Родительское собрание. Тема: "Развитие речи учащихся начальных классов".
материал на тему

Прокопьева Лидия Анатольевна

Родительсоке собрание. Тема: "Развитие речи учащихся начальных классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_uchashchihsya_nachalnyh_klassov.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании.

Тема: Развитие речи учащихся  начальных классов

        Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель так же его умственного развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса.

Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике, и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков по русому языку в начальных классах.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русого языка, а, следовательно, и составная часть уроков чтения и грамматики.

Так же как объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью. Эту связь психологи объясняют во многом тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.

Осознание этих объективно существующих связей позволило выделить основные принципиальные положения, которые, начиная с К.Д.Ушинского, постоянно развивались в методике, положены в основу программы и на которые опирается современная практика работы по развитию речи в школе, а именно:

  1. Связь работы по развитию речи с развитием мышления;
  2. Взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Педагогической практикой проверены положения психологов и методистов о значении работы по развитию речи для развития мышления и работы по развитию мышления для развития речи.

Известно огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний на этапе подготовке к письменным изложениям и сочинениям.

В начальной школе в процессе обучения с помощью системы заданий формируются основные речевые умения:

1. Доказывать, что данная группа предложений является (или не является) текстом;

2. Определять тему и основную мысль текста;

3. Озаглавливать его, делить на смысловые части;

4. Определять основной тип, стиль текста (если они ярко выражены).

Эти речевые умения касаются, прежде всего, восприятия текста. И здесь методически важно строить работу на высокохудожественных текстах-образцах, что в целом не характерно для большинства учебников русского языка в начальной школе.

Стоит вновь обратиться к закономерностям усвоения родной речи, открытым и сформулированным замечательным отечественным ученым-методистам Л.П.Федоренко, чтобы новыми фактами подтвердить наличие зависимости между результатом усвоения речи и характером работы обучаемого.

Суть основных закономерностей усвоения речи. Их шесть. Усвоение речи ребенком зависит:

- от натренированности мускулатуры его органов речи;

- от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;

- от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;

- от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;

- усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

- темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речи творческой системы ребенка.

К первому классу ребенок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы.

Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развернутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладения письменной речью осознается также процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как более нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: четкость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли, точность в употреблении слов, выразительных средств языка и т.д.

На начальном этапе обучения, когда навыки письменной речи учащихся еще только начинают формироваться, когда все письменные работы выполняются под руководством учителя и самостоятельность учащихся в составлении и построении связного письменного сообщения незначительна, проявить свои мысли и чувства, обнаружить свою наблюдательность, свои знания и интересы дети могут только в устной речи – в непринужденных свободных высказываниях или в организуемых учителем связных сообщениях.

Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка.

Общим требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная речь. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка. С этой целью исправляются и предупреждаются речевые недочеты, проводится словарная лексическая работа, изучаются грамматика и орфография.

При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.

Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнение которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины; какая разница между подробным пересказом и выборочным, между устным сочинением и пересказом; в чем разница между пересказом и изложением.

Занятие по развитию речи на уроках русского языка в первом классе ведутся так же, как на уроках обучения грамоте: в процессе коллективной работы и под руководством учителя. Основные виды работ – пересказ и рассказывание.

На уроках русского языка учитель помогает детям овладеть приемами распознавания предложения в контексте. Первоклассники учатся самостоятельно опознавать предложения по смысловым вопросам: о ком или о чем говорится в предложении.

Особое место на уроках русского языка отводится специальным упражнениям по дальнейшему ознакомлению учащихся со структурными особенностями связного сообщения.

На уроках в первом классе я провожу различные виды работ, цель которых – помочь учащимся осознать основные признаки текста, такие как наличие заголовка, завершенность, тематическое единство и информативность.

Основной признак текста – связность изложения – осознается в работе с деформированным или неполным текстом. Сопоставляя упорядоченный текст с деформированным или неполным, учащиеся устанавливают, что в связном тексте все предложения стоят в определенном порядке и связаны между собой, а в деформированном тексе отдельные предложения на одну тему не являются текстом. Пользуясь знанием этого признака, дети осознают, что при перестановке предложений или частей связь в тексте нарушается, и он распадается.

