Урок русского языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах" УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Долговская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по русскому языку
по теме: « Правописание –тся и –ться в глаголах .»
Учитель : Ведерникова Ольга Борисовна
Тема: Правописание –тся и –ться в глаголах .
(урок изучения, получения и применения новых знаний)
Цель урока:
Составить алгоритм правописания ться и тся на основе сравнительного анализа языкового материала и синтеза, ранее полученных знаний с наблюдениями, проведенными на уроке.
Формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.
Оборудование:
Проектор.
Плакат «Правила работы в группах».
Конструктор «Алгоритм правописания тся и ться в глаголах».
Демонстрационный плакат «Алгоритм правописания тся и ться в глаголах».
Карточки «Эффективность урока».
Учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть.
Форма проведения урока – групповая. Группы, смешанные по уровню обученности.
Зона актуального развития учащихся:
Знания:
*Что такое глагол.
*Что такое неопределенная форма глагола.
*Что такое форма 3-го лица ед. и мн. числа.
Умения:
*Различать глагол и имя существительное.
*Уметь ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме и форме 3-го лица ед. и мн.числа.
Зона ближайшего развития:
*Знать правило правописания ться и тся.
*Уметь пользоваться алгоритмом правописания тся ться у глаголов.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Ребята, кто такой детектив?
- Какими качествами должен обладать хороший детектив?
По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:
1) иметь зоркий глаз;
2) уметь слушать и слышать;
3) быть внимательным.
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так:
Детективное агенство
Интересно, кто станет лучшим сыщиком?
-Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Чтобы работа стала продуктивной, вспомним правила работы в группах.
(Плакат на экране. Дети по цепочке читают правила.)
Правила общего обсуждения:
*Не говорить всем сразу.
*Всегда смотреть на говорящего, выслушивать его до конца, вникать, пробовать понять.
*Возражая или соглашаясь с другим, общаться к говорящему лично.
*Не принимать решения, выслушав только одну сторону.
*если что-то не ясно, не спеши с выводами.
Правила для говорящего:
*Осторожно обращайся со словом.
*Хорошо продумывай свою речь.
*Будь тактичен, следи за интонацией.
*Не будь многословен.
*Не повторяй одно и то же несколько раз.
Соблюдение этих правил поможет нам в работе.
- Актуализация знаний.
Морфологическая разминка.
(На экране вопросы, каждая группа по очереди отвечает на вопрос)
1 группа
*Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?- это___________________________________________
(когда один из группы дал ответ, он появляется на экране.)
*Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?- это имя существительное.
2 группа
*Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?- это______________________
(Появилась запись на экране после ответа учащегося)
*Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?- это глагол.
3 группа
*Что сделать? Что делать? – это вопросы______________________
(Появилась запись на экране после ответа учащегося)
*Что сделать? Что делать? – это вопросы глаголов неопределенной формы.
Целеполагание.
-Итак, в наше детективное агенство поступило срочное сообщение:
4 группа
*Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? – это вопросы
___________________________________________________
(Появилась запись на экране после ответа учащегося)
*Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? – это вопросы глаголов 3-го лица ед. и мн. числа.
-Хорошо, вы справились с этим заданием. А для чего мы вспомнили и повторили этот материал?
(Он понадобится нам на уроке, будем применять его в дальнейшем)
-На столе у вас карточки разного цвета. Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте это стихотворение.
(На экране слайд)
Солнце сади[ца], Струи[ца] води[ца], Пти[ца] сини[ца] в воду гляди[ца]. Меж грибами мухомор Красотой горди[ца]. Нечего горди[ца]- Для супа не годи[ца]. |
-Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.
(На экране слайд)
Солнце сади[ца], Струи[ца] води[ца], Пти[ца] сини[ца] в воду гляди[ца]. Меж грибами мухомор Красотой горди[ца]. Нечего горди[ца]- Для супа не годи[ца]. | Солнце садится, Струится водица, Птица синица в воду глядится. Меж грибами мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться- Для супа не годится. |
-Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке? Кто из сыщиков готов ответить?
(На карточке зеленого цвета слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова записаны буквами)
-Сопоставьте произношение и написание одинаковых слов. Обсудите в группах.
3. Работа в тетради.
Запишите число. Классная работа.
-Выпишите пары одинаковых слов из карточек зеленого и красного цвета. (с транскрипцией)
Получилась в тетрадях запись:
сади[ца]-синица
Струи[ца] -струится
води[ца]-водица
Пти[ца] -птица
сини[ца] -синица
гляди[ца]-глядится
горди[ца]-гордится
горди[ца]-гордиться
годи[ца]-годится
-Прочитайте слова первого столбика.
