Урок-путешествие Имение Местоимения
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе.
Формирование умений правильного написания местоимений с предлогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_imenie_mestoimeniya.ppt | 639.5 КБ |
urok-puteshestvie_imenie_mestoimeniya.doc | 75.5 КБ |
samoanaliz_uroka_russkogo_yazyka.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-путешествие "Имение Местоимения" Закрепление
Цели:
1.Формирование умений правильного употребления и написания местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица с предлогами, формирование умения заменять имена существительные местоимениями, развивать их осознанное употребление.
2.Способствовать развитию зрительной памяти и творческих способностей учащихся.
3.Воспитание аккуратности, трудолюбия, стремления узнать больше, вызвать интерес к учебе, к активной работе.
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой.
И вновь урок мы начинаем,
К вершинам знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому активным будь!
Красиво встали. Улыбнулись друг другу, подарите мне свои улыбки. Поделились со всеми хорошим настроением. Спасибо. Садитесь.
Побуждение к действию.
Урок наш будет необычный. Мы отправимся в замечательное имение, которое занимает третье место после существительного и глагола. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам - все под силу и сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости. Отправляясь в путь, проверим наш багаж знаний (Слайд № 2)
- Актуализация опорных знаний.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные,
Это без сомнения,
Все …. (местоимения)
Мы отправимся в имение Местоимения. Туда приглашаю только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. А вы, уверены в своих знаниях? (Да)
Тогда внимание – первое испытание (Слайд № 3)
На доске: Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнём, под, тебя, нос, тот, эта, но.
- Прочитайте, пожалуйста, слова. Что-нибудь заметили? Здесь слова разных частей речи. Есть союзы а, но и предлоги в, на, под; существительное – нос; глаголы мни и мнём, остальные слова – местоимения. Назовите местоимения. (Я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта) (Слайд № 4)
- Очень хорошо! Вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить.
(Дети называют местоимения, я записываю их на доске, дети – в тетради: я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта)
Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их количества.)
Назовите местоимение, которое говорит о себе? (я)
Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число? (Мы)
Какое местоимение употребляем, обращаясь к другому лицу? К нескольким лицам? (Ты, вы)
Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? (он, она, оно, они) (Слайд № 5)
Я ты он она оно
Мы вы они
Что объединяет местоимения 1-ой строки? (Эти местоимения употреблены в единственном числе)
Что объединяет местоимения 2-ой строки? (Эти местоимения употреблены во множественном числе)
- Минутка чистописания.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу
Я друзья от вас не скрою ручку правильно возьму
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь
А) Массаж рук:
- Похлопайте в ладоши вначале тихо, тихо, затем громче, громче, а потом снова тише, тише.
- Постучите в кулачки
- Разомкните каждый пальчик
- Погрейте свои ладошки
Б). Письмо в тетрадях
Давайте пропишем в тетрадке первое местоимение. Какое первое? (Я)
На первой строчке прописываем: Яяя яяя яяя
На второй строчке пропишите местоимения: я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта
- Словарно – орфографическая работа (Слайд 6)
Вставьте пропущенные буквы.
Что объединяет эти слова? (Словарные, существительные мужского рода)
В некоторых словах спрятались местоимения. Найдите эти местоимения
- Фонетический разбор слова «язык»
- Тема урока.
- - Вот мы и в имении. Нас впустили местоимения, которые приготовили для нас задания. Справитесь?
- Попробуем. Местоимения мы записали, в имение попали. Что такое местоимение, вы рассказали. А вместо какой части речи употребляется местоимение?
Местоимение указывает на признаки предметов. То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные
- Молодцы! Запишем предложения: (Слайд № 7)
У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето.
- Докажите, что местоимение указывает на предмет и на признак
- (Мы указали на цветы – на предмет. Такие же цветы мы посадили у сестры. Мы указали на признак. Такие же красивые, как у дома.)
- Хорошо. А вы помните, мы говорили, что местоимения употребляются вместо имени … (существительного)? И ещё вместо имени … (прилагательного. Ведь местоимения указывают на признаки предметов) Постарайтесь это запомнить. С этим заданием вы тоже справились.
- Теперь следующее. Слушайте внимательно.
Я называю местоимения, а вы вспомните всё, что о них знаете:
Я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они.
(Это личные местоимения. Они указывают на лицо).
- Сколько лиц у местоимений вы знаете? (Три. Первое лицо – это сам говорящий. Второе лицо – это собеседник. Третье лицо – это человек, не участвующий в речи.)
- Назовите местоимения первого лица. (Я, мы)
- Второго лица. (Ты, вы)
- Что вы можете сказать о местоимении вы? (Оно используется для выражения вежливости. Когда мы обращаемся к кому-либо одному, то Вы пишем с большой буквы).
- Молодцы! Осталось называть местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они)
- А что вы ещё знаете про личные местоимения? (Они изменяются по числам. Например, я – в единственном числе, а мы – во множественном числе. Ещё изменяются по родам. Он – мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются.)
- Умники.
- Перед вами следующее задание: (Слайд № 8)
Прочитайте стихотворение. Назовите местоимения.
Определите лицо у местоимения, которое находится на первой строке стихотворения.
Определите падеж у местоимения, которое находится на третьей строке
Ты по стране идёшь, и нет такой преграды,
Чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады,
И отступает ледяная мгла.
М. Исаковский (Слайд № 9)
А теперь определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу. (Слайд 9)
Я (кто?) – И.п.
Мне………., мной………., обо мне………., мы………., нами………., нас………., нам………., о тебе………., ты………., тобой………., тебе……….
Физкультминутка. Поэтическая пауза.
Руки подняли, пальцы соединили – крыша дома.
Руки опустили, на груди скрестили – много тепла дому.
Глаза вверх – мир дому.
Глаза вниз – покой дому.
Глаза вправо – добро дому.
Глаза влево – любовь дому.
Глаза прямо – свет дому.
(Слайд № 10)
- А сейчас – сюрприз! Местоимения приготовили для вас загадки, которые вы очень любите отгадывать. В тетради вы запишете только местоимения, которые спрятались в ответе. Загадка первая: из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог? (Тесто).
/Дети записывают в тетрадях те/
- Вторая загадка: за какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение я. Заяц.)
/Записывают я/
- Третья загадка: Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (ЯМЫ)
- Следующая загадка: к какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Местоимение мы, мыло)
/Записывают мы/
- А теперь самая сложная загадка. В этом слове три слога, каждый – личное местоимение. Подсказка – второй слог мы. (Вымыты).
- А теперь посмотрите на эти местоимения. Что заметили? (Местоимение те – это не личное местоимение, а указательное)
- Верно.
- Я хочу вам предложить стихотворение Фета. Прочитайте его и выпишите указательные местоимения. (Слайд №11)
На доске:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы, …
/Записывают это, эта, этот, эти/
- Хотя основное занятие всех местоимений – указывать на предметы и признаки предметов, а в старших классах вы ещё узнаете, на что указывают местоимения, только одна группа местоимений называется указательной. Вы можете ещё назвать какие-нибудь указательные местоимения? (Те, тот, такой, там, тут).
- Молодцы.
Физкультминутка.
- Закройте глазки. Положите голову на парту.
Вспомните всё хорошее, что с вами было.
Отдохните, наберитесь сил.
- Самостоятельная работа. Слайд № 12
- Прежде, чем вы будете выполнять следующее задание, вспомните, пожалуйста, как пишутся местоимения с предлогами? ( Предлог с местоимением пишется отдельно.)
Чем различаются одни и те же местоимения без предлогов и с предлогами? (после предлогов у местоимений 3 лица пишется буква н)
- Слушайте задание. Каждый из вас получит карточку. Внимательно прочитайте её и выполните задания в тетрадях. Эти задания приготовили для вас те же местоимения. Желаю вам удачи.
/Раздаю карточки трёх уровней сложности, учитывая индивидуальные особенности учеников/
1 уровень
Спишите. Исправьте ошибки, поставьте местоимения в нужном падеже.
Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали литать надо (я) с реским криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки у (она) были окрашены в светлый цвет, а на (их) тёмные пятна и чёрточьки.
2 уровень
Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.
Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), обрадовал (он), спросил про (он).
3 уровень
Выпишите местоимения: упражнение 336 на стр. 93
- Как вы думаете, есть ли еще местоимения. Кроме тех, с которыми мы познакомились на уроках? Слайд № 13
На доске:
Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и вам, и нам
Кто, и что, какой, и сколько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее, и свой?
Это, без сомнения,
Всё…. Местоимения!
VII. Закрепление.
Внимание! Слушайте задание.
Перед вами листочки с проверочной работой: “Это я знаю и умею”, где вы расскажите все, что вы знаете о местоимении.
Проверочная работа “Это я знаю и умею”
1 вариант.
