Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России "Имя прилагательное как часть речи " (вводный урок).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Анна Юрьевна Ларина

Имя прилагательное как часть речи (вводный урок)

для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС.

Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.

Тип урока: вводный

Планируемые результаты: осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное как часть речи (вводный урок)

для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС.

Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.

Тип урока: вводный

Планируемые результаты: осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка.

Личностные результаты: проявляют навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в различных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Универсальные учебные действия (метапредметные): 

Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения. 

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические - осуществляют анализ, сравнение, обобщение;

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, свою точку зрения и оценку событий.

Основное содержание темы: имя прилагательное, значение и употребление в речи.

Образовательные ресурсы: схема "Имя прилагательное", карточки-задания, учебник, рабочая тетрадь, слайды, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1).

Добрый день, ребята. Проверьте всё ли у вас на парте готово к уроку: учебник, дневник, тетради, пенал.

А какое у вас сегодня настроение (веселое).

А какое ещё бывает настроение (грустное, печальное, радостное, спокойное...)

Ну, нам не нужно грустное и печальное настроение. Мы хотим веселое, задорное и прекрасное.

II. Чистописание

Мы начинаем урок русского языка и не забудем про чистописание, сядьте ровно, приготовьтесь к письму. Образец на доске.

С с С с С с С с С с

Светит весеннее солнце.

Пропишите заглавные и строчные буквы, Спишите предложение.

III. Повторение. Постановка цели урока. (Слайд 2).

К нам сегодня на урок пришёл Почемучка. Он очень любит задавать вопросы. Ребята, посмотрите на предложение. Найдите известные вам части речи (что? Солнце - это имя существительное, обозначает предмет, что делает? Светит - это глагол, обозначает действие предмета). Над словами укажите части речи.

А какое слово вызвало у вас затруднение (слово весеннее). Это имя прилагательное.

Мы уже находили ответы на вопросы Почемучки: что такое имя существительное, что такое глагол.

Давайте ещё раз вспомним, что вы знаете об этих частях речи.

На доске плакаты.

А сегодня Почемучка задаёт нам новый вопрос. Что такое имя прилагательное? (Слайд 2).

А вам интересно узнать что это такое? (да)

III. Усвоение новых знаний.

Для того чтобы узнать ответ на вопрос. Давайте откроем нашего помощника - учебник с 86 и выполним упражнение 148.

Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос и назовите признаки каких предметов могут обозначать эти слова. (выборочно, по желанию учащихся, по одной строчке)

Запишите (без вопросов), вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. (учащие записывают в тетрадь)

А теперь вместе с Почемучкой проверьте при помощи волшебного экрана (Самопроверка). Слайд 3 (маркер).

К какой части речи относятся слова, которые отвечают на вопросы какой, какая, какие (Слайд 4). Это имя прилагательное. Слайд 4 (щелчок).

IV. Ознакомление с правилом.

Сейчас мы вместе с почемучкой ознакомимся с правилом об имени прилагательном и постараемся его запомнить.

Давайте попробуем сами составить правило. Слайд 5 (таблица).

А теперь сверим с учебником. (1 ученик читает)

Всё ли мы назвали об имени прилагательном, ничего не забыли? (нет, всё было сказано верно)

V. Физ.минутка для глаз. (Слайд 6).

Почемучка глазки устали. Давайте отдохнём, сделаем упражнения для глаз, нарисуйте глазами фигуры.

VI. Закрепление правила. (Слайд 7).

Ребята, какое сейчас время года. А почемучка очень любит весну.

На какие вопросы отвечает имя прилагательное. (ответы детей)

Подберите к каждому вопросу имя прилагательное на тему "Весна". (ответы на слайде по щелчку).

Слова какой части речи вы подбирали? (ответ)

А что такое имя прилагательное? (ответ)

Сколько угодно можно подобрать имен прилагательных, вариантов может быть множество.

 VII. Изучение нового. (Слайд 8).

Вы представляете Почемучка опять задаёт вопросы: для чего нужны имена прилагательные?

Чтобы помочь ответить ему на этот вопрос, давайте сравним два текста. Прочитайте их. (Слайд 9).  (1й ученик читает первый текст, 2й ученик читает второй текст).

Чем похожи эти тексты? О каком времени года говорится в них? (ответы).

Чем эти тексты различаются друг от друга? (во втором тексте добавляются слова ранняя, последний, говорливые, ласковое, перелётные)

Да верно. Каким стал этот текст? (ответы: более интересными)

Рассказ учителя об имени прилагательном. (Слайд 10 звучит музыка)

Голубое небо, тёплый ветер, пышные облака. Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью. Имена прилагательные украшают нашу речь, обогащают её, делают яркий, выразительной. Без имени прилагательных не было бы написано замечательных стихов, рассказов и песен.

Какую роль играют в нашей речи имена прилагательные. (ответы)

VIII. Физ минутка.  (Слайд 11 песня и танец).

Нашему Почемучке очень хочется спеть и станцевать детскую песенку "Два весёлых гуся" поможем ему? (Да)

IX. Закрепление. Игра, работа в группах. (Слайд 12).

Ох развеселился Почемучка,

Поскакал он вскач.

И весёлый, и румяный

Хочет с нами поиграть.

Он приготовил для вас задания. Объединитесь в группы. Соедините карточки с именами существительными с именами прилагательными, поставьте вопрос. Представитель каждой группы выносит на магнитную доску

X. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. (Слайд 13).

Учащиеся пишут на листах краткого ответа. Какие части речи вы использовали в словосочетаниях? Какие вопросы вы использовали? К какой части речи они относятся? Что такое имя прилагательное? (ответы)

Почемучка не прощается с вами, а предлагает вам выполнить творческое домашнее задание: нарисуйте рисунок на тему "Весна" и постарайтесь подобрать имена прилагательные, которые помогут вам нарисовать её.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Вводный урок. 2 класс

конспекст урока для 2 класса по УМК Школа России...

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку на тему: Продолжение освоения наречия как части речи.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.Цель:  организовать деятельность обучающихся по систематизации предметных  ЗУНов, способов  действия по углублению  и рас...

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: Создать условия по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.Задачи урокаДидактическ...