Инновационные образовательные технологии.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по биоадекватной технологии по теме:
«Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. Подготовка к диктанту».
(Русский язык. 4класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_tehnologii.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные образовательные технологии
Урок по биоадекватной технологии по теме:
«Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. Подготовка к диктанту».
(Русский язык. 4класс)
Чередниченко Инна Вячеславовна
ГОУ СОШ №233
учитель начальных классов
.
г. Санкт-Петербург
2013г.
Вступление:
«НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Создание передовой системы образования – это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России на пути в 21век. Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России, разработанной Академией Естественных Наук в 1993-1995 гг., и исходит из её базовых понятий и принципов. Концепция ноосферного образования – это система научно-теоритических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода.
Автором концепции ноосферного образования является доктор психологических наук, действительный член Академии Естественных Наук Наталья Владимировна Маслова.
Человечество вступило в новую фазу развития планетарной цивилизации – в фазу становления ноосферы, что подразумевает глобальный процесс установления гармонического взаимодействия в системе Природа – Общество – Человек, посредством овладения пятым нейро-соматическим контуром головного мозга и переходом к целостному экологичному мышлению.
На этапе ноосферного развития человечества вопросы образования и воспитания имеют глобально-космическое значение, ибо именно сопряжённость образовательного и воспитательного процессов определяют будущее нашей цивилизации. Современный кризис образования может быть разрешён и уже разрешается посредством биоадекватного инструментария системы ноосферного образования. Ввиду того, что педагогическая практика на интуитивном уровне давно «знала» о нелинейности, что подтверждается уникальными педагогическими методами, в системе ноосферного образования учтены самые ценные нелинейные педагогические концепции.
Представители педагогической науки считают, что основное внимание следует уделить «воспитанию мышления и сознания» человека. Для этого необходимо использование в педагогическом процессе таких здоровье сберегающих методов, которые ориентированы на развитие целостного мышления человека, способствуют мотивации и активизации всех потенциальных возможностей личности. В концепции ноосферного образования органично объединены духовные и материальные начала, логика и образ, дух и разум. В концепции ноосферного образования обоснована биоадекватная (природосообразная) методика преподавания учебных дисциплин. Данная методика относится к числу холистических методов преподавания, где соединяются активизирующие суггестопедическиенаправления педагогики.
. Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, естественное восприятие любой информации проходит 4 обязательных этапа:
На первом этапе – сенсорно-моторном – презентуется образ изучаемого явления, аппелирующий к чувственному переживанию информации. Затем следует представление информации посредством осуществления личностного выбора и ассоциативной связи между предложенным образом и изучаемым явлением, что соответствует второму символьному этапу восприятия информации человеческим организмом, на котором формируется учебный мыслеобраз. На третьем этапе – логическом – следует закрепление этого мыслеобраза в логических структурах. На четвёртом этапе – лингвистическом – следует креативное использование мыслеобраза в речемыслительной деятельности, реализующееся в речепроизводстве личности. Это и есть адекватный природе человека и природе работы самой информации естественный путь образовательного процесса. От одного биоадекватного занятия к другому мотивированные учебные мыслеформы как микроструктуры знания по конкретному предмету закладываются в долговременную память ученика. Он учится пользоваться новым мыслеобразом, делая его творческой подвижной микроструктурой мышления и вовлекая в цельный динамический поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов. В результате изучаемый биоадекватным способом предмет входит в соответствие с информационной системой высшей нервной деятельности человека. На практике это проявляется в получении высоких результатов при сокращении учебных затрат, «лёгкостью» и системностью усвоения информации, так как изучаемые явления автоматически выстраиваются в определённый порядок и создают единую систему, занимают место, отведённое для них природой.
Учащиеся научаются методике мышления мыслеобразами, создают личностно-ориентированную систему мыслеобразов по каждой учебной дисциплине. В биоадекватном уроке присутствуют все рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой и хорошо известны:
1. Приобретение знаний;
2. Формирования умения использовать знания;
3. Закрепление навыков использования знаний.
Однако, эти педагогические этапы проходят в определённом режиме.
Первый этап проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией.
Второй этап (формирование умения использовать знания) проходит в состоянии активности. Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.
Во время третьего этапа происходит «отрыв» учебного образа от учебника, происходит поиск собственных примеров с последующими повторениями и корректировкой примеров. Домашнее задание является продолжением третьего этапа. Ребятам предлагается создать, подобрать, придумать свой собственный образ и расположить на нём полученную, на уроке информацию. Опыт показывает, дети любят создавать свои образы. Многие из них желают «одухотворить» образ или усложнить схему, используя дополнительный материал.
Цели урока:
1.Обобщить знания об окончаниях имён существительных в родительном и дательном падежах;
2.Формировать навык правописания окончаний существительных в родительном и дательном падежах;
3. Овладеть навыками грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе с помощью информационных образов.
Оборудование:
Рисунок учителя; цветные карандаши; листы для рисования; индивидуальные карточки с заданием; учебник, гостинец от белочки: орешки.
Ход урока:
- Организация.
- Здравствуйте, ребята. Открываем тетради. Записываем сегодняшнее число. Классная работа.
Давайте с вами с помощью кружочка покажем, с каким настроением мы сегодня пришли на урок.
(дети рисуют красный или зелёный кружочек)
- Минутка чистописания.
- Сегодня мы проведём упражнения для развития свободных движений руки.
-Запишем скороговорку:
Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.
Работа со скороговоркой: Обе ладошки лежат раскрытыми на
столе. Затем то левая сжимается в кулачок, а правая распрямляется,
то наоборот.
- Словарная работа.
- А сейчас мы с вами повторим словарные слова:
Есть слова, подобные птице,
КАРКАЮТ на словарной странице:
тина
тон
КАР ман КАР!
тофель
- Запишем слова в тетрадь, выделим орфограмму.
- Взаимопроверка.
- Релаксация:
Примите удобное положение, пусть ничто вам не мешает. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Ещё раз вдох, выдох. Ощутите во всём теле спокойствие, тепло и лёгкость.
Представьте себе, что мы находимся в зимнем лесу. Ярко светит солнышко. Всё вокруг покрыто белым пушистым одеялом. Нелегко приходится обитателям леса в это время года. Трудно из-под снега доставать им корм. Люди приходят на помощь животным и птицам. Школьники вешают для птиц кормушки. Посмотрите, кто прилетел к кормушке? Вот синичка клюёт кусочек сала. Какая она? Рядом утоляет голод снегирь. Рассмотрите его. А вот клёст подхватил орешек и полетел к себе в гнездо. Какой он? А внизу, посмотрите, следы. Кто ещё приходил полакомиться? Это заяц! А вот белочка.… Посмотрите, чем она занята? Благодарны пернатые ребятам!!
И мы с вами поблагодарим образы, с которыми работали. Постепенно каждый в своём темпе возвращаемся в класс. Сделайте вдох, выдох. Ещё раз вдох, выдох. Потянитесь. Медленно открывайте глаза.
- Беседа:
- Удалось ли вам, что-нибудь увидеть? Поделитесь с нами, что вы увидели, что представили? (отрезок из картины)
- Перед вами листы для рисования. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте то, что каждый из вас увидел.
(индивидуальная работа детей 10-15мин)
- Кто из вас покажет нам свой рисунок и расскажет, что на нём изображено. Почему так?
(опрашивается несколько детей)
- А вот, посмотрите, я предлагаю вашему вниманию свой вариант рисунка.
- Работа над текстом.
- Послушайте текст.
Ребята с осени запаслись желудями, шишками ели, семенами берёзы и ольхи, веничками из лебеды.
Кормушку повесили они у самой опушки. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушке и зайцы. Об этом ребята узнавали по следам. У кормушки можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встрече.
- Как можно его озаглавить? (варианты ответов, например, «Лесная столовая»). Можно ли дать такое же название нашим рисункам? Почему?
7. Работа по развитию речи.
- Ещё раз прочитаем этот текст.
(самостоятельное чтение по индивидуальным листочкам).
- Когда ребята запаслись желудями, шишками и семенами?
- Чем ещё запаслись дети? Что такое лебеда?
(при необходимости понятие даёт учитель)
- Где они повесили кормушку?
- Что значит «опушка»? значение этого слова….
- Кого ещё кроме птиц можно было увидеть около кормушки?
- Как об этом узнавали дети?
- Каким было отношение школьников к гостям?
- Орфографическая работа.
- На какие орфограммы нам встретились слова?
(называется орфограмма, правило – читаются слова на это правило, если необходимо подбираются проверочные слова).
Возьмём простые карандаши и впишем все пропущенные буквы в словах, кроме выделенных словосочетаний.
(учащиеся работают на индивидуальных листочках)
Лесная столовая.
Р..бята с осен… запаслись ж..лудями, ш..шками ели, с..менами б..рёзы и ольхи, в..ничками из лебеды.
К..рмушку повесили они у самой опушк… . Устан..вили мальчики д..журство и в любую п..году по очеред… навещали пернатых друзей. Приходили к кормушк… и зайцы. Об этом р..бята узн..вали по сл..дам. У кормушк… можно было увидеть
и белку. Школьники всегда были рады такой встреч… .
- Физкультминутка.
«Чирик-чик-чик!»
Летит над полем птичка (взмахи руками)
Чирик-чик-чик! (прыжки в такт слов)
А что несёт синичка? (руки разводятся в стороны)
Чирик-чик-чик!
Несёт она травинку. (имитация ноши на плече)
Чирик-чик-чик!
Зачем нужна травинка?
Чирик-чик-чик!
Несёт она травинку.
Чирик-чик-чик!
Гнездо совьёт синичка. (руки поднимаются вверх)
Чирик-чик-чик!
- Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.
- Давайте вспомним, над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
- Какие окончания имеют имена существительные в родительном и дательном падежах?
- Кто расскажет правило?
Р.п. Д.п Р.п. Д.п.
1-е скл. 3-е скл.
-и -е -и
- Выпишем из нашего текста выделенные словосочетания, определим у имён существительных склонение и падеж, вставим пропущенные окончания.
(уч-ся работают цепочкой у доки)
1скл.Р.п 3скл. Д.п.
с осени запаслись по очереди навещали
1скл. Р.п. 1скл.Д.п.
повесили у опушки приходили к кормушке
1скл.Р.п.
у кормушки можно было увидеть
1скл.Д.п.
были рады встрече
- Теперь откроем учебник на странице 104, упражнение 200. и проверим правильно ли мы вставили все пропущенные в словах орфограммы и допишем окончания у имён существительных.
- Итог урока:
- Что повторили мы сегодня на уроке? Какие орфограммы?
- О чём нам нельзя забывать в это суровое время года? Как мы можем помочь пернатым и не только?
Молодцы, вы сегодня хорошо работали на уроке. Белочка решила поделиться с вами своими запасами и принесла вам орешки. Угощайтесь на здоровье!!
- Закончился наш урок. Изменилось ли у вас настроение? Какое оно у вас сейчас? Покажите с помощью смайликов.
ВЫВОД:
Целью таких уроков, является цель: помочь учащимся овладеть навыками грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе с помощью информационных образов. Информационный образ это учебный мыслеобраз, сформированный из теоретической информации по теме урока и наложенный на мыслеобраз, используемый учителем в учебной релаксации и органично связанный с темой урока. Этот мыслеобраз, перенесенный учеником на бумагу, служит опорной схемой для запоминания материала урока
Биоадекватное (природосообразное преподавание) - это процесс передачи знаний, умений и навыков путем организованного формирования необходимых единиц сознания - мыслеобразов и реализации заключенной в них энергии. Главным отличием такого преподавания является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней элементов. Суммируясь в личности ученика, они увеличивают его энергетический потенциал. Суммируясь в социуме, они увеличивают уровень пассионарности всего общества. Основной характеристикой биоадекватного преподавания является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего "Я" учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия. Биоадекватное преподавание необходимо с первых ступеней учебы по всем дисциплины.
Задачей биоадекватного (природосообразного) преподавания является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое мышление.
Биоадекватное преподавание сокращает время обучения в 3-5 раз, высвобождает ресурсы здоровья учащегося, приводит к экономии материальных затрат и дает возможность во столько же раз повысить эффективность приобретения знаний и умений за период обучения.
Биоадекватная релаксационно-активная методика преподавания учебных дисциплин позволяет в короткое время усвоить большие объёмы информации, посредством освобождения от стрессов, негативных воздействий и вовлечения в образовательный процесс всех каналов восприятия и центров удовольствия человеческого организма.
Учёные-физиологи доказали, что в процессе релаксации, являющейся неотъемлемой частью биоадекватной методики, биоритм головного мозга составляет 10-12 колебаний в секунду – максимально благоприятный режим периода для восприятия информации. Восприятие учебной информации закрепляется в активном режиме – это следующий этап в процессе познания. Релаксационно-активная методика базируется на естественных для Биоадекватный метод мышления даёт ученику инструмент для решения учебных задач, для преобразовании полученной информации в цельное живое знание, которое позволяет решать и жизненные проблемы.
человека принципах усвоения информации
Фронтальные, групповые и индивидуальные психолого-педагогические исследования подтверждают высокую эффективность ноосферного образования посредством, гармонизации внутренней сферы учащихся и учителя, улучшения качественных характеристик психических процессов (памяти, внимания, саморегуляции, воображения), раскрытия творческих способностей, повышения мотивации к обучению и качественной успеваемости.
Список литературы:
- Маслова Н.В. «Ноосферное образование». М,2002.
- Пиаже Ж.. «Избранные психологические труды». М, 1994.
- «Философия образования». М, 1996.
- Белякова О.В. «Методические разработки биоадекватных уроков в начальной школе»
- Демидова Т.А. «Природосообразные уроки в начальной школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные образовательные технологии в условиях коррекционной школы.
Использование инновационных образовательных технологий технологий в условиях коррекционной школы 8 вида. Из опыта работы....
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....
Из опыта работы. ТЕМА:«Инновационные образовательные технологии в начальной школе».
Данная работа содержит в себе практическое и теоретическое использование одной из натболее интересных и сложных тем ФГОС, надеюсь, что она станет помощником для молодых коллег и одной из познавательны...
Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО.
Автор останавливается на возможностях современных образовательных технологий в формировании базовых компетентностей современного человека. Даётся понятие "инновационные образовательные технологии". Ук...
Инновационные образовательные технологии
В данном курсе можно выделить два направления: - формирование знаний о природе и окружающем мире; - формирование экологической культуры личности....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...
Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.Проектные технологии.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занима...