Урок развития речи во 2 классе. Тема:"Любую болезнь лечит доброе слово"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ средняя (полная) общеобразовательная школа №4
г. Рославля Смоленской области
Тема урока
( урок развития речи)
Любую болезнь лечит доброе слово
Учитель
Василюженкова Л.В.
2010г.
Цели:
1.Развитие речи учащихся.
2.Обогощение словарного запаса.
3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания.
Ход урока
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок и чтобы он прошёл хорошо нам надо хорошее настроение. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, улыбнёмся, солнышку и пусть от наших улыбок на сердце станет веселее.
Давайте вместе прочитаем тему нашего урока. Ой, а кто это перепутал слова в предложении? Ну не будем расстраиваться и попробуем правильно расположить слова в предложении, чтобы прочитать тему нашего урока. ( Дети меняют слова местами) Прочитайте, что у вас получилось?
«Любую болезнь лечит доброе слово».
Давайте откроем папочки, которые лежат у вас на партах, достанем из вторых файлов пустые листочки и запишем тему нашего урока.
(Дети на листочках записывают тему урока)
- Ребята, а как вы думаете, действительно ли любую болезнь лечит доброе слово?
- Да.
-Сегодня на уроке мы с вами попробуем выяснить, какие слова называются добрыми и сколько стоит доброе слово, попробуем выяснить, какое должно быть сердце у доброго человека и существует ли аптека доброты и чуткости и как сделать так, чтобы добро на планете Земля множилось. Итак, добро шагает по Земле. Первое слово, которое появляется на нашем уроке – это слово ДОБРО
(на доску вывешивается слово добро)
- Ребята, давайте попробуем подобрать родственные слова к слову добро?
(доброта, добрый, Добряк, Добрыня, добродушный, добренький, добросердечный.)
- Молодцы. А сейчас давайте все эти слова запишем на своих листочках.
- Скажите, что объединяет эти слова?
(Все они имеют одинаковый корень и называют человека, совершающего добрые поступки)
- А какие добрые, тёплые, нежные слова вы знаете?
(спасибо, пожалуйста, спокойной ночи…)
-Молодцы. Ребята, как человек должен говорить эти слова?
(нежно, ласково)
- Правильно эти слова надо произносить с особыми чувствами, глядя друг другу в глаза. Когда мы говорим эти слова, нужно помнить. Что при этом мы посылаем другому человеку чувство благодарности, признательности.
- Как мы называем человека, умеющего сказать нежные, добрые слова? (ласковый, доброжелательный, сердечный)
-Доброго, отзывчивого человека часто называют сердечным, подарки дарят от чистого сердца…
- Как вы думаете, какое сердце должно быть у этого человека?
(мягкое, доброе, отзывчивое.)
(учитель показывает ребятам игрушку – сердце, даёт им потрогать его и сердце из дерева) Ребята трогают сердца: одинаковые по форме, цвету.. - ---
- Ребята, чем похожи эти сердечки?
(Одинаковые по цвету, по форме, по размеру)
- А чем они отличаются?
(Одно сердечко мягкое, а другое твёрдое)
- Ребята, как вы можете назвать это сердце? (мягкое …)
- А вы слышали словосочетание: мягкосердечный человек. Вот у этого человека мягкое, доброе сердце.
- А какие сердца у вас?
- Какие добрые поступки вы совершили, чтобы доказать, что у вас действительно добрые сердца?
А сейчас, ребятки, закройте глазки, положите, пожалуйста, свою ручку на своё сердечко, представьте своё собственное сердце таким мягким, как то, за которое вы держались. И из этого мягкого сердца посылайте лучики тепла и света всем тем, кого хочется вам любить.
- Откройте глаза. Кому ты послал свою любовь?
Ребята, посмотрите нежно друг другу в глаза. Пусть лучики из ваших глаз пересекутся, и вы увидите, что вы добрые человечки и пускай вместе с этими лучиками добро от одного человека передастся другому.
- А сейчас давайте вспомним всеми любимые сказки. Сказки, которые любят ваши дедушки и бабушки, мамы и папы. В этих сказках есть сказочные герои, у которых доброе, мягкое сердце?
(Золушка, Добрые феи, Крокодил Гена, Дюймовочка, Герда, Белоснежка, Красная Шапочка, Доктор Айболит, …)
- Молодцы. Таких сказочных героев много, мы вспомнили только некоторых из них.
- Как вы думаете, есть ли в жизни такое сердце? (показывает деревянное сердце)
- Есть.
- Как можно назвать это сердце?
(холодное, ледяное, бессердечное)
- У какого человека может быть такое сердце?
( У человека неумеющего делать добрые поступки)
- Правильно.
- Не все люди на земле добрые, ведь есть люди, злые, жадные, сердитые, которые не умеют любить. Потому что сердце их зачерствело. Кто знает, как называют такого человека?
(бессердечный)
-Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой.
Надо постараться понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит, и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения.
- Давайте ещё раз обратимся к сказкам и вспомним сказочных героев, у которых было злое, холодное сердце?
(Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Снежная королева, Карабас Барабас, старуха Шапокляк …).
Все болезни можно вылечить, а как вы думаете можно ли вылечить злые сердца у этих сказочных героев?
- Можно. Посмотрите, пожалуйста, на доску вы видите, что перед вами две аптеки одна аптека называется «Спешу на помощь» (нарисована аптека около неё стоит медсестра в белом халате), а другая называется «Аптека доброты и чуткости» (нарисована аптека около неё стоит Золушка).
- Как вы думаете, (что будет продаваться в этой аптеке) какие лекарства будут продаваться в аптеке «Спешу на помощь»?
(ребята называют названия лекарств)
- А, что можно купить в ««Аптеке доброты и чуткости»?
(ласковые слова, любовь, улыбку, нежность..)
- Бывает, болит сердечко, болит душа – такая болезнь называется душевная. А бывает – ушиб коленку, порезал палец, ужалила оса – физическая боль. Ребята, какая боль сильнее душевная или физическая?
(Душевная)
- Когда болит душа, в какую аптеку мы с вами отправимся за лекарством?
(Аптека доброты и чуткости).
- А если мы ушибли коленку, порезали палец тогда в какую аптеку мы пойдём?
(Спешу на помощь)
- Как вы думаете, в какую аптеку мы отправим Бабу– Ягу, Кощея – Бессмертного.. и почему?
(Во вторую аптеку, потому что им не нужны таблетки, им надо научиться быть добрыми, душевными…)
- А сколько стоят такие лекарства?
(такие лекарства не продаются, их ещё не придумали.)
- Молодцы. Правильно, к сожалению не всё можно купить. Народ придумал пословицу «Не всё продаётся. Не всё покупается». Можно купить туфли, игрушки, мороженое, а любовь, добродушие, сердечность купить нельзя.
- Ребята, но если нет лекарств от душевной боли, тогда, чем, же мы будем лечить злых сказочных героев?
(Добротой, сердечностью, душевностью, любовью).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А сейчас мы поработаем с вами письменно. В ваших папочках есть листочки с заданием. Аккуратненько достаньте их. Я прошу вас продолжить два предложения. …. Зачитай первое, … зачитай второе. Попробуйте, продолжите их, для этого у вас есть слова подсказки. Воспользуйтесь ими.
-Людям очень нужны-
-Людям очень мешают-
- Прочитаем слова подсказки по цепочке. (Дети читают слова подсказки)
Выберите подходящие по смыслу слова: доброта, отзывчивость, грубость, душевность, хамство,добросердечность, жестокость, злость, воспитанность,
бездушие,подлость,человеколюбие,мягкосердечность, милосердие).
- Давайте проверим, что у вас получилось?
(дети зачитывают)
- Молодцы, с трудным заданием справились. Теперь мы с вами знаем, какие качества должны быть у доброго человека. Ребята, а как вы понимаете смысл слова МИЛОСЕРДИЕ? (на доске появляется слово милосердие)
Это слово образовалось от двух слов милое сердце. А что значит милое сердце?
(Доброе, жалостливое, сострадательное)
Именно такое сердечко у Золушки, у Красной шапочки, у Кота в сапогах.
- Сегодня на уроке мы с вами узнали, что есть необыкновенная аптека и что купить в ней можно добрые, ласковые слова. Ребята, подумайте, пожалуйста, какими ласковыми, нежными, добрыми словами, вы могли бы обратиться к злым героям сказки, чтобы сердце у них подобрело, а на лице появилась улыбка.
(Бабу – Ягу – можно назвать бабушкой, бабулечкой,
Кощея – Бессмертного - можно назвать Кощейчиком, дедулечкой..
Снежную Королеву - можно назвать красавицей, хозяюшкой, умницей
Царевну Несмеяну - можно назвать красавицей, …) –
- Сейчас (ученица) прочитает вам весёлое, шуточное, но очень поучительное стихотворение, а вы постарайтесь услышать и записать все добрые слова, которыми автор называет Бабу – Ягу.
На празднике | Леший все подснежники |
У бабушки Яги | Оборвал в лесу |
На столе румянятся | И кричит мне радостно |
Горкой пироги | «Бабушке несу!» |
Прибрано в избушке | Чмокнула Ягуся |
Для куриных ног | В щёку старика, |
Есть в чулане пара | К ней с букетом тянется |
Новеньких сапог! | И моя рука! |
Бегала бабуся | Если будет круглый год |
С бигуди с утра | Доброй, нежной, милой |
А гостей встречала | Перестанем звать её |
Посреди двора! | Мы нечистой силой! |
- Какими ласковыми словами называют Бабу Ягу в этом стихотворении?
(Бабушка, бабуся, Ягуся)
- А почему это вдруг она решила навести порядок в своей избушке?
- А чему она так радуется?
(Букету цветов, который ей подарили на праздник)
- А, что вы подарили бы ей на День рождение?
(Самолёт, новую метлу…)
- Молодцы. Я думаю, что ваши подарки ей понравились бы..
А сейчас я вам предлагаю достать листочки, и написать 3 – 5 предложений как злой Бабе – Яге стать доброй Бабулечкой – Ягулечкой, Подумайте с какими словами вы обратитесь к ней, чтобы она вам улыбнулась и, что вы могли бы ей пожелать, чтобы в будущем она не совершала злых поступков
(Дети пишут 3-5 предложений)
Текст:
Дорогая, бабушка Яга, ты очень красивая, когда улыбаешься. Пожалуйста, улыбайся почаще. А ещё прошу тебя, не летай на своей старой метле, я очень за тебя переживаю, если хочешь, я подарю тебе новую, модную, современную. Надеюсь, что мой подарок тебе понравится, и ты будешь рада.
___________________________________________________
Милая, Бабулечка – Ягулечка, не дружи, пожалуйста, со Змеем Горынычем, и Кощеем Бессмертным, а подружись с каким – нибудь добрым сказочным героем. Он научит тебя добрым словам и хорошим поступкам. Ты перестанешь быть злой, как говорится «С кем поведёшься от того и наберёшься.»
____________________________________________________
Дорогая, бабушка Яга, когда ты не сердишься, ты мне очень нравишься, но я тебя боюсь. Потому, что ты воруешь детей. Пожалуйста, давай с тобой подружимся, я дам тебе все свои игрушки, выучу с тобой ласковые слова, моя бабушка научит тебя печь пироги. Нам будет вместе хорошо.
Ты даже сможешь работать в детском саду.
- Ребята, зачитайте, что у вас получилось?
- Молодцы. Очень хорошо.
- Ребята, так как же сделать так, чтобы добро на планете Земля умножалось?
* Надо самому совершать добрые поступки. А какие поступки называются добрыми?
(Помогать близким, друзьям….)
Будьте добры ко всем, кто слабей,
Пусть не боится вас воробей,
Согрейте котёнка,
Погладьте щенка
И мотылька
Не сгоните с цветка.
Не обижайте и мошкары.
Не забывайте: будьте добры.
* Вырасти хорошим, добрым человеком,
Будьте добры –
Это я говорю по секрету.
Будьте добры _
И не ждите конфету.
Без игры и во время игры,
Если сумеете, будьте скорее добры!
* Каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела (уступать место в автобусе пожилым и больным людям…)
- Я очень хочу, чтобы вы помнили мои слова и пусть они сопровождают вас в жизни: « Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Если вы будете к людям относиться хорошо, то и они будут к вам относиться тоже хорошо.
На память о нашем уроке мне хочется подарить вам вот эти маленькие сердечки, а на обратной стороне написано стихотворение, которое звучало на нашем уроке. И помните, что любую болезнь лечит доброе слово.
А закончить наш урок мне бы хотелось сюрпризом. Я для вас приготовила подарки Мыльные пузыри, но они не простые, а волшебные. Возьмите в руки флакончики с мыльными пузырями, крепко сожмите их в своих ладошках закройте глаза и вдохните свою любовь и доброту в каждый пузырёк. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. А теперь выпустите один только раз мыльные пузыри в разные стороны, и пусть вместе с ними добро разлетается по классу. И помните, что любую болезнь лечит доброе слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.
Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...
Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение
Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Урок развития речи, 2 класс, тема "Предложение. Текст"
Цель урока - организовать совместную деятельность учащихся для формирования умений грамотно строить предложения и небольшой текст, дать учащимся возможность совершенствовать свою монологическую речь....
урок развития речи, 1 класс,тема Предложение.Текст.
В уроке использованы проблемно- игровая технология и ИКТ.ЦЕЛЬ УРОКА: формирование у учащихся диалогической речи...
Урок: Развитие речи (2 класс) Тема: Поздравительная открытка
На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения первой открытки. Формируеся умение в написании поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета...
Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов....