Урок русского языка "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тип урока - изучение новой темы. Цель реализуется через использование информационно- коммуникативных, здоровьесберегающих технологий. Для решения учебной задачи, самостоятельной возможности открытия новой информации, активизации учащихся созданы проблемные ситуации. Урок построен с использованием ЭОР, позволяющих младшим школьникам легче воспринимать новый материал и применять на практике, оптимизировать содержание урока, проводить самоконтроль, обеспечивать обратную связь, повышать интерес к предмету, учить выбирать нужную информацию. Работа в парах, малых группах способствует формированию учебной мотивации, УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока.
Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения.
Обучающие цели урока:
- Ознакомление с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи.
- Формирование представления о личных местоимениях и их классификации.
- Формирование умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.
- Создание условий по организации деятельность учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на умение разрешать поставленные проблемы.
- Расширение активного и пассивного словаря детей.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
- Создание условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти (оперативной), внимания, мышления.
- Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- Развития умения кратко излагать свои мысли.
- Создание условий для развития наблюдательности, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- Обучение умению общаться между собой.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.
- Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстом,
Ход урока:
этапы | t | деятельность учителя | деятельность учащихся | примечание |
Орг. момент. | 2 | Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта. Встаньте дети, подтянитесь И друг другу улыбнитесь! | Выполняют действия | |
Актуали зация ЗУН | 6' | а) зрительный диктант б) - Найдите в диктанте слово по заданной характеристике. Подчеркните.
в) обобщающие вопросы по теме имя существительные | а) пишут зрительный диктант №11 б) о сове - н.ф.(кто?) … - сущ., одуш., нариц., ж.р., ед.ч. в) – самостоятельная часть речи - обозначает предмет -отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Постоянные признаки: - одушевленные и неодушевленные -собственные и нарицательные -мужской, женский, средний род Непостоянные признаки: -единственное и множественное число | ЗД №11 ЭОР приложение 1 |
Постановка учебной задачи | 4 | Мальчик написал рассказ о сове. Прочитайте и скажите в чем учитель был не согласен с автором. -Как исправить текст, чтобы избежать повтора? -отредактируйте текст, заменив существительное «сова» словами другой части речи. Запишите их над словами. -прочитайте исправленный текст. -назовите записанные слова. -на кого в тексте они указывают? -к какой части речи можно отнести эти слова? - определите тему и цель нашего урока. Экран: Местоимение – часть речи | Читают текст «Сова». Работа в парах. (повторы в тексте) (заменить другими словами) Редактируют текст. Читают текст. Она, у нее, они. Они указывают на существительное «сова» (предположения детей) -узнать что за слова; -зачем они нужны в речи; -научиться правильно употреблять в речи. | карточка 1 Работа в парах. Слайд 1 |
Постановка и решение проблемы | 8 | -Попробуйте определить значение этого слова - посмотрим на примере 4 предложения зрительного диктанта. Запишите получившееся предложение. На кого указывает местоимение он? -вместо какой части речи вы употребили местоимение? -на какой вопрос отвечает местоимение? -Какое это интересное местоимение! Может заменять существительные, как запасной игрок… -Как вы думаете, можно ли все существительные заменить местоимением? -предлагаю прочитать текст на стр 54 упр 289. -кто герой этого текста? -О ком или о чем мечтает герой? Можно ли это определить? -почему? - какие слова нужно заменить в тексте, чтобы стало понятно? -итак, что мы можем сказать о местоимениях - любое ли существительное они могут заменить? Какой вывод сделаем? | Ставится «вместо + имение= местоимение Это сложное слово. 4)Медвежонок (он) гулял по полянке.
кто? Он гулял по полянке. Указывает на медвежонка. -вместо имени существительного. -местоимение отвечает на вопрос кто? Местоимение-часть речи -кто? что? (предположения детей) - читает …. Неизвестно. Не совсем понятно. Нет. -предмет не назван. - я, о нем, его, мне, он, меня. Вывод: местоимение только указывает на предмет, но не называет его. Местоимение-часть речи. -не называет, только указывает на предмет. -отвечает - кто? что? - | Слайд 1 |
5 | Как вы думаете, много ли в нашей речи местоимений? Предлагаю выполнить упражнение упр 290. На кого указывают все эти местоимения? Это лишь небольшая часть местоимений русского языка. Ученые лингвисты назвали их Личные местоимения. Почему? Оказывается в русском языке 69 местоимений, по частоте употреблений они занимают третье место среди других частей речи. Почему же так часто употребляют местоимения? | Предположения детей Выписывают в тетради: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Я – Афанасий Ты – сынок Он - воробей Она - ворона Оно-солнце Мы – я, Петя, Саша Вы - дети Они - книги Указывают на лицо, которое участвует в речи. Местоимение-часть речи. -не называет, только указывает на предмет. -отвечает - кто? что? - я, ты, он, она, оно, мы, вы, они –личные местоимения. (они быстро произносятся, экономят время, делают речь более правильной, заменяя другие части речи)
| Слайд 2 Слайд 1 Медвежонок-он, сова –она, мы – я, Юля, Слава, Денис и т.д. | |
Физминутка. | 2 | Динамическая игра: «Зоопарк» | Выполняют движения, одновременно при распознавании местоимения, хлопают в ладоши. | |
Наблюдения над местоимениями. | 7 | -прочитайте реплики диалога. -кто первое говорящее лицо в диалоге? -как себя он назвал? -кто другой участник диалога -какое местоимение указывает на него? -о каких других лицах разговаривают участники диалога? -какие слова указывают на них? -посмотрите, как называются эти лица? - | Диалог. (разговор по телефону) - тот, который позвонил первый -я -тот, кому позвонили, второе лицо -ты - Маше, Саше, третьи лица. -Она, он. 1-е, 2-е, 3-е. | 2 слайд -таблица |
закрепление | 5 | Игра «Кто быстрее?» -Эксперты в каждой группе проверяют правильность выполнения задания. | Прочитай предложения. Какие слова вы вставите вместо точек? 1. … люблю русскую берёзу. 2.Недавно … были в берёзовом лесу. 3.Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл! 4.А .., ребята сколько нашли? 5. Почему улетают? 6.Весной … снова услышим их песни. 7. Что … вырезает из бумаги? 8 . .. любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое. | Групповая работа. Элементы дифференциации. (варианты: он,она) |
оценка | 4 | Используя личные местоимения оцените наш урок. | Варианты: «Ты работал активно» «Мы очень старались «Он иногда допускал ошибки» | |
подведение итогов | 2 | -С какой частью речи познакомились? -почему эта часть речи получила такое название? -чему научились? - что нового для себя узнали? - о себе местоимение говорит так: - вы согласны? | - Мы узнали новую часть речи – местоимение. -Оно используется в речи «вместо имени». -Заменять существительные местоимением, использовать в речи. Слайд 4: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена! -да | Слайд 4 |
дз | 1 | Д/з стр 62, 63 правила выучить,стр70 упр 1 |
|
Приложение
Карточка 1.
Сова.
Сова – хищная птица. Сова (она) считается лучшим охотником. У совы (у нее) мощные когти и чуткие уши. Совы живут по всему свету. Совы (они) обитают в лесах, пустынях, горах.
Карточка 2
группа ____
1. … люблю русскую берёзу.
2. Недавно … были в берёзовом лесу.
3. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!
4. А …, ребята, сколько нашли?
5. Почему … улетают?
6. Весной … снова услышим их песни.
7. Что … вырезает из бумаги?
8. … любим наблюдать за птицами,
… помогают нам узнавать новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)
Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл...
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....