Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе по теме "Разделительный мягкий знак" в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока "Практическое решение учебной задачи. УМК "Школа 2100". Русский язык. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Пронина О.В. Конспект урока поможет молодым педагогам, которые начали работу по внедрению и реализации ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.zip | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КУЮРГАЗИНСКИЙ РАЙОН
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВО 2-ОМ КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ
МЯГКИЙ ЗНАК
УРОК РАЗРАБОТАН И ПРОВЕДЕН
УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
МБОУ СОШ С.ЯКШИМБЕТОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КУЮРГАЗИНСКИЙ РАЙОН
ХАЛИТОВОЙ ФАНУЗОЙ МИНЕБУЛАТОВНОЙ
ЯКШИМБЕТОВО 2013
Тема. Разделительный мягкий знак.
Цель урока. Дать понятие о разделительном мягком знаке.
Задачи урока.
Образовательная.
Уточнение представлений учащихся о разделительном мягком знаке; совершенствование умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.
Развивающая
Развивать речь, мышление и умение частично-поисковой познавательной деятельности. Обогатить словарный запас учащихся.
Воспитательная
Воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь.
Тип урока. Практическое решение учебной задачи.
Время проведения. 07.02.2013
Оборудование. 1.УМК «Школа 2100». Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык». Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы.
2. Компьютер и презентация урока.
3. Смайлики, «мешочки» для сбора сокровищ.
Структура урока
- Создание психологической атмосферы
- Создание ситуации успеха.(Актуализация прежних знаний)
- Постановка учебной задачи.
- Фиксация проблемы в графико-знаковой форме.
- Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
- Решение учебной задачи.
- Применение новых знаний.
- Выполнение упражнения 202. Работа в паре.
- Решение тестовых заданий группой.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Задание на дом.
Ход урока
I. Создание психологической атмосферы.
Учитель.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на уроке русского языка присутствует много гостей. Поздоровайтесь с гостями. А теперь улыбнемся и пожелаем удачи друг другу. Желая удачи другу, мы желаем и себе того же. Поэтому, ребята, давайте радоваться успехам своих товарищей.
Сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие в остров сокровищ, который называется «Русский язык» за сокровищами.
- Как вы понимаете значение слова сокровище?
Обучающиеся.
- Богатство, деньги, драгоценности, золото, серебро, алмазы.
Учитель.
- Сокровище – это ваши знания, которые были у вас, знания, которые приобретете сегодня на уроке. Все ваши сокровища сложим в эти мешочки. (Учитель раздает картинки с изображением мешка)
- А сколько их там – покажут ваши ответы. За каждый ответ нарисуете звездочку на своих мешочках. Отправляемся в путешествие на яхте, которая называется «Дружба». А почему «Дружба»?
Обучающиеся.
-Потому, что в дружбе сила. С другом не страшно в пути.
Учитель.
- Возможно, что по дороге мы встретимся с некоторыми трудностями, победить которые можно усердным трудом и устойчивым вниманием. Друг другу мы будем помогать, ведь только с друзьями мы можем достичь высот. Какие опасности могут предостерегать нас в море?
Обучающиеся.
- Шторм, пираты, русалки.
Учитель.
- Мы будем бороться за каждое слово. Никто не отнимет у нас правильно написанное слово. Поэтому нужно очень постараться.
Начнем урок со стихотворения.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать.
Надо много уметь.
- Прочитайте девиз нашего урока.
Обучающиеся.
- «Работать лучше, чем вчера!»
Учитель.
- На парте перед вами лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, и нарисуйте на одном из них свое настроение.
Отложите смайлики в сторону.
II. Создание ситуации успеха.(Актуализация прежних знаний)
Учитель.
- Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить. Почему?
Боль, полька, лошадь, альбом, пальто.
Обучающиеся. Варианты ответов.
Учитель.
- На какую орфограмму эти слова?
- Расскажите о мягком знаке. Что знаете о нем?
Обучающиеся.
- Не обозначает звука.
- Показывает мягкость впередистоящего согласного.
- В сочетаниях чк, чн, щн, чт ь не пишется.
Читают стихотворение о мягком знаке.
Мягкий знак – хитрый знак
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Учитель.
- Еще какие буквы показывают мягкость согласного?
Обучающиеся.
- Буквы е,ё,ю,я,и.
Учитель.
- Запишем предложение под диктовку. Кто хочет работать у доски?
(К доске идет один ученик, остальные пишут в тетрадях).
- Ребята, вспомним правила письма. Что нужно сделать, чтобы красиво писать?
Учитель.
-Записываем предложение.
Шишкина Ольга любит овощной суп, молочную кашу.
- Ребята, задавайте вопросы своему товарищу. Что бы вам хотелось узнать?
Обучающиеся.
- Почему Шишкина Ольга написал с большой буквы?
- Почему в слове Шишкина слышится [ы], а ты написал букву и.
- Почему слово овощной, молочную написал без мягкого знака?
- Назови слова, в котором все согласные твердые?
- Почему поставил запятую?
- Постановка учебной задачи.
Учитель.
- Ребята, даны слова-предметы в единственном числе. Вам нужно записать их во множественном числе.
Лист - листья
Воробей - воробьи
Стул - стулья
- Я просмотрела ваши записи в тетрадях. У вас написано по-разному. Кто-то написал в словах ь, а кто-то сочетание [йа]. Как же так получилось? Чего мы не знаем?
Обучающиеся.
- Когда в середине слова пишется ь.
Учитель.
- Можно ли писать в словах сочетание [йа]? Почему?
Обучающиеся.
- В место него пишем букву я.
- Фиксация проблемы в графико-знаковой форме.
Лист←☺→я
Вороб ←☺→ и
Стул←☺→я
коньки
Учитель.
- Ребята, посмотрите на данный график. Как вы думаете, почему в некоторых словах в середине нарисованы смайлики, а в слове коньки их нет?
- Какую роль выполняет ь в слове коньки?
Обучающиеся.
- Показывает мягкость согласного звука [к ′ ]
Учитель.
- А почему в остальных словах нарисованы смайлики? Что они делают?
Обучающиеся.
- Одну часть отталкивают, отделяют от другого.
Учитель.
- Прочитайте первую часть слова до смайлика, затем покажите движением руки, как отталкивают смайлики вторую часть.
- Прислушивайтесь, с какого звука мы начинаем движение руки, разделяем часть слова?
- Ребята, запишите слово без смайлика и прочитайте. Что у нас получилось?
Обучающиеся.
- листя - [л′ист′а]
Учитель.
- Как правильно надо говорить?
Обучающиеся.
- [л′ист′й′а]
Учитель.
- Чего не хватает? Ведь каждый раз в слове смайлики не нарисуем.
Обучающиеся.
- Значит надо поставить другой знак.
Учитель.
- Какой именно?
(Если обучающиеся ответили, что нужно поставить ь, нужно наводящими вопросами, вывести к тому, что ь выполняет еще и вторую роль)
- Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
- Какой знак может разделить слово и когда его писать?
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
- Решение учебной задачи.
Учитель.
- Ребята, составьте, пожалуйста, транскрипцию слова листья. (полью, ружьё, веселье, ульи). Чтобы правильно составить транскрипцию, произнесите слово четко, медленно, прислушиваясь каждому звуку.
[л′ист′й′а] – листья
- Проследите, пожалуйста, за транскрипцией. Почему [т′] произносится мягко, ведь за ним следует [й′]?
Обучающиеся.
- Значит надо поставить мягкий знак.
[пал′й′у] – полью
[ружй′о] – ружьё
[в′эс′эл′й′э] – веселье
[ул′й′и] – ульи
[кан′к′и] – коньки
Учитель.
- Сделайте вывод, когда пишется разделительный ь.
Обучающиеся.
- Разделительный ь пишется в словах после букв согласных перед буквами е,ё,ю,я,и, если в слове слышится [й′].
Учитель.
- Сравним свой вывод с выводом автора. Найдите правило на странице 130. Внимательно прочитайте.
- Применение новых знаний..
1. Выполнение упражнения 202. Работа в паре.
- Откройте учебник на странице 131. Найдите упражнение 202. Внимательно читайте задание. Работу выполняем, обсуждая с рядом сидящим товарищем.
Взаимопроверка.
2. Решение тестовых заданий группой.
- Задания на компьютере. Групповая работа за компьютером. Выявить должны сильнейшего. Затем посчитаете баллы и разделите между собой.
- Сколько баллов набрала ваша группа? Кто был сильнейшим в вашей группе? Сколько сокровищ вы подарите ему? Почему?
Оценивание и контроль выполненных заданий.
- Мы собирали сокровища русского языка, а именно, рисовали звездочки в своих мешочках. Посчитайте, сколько звездочек набрали за урок.
- У кого самое большее количество?
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Восстановление в памяти последовательности работы на уроке.
Учитель.
- Ребята, давайте вспомним наш урок с самого начала. Какие работы мы выполняли?
Обучающиеся.
- Мы пожелали друг другу удачи, вспоминали о мягком знаке, как о показателе мягкости согласных, читали стихи, писали, подбирали слова, узнали о разделительном мягком знаке.
- Краткий анализ и оценивание своей деятельности.
- Ребята, какую проблему мы решали на уроке?
- Какие задания вам давались легко?
- При выполнении каких заданий, вы испытывали трудности? Почему?
- Довольны ли вы своей работой? Отметьте свое настроение на смайликах.
- Задание на дом.
1. Сложный уровень
- Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома, упражнение 205. Работа творческая. Вам нужно подобрать дополнительный материал о муравьях из интернета, из других источников.
2. Средний уровень
- Кто затрудняется выполнять сложную работу, упр.204 с небольшой творческой деятельностью - составить предложение о природе.
3. Базисный уровень
- Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.203.
- Ребята, домашнее задание вы выбираете сами, поэтому работа должна соответствовать школьным требованиям и тому уровню, которую вы выбрали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.
Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»
Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...