Части речи (итоговый урок) 3 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Корнеева Елена Александровна

Урок - аукцион знаний с  применением  технологии 

интерактивного обучения  "Части  речи" (итоговый урок)  3  класс  УМК  "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korneeva_e.a.russkiy_yazyk_chasti_rechi.docx114.13 КБ

Предварительный просмотр:

             «ЧАСТИ РЕЧИ»  3 КЛАСС

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

КОРНЕЕВА Е.А.


             «ЧАСТИ РЕЧИ»  3 КЛАСС

УРОК - АУКЦИОН ЗНАНИЙ С  ПРИМЕНЕНИЕМ  ТЕХНОЛОГИИ                            ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

КОРНЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА – УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ                                                      ГБОУ СОШ № 1055 ЮАО Г.МОСКВЫ


Урок-аукцион знаний.

Тема. «Части  речи» (итоговый урок)

Цель: актуализировать знания, приобретённые при изучении темы «Части речи»; дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость от успеха в проявлении знаний; развивать внимание, сообразительность, память; воспитывать чувство коллективизма.

Примечание. Урок в форме аукциона активизирует мысль детей. Процесс повторения, систематизации знаний проходит занимательно, интересно и динамично. Знания в области русского языка становятся личностно значимыми для ребёнка. Если урок в форме «аукциона знаний» проводится в первый раз, то необходимо предварительно рассказать детям, что такое аукцион и как он проходит.

Подготовительная работа: дети повторяют учебный материал, на дополнительные интересные сведения по грамматическим категориям, которые будут представлены на «аукционе знаний», а им об имени существительном, имени прилагательном,  глаголе, рисуют красочные плакаты к подобранным материалам, составляют ребусы, готовят сценки, песни, стихотворения.

Оборудование: организуется выставка лучших творческих детей по русскому языку; вывешиваются плакаты с цитатами известных деятелей о русском языке; металлическая тарелочка и лоточек; надписи-названия продаваемых вещей; карточки  для болельщиков и участников; дипломы для победителей;  призы; эмблемы команд.

Эпиграфы к уроку: (В. О. Ключевский)

  1. Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.
  2. Грамоте учиться — всегда пригодится. Ученья корень горек, да плод сладок.
  3. Красна птица пеньем, а человек — ученьем.
  4. (Русские пословицы)

Класс делится на две команды, в каждой команде выбирается капитан.

Ребята выбирали для «продажи» четыре «предмета» — грамматические категории:

  1. имя существительное;
  2. имя прилагательное;
  3. глагол.

Любую из этих «вещей» из области знаний русского языка команда-

участница сможет «купить», «заплатив» за неё знаниями по данной грамматической категории.

В диалоге «на торгах» в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.

ХОД УРОКА.

  1. Организация  класса.
  2. Сообщение темы и цели урока

У нас сегодня аукцион,                                                                             Подведёт итоги он.                                                                                          Тот, кто больше знает,

Тот награды получает!

—        Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего
класса мероприятие — аукцион знаний по русскому языку».

На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», приобрести которые сможет любая команда (в обмен на знания по русскому языку). Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

На нашем аукционе присутствуют болельщики, ассистенты (они будут вести подсчёт баллов).

Я, ведущая аукциона, — магистр грамматических наук.

(Можно использовать соответствующие элементы костюма: шапочку, накидку.)

II. Работа над темой урока

| 1. Внесение залога. Открытие аукциона.

—        Прежде чем прозвучит гонг (на столе находятся металличес -
тарелка и молоточек
), каждая команда-участница должна внести
залог, доказать свою «состоятельность» — способность участвовать аукционе. На столе ведущего лежат два листа бумаги
 с заданиями. Капитаны выбирают задания, и команды приступают к их выполнению; время ограничено — 30 с. Задание состоит из двух частей:

  1. расположить буквы в алфавитном порядке;
  2. используя все буквы, составить слово-название своей команды.         нышсокил                 вознайсловки

(«Солнышки»)        («Словознайки»)

Крупно  написать на листе слово и  поместить лист на доску.  Все прочтут  название команды.)

Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог «на торгах».

2. Приветствие команд.