А) Закончи предложения:
- местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только______________________________
- к 1-му лицу относятся местоимения________________
- ко 2-му лицу относятся местоимения__________________
- к 3-му лицу относятся местоимения______________________
- по родам изменяются только местоимения ______ лица ________ числа
Б) Прочитай слова, подчеркни местоимения:
Они, один, мы, ты, но, як, у тебя, выли, окна, ток, со мной
2 вариант.
А) Закончи фразу:
Предлоги с местоимениями пишутся ___________________________.
Б) Соедини линиями в правильном порядке:
Ты, вы | 1-е лицо |
Он, она, оно, они | 2-е лицо |
Я, мы | 3-е лицо |
В) Раскрой скобки и впиши правильный вариант слитного или раздельного написания:
- Мы идём ( с я, ты, тобой)___________________в поход к лесному озеру.
Сколько вокруг интересного! Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк
прямо (около мы, тебя, вы)________________________________ .
2. Самопроверка по листам. Выставление оценок.
VIII. Д/З стр. 92 упр. 333 Слайд № 14
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
Подведем сейчас итог: может, зря прошел урок?
Чему выучились сегодня на уроке?
Какое задание вы считаете наиболее интересным?
Кому понравилось на уроке, поаплодируйте.
Оценки за урок:
Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подравняйтесь
С гостями попрощайтесь.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка, проводимого Стрельниковой С.В. учителем начальных классов, ТОГОУ «Жердевская общеобразовательная школа - интернат среднего (полного) общего образования».
Тема урока: «Имение Местоимения». Закрепление.
Цель: Формирование умений правильного употребления и написания местоимений 1-го, 2- го, 3- го лица с предлогами, формирование умения заменять имена существительные местоимениями, развивать их осознанное употребление.
Способствовать развитию зрительной памяти и творческих способностей учащихся.
Воспитание аккуратности, трудолюбия, стремления узнать больше, вызвать интерес к учебе и активной работе.
Учащиеся под руководством учителя рассуждали, решали возникшие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Дети открывали новые знания.
На каждом этапе урока четко и конкретно были сформулированы задачи, что нацеливало учащихся на каждый вид деятельности.
На данном уроке главной для меня была задача, связанная с мотивацией школьников на формирование ключевых компетенций:
а) информационных: умение находить информацию в разных источниках.
б) коммуникативных: понимать то, что мнение отличное от собственного имеет право на существование; формировать собственное мнение.
в) учебно-воспитательных: умение организовывать рефлексию, самооценку в учебно - познавательной деятельности.
г) личностного самосовершенствования: формировать культуру мышления и поведения.
д) метапредметных умений: умения работать с таблицами.
Решение этой задачи просматривалось на всех этапах урока.
Урок отличает логическое единство и стройность. Содержание его построено на одной «сквозной» линии - закрепления знаний о местоимениях. Все этапы урока взаимосвязаны и вытекают один из другого.
Наблюдалось наращивание трудности и повышение степени самостоятельности учащихся в работе. При выполнении упражнений и заданий.
было организовано чередование видов деятельности. На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся, который выражался в степени помощи, оказанной ученикам и разноуровневых заданиях.
На данном уроке наблюдался хороший темп работы. Это связанно с тем, что класс работоспособный. Высокий уровень познавательной активности учащихся обеспечивается за счет хорошей подготовки учеников, интересного материала, формы проведения урока.
Данный урок призван заинтересовать учащихся лучше изучать предмет и повысить к нему интерес.
Компьютерные технологии использовались для наглядности, концентрации внимания учащихся, поддержания интереса к изучаемому материалу на протяжении всего урока.
При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:
- потребность в ярком и образном материале (мультимедийные наглядности, презентация)
-стремление самостоятельно оценивать свои знания, готовность к рефлексии.
-потребность в самостоятельной познавательной деятельности.
Условием успешного усвоения учебного материала стало создание доброжелательной обстановки в классе на уроке, построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества и понимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие 4 класс "Обобщение знаний о местоимении"
Урок-путешествие в 4 классеТема урока: обобщение знаний о местоимении.Цели урока1. Углубить знания учащихся о местоимении.2. Совершенствовать навыки учащихся...
Урок-путешествие по русскому языку "Местоимение"
Нестандартный урок...
Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс
На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...
Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.
Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...
Урок - путешествие Тема :« Именем святой Екатерины »
Урок - путешествиеТема : « Именем святой Екатерины »....
Обобщающий урок-путешествие в страну «Местоимение». Русский язык, 4 класс.
1. Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть речи».2. Обучать правильному употреблению местоимений в речи;3....
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ.
ЦЕЛИ: обучающие – учить читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых...