Глагол Закрепление 3 класс УМК "Гармония"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

конспект урока  по русскому языку в 3 классе по теме " Глагол. Закрепление" УМК "гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 -- м классе УМК «Гармония» по теме: «Глагол. Закрепление пройденного»

Цель:    закрепить знания о глаголе.

Задачи:

  1. привести в систему имеющиеся знания о глаголе;
  2. развивать умение правильно употреблять глаголы в речи;
  3. тренировать в изменении глагольных форм;
  4. развивать орфографическую память и зоркость;
  5. воспитывать аккуратность при выполнении работы;
  6. работать над обогащением словарного запаса;
  7. содействовать развитию интереса к изучению русского языка;
  8. развивать внимание, память, способность высказывать свои мысли;
  9. способствовать формированию навыков сотрудничества
  10. формировать УУД: самооценки, взаимооценки, самоконтроля.

Оборудование:

Презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка, сигнальные карточки, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

        Долгожданный дан звонок,

        Начинается урок.

        А теперь все повернитесь

        И друг другу улыбнитесь

        Улыбнитесь мне, гостям

        И садитесь по местам.

Сегодня я предлагаю вам глубже окунуться в загадочный мир, чудесную страну.

        

        Не добраться туда на поезде.

        Не долететь на самолёте.

        Даже ракета не сумеет нас домчать туда.

        Но у нас всё есть:

        Уши, чтобы слышать,

        Глаза, чтобы видеть,

        И сердце, чтобы всё понять.

Вы хотите узнать, что это за страна?

Это страна «Лингвиния». «Лингва» по – гречески «язык». Жители Лингвинии – звуки, слова, предложения. В гости к словам мы отправляемся часто и нам там всегда рады. А кто сегодня будет нашим экскурсоводом? Отгадайте.         

        Что без меня предметы?

        Лишь названья.

        А я приду –

        Всё в действие придёт.

        Летят ракеты,

        Люди строят зданья.

        Цветут сады.

        И хлеб в полях растёт.

Какая часть речи может сказать так о себе? (глагол)

Да сегодня мы будем говорить о глаголе.  Закрепим, всё что знаем об этой части речи. Какое слово будет нам помогать сегодня, вы отгадаете, выполнив следующее задание.

II. Чистописание с орфографическим заданием.

- Я загадала слово. Вы будете отгадывать его по букве и записывать заглавную и строчную буквы на строке.

( слова появляются на слайде)

Дети пишут буквы орфограмм, определяют, слова какой части речи им предложены с помощью сигнальных карточек:

        Красная – имя существительное

        Синяя – имя прилагательное

        Зелёная – глагол

У. Бе...

Д. Парный согласный Г в слабой позиции на конце слова, проверочное слово – «бегать».

У. П..нять. 

Д. Безударна гласная в корне слова О, проверочное слово – «понял».

У. Ло..кий.

Д. Парный согласный В перед глухим согласным, проверочное слово – «ловок».

У. ..сина.

Д. Безударна гласная в корне слова О, непроверяемая уларением.

У. Рома.

Д. Имя собственное, пишем с большой буквы.

У. Л..цо.

Д. Безударна гласная в корне слова И, проверочное слово – «лица».

У. Лес?ница.

Д. Непроизносимый согласный, непроверяемый Т.

У. Стричь.

Д. Ь на конце неопределенной формы глагола.

 

В результате на доске запись:

Гг     Оо     Вв     Оо     Рр     Ии     Тт     ь

 

У. Догадались, какое слово получилось?

Д. Говорить.

У. Назовите орфограммы в словеЗапишите его на новой строке с большой буквы.

Дети записывают слово в тетради.

Оцените свою работу, если работа выполнена аккуратно, то нарисуйте на полях, напротив задания маленькое солнышко. Если надо ещё потренироваться, поработать, то кружок.

III.  Актуализация знаний

 

У. Проанализируйте это слово, как честь речи.

Д. Слово говорить отвечает на вопрос что делать?, обозначает действие, изменяется по временам (говорил). Это глагол в неопределенной форме.

У. Поставьте глагол в форму прош. в., ед. ч., ж. р.

Д. Что делала? Говорила.  

Ученик записывает слово на доске.

У. Покажите строение слова.

Образуйте однокоренные с глаголом говорить слова. Определяем часть речи.

Д. Поговорка, разговор, переговоры, говорливый…

Ученики  записывают слова на доске и в тетради, разбирают по составу. 

 

У. Слово «говорить» будет сопровождать нас на уроке.

 

У.Объясните смысл этого слова. Что значит «говорить»?