—        Итак, команды получили названия и доказали свою «состоятельность» для участия в аукционе.

В аукционе знаний участвуют (попросить команды встать): команда «Солнышки»  и  команда  «Словознайки» .

3. Проведение аукциона.

Звучит удар гонга.

—        Внести первую «вещь» на продажу!

Ассистенты вносят табличку «Имя существительное».

—        Начальная цена — 10 баллов (на табло устанавливается цифра).

—        За каждый правильный ответ команда получает 2 балла,
в ответе представлен дополнительный материал, то команда получает
дополнительно 4 балла.

Торги начались!

«Словознайки»:  Это часть речи.

«Солнышки»:  Обозначает предмет.

«Словознайки»: Отвечает на вопросы кто? что?

«Солнышки»:  Делятся на собственные и нарицательные.

«Словознайки»:   Могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

«Солнышки»:  Употребляются в единственном и множественном числе.

«Словознайки»:   Относятся к мужскому, женскому и среднему роду.

«Солнышки»:  Изменяются по падежам.

«Словознайки»:  Название именительного падежа связано со словом имя.

«Солнышки»:  Чтобы отличить именительный и винительный падеж, нужно  правильно поставить к существительному вопрос.

«Словознайки»:  Чаще всего бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.

(Когда  ответы  иссякают, учитель отстукивает троекратно  окончание торгов  за  эту вещь. Табло показывает окончательный счёт команд. Определяется  победитель).

Задание для болельщиков.                                                                                                     Словарная работа «Как точнее?».

Выберите нужное существительное.

I.  1) Я, не встречал  никаких ...  жилья. (А. Пушкин.)

2) Вот вам ещё ...: когда  ходит  он, то всегда размахивает руками. (Н. Гоголь.) (примета, признак) 

1) Мы остановились на минуту, чтобы сделать .... .

2) Старого мастера провожали на заслуженный ....  .(отдых, передышка)

1) Сохранилось много ... о героическом прошлом русского народа.

2) Мы с интересом прослушали несколько ... Древней Греции. (миф, предание)

1) У зимовщиков подходили к концу... продовольствия.

2) Противник бросил в бой последние свои  ....  . (резервы, запасы)

1) Председатель собрания объявил ... на десять минут.

2) В ... мы вышли в фойе. (антракт, перерыв)

1) Тысячи учёных работали  над ... происхождения жизни на Земле.

 2) Газета подняла ... о строительстве школ. (проблема, вопрос)

П. 1) Оба замолчали, наступила   томительная  .... .

 2) В... между уроками он успел сбегать домой.

3) Мы бежали всю дорогу без ... .

4) После второго действия объявили ... на 15 минут.

5) Залпы салюта повторялись с ... в 12 секунд.  (перерыв, промежуток, пауза, передышка, антракт)

(«Проданная  вещь» устанавливается на столе команды, «купившей» её. С команды, проигравшей данный лот, взимается «комиссионный» сбор.                                Команда  исполняет  номер  художественной  самодеятельности.)

Инсценировка.

Падежи.

У  слова  есть  шесть  падежей,

Шесть  верных  маленьких  пажей.

Они проходят  чередой,

За  слово в   бой  готов  любой!

Вверяют  окончаниям  судьбу  и  жизнь  свою!

И  про  своё  призвание

На  ушко  им  поют.

Я – именительный  падеж,

И  нет  на  мне  чужих  одежд,

Меня  легко  все  узнают

И  в  подлежащие  зовут.

Предлогов  с  детства  не  люблю,

С  собою  рядом  не  терплю.

Мои  вопросы – кто? и  что?

Ни  с  чем  не  спутает  никто.

А  я  падеж  родительный –

Характер  мой  общительный.

Кого? чего? – и  вот  он  я!

Предлоги  часто  мне  друзья:

И  с,  и  до,  и  у,  и  из –

До  неба  вверх  и  с  неба  вниз.

Похож  я  на  винительный  

Бываю  иногда,

Но в  тексте  различите  вы

Два  падежа  всегда.

Я  называюсь  дательным,

Работаю  старательно.

Кому  отдать?  к  чему  призвать?

Лишь  только  я  могу  сказать.

С  предлогом  к  порой  дружу,

Но  и  один  гулять  хожу.

А  я  винительный  падеж

И  я  во  всём  виню  невежд.

Зато  отличников – люблю,

Для  них  «пятёрки»  я  ловлю».

Кого  позвать?  Во  что?  играть?-

Готов  ребятам  подсказать.

Не  прочь  с  предлогами  дружить,

Но  и  без  них  могу  прожить.

А  я  творительный  падеж,

Исполнен  всяческих  надежд.

Творите!- Чем?  Творите!  - С  кем?

Я  подскажу  вам – нет  проблем!

Предлогам  перед,  под  и  над

В  любой  момент  я  очень  рад.

А  я  падеж  предложный.

Со  мною  случай  сложный.

Мне  без  предлогов  свет  не  мил,

О  ком,  о чём  я  говорил?

Ах, да  нужны  предлоги,

Без  них  мне  нет  дороги.

Пусть  будут  в  и  о,  и  при

Ты  их  случайно  не  сотри!

Тогда  смогу  я  рассказать,

О  чём  мечтать  и  в  чём  гулять.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

(О. Соболева.)

—        Торги продолжаются!

Ассистенты вносят табличку «Имя прилагательное».

Начальная цена — 10 баллов  (на табло устанавливается цифра.

—        За каждый правильный ответ команда получает 2 балла,
в ответе представлен дополнительный материал, то команда получает
дополнительно 4 балла.

Торги начались!

«Солнышки»:  Это часть речи.

«Словознайки»:  Обозначает признак предмета.

«Солнышки»:  Отвечает на вопросы  какой? какая? какие? какое?

«Словознайки»:  Изменяется по родам, числам, падежам.

«Солнышки»: В  предложении — второстепенный член.

«Словознайки»:  Согласуется  с  существительными.

«Солнышки»:  В  словосочетании  с  существительным является зависимым словом.

«Словознайки»:  Слово «прилагательное» в переводе с греческого означает «эпитет» (за это команда получает 4 балла).

«Солнышки»:  В переводе с латинского — «прибавленное», «приложенное».

«Словознайки»:   Бывает кратким (пример).

Игра проходит азартно, команды сменяют друг друга очень бойко, наступая друг другу на пятки. Пока звучит ответ одной команды, другая уже готовит дополнения.

Но вот ответы иссякли, прозвучало последнее высказывание. Учитель троекратно отстукивает окончание торгов за эту «вещь». Табло показывает окончательный счёт команд. «Вещь продана» команде, набравшей большее количество очков  и  давшей последний ответ.

Если количество очков одинаковое, командам даётся дополнительное задание по этой же категории (выполнить грамматическое задание, отгадать ребус и т. д.)

Задание для команд при одинаковом количестве баллов.

Кроссворд. Угадайте  слово. Впишите  в  клетки  прилагательные,  образованные  от  данных  слов. Учтите,  что  при  этом  возможно  чередование  согласных  и  появление  беглых  гласных.

  1. Булка.  2. Игрушка.  3. Подарок.  4.Огурец.  5.Посадка.  6. Съёмка.

7. Верёвка.  8. Казак. 9. Плёнка. 10.Плотник. 11.Пушка.

Правильно  вписав  слова, вы  прочтёте  в  вертикальном  

Выделенном  столбце  название  процесса,  происходящего

При  образовании  этих  слов.

- С болельщиками в это время проводится игра на внимание, смекалку.

Черты  характера  (к а к ой?).

1. Любящий  жизнь, радующийся жизни.

2. Неутаивающий  своих мыслей,  чистосердечный.

 3. Легко обижающийся.

4. Стремящийся  всё знать.

5. Долго  помнящий  обиды, не прощающий зла.

6. Умеющий   употреблять в речи яркие, острые, смешные выражения.

7. Способный  подмечать такие подробности, которых не замечают другие.

8. Стремящийся   поступить по-своему, даже если это противоречит здравому смыслу.

9. Решительно и упорно  добивающийся  своей цели.

10. Не  любящий  много говорить.

11. Способный  долго сидеть над какой-нибудь работой.

 12. Слишком уверенный  в себе, чрезмерно надеющийся на свои силы, способности.

13. Не теряющийся в беде, в опасности, бесстрашный.

14. Испытывающий  чувство робости, стеснения в обращении к людям. 15. Погружённый в  думы, размышления.

16.        Не любящий общаться с людьми, скрывающий свои мысли.

17.        Легко вступающий в общение с людьми, незамкнутый.

18.        Легко доверяющий  другим.

19. Не имеющий твёрдого характера, легко поддающийся дурному влиянию.

20. Любящий много поговорить.

21. Легко и живо воспринимающий впечатления, очень восприимчивый. 22. Любящий принимать и угощать гостей.

23. Мягкий и добрый в отношении к людям.
24. Способный  легко догадаться о чём-либо.

25. Требующий удовлетворения своих прихотей, причуд, капризов.

26. Поступающий без достаточного размышления, несерьёзно.

 27. Действующий не спеша, медленно.

28. Умеющий владеть собой, не выдавать своего волнения, гнева и т. д.

29. Легко впадающий в раздражение, гнев.

Наконец победитель торгов определён. «Проданная вещь» устанавливается на столе команды, «купившей» её. С команды, проигравшей «торги», взимается «комиссионный сбор».

— Торги продолжаются! (Звучит гонг.)

Вносят следующую «вещь» — «Глагол».

—        Торги начались! (Звучит гонг.)

«Словознайки»:  Часть речи, которая обозначает действие.

«Солнышки»:  Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

«Словознайки»:  Времена глагола – настоящее, прошедшее, будущее.

«Солнышки»:  Изменяется по временам.

«Словознайки»:   В прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам.

«Солнышки»:  Имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола.

«Словознайки»:  Не с глаголами пишется раздельно.

«Солнышки»: Перед глаголами не бывает предлогов.

«Словознайки»:  В предложении глаголы являются сказуемыми.

Когда иссякнут ответы команд, учитель отстукивает троекратное завершение «торгов». «Проданная вещь» устанавливается на стол команде, которая её «купила».

Задание для команд при одинаковом количестве баллов.

- Кто  найдёт  все  спрятанные  в таблице  глаголы?

К

М

Л

О

В

И

Т

Ь

Л

Р

М

Й

П

Е

Р

Е

Х

О

Д

И

Т

Ь

К

О

Т

С

Р

А

Г

А

П

А

Н

О

М

Е

И

Т

З

П

Р

И

С

О

Н

П

Т

Д

Е

Й

Р

И

С

М

С

Й

К

Ь

Е

Т

О

Л

Т

Н

Д

Т

И

Е

С

Т

Ь

Т

Н

Ь

П

Т

О

П

Е

Т

Ь

Р

И

О

Д

Ю

О

Я

Н

Й

Н

О

Т

Д

Ш

М

В

Я

Т

Щ

К

А

Н

А

О

П

Л

Ы

Т

Ь

Задание для болельщиков.

«Одним словом».        Что делать?

1) Говорить  тихо,  неразборчиво.

2) Пронзительно, резко кричать.          

3) Перевёртываться через голову.

4) Делать что-либо или двигаться торопливо, беспорядочно.

5) Идти, делая частые, мелкие шаги.

6) Находиться в состоянии полусна.

7) Тащить, тянуть что-либо, не отрывая от земли.

8) Сердито бормотать, выражая неудовольствие.

9) Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях.

10) Испытывать отвращение к чему-либо неприятному, нечистому.

11) Говорить что-либо грубое, вызывающее.

12) Резко, с шумом закрыть.

13) Резким движением широко раскрыть.

14) Стремительно подняться, взлететь.

 15) Держаться в воздухе на неподвижно распростёртых крыльях.

16) Расширяться, увеличиваться в объёме, пропитавшись влагой.

17) Делать более жидким, прибавляя что-либо.

18) Разбивать на мелкие части.

19) Лишаться свежести, яркости.

20) Отбросить, откинуть назад голову.

21) Вырывать вместе с корнями пни, деревья.

22) Делать более точным, придавать большую точность.

23) Нетвёрдо верить во что-либо, испытывать неуверенность.

24) Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю, переживанию.

25) Высказывать  недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.

26) Заранее, наперёд чувствовать, ощущать.

27) Заранее известить, осведомить.

(Команда, проигравшая лот, показывает номер самодеятельности.)

Инсценировка.

Весёлые рифмы

Этот  хитренький  глагол

Себе  время  изобрёл.

«Ухожу,»- кричит  сегодня.

А  вчера  кричал: «Ушёл!»

Завтра  скажет: «Я  уйду!»

Позавидуйте  ему.

Прошедшее  время  -

То,  что  прошло:

«Вчера  мы  писали»,    «Солнце  ушло».

Настоящее  время

Приходит  теперь:

«Мы  пишем  имя», «Бегает  зверь».

Будущее  время  

Ещё  не  пришло:

«После  уроков

Пойдём  мы  в  кино».

Прошедшее  время  (Песенка  черепахи)

Была  я  малышкой.

Играла  с  пустышкой,

Гуляла  с  братишкой

И  с  няней – мартышкой.

Я  пела,  плясала,

Над  книжкой  зевала,

Цветы  собирала,

О  чуде  мечтала.

Но  время  бежало,

И  я  подрастала.

Я  скоро  узнала,  

Что  взрослою  стала.

И  детство  моё

 Навсегда  потеряла.

(Т.Рик)

 

 

 Настоящее  время ( Песенка  черепахи)

Сейчас  я  живу  

В  небольшом  зоопарке

И  каждый  мой  день

Пребываю  в  запарке:

Я  в  школу  бужу

По  утрам  малышей,

Кормлю  их,  купаю

От  ног  до  ушей.

Я  штопаю,   глажу,  стираю,

Игрушки  за  них  убираю,

Мету,  отмываю,

Кручу,  кипячу,

Хвалю  и  ругаю,

Шучу  и  ворчу.

Так  мчится  моё  настоящее,

Нисколько  меня  не  щадящее.

(Т. Рик)

Будущее  время   (Песенка  черепахи)

В  понедельник  или  в  среду

Всё  я  брошу  и  уеду,

И  оставлю  их  одних

Безобразников  моих.

Сяду  в  поезд  и  тогда

Посмотрю  на  города.

Я  отправлюсь  в  южный  порт,

На  какой – нибудь  курорт.

Как  начну  я  там  форсить,

Платья  модные  носить,

Буду  плавать,   буду  прыгать,

Буду  всех  с  ума  сводить.

Когда  море  надоест,

Запланирую  отъезд.

И  вернусь  обратно  к  ним,

К  безобразникам  моим.

 (Т. Рик)

III. Подведение итогов аукциона

— Все «вещи проданы». Аукцион завершается.

Я благодарю всех участников аукциона, а также болельщиков, ассистентов — за чёткую и быструю работу на табло.

А  сейчас — самое приятное — награждение команды-победительницы аукциона.

Команда — «Солнышки»  выиграла аукцион, она смогла «купить»   наибольшее количество «вещей», т. е. показала отличное знание русского
языка. Выйдите, пожалуйста, на сцену. (Аплодисменты.)

Каждому участнику команды, выигравшей аукцион, вручается «Диплом   победителя  в  аукционе  знаний  по  русскому языку».

Кроме того, команда-победитель фотографируется на память, а особенно отличившиеся участники фотографируются каждый в отдельности. Фото и итоги аукциона затем помещаются на классный стенд. Аукцион знаний помогает «оживить» учебный процесс, сделать его интересным, даже азартным, полным  коллективных чувств и переживаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России "Имя прилагательное как часть речи " (вводный урок).

Имя прилагательное как часть речи (вводный урок)для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС.Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, уг...

Конспект урока русского языка: "Местоимение как часть речи (общие представления)." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Местоимение как часть речи (общие представления).Цели деятельности учителя: формирование представлений о местоимении как части речи, о роли местоимения в устной и письменной речиПланируемые резу...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" 2 урок 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимение как часть речи»Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи; формирование умения распозна...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Части речи. Местоимение» 2 класс УМК «Школа России»

Создать условия для формирования у школьников представления о местоимении как части речи, и его роли в предложении...