Парные согласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Чунина Элеонора Гивиевна

Конспект урока по рускому языку по теме: "Парные согласные в корне слова" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет, класс: Русский язык 3 класс

Программа: развивающая система Л.В.Занкова

Учебник, автор: А.В.Полякова  «Русский язык» 3 класс

Учитель: Чунина Элеонора Гивиевна

Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности

Тема: Правописание парных согласных на конце и в корне слова

Место и роль урока в изучаемой теме: Третий урок в теме  

Цели:

Предметные:

-продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в слове;

-формировать умение проверять написание слов с парным согласным на конце и в середине слова.

Метапредметные

Познавательные

- активизировать познавательную деятельность

- формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать

- осуществлять анализ объекта с целью выявления признаков и формулировки характеристики изучаемых объектов

- проводить сравнение, классификацию учебного материала по заданным критериям

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов

- давать характеристики изучаемым  объектам на основе их анализа

- строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи  

-структурировать знания, делать выводы; преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные

- воспринимать мнение других людей о языковых явлениях

- понимать задаваемые вопросы

- выражать свою точку зрения

- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию

 - обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль

Личностные

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению родного языка

- осуществлять оценку работ и ответов одноклассников  на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические
  • по уровню познавательной активности: проблемный
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование для учителя:

  • компьютер
  •  мультимедийный проектор
  • учебник «русский язык» 3 класс

Оборудование для обучающихся:

  • учебник «русский язык» 3 класс
  • тетрадь
  • карточки для  работы в паре и индивидуально

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к деятельности

Кто хочет разговаривать,

 Тот будет выговаривать

 Так правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.        

Ша-ша-ша-ша
Наша школа хороша.
Жу-жу-жу-жу

В эту школу я хожу.

Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите его своему соседу. Пожелайте ему удачи.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Отвечают на вопросы.

Мотивационная и эмоциональная готовность  к учебной деятельности.

Личностные

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка

Этап актуализации

На доске записаны тройки слов. Задание: прочитать тройку слов, найти «лишнее» слово:

  • пере, бу, за
  • шествие, убежала, пробежка
  • снегирь, гриб, ястреб

Ученики слушают и выполняют задания.

Фронтальная работа

Регулятивные

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные

Умение анализировать, сравнивать и синтезировать языковой материал

Этап проблематизации

Среди набора символов найдите слова, запишите их в строчку:

  • RСQУIПY -суп
  • ОDFБGЕJWД-обед
  • SLГZРVИLБN-гриб

Что объединяет все эти слова?

Что такое орфограмма?

Ученики выбирают русские буквы и записывают слова,

Вспоминают и формулируют правило

Познавательные

Умение анализировать, сравнивать и синтезировать языковой материал

Этап целеполагания и планирования

Подумайте, над какой орфограммой мы будем сегодня работать?

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока:

Повторить…(что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).

Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).

Вспомните, чем отличается звонкий согласный звук от глухого?

Составьте пары звонких-глухих согласных

Формулируют тему урока

( знак +)

( овладеть умением записывать сложение с помощью знака + )

Регулятивные

Умение формулировать учебную задачу.

Этап концептуализации

-  В каком случае  согласный находится в слабой позиции?

 (На конце слова, перед согласным, кроме сонорных.)

     - В каком случае согласный находится в сильной позиции?

 (Если за ним следует гласный.)

Парные согласные находятся в сильной позиции:

1) перед гласными;

2) перед сонорными согласными.

Парные согласные находятся в слабой позиции:

1) на конце слова;

2) перед согласными, кроме сонорных

Сказка: «Спор согласных»

 

- В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

 - В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

 - Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.

 Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.

 - Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД  нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.

 Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.

Дети формулируют правила, приводят примеры, делают выводы

Двое заранее подготовленных учеников помогают инсценировать сказку

Регулятивные

Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Познавательные

Умение анализировать и делать выводы

Коммуникативные

Умение  работать в паре,учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

Умение контролировать действия партнера.

Умение контролировать и оценивать свои  действия.

- Как вы думаете, что сказал король – Всемогущее ПРАВИЛО? Чтобы это узнать выполним следующее задание.

Работа в парах

Задание с портала «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb781c19-7188-4e5f-b86f-5675f15c2b4a/%5BNS-RUS_2-16%5D_%5BIG_048%5D.swf

 - Совершенно верно. Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.

 - Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас одолеет любой враг, - сказал в заключении король – Всемогущее ПРАВИЛО.

ФИЗМИНУТКА

Вспоминают правила работы в паре:

1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

2.Выслушать мнение каждого.

3.Найти общее решение.

Доказывают.

Дети работают в парах по карточкам и формулируют правило проверки парных согласных.