Д. Владеть речью, выражать свои мысли.

У. В старину школьный учитель оценил правильный ответ ученика фразой: «Верно глаголешь!» Как вы ее понимаете?

Устаревшее слово «глаголеть» - «говорить», родственно слову… Догадались?

Д. «Глагол».

У. Верно. Устаревшее слово «глагол» означает «слово», «речь». И буква Г называлась «глаголь». Интересно?

У. Сегодня мы продолжим путешествие по Лингвинии, и все же больше внимания уделим Глаголу,

Продолжим говорить о глаголе.

 

 

У. Напомните, что такое глагол?

Игра «Не в свои сани» ( ученик выходит к доске, он глагол, а остальные учащиеся задают ему вопросы, а он на них отвечает:

- что называет?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Как пишется глагол с частицей «не»?

Как изменяется? Какие приметы времён есть у глагола?

 Самостоятельная работа с тестами с проверкой по образцу.

(Поставь + возле правильного ответа)

1в.                                                                                   2в.

1.Что обозначает глагол?

        а) предмет                                                        а) признак

          б) действие                                                      б) предмет

          в) признак                                                        в) действие

          г) количество                                                   г) количество

2. Найди глаголы в неопределённой форме.

        а) говорил                                                        а) видеть

        б) смотреть                                                      б) говорю

        в) идти                                                              в) идёшь

        г) пишут                                                           г) писать

3. Как изменяется глагол?

        а) по числам                                                    а) по временам

          б) по временам                                                б) по падежам

        в) по падежам                                                 в) по числам

        г) по родам                                                      г) по лицам

Самопроверка

Вариант I                                                                  Вариант II

1. б                                                                             1. в

2. б, в                                                                          2. а, г

3. а, б, г                                                                      3. а, в, г

За правильно выполненную работу поставьте на полях солнышко, если были ошибки, то кружок.

IV. Физминутка

Сидя, выпрямили спинки.

И следите все за мной:

Покачали головой.

Руку правую подняли,

Ею дружно помахали.

Руку левую подняли,

Ею дружно помахали.

Пальцы в замок соединили,

За головою их поместили.

Влево сделать поворот,

Вправо сделать поворот.

Влево, вправо…

Влево, вправо…

Не начать ли все сначала?

Молодцы!

V. Лингвистическая работа.

 

У. Подберите синонимы к слову говорить. 

Д. «Болтать», «разговаривать», «сообщать».

У. Что общего у этих слов?

Поставьте их в форму:

  1. Наст. вр., ед. ч., 1 л. (болтаю);
  2. Прош. в., мн. ч. (разговаривали);
  3. Буд. в., ед. ч., 3 л. (сообщит).

 

У. Дома вы искали в словаре толкование некоторых слов.

Д. Я работал со словом «бахорить» - «болтать»,  «беседовать», «разговаривать».

Д. У меня слово «судачить» - сплетничать, говорить о чужих делах.

Д. В сказках встречаются слова «сказывать»,  «баять».

У. А помните у Пушкина: «Правду ль бают или лгут, дива я не вижу тут»,

«…И молва трезвонить стала, дочка царская пропала…». «Трезвонить» - обсуждать.

Д. Есть слово «гутарить» - «говорить», «молвить».

У. Можно ли в синонимический ряд поместить слово «калякать»? Что оно означает?

Д. Рисовать.

У. Верно, но у него есть еще одно значение – «говорить».

Как богат наш русский язык. Сколько в нем слов, близких по значению к слову «говорить», и это ещё не все слова… Это исконно русские слова, но сейчас мы их не используем в речи. Запишите любое слово, которое вам понравилось, а запомнить постарайтесь все.

 

Слова появляются на экране, по мере того, как они их произносят.

 Дети записывают слово-синоним через запятую после слова «говорила».

 

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Язык состоит из слов. Изучать язык, не изучая слов, нельзя. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает человека в течение жизни.  

(По Л.Успенскому)

 

У. Составьте словосочетания, предложение со словом говорить.

ВОПРОСЫ

Говорить как?

            … с кем?

            … о чем?

            … что?

Д. Громко говорить, говорить о друге, говорить правду, говорить по телефону…

У. Составьте предложение со словом «говорить».

 

 

Работа с пословицами.

У. Вспомните пословицы со словом «говорить».

Д. Меньше говори, больше делай.

 

У. Какие ещё пословицы со словом «говорить» вы вспомнили?

Д. Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Д. Говорит бело, а делает черно.

Д. Больше слушай, меньше говори.

Д. Говори меньше, умнее будет.

Д. Ему говорить, что об стенку горох лепить.

