Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Халитова Фануза Минебулатовна

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе по теме "Разделительный мягкий знак" в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока "Практическое решение учебной задачи.  УМК "Школа 2100".  Русский язык. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Пронина О.В.   Конспект урока поможет молодым педагогам, которые начали работу по внедрению и реализации ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.zip16.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КУЮРГАЗИНСКИЙ РАЙОН

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВО 2-ОМ КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

МЯГКИЙ ЗНАК

УРОК РАЗРАБОТАН И ПРОВЕДЕН

УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

МБОУ СОШ С.ЯКШИМБЕТОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КУЮРГАЗИНСКИЙ РАЙОН

ХАЛИТОВОЙ ФАНУЗОЙ МИНЕБУЛАТОВНОЙ

ЯКШИМБЕТОВО 2013

Тема. Разделительный мягкий знак.

Цель урока. Дать понятие о разделительном мягком знаке.

Задачи урока.

Образовательная.

Уточнение представлений учащихся о разделительном мягком знаке; совершенствование умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.

 Развивающая

Развивать речь,  мышление и умение частично-поисковой познавательной деятельности. Обогатить словарный запас учащихся.

Воспитательная

Воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь.

Тип урока. Практическое решение учебной задачи.

Время проведения. 07.02.2013

Оборудование. 1.УМК «Школа 2100». Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык». Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы.

2. Компьютер и презентация урока.

3. Смайлики, «мешочки» для сбора сокровищ.

Структура урока

  1. Создание психологической атмосферы
  2. Создание ситуации успеха.(Актуализация прежних знаний)
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Фиксация проблемы в графико-знаковой форме.
  5. Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
  6. Решение учебной задачи.
  7. Применение новых знаний.
  1. Выполнение упражнения 202. Работа в паре.
  2. Решение тестовых заданий группой.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  2. Задание на дом.

Ход урока

I. Создание психологической атмосферы.

Учитель.

-  Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на уроке русского языка присутствует много гостей. Поздоровайтесь с гостями. А теперь улыбнемся и пожелаем удачи друг другу. Желая удачи другу, мы желаем и себе того же. Поэтому, ребята, давайте радоваться успехам своих товарищей.

   Сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие в остров сокровищ, который называется «Русский язык» за сокровищами.

- Как вы понимаете значение слова сокровище?

Обучающиеся.

- Богатство, деньги, драгоценности, золото, серебро, алмазы.

Учитель.

- Сокровище – это ваши знания, которые были у вас, знания, которые приобретете сегодня на уроке. Все ваши сокровища сложим в эти мешочки. (Учитель раздает картинки с изображением мешка) 

- А сколько их там – покажут ваши ответы. За каждый ответ нарисуете звездочку на своих мешочках. Отправляемся в путешествие на яхте, которая называется «Дружба». А почему «Дружба»?

Обучающиеся.

-Потому, что в дружбе сила. С другом не страшно в пути.

Учитель.

- Возможно, что по дороге мы встретимся с некоторыми трудностями, победить которые можно усердным трудом и устойчивым вниманием. Друг другу мы будем помогать, ведь только с друзьями мы можем достичь высот.  Какие опасности могут предостерегать нас в море?

Обучающиеся.

- Шторм, пираты, русалки.  

Учитель.

- Мы будем бороться за каждое слово. Никто не отнимет у нас правильно написанное слово. Поэтому нужно очень постараться.

Начнем урок со стихотворения.

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать.

Надо много уметь.

- Прочитайте девиз нашего урока.

Обучающиеся.

- «Работать лучше, чем вчера!»

Учитель.

- На парте перед вами лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, и нарисуйте на одном из них свое настроение.

Отложите смайлики в сторону.

II.  Создание ситуации успеха.(Актуализация прежних знаний)

Учитель.

- Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить. Почему?

Боль, полька, лошадь, альбом, пальто.

Обучающиеся. Варианты ответов.

Учитель.

- На какую орфограмму эти слова?

- Расскажите о мягком знаке. Что знаете о нем?

Обучающиеся.

- Не обозначает звука.

- Показывает мягкость впередистоящего согласного.

- В сочетаниях чк, чн, щн, чт ь не пишется.

Читают стихотворение о мягком знаке.

Мягкий знак – хитрый знак

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Учитель.

- Еще какие буквы показывают мягкость согласного?

Обучающиеся.

- Буквы е,ё,ю,я,и.

Учитель.

- Запишем предложение под диктовку. Кто хочет работать у доски?

(К доске идет один ученик, остальные пишут в тетрадях).

- Ребята, вспомним правила письма. Что нужно сделать, чтобы красиво писать?

Учитель.

-Записываем предложение.

     Шишкина Ольга любит овощной суп, молочную кашу.

- Ребята, задавайте вопросы своему товарищу. Что бы вам хотелось узнать?

Обучающиеся.

- Почему Шишкина Ольга написал с большой буквы?

- Почему в слове Шишкина слышится [ы], а ты написал букву и.

- Почему слово овощной, молочную написал без мягкого знака?

- Назови слова, в котором все согласные твердые?

- Почему поставил запятую?

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель.

- Ребята, даны слова-предметы в единственном числе. Вам нужно записать их во множественном числе.

Лист  -  листья

Воробей    -   воробьи

Стул       -   стулья

- Я просмотрела ваши записи в тетрадях. У вас написано по-разному. Кто-то написал в словах ь, а кто-то сочетание [йа]. Как же так получилось? Чего мы не знаем?

Обучающиеся.

- Когда в середине слова пишется ь.

Учитель.

- Можно ли писать в словах сочетание [йа]? Почему?

Обучающиеся.

- В место него пишем букву я.

  1. Фиксация проблемы в графико-знаковой форме.

Лист←☺→я

Вороб ←☺→ и

Стул←☺→я

коньки

Учитель.

- Ребята, посмотрите на данный график. Как вы думаете, почему в некоторых словах в середине нарисованы смайлики, а в слове коньки их нет?

- Какую роль выполняет ь в слове коньки?

Обучающиеся.

- Показывает мягкость согласного звука [к ′ ]

Учитель.

- А почему в остальных словах нарисованы смайлики? Что они делают?

Обучающиеся.

- Одну часть отталкивают, отделяют от другого.

Учитель.

- Прочитайте первую часть слова до смайлика, затем покажите движением руки, как отталкивают смайлики вторую часть.

- Прислушивайтесь, с какого звука мы начинаем движение руки, разделяем часть слова?

- Ребята, запишите слово без смайлика и прочитайте. Что у нас получилось?

Обучающиеся.

- листя - [л′ист′а]

Учитель.

- Как правильно надо говорить?

Обучающиеся.

- [л′ист′й′а]

Учитель.

- Чего не хватает? Ведь каждый раз в слове смайлики не нарисуем.

Обучающиеся.

- Значит надо поставить другой знак.

Учитель.

- Какой именно?

(Если обучающиеся ответили, что нужно поставить ь, нужно наводящими вопросами, вывести к тому, что ь выполняет еще и вторую роль)

  1. Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.

- Какой знак может разделить слово и когда его писать?

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

  1.  Решение учебной задачи.

Учитель.

- Ребята, составьте, пожалуйста, транскрипцию слова листья. (полью, ружьё, веселье, ульи). Чтобы правильно составить транскрипцию, произнесите слово четко, медленно, прислушиваясь каждому звуку.

[л′ист′й′а] – листья

- Проследите, пожалуйста, за транскрипцией. Почему [т′] произносится мягко, ведь за ним следует [й′]?

Обучающиеся.

- Значит надо поставить мягкий знак.

[пал′й′у] – полью

[ружй′о] – ружьё

[в′эс′эл′й′э] – веселье

[ул′й′и] – ульи

[кан′к′и] – коньки

Учитель.

- Сделайте вывод, когда пишется разделительный ь.

Обучающиеся.

- Разделительный ь пишется в словах после букв согласных перед буквами е,ё,ю,я,и, если в слове слышится [й′].

Учитель.

- Сравним свой вывод с выводом автора. Найдите правило на странице 130. Внимательно прочитайте.

  1.  Применение новых знаний..

1. Выполнение упражнения 202. Работа в паре.

- Откройте учебник на странице 131. Найдите упражнение 202. Внимательно читайте задание.  Работу выполняем, обсуждая с рядом сидящим товарищем.

Взаимопроверка.

2. Решение тестовых заданий группой.

- Задания на компьютере. Групповая работа за компьютером. Выявить должны сильнейшего. Затем посчитаете баллы и разделите между собой.

- Сколько баллов набрала ваша группа? Кто был сильнейшим в вашей группе? Сколько сокровищ вы подарите ему? Почему?

Оценивание и контроль выполненных заданий.

- Мы собирали сокровища русского языка, а именно, рисовали звездочки в своих мешочках. Посчитайте, сколько звездочек набрали за урок.

- У кого самое большее количество?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  1. Восстановление в памяти последовательности работы на уроке.

Учитель.

- Ребята, давайте вспомним наш  урок с самого начала. Какие работы мы выполняли?

Обучающиеся.

- Мы пожелали друг другу удачи, вспоминали о мягком знаке, как о показателе мягкости согласных, читали стихи, писали, подбирали слова, узнали о разделительном мягком знаке.

  1. Краткий анализ и оценивание своей деятельности.

- Ребята, какую проблему мы решали на уроке?

- Какие задания вам давались легко?

- При выполнении каких  заданий, вы испытывали трудности? Почему?

- Довольны ли вы своей работой? Отметьте свое настроение на смайликах.

  1. Задание на дом.

1. Сложный уровень

- Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома, упражнение 205. Работа творческая. Вам нужно подобрать дополнительный материал о муравьях из интернета, из других  источников.

2. Средний уровень

- Кто затрудняется выполнять сложную работу, упр.204 с небольшой творческой деятельностью - составить предложение о природе.

3. Базисный уровень

- Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.203.

- Ребята, домашнее задание вы выбираете сами, поэтому работа должна соответствовать школьным требованиям и тому уровню, которую вы выбрали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...