Восстановление деформированного текста является наиболее простым видом упражнений, требующим овладение минимальным количеством умений.

Эта работа является основной на первом этапе обучения связной письменной речи.

Кроме упражнений по анализу структуры текста, значительное место на уроках русского языка следует отводить составлению текстов. В первом классе это будут свободные рассказы детей, пересказы и рассказы, составленные коллективно на заданную тему или по картинке.

С первых уроков русского языка начинается работа по формированию умений и навыков в связной письменной речи. Возможность такого раннего обучения обеспечена начальным этапом – уроками обучения грамотности, на которых одновременно с навыками чтения и письма учащиеся получают первые навыки в связной речи. В процессе этих занятий в самой устной речи закладывается основа развития письменной речи.

Устные упражнения по развитию речи как бы опережают письменные такого же типа. Письменные работы на первых порах составляюся коллективно, при этом учащиеся получают большую текстовую и иллюстративную опору. Если обучение устной речи начинается с рассказов, то обучение письменной речи целесообразнее начинать с изложений, так как в этом случае учителю легче познакомить ребенка с особенностями связного текста и показать способы работы над ним.

К основным упражнениям относятся упражнения составления текста по готовому или коллективно составленному плану. Это – запись изложений и сочинений, содержание, структура и речевые особенности которых раскрыты учащимися в процессе устной подготовительной работы. Цель этих упражнений – научить детей строить текст по логическим частям, соблюдая нужную последовательность и связность в передаче мыслей, не упускать в содержании главное, основную мысль, использовать разнообразные синтаксические конструкции и лексические средства.

К подготовительным относятся, во-первых, упражнения, связанные со структурным анализом текста и работой над планом; во-вторых, многообразные упражнения по обучению учащихся составлению предложений; в-третьих, специальные упражнения, направленные на формирование тех или иных коммуникативных умений, о которых говорилось ранее.

На самом начальном этапе обучения связной письменной речи учащихся, некоторые подготовительные упражнения выполняют роль основных: во-первых, упражнения в составлении текста из готовых предложений, т.е. восстановление деформированного текста. Цель этих упражнений – помочь учащимся осознать структуру связного текста, привлечь внимание к логической стороне речи, формировать умение передавать мысли в нужной последовательности. Причем, восстанавливая с учащимися текст повествовательного характера, следует помогать им опираться на логику событий; при работе над текстом описательного характера – обращать внимание детей на последовательность описания.

Правильно организованная работа по восстановлению деформированного текста способствует развитию умения замечать ошибки в тексте и совершенствовать написанное.

Во-вторых, это составление текста путем ответов на вопросы. Цель упражнения – формировать умения строить предложения и связывать их между собой. По мере овладения данными умениями, эти упражнения начинают выполнять роль вспомогательных на этапе подготовке к основным письменным работам – изложениям и сочинениям.

Работая не первый год в школе, все больше убеждаюсь в том, что дети не умеют грамотно излагать свои мысли, подбирать необходимое слово, рассуждать, фантазировать. Их речь бедна, мало выразительна.

        Анализ проведенной работы на уроках русского языка и чтения показал, что использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Изложения и сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными.

 

http://festival.1september.ru/articles/211297/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Обобщение опыта по теме "Развитие связной речи и формирование личности с опорой на индивидуальные особенности слабослышащих учащихся"

Данный опыт отражает формы, методы и приёмы обучения по грамматике слабослышащих учащихся....

Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...

Выступление на родительском собрании ТЕМА: Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема

Материал для выступления на родительском собрании. Он поможет Объяснить родителям на что нужно обратить внимание при развитии творческих способностей...

Мастер-класс по теме "Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка".

Данный материал содержит виды работ по развитию речи учащихся....

Презентация инновационного логопедического проекта на тему: "Развитие связной речи с помощью сказок" ( 1 класс ).

Презентация " Развитие связной речи с помощью сказок" подготовлен как итог проектной деятельности с учениками первых классов....