урок русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
урок русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов" по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sryazhenie_glagolov_4_klass.doc | 57.5 КБ |
spryazhenie_glagolov_4_klass.ppt | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Ряднова Наталья Алексеевна
Тема урока « Спряжение глагола»
4 класс
Цели: создать условия для осознанного понимания спряжений глаголов-исключений
Задачи:
Образовательные: провести наблюдения над глаголами-исключениями;
Умение различать спряжение глаголов;
Знания начальной формы глаголов;
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, мышление, речь учащихся, умение делать выводы;
Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля, положительную мотивацию к изучаемому предмету.
Урок 50 с.94 в учебнике
Тема урока: СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
Слайд 1
Слайд 2
Цель урока: создать условия для осознанного понимания спряжений глаголов-исключений.
Задачи:
– провести наблюдения над глаголами-исключениями; отработать алгоритм определения спряжения глаголов-исключений; проверить правописание –ться и –тся в глаголах, умения различать спряжения глаголов, знания начальной формы глаголов, умения определять число глагола и знания правописания мягкого знака после шипящих в глаголах;
– развивать орфографическую зоркость, мышление и речь учащихся, умение делать выводы;
- воспитывать навыки контроля и самоконтроля, положительную мотивацию к изучаемому предмету.
Оборудование сигнальные карточки у учащихся (-ТСЯ, -ТЬСЯ; I спр., II спр.), опорная таблица глаголов-исключений, компьютер. Рабочая тетрадь к учебнику
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
Цель: концентрация внимания учащихся, создание психологического настроя, подведение к осознанию темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим работу над определением спряжения глагола
Проверка домашнего задания.
Учитель. Проверим домашнее упражнение (упр.1, с.32 в Рабочей тетради №1 «Пишем грамотно»)
ученик читает текст, во время чтения дети показывают карточки,
Учитель. Когда в глаголах пишется –ТСЯ и –ТЬСЯ?
Ученик. –ТСЯ пишется, если глагол отвечает на вопрос «что делает?»,
–ТЬСЯ пишется, если глагол отвечает на вопрос «что делать?».
Работа у доски
Текст написан на доске (ребёнок читает текст и вставляет пропущенные буквы, во время чтения дети показывают карточки)
Деревня Захарово стоит в живописном месте. За деревней начинают_ся поля. За полями тянет_ся большой лес. По лесу вьёт_ся речушка Сечна. Правый берег высокий, и зимой мы лриезжаем сюда на лыжах катат_ся. Катишься с горы, и голова кружит_ся. Летом в лесу много земляники, грибов.
Учитель. Какие слова являются словарными?
Ученик. Правописание которых нельзя проверить, их надо запомнить.
Учитель. найдите в тексте словарные слова
Ученики. Деревня, земляника
- Всесторонняя проверка знаний.
- Чистописание. Словарная работа.
Слайд 3-7
Цель: формирование каллиграфических навыков, любви к родному языку; культуры поведения в природе
Учитель. А сейчас запишите дату сегодняшнего урока, «классная работа». (Оформление доски).
На доске:
п.
Развади в лису кастры
Учитель. Ребята, на доске Бармалей записал предложение, исправьте ошибки, если они есть
(ученик комментирует написание слов в предложении)
Учитель. Ребята, давайте разберем предложение по членам. Что вы заметили?
Ученик. Нет подлежащего.
Учитель. Верно. Видите, как интересен наш русский язык! Оказывается, не во всех предложениях есть все главные члены. Назовите сказуемое.
Ученик. Разводи.
Учитель. Какой частью речи оно выражено?
Ученик. Глаголом.
Учитель. Определите лицо и число.
Ученик. 2-е лицо, ед. число.
Учитель. Какого спряжения глагол «разводить»?
Ученик. Второго.
Учитель. Молодцы, а почему опасно разводить в лесу костры?
Ученик. Это может привести к пожару.
Слайд 8
Ученик. Придумайте ещё правило на тему: «Береги лес». Запишите только глаголы.
Ученик. Не засоряй лес мусором. Не рви в лесу цветы. Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники. Не бери домой детёнышей диких зверей и т.д.
Учитель. Какое правило о глаголе вспомнили?
Ученик. Частица не с глаголом пишется отдельно.
- Тестирование (используется компьютер, см презентацию «ТЕСТ»)
Слайд 9-21
Цель: проверка умения различать спряжение глаголов, знания начальной формы глагола, умения определять число глагола, знания правописания Ь после шипящих в глаголе, умения правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.
Учитель читает задания, дети записываю ответы. При проверке ставят на полях тетради количество баллов, при подсчете баллов, выводят итоговую отметку.
- Запиши глагол II спряжения:
- играть
- петь
- ловить
2.Выпиши глагол в начальной форме:
- кормить
- держу
- прыгают
3.Выпиши глагол единственного числа:
- летают
- растут
- пищит
4.Запиши слово, на конце которого нужно писать Ь
- кулич__
- береч__
- свеж__
5.Выпиши слово, где –ТСЯ без Ь
- любует_ся
- улыбат_ся
- мирит_ся
Самооценка работ учащихся
ФИЗМИНУТКА: (тренажёр для глаз)
- Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Цель: подготовить учащихся к формулированию темы урока; познакомить с глаголами-исключениями 2-го спряжения; познакомить с алгоритмом определения спряжения глаголов-исключений
Учитель читает грамматическую сказку «Откуда появились глаголы-исключения»
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя 2 сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам 3 дня и 3 ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они 3 дня и 3ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ИТЬ, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:
– Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
– Что случилось?
– По твоему указу мы оказались в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
– Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог царь устоять перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и оканчиваются на –ИТЬ. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.
Учитель. Прочите эти глаголы и запомните. Слайд 22
СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ И
ОБИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ И НЕНАВИДЕТЬ И ДЫШАТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ И
СМОТРЕТЬ
II-спряжение
Их на –Е– спрягать нельзя!
Учитель. Видите, как интересно срифмованы эти глаголы?
Учитель. Какая тема сегодняшнего урока?
Ученик. Спряжение глаголов-исключений слайд 23
- Усвоение новых знаний.
Цель: формирование умений определять спряжение глаголов, образованных от глаголов-исключений, и навыков написания личных окончаний глаголов-исключений.
- Работа по учебнику с рубрикой «Давай подумаем» с.96.
Учитель. Кто не прав из девочек? В чём ошибка?
Учащиеся: права Маша, потому что если окончание ударное,то спряжение легко определить,а если окончание безударное, то надо образовать форму 3-го лица множественного числа ( в этой форме можно ясно услышать окончание)
Коллективная работа (у доски)
Упр. 1 с. 94
На доске:
1столбик
Войдёшь, создадут, едим, говоришь, идёте, берут, плывёшь, живёт, пищат, отдохнём
2 столбик
Варят, лечат, рисуете, дуете, просят, можешь, входят, мёрзнете.
Оценивание
ФИЗМИНУТКА
Учитель. Ребята, вы не забыли о правилах поведения в лесу?
Учащиеся. Нет. Нельзя разорять гнёзда птиц, нельзя шуметь, когда птицы выводят птенцов и т.д.
Учитель. Молодцы!
- Закрепление новых знаний.
Цель: закреплять алгоритм определения спряжения глаголов, знание глаголов-исключений.
- Работа по учебнику с рубрикой «Давай подумаем» и «Тайны языка», с.94
- Самостоятельная работа
Упр.3, стр. 95. задание: записать глаголы в три группы:
1) спряжение определяется по ударному окончанию
2) спряжение определяется по начальной форме
3) глаголы -исключения
3. Проверка самостоятельной работы
- Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.
Цель: проверить сформированность полученных знаний на уроке. Помочь учащимся понять домашнее задание.
Учитель. Что нового вы узнали на уроке?
Учащиеся. Что есть глаголы исключения.
Учитель. Какие глаголы-исключения вы запомнили?
Учащиеся называют глаголы-исключения хором.
Учитель. Как определить спряжение глагола?
Оценка знаний учащихся
Комментирование домашнего задания. Д/з – упр.4, с.96
-ТЬСЯ
-ТСЯ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"
Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....
Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».
Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...
Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"
Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...
Урок русского языка по теме: "Глагол"Распознавание глагола по вопросам
Урок открыитя новых знаний. Урок с использованием презентации....
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...
Урок русского языка 3 класс Глагол. Время глагола.
Класс: 3УМК: система РО Л.В. Занкова.Предмет: русский языкТема: Глагол. Время глагола.Тип урока: урок открытия нового знания.Место и роль урока в изучаемой теме :урок изучается в разделе: «Измен...
Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...