Д. Знаючи – говори, а не знаючи – молчи.

Д. Знай больше, да говори меньше.

Д. У кого что болит, тот о том и говорит.

Д. Красно говорит, а слушать нечего.

Д. Больше знай, да меньше бай.

 

У. Коли пословица велит: «Знай больше, да говори меньше», продолжим работу.

Глагол поставить в указанную форму (время, число, лицо или род)
 

                                                           Прош. в., ед. ч., м. р.

Наст. в., ед. ч., 1л.    ЛЕЗУ                                ЛЕЗ

Буд. в., ед.ч., 1л.      ОТНЕСУ                            ОТНЁС

Наст. в., ед. ч., 3л.    ПОЛЗЕТ                           ПОЛЗ

Прош. в., мн.ч.         СГРЫЗЛИ                           СГРЫЗ

 Дети выполняют работу в тетради, самопроверка по слайду.

Звуко-буквенный анализ слова «ПОЛЗ»

За правильное выполнение солнышко.

VI. Фразеологизмы. Работа в паре.

На парте у вас карточки. Работаем в паре. Объясните словосочетание, запишите близкий глагол.

Повесить нос – грустить

Витать в облаках – мечтать

Водить за нос – обманывать

Ломать голову – думать

        

За правильное выполнение солнышко на полях.

У. Каков смысл пословицы?

Говорит по секрету, а выйдет всему свету.                  

 

VII. Физминутка.

Исполнение песенки «По секрету всему свету».

 

У.  Что же лучше: «Молоть языком» или «Держать язык за зубами»?

 

VIII. Итог урока

У. Говорить нам – не устать, было бы что сказать.

            Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?

            О глаголе.

            Что важного повторили? Нового узнали?

            Посчитаем солнышки. 6солнышек –«5»

                                                   4-5 солнышек – «4»

                                                   2- 3 солнышка – «3».

Оценки за работу.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

                                                                                     (И. Тургенев)

Домашнее задание  (Вставь пропущенные глаголы, запиши загадку).

… она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты … чаще с ней,

Будешь вчетверо умней. (Книга)

 

Слова для справок: говорить, толковать, беседовать, болтать, трезвонить.

 

Вариант 1.                                                                             Вариант 2.

Поставь + возле правильного ответа.                  Поставь + возле правильного ответа.

1.Что обозначает глагол?                                           1.Что обозначает глагол?

          а) предмет                                                                   а) признак

          б) действие                                                                 б) предмет

          в) признак                                                                   в) действие

          г) количество                                                              г) количество

2. Найди глаголы в начальной форме                 2. Найди глаголы в начальной форме

          а) говорил                                                                 а) видеть

        б) смотреть                                                               б) говорю

        в) идти                                                                       в) идёшь

        г) пишут                                                                     г) писать

3. Как изменяется глагол?                                    3. Как изменяется глагол?

          а) по числам                                                    а) по временам

          б) по временам                                                б) по падежам

        в) по падежам                                                 в) по числам

        г) по родам                                                      г) по лицам

Вариант 1.                                                                             Вариант 2.

Поставь + возле правильного ответа.                   Поставь + возле правильного ответа.

1.Что обозначает глагол?                                           1.Что обозначает глагол?

          а) предмет                                                                   а) признак

          б) действие                                                                 б) предмет

          в) признак                                                                   в) действие

          г) количество                                                              г) количество

2. Найди глаголы в начальной форме                 2. Найди глаголы в начальной форме

          а) говорил                                                                 а) видеть

        б) смотреть                                                               б) говорю

        в) идти                                                                       в) идёшь

        г) пишут                                                                     г) писать

3. Как изменяется глагол?                                    3. Как изменяется глагол?

          а) по числам                                                    а) по временам

          б) по временам                                                б) по падежам

        в) по падежам                                                 в) по числам

        г) по родам                                                      г) по лицам


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

"Закрепление и систематизация знаний об изученных грамматических признаках глагола" 3 класс

    Урок  по теме "Закрепление и систематизация знаний об изученных грамматических признаках глагола"3 кл.  разработан с применением рейтинговой системы оценки знаний,...

Открытый урок по теме: "Глагол. Закрепление знаний о глаголе"

Цель урока: закрепить и обобщить знания о глаголе...

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"

Немного истории, яркия картинки, достопримечательности...

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».  Обобщение и систематизация знаний. Технологическая карта....

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Закрепление знаний о глаголе."

Урок даёт возможность повторить знания о части речи глагол.  Эпиграфом урока является высказывание Александра Матвеевича Пешковского   «Глаголы – это слова, оживля...