Один ученик работает за компьютером

Регулятивные

Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Познавательные

Умение анализировать и делать выводы

Коммуникативные

Умение  работать в паре, учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

Умение контролировать действия партнера.

Умение контролировать и оценивать свои  действия.

Этап конструирования

1. Словарно-орфографическая работа. (мультимедийная презентация)

1.Предлагается поиграть в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадать загадки, записать отгадки, проверочное слово писать впереди:

На солнце греется пузатый

Крепыш в рубашке полосатой. Арбуз

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. Морковь

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?  Тетрадь

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. Медведь

Что за мастер на стёкла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?Мороз

2. Игра «Доскажи словечко»  

   -  Договорите слово и напишите его вместе с проверочным (сначала проверочное).

 У лисички Любки остренькие …(зубки)

 Закрывают дети глазки, детям сниться будут …(сказки)

 Дружно мы возьмём лопатки, хорошо вскопаем…(грядки)

  У нас общие игрушки, потому что мы - …(подружки).

3. Найди ошибку:

У Васютки ужки чутки. Усы длинные, шупка шёлковая, Гласки огневые, кокти цебкие. Ласков Васька да хитёр.

4. Дифференцированная самостоятельная работа по вариантам:

1 уровень.- Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.

Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.

2 уровень.

Разбежались слова. Помогите их собрать.

Где растет морковь?

 На________________.

 Буквы пишут где?

 В __________________.

 Утром чистим что мы?

 Чистим_______________.

 Надеваем в холод?____________.

 Любим все __________,________.

 И читаем на ночь ______________.

Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.

Дети отгадывают загадки, записывают отгадку вместе с проверочным словом

Работа в парах. Прочитать текст, найти и исправить ошибки, проверить друг друга

Ученики самостоятельно работают по карточкам в тетрадях и сами себя проверяют

Регулятивные

Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Коммуникативные

Умение  работать в паре,учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

Умение контролировать действия партнера.

Умение контролировать и оценивать свои  действия.

Познавательные

Умение анализировать и делать выводы

Регулятивные

Умение контролировать и оценивать свои  действия.

Личностные

Умение  организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

Этап рефлексии

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке?

- Мы достигли её? С кем было приятно работать? Почему? Мне тоже было приятно работать с вами.

- Спасибо за работу.

-  Оцените свою работу на уроке:на полях тетради нарисуйте смайлик:

  • на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - улыбается;
  • затруднялся при выполнении заданий -серьезно;
  •  было трудно работать – грустный.

  - Оцените свои знания и умения по теме урока.

Я узнал…

 Я научился…

 Мне понравилось…

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Эмоционально и критически оценивают свою работу на уроке

- Спасибо за урок!

Регулятивные

Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.



Подписи к слайдам:

Урок русского языка во 3 классе
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 14Чунина Элеонора Гивиевна
Ок-ок-ок-Начинаем мы урок!Ам-ам-ам-Гости пришли к нам!Ать-ать-ать-Надо знания показать!Ем-ем-ем-Чтоб приятно было всем!
Найди пару
 Д ЖБ В Г З    ШП СФКТ
Словарная работа
На солнце греется пузатыйКрепыш в рубашке полосатой.Арбуз
Красна девицаСидит в темнице,А коса на улице.Морковь
То я в клетку, то в линейку.Написать по ним сумей-ка!Можешь и нарисовать.Что такое я?Тетрадь
Хозяин лесной просыпается весной.А зимой под вьюжный войСпит в избушке снеговой.Медведь
Что за мастер на стёкла нанесИ листья, и травы, и заросли роз?Мороз

- загадка
Забор, гадкий, камера
кролик, ватрушка, каша
- кроватка
русалка, башмак, канат
- рубашка
рокот, ботва
- робот
лавсан, камера
- лавка
Найди ошибку
У Васютки ужки чутки. Усы длинные, шупка шёлковая, гласки зоркие, кокти цебкие. ласкоф васька да хитёр.
Измени слово так, чтобы парный согласный в слове нуждался в проверке.
Гряда –Шуба –Ягода –Голова – Грибы – Площадь –
грядкашубкаягодкаголовкагрибкиплощадки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование по теме «Написание слов с парной согласной в корне слова» на основе материала по устному народному творчеству

Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование по теме «Написание слов с парной согласной в корне слова»  на основе материала по устному народному творчеству...

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Слова с парными согласными в корне слова.

Данная презентация разработана для урока русского языка во 2 классе.Цель урока: познакомиться с орфограммой «Парные согласные в корне слова».Задачи:- формировать умение обосновывать написа...

2 класс_Самостоятельная работа по темам_Безударные гласные в корне слова_Парные согласные в корне слова

2 класс. Самостоятельная работа по темам "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные в корне слова"....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова".

Урок русского языка в 3 классе по по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова", разработан в соответствии требованиям ФГОС....