-Что объединяет все слова первого столбика? Обсудите в группах.
(В транскрипции всегда [ца])
-Прочитайте слова второго столбика. Сравните буквы, которыми обозначено сочетание[ца].
([ца]-может обозначаться сочетанием ца(
[ца]-может обозначаться ться
[ца]-может обозначаться тся)
(Ответы детей фиксируются на доске)
ца [ца]- ться тся |
-Какой вопрос у вас возникает?
(Почему одно и то же сочетание [ца]-обозначается по-разному)
-Поиском ответа на этот вопрос мы будем заниматься на уроке.
4.Поиск решения проблемы.
-Давайте еще раз обратимся к нашим словам. Попробуйте объяснить, когда совпадает произношение и написание [ца]?
(Если это имя существительное, то совпадает написание)
-Назовите имена существительные.
(Водица, птица, синица)
-Сделайте вывод об этих словах. Обсудите в группах.
(Если это имя существительное слышу ца, пишу ца)
-Что можно сказать о других словах. Назовите их.
(Дети называют слова, определяют, что это глаголы)
-Что можно сказать о глаголах? Когда в них пишется ться, а когда тся? Обсудите в группах. Сформулируйте правило.
-Озвучьте его.
(Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? Пишется ться. Если глагол отвечает на вопрос что делает? Что делают? Пишется тся.)
-Какие глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
(Это глаголы в неопределенной форме)
- Какие глаголы отвечают на вопросы что делает? что делают?
(Это глаголы 3-го лица ед. и мн. числа)
-Еще раз сформулируйте правило.
(Если глагол в неопределенной форме буду писать ться, если в 3-ем лице –буду писать тся.)
-Для чего мы сформулировали новое правило?
(Чтобы не ошибиться в написании глаголов на ться, тся)
Физ.минутка
-Как живёшь? -Вот так!
-А плывёшь? -Вот так!
-Как бежишь? -Вот так!
-Вдаль глядишь? -Вот так!
-Ждёшь обед? -Вот так!
-Машешь вслед? -Вот так!
--Утром спишь? -Вот так!
-А шалишь? -Вот так!
5.Составление алгоритма
-Сегодня на уроке мы познакомились с новым правилом правописания глаголов.
-Какие действия нам нужно сделать, чтобы применить это правило.
Попробуйте составить фоторобот из «конструктора» алгоритм правописания глаголов на ться, тся. (конверт у каждой группы)
(Дети работают в группах)
-какое действие вы поставили на первое место?
(Я выставляю на доске)
(Задайте к глаголу вопрос)
-Какой второй шаг?
(если глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать? пиши ться
(если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделают? Что делают? Что сделают? Пиши тся.)
Алгоритм правописания ться, тся
1шаг Задай к глаголу вопрос
Что делать? Что делает?
Что сделать? Что сделают?
Что делают?
Что сделают?
2 шаг пиши пиши
ться тся
-для чего нам необходим данный алгоритм?
(чтобы правильно применять правило на письме)
5.Применение новых знаний
-Давайте теперь на практике попробуем применить ваши новые знания, новый алгоритм.
Игра «Посели слова в домик: -тся –ться» (Слайд)
-Сейчас вы будете записывать глаголы в неопред. ф. и в форме 3лица., по цепочке каждая группа комментирует пропущенные орфограммы, применяя алгоритм.
(дети комментируют написание )
(стремиться –глагол, что делать н.ф.- пишу ться,
Стремится –глагол, что делает3-е лицо –пишу тся,
Волноваться – глагол, что делать н.ф. –пишу ться,
Волнуется – глагол, что делает 3-е лицо- пишу –тся
Ошибаться – глагол, что делать н.ф. – пишу ться,
Ошибается – глагол, что делает 3-е лицо – пишу тся,
Решиться – глагол, что делать н.ф. – пишу –ться,
Решится – глагол, что сделает 3-е лицо – пишу –тся,
Радоваться – глагол, что делать н.ф. – пишу –ться,
Радуется – глагол, что делает 3-е лицо – пишу тся.)
Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр.101, упр.2.
Вьё… метелица, в окна стучи… .
Сестри…, позволь мне напи… водицы из колод… .
Прочитайте предложения, назовите слова с пропущенными орфограммами.
(вьется, стучится, сестрица, напиться, колодца)
-на какие три группы можно разделить эти слова?
