) Признак предмета |
3) Кто? Что? | 3) Какой? Какая? Какое? Какие? |
4)Изменяется по числам и падежам | 4) Изменяется по родам, числам, падежам |
Работа по группам.
1 ряд (1 гр.) Дети работают в паре. Запишите слова во множественном числе: чудесная картина снежная поляна белоствольная берёза 1 ученик у доски. | 2 ряд (2 гр.) Запишите словосочетание, изменяя по падежам (просклонять): чудная картина 1 ученик у доски. | 3 ряд (3 гр.) Дети работают в паре. Под диктовку: к чудной картине, на снежной поляне, около белоствольной берёзки. 1 ученик у доски. Определите род, число, падеж прилагательного, выделите окончания. |
Проверка заданий в группах.
На доске прикреплены 3 прямоугольника (зелёный, желтый, красный)
Ученик подходит к доске и снимает с доски прямоугольник любого цвета. На обратной стороне записаны словосочетания.
- Составьте предложения с данными словосочетаниями, поставив их в указанном падеже:
Раннее утро– в творительном падеже;
Зимний лес – в предложном падеже;
Тонкие ветви – в дательном падеже;
Предложение составляет ученик,вызванный к доске. Учащиеся проверяют его работу(сигнальные карточки), предлагают свои варианты предложений.
V. Физкультминутка.
- Я буду называть словосочетания. Если вы услышите имя прилагательное в среднем роде, то вы делаете наклоны вправо-влево. Если имя прилагательное будет стоять в мужском роде, то вы приседаете.
Морское дно, весёлый праздник, старый дом, зимнее утро, весёлая песня, чистый воздух,далёкое утро, трескучие морозы, большой город.
VI. Работа по теме.
6) Ответ на 5 пункт плана.
– Каким членом предложения чаще всего бывают?
На доске дополняется запись
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
1) Часть речи | 1) Часть речи |
2) Предмет | 2) Признак предмета |
3) Кто? Что? | 3) Какой? Какая? Какое? Какие? |
4)Изменяется по числам и падежам
5) Подлежащим | 4) Изменяется по родам, числам, падежам
5) Второстепенным членом предложениям |
7) Работа у доски.
1. 1 ученик работает у доски. На доске записано предложение. Вставить пропущенные буквы.Разобрать по членам предложения. Указать части речи.
В зимн..м убор.. дер..во красиво выделялось на светл..м фоне зари.
2. Индивидуальная работа по карточкам. Задание такое же.
Все в тетрадях, 1 ученик у доски.
Вставь пропущенные буквы. Разбери по членам предложения. Укажи части речи. |
Тонк.. ств..лы м..л..дых б..рёз пр..гнулись под тяжестью снега. |
3. Из данных слов составьте предложение.
Д..рожк.., по, вышли, узк.., р..бята, к,д..ревн.., ближн.. .
Запишите это предложение. Разберите его по членам предложения и частям речи. (Коллективная работа с места)
4. Проверка выполнения работы ученика у доски.
VII. Обобщение.
- Итак, ребята, в чем же сходство, а в чем различие имени существительного и имени прилагательного?
VIII. Творческая работа.
Стояла * зима. Трещали * морозы. Дули * ветры. Мела * позёмка. Сосны и ели надели * шубки. Берёзки и * осинки покрылись * шапками. Деревья погрузились в * сон.
- Какую роль играют имена прилагательные в речи? ( Текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для уточнения)
- Перед вами текст с пропущенными прилагательными. Прочитаем его. Дополните текст недостающими словами. Сравнить тексты.
- Какой текст получился? (описание)
- Как вы его озаглавите? ( Зимний денёк. )
IX. Итог. Рефлексия.
- Какую учебную задачу вы поставили перед собой?
- Как вы считаете, справились вы с её решением или нет? Обоснуйте свой ответ.
- Давайте поговорим о ваших впечатлениях и чувствах.
- Закончите предложения.
Я работал с ……. настроением.
Я …………. доволен собой.
X. Домашнее задание.
Стр. 43 упр. № 362.
Литература:
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
- Я.Ш. Гараева. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. – Москва “ ВАКО”, 2007.
- Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Физкультминутка.
- Я буду называть словосочетания. Если вы услышите имя прилагательное в среднем роде, то вы делаете наклоны вправо-влево. Если имя прилагательное будет стоять в мужском роде, то вы приседаете.
Морское дно, весёлый праздник, старый дом, зимнее утро, весёлая песня, чистый воздух,далёкое утро, трескучие морозы, большой город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"
урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....
Комментарии
Ознакомилась с Вашим
Ознакомилась с Вашим конспектом. Отмечу разнообразие заданий и удачное использование разных форм работы.