(существительные, глаголы неопределенной формы, глаголы 3-го лица)
-Запишите слова с пропущенными орфограммами в три столбика:
Существительные глаголы глаголы
неопред. формы 3-го лица
Проверка.
-Прочитайте слова первого столбика.
(сестрица, колодца)
-Назовите слова второго столбика
(напиться)
-Назовите слова третьего столбика.
(стучится, вьется)
(Ответы детей фиксируются на доске)
-Кто выполнил задание без ошибок?
-Кто допустил ошибки при выполнении этого задания.
(Три ученицы допустили ошибки в написании слов напиться, стучится, вернемся к алгоритму
-задайте к слову вопрос ( что делает? Стучится- глагол 3-го лица –пишу тся, что сделать? Напиться- глагол неопр.фомы –пишу ться.)
-Какие знания понадобились, чтобы распределить слова по столбикам?
(определение частей речи, правильно задать вопрос к глаголу, алгоритм)
Закрепление изученного: пословицы на слайдах. (6 пословиц)
6. Подведение итогов (Слайд)
-Пришло время подвести итоги нашей работы.
Закончите любое из выражений:
Мне понравилось…
На уроке я узнал, что…
Мне бы хотелось …
(ответ каждой группы)
(научились применять алгоритм, сами открыли правило правописания ться, тся в глаголах…)
-Сегодня мы говорили, слушали, читали, писали. А это значит, что каждый из вас хоть чуточку стал лучше знать русский язык. А еще, вы сегодня доказали, что совместный труд, стремление узнать что-то новое привело вас к победе.
МИШЕНЬ НАСТРОЕНИЯ.
- С каким настроением вы уходите с этого урока?
Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того.
Как вы поработали: радостное настроение – оранжевый цвет в центре мишени;
спокойное – зелёный цвет;
печальное – синий цвет.
- Я тоже испытывала радость, что мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу! (Вручение медалей лучшему сыщику)
7. Домашнее задание.
Стр.102, упр.4. прочитайте задание к упражнению. Все ли вам понятно ?
-Урок окончен.
Правила общего обсуждения:
*Не говорить всем сразу.
*Всегда смотреть на говорящего, выслушивать его до конца, вникать, пробовать понять.
*Возражая или соглашаясь с другим, общаться к говорящему лично.
*Не принимать решения, выслушав только одну сторону.
*если что-то не ясно, не спеши с выводами.
Правила для говорящего:
*Осторожно обращайся со словом.
*Хорошо продумывай свою речь.
*Будь тактичен, следи за интонацией.
*Не будь многословен.
*Не повторяй одно и то же несколько раз.
Соблюдение этих правил поможет нам в работе.
Беседа с учащимися: «Ах, ты зимушка – зима!»
Песня «Три белых коня»
О каком времени года идёт речь в этой песне?
«Зима»
Поговорим о погоде зимой, какие особенности в жизни людей произошли с приходом зимы.
Какие месяца упоминали в этой песне?
Декабрь
В декабре, в декабре все деревья в серебре.
Январь
Открываем календарь- начинается январь.
Февраль
Дуют ветры в феврале
Воют в трубах громко
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)
Снег – это что такое? (Замёрзшая вода)
Послушайте и скажите о чём так говорят: светло-пушистая, искристая, белая
Какая чистая, какая смелая ( Снежинка)
-Ребята, а кто знает загадки о зиме?
- А вы любите отгадывать загадки?
Я - внучка Мороза
И Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод.
(Снегурочка)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Ветви белой краской
Разукрашу,
Брошу серебро
На крышу вашу.
Тёплые весной
Придут ветра
И меня прогонят
Со двора.
(Зима)
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнула перинки
- Над миром пушинки.
(Зима)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
(Снег)
В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
(Иней)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ...
(Снежинки)
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу.
(Метель)
Отдыхают мужики,
На них белы колпаки,
Не шиты, не вязаны.
(Деревья в снегу)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
(Рукавички)
Их треплют, катают,
А зиму таскают.
(Валенки)
Бегут полозки,
Задрав носки.
(Лыжи)
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)
Кто никуда никогда
Не опаздывает?
(Новый год)
На дворе - горой,
А в избе - водой.
(Сугроб)
Беленька собачка
В подворотню глядит.
(Сугроб)
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка ...
(Мороз)
Он приходит
В зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? ...
(Дед Мороз)
Весь он в золоте
Сверкает,
Весь искрится при луне,
Ёлку в бусы наряжает,
И рисует на стекле.
Он такой большой
Проказник
- Ущипнет за самый нос.
К нам сюда пришел
На праздник.
Кто он, дети? ...
(Дед Мороз)
Кто с огромнейшим мешком,
Через лес идёт пешком,
Может это людоед?
- Нет.
Кто сегодня встал чуть свет
И несёт мешок конфет,
Может это ваш сосед?
- Нет.
Кто приходит в Новый год
И на ёлке свет зажжёт?Включит нам электрик све- Нет.Кто же это? Вот воНу, конечно ..(Дед МорозСейчас свершится волшебство мы превращаемсяснеж
Возьмите снежинки двигайтесь в соответствии с характером музыки.
Мы снежинки, мы пушинки.
Покружится мы не прочь,
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь
Мы деревья побелили –
Крышу пухом замели
Землю бархатом укрыли
И от скуки сберегли
Налетел ветерок
И умчался весь снежок
Отправляемся на зимнюю прогулку. Сделать зимнюю прогулку весёлой и здоровой помогут забавные игры.
Зимние игры и забавы (командные игры)
Зима - отличная пора для шумных снежных игр, и если вы дружите семьями, то обязательно сыграйте вместе в какую-нибудь увлекательную динамичную игру!
«Два Мороза»
В этой игре должно участвовать не меньше 8 человек.
Сначала по считалке выбираются два Мороза – Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Остальные делятся на 2 команды и расходятся в разные стороны по краям площадки (5-10 м). По сигналу с каждой стороны бегут по одному человеку, чтобы поменяться местами, а задача Морозов – попасть каждому снежком в своего бегуна. Один подстерегает тех, кто бежит слева направо, другой – тех, кто справа налево. Если снежок попал в бегуна, то он должен остановиться «замороженный». Как только бегущего заморозят (или как только он добежит до цели), начинает бег следующий (с той же стороны). Выигрывает тот Мороз, который «заморозил» больше игроков. А на место проигравшего Мороза выбирают другого и все начинается сначала.
«Верная рука» (казахская игра)
Из снега выкладывается вал толщиной 30-40 см и высотой около 1 метра.
Длинной палкой (1 –1,5м) по очереди пробивают эту преграду, отходя каждый раз все дальше. Победит тот, кто сможет это сделать с наибольшего расстояния.
«Дуэль»
Два соперника становятся друг напротив друга на расстоянии около 10 метров и каждый очерчивает вокруг себя круг диаметром 1 метр. Третий – «секундант» - бросает жребий, кому начинать. По сигналу секунданта первый наклоняется, лепит снежок и бросает его в соперника. Затем «стреляет» второй.. Если оба попали или оба промахнулись, то продолжают бросать снежки по очереди. Можно увертываться любым способом, но не выходя из круга. Если один попал, а другой промахнулся, то он уступает свое место следующему сопернику Выигрывает самый стойкий дуэлянт (который поразил наибольшее число соперников).
Целиться можно в любой место, кроме головы!
«Снежные воротца»
Нужно построить горку-вал из снега (не больше полуметра высотой) и пробуравить в ней несколько отверстий –воротец, чтобы свободно проходила хоккейная шайба. Снег должен быть хорошо утоптанным, чтобы шайба легко скользила! Взяв клюшки (2-4 человека - по количеству отверстий), надо отойти от горки метра на два (лучше прочертить линию, ближе который заходить нельзя). Возле горки стоит вратарь, который не должен пропустить шайбы в ворота. Если вратарь простоит 5 минут, не пропустив ни одной шайбы, он сам выбирает следующего вратаря и меняется. Если же пропускает шайбы, то остается в воротах еще по минуте за каждую шайбу. (Хорошо, если будет судья, который следит за временем) А новый вратарем выбирается тот, кто последним закинул шайбу.
«Сторожа»
Для утоптанного гладкого снега или льда.
Все встают равномерно в круг диаметром 3-5 метров. В середину выбирают водящего, и дают ему крепкую льдинку. Его задача - не выходя из центра круга выбить льдинку за его пределы. Стоящие в кругу – сторожа – не должны дать льдинке вылететь из круга, поэтому они отбивают удары водящего обратно в круг. Тот же, кто по неловкости пропустит льдинку справа от себя, должен сменить водящего.
Игра «Быстрее мороза»
Разделите детей на 2 команды. Каждая должна образовать круг. Игроки идут по нему пританцовывая. По сигналу ведущего дети начинают лепить снежки. Выигрывает та команда, участники которой вылепили больше «снежных шариков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....