Обобщающий урок-путешествие в страну «Местоимение». Русский язык, 4 класс.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Кириллова Светлана Борисовна

1.     Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть  речи».

2.     Обучать правильному употреблению местоимений в речи;

3.     Развивать орфографическую зоркость; работать над грамотностью письма; обогащать словарный запас детей.

4.     Развивать внимание, мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока88.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-путешествие в страну «Местоимение».

Русский язык, 4 класс.

Цели:

Дидактические: -наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • формирование элементарных лингвистических компетенций.

Развивающие: - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

  • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности;

  • формирование чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

  1. Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть  речи».
  2. Обучать правильному употреблению местоимений в речи;
  3. Развивать орфографическую зоркость; работать над грамотностью письма; обогащать словарный запас детей.
  4. Развивать внимание, мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование: (презентация)

Ход урока:

  1. Оргмомент. Психологический настрой. (слайд 2)

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Успехов вам!

         А сейчас проверь дружок,
        Ты готов начать урок?
        Все ль на месте,
        Всё ль в порядке,
        Ручка, книжка и тетрадка?
        Все ли правильно сидят,
        Все ль внимательно глядят?
        Каждый хочет получать
        Только лишь отметку “5” .

      II. Сообщение темы и целей урока.

     А, чтобы узнать тему урока, выполним первое задание:

1. Орфографическая пятиминутка. (слайд 3)

     Вставь пропущенные слова и исправь орфографические ошибки.

     Злой тоской удручена, кмуравю палзёт _______________. (И.А.Крылов)

     Как, милый петушок, паёшь __________ громко, важно! (И.А.Крылов)

     А __________, друзя, как ни сядитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А.Крылов)

     Ветер, ветер! __________ могуч, __________ ганяешь стаи тучь. (А.С.Пушкин)

- Пока мы с вами работаем над исправлением орфографических ошибок, 1 ученик ___________ выписывает пропущенные слова, а 2 ученик _________________ работает индивидуально, вычёркивая лишнее слово в каждом ряду.

Индивидуальная работа. (2 уч-к)

2. Проверка: а) устная коллективная работа

 – Какие ещё изученные орфограммы встретились в этом тексте? (Обращение, однородные члены предложения)

                      б) 2 уч-к –

- По какому принципу ты работал с каждой строчкой?

-Что вы заметили? (Здесь слова разных частей речи: есть и сущ., и глаголы, и предлоги, и…)

                      в) 1 уч-к –

- Оцените свою работу. Как вы с ней справились? Скажите каждый про себя. Давайте запишем первое слово ваших предложений.

3. Чистописание:

она   ты   вы   я

- Так какую же часть речи вставили в тексте? (Местоимения)

4. Повторение. (слайд 4)

-Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи.)

- Какую роль играют местоимения в нашей речи? (Местоимения указывают на предмет, признак и количество, но не называют их)

- То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные. А можете привести примеры? (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Такие же цветы мы посадили на даче. Они – указывает на предмет, а такие – на признак.)

- С этим заданием вы тоже справились! Теперь следующее. (гиперссылка) Посмотрите внимательно и  вспоминаете всё, что знаете об этих словах: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения)

- Почему их так называют?(Они указывают на лицо)

- Сколько лиц у местоимений? Назовите их.(1 л. – это сам говорящий, 2 л. – собеседник, 3 л. – человек, не участвующий в речи.)

- Что вы ещё знаете о личных местоимениях? (Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. – по родам.)

- Кто назовёт тему нашего урока? (слайд 6)

      Мы сегодня должны закрепить знания о местоимениях, а поможет нам в этом урок – путешествие.

     Да, сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход в страну «Местоимение», для того, чтобы обобщить и закрепить знания об этой части речи, будем учиться правильно употреблять местоимения, совершенствовать устную и письменную речь, делая её более точной и богатой. 

     Страна это большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Из 30 самых частых слов - 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу. Девиз: “Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым” (хором) Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.

      III. Работа над темой урока.

  1. Словарная работа. (слайд 8)

а) – А ещё мы возьмём с собой в поход… (показ картинок, дети самостоятельно записывают словарные слова в тетрадях, взаимопроверка)

     Лопата, топор, тарелка, кастрюля, стакан, посуда, одежда, сапоги, горох, картофель, морковь, овощи, сахар, газета, багаж.

- За словарный диктант оценки будут выставлены в журнал, таким образом обратите внимание на объективность ваших оценок.

б) - И, конечно же, в походе мы не сможем обойтись без доверия друг к другу. (слайд 9)

Знакомство с новым словарным словом. (Словарь. Стр.33)

- Запишите его с комментированием. Подумайте над лексическим значением этого слова. Давайте назовём грамматические признаки слова доверие (сущ., ср.р., 2 скл., в ед.ч.)

- Составьте небольшой текст (2-3 предложения) с этим словом. (слайд 9)

- Что такое доверие? (Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности.)

- Когда необходимо доверие? (Доверие необходимо между настоящими друзьями.)

- К чему приводит отсутствие доверия? (Отсутствие доверия приводит к предательству, измене и вражде.)

в) Редактирование текста. (слайд 10)

- Всё ли вас устраивает в этом тексте? (Нет. Повторы)

- Отредактируйте его. Какая часть речи поможет вам в этом?

     Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности. Оно необходимо между настоящими друзьями. Отсутствие его  приводит к предательству, измене и вражде. 

г) Комментированное письмо последнего предложения. (1 ученик ________ )

д) Синтаксический разбор. (1 ученик ______________) (слайд 11)

   - Какова же синтаксическая роль местоимений? (Может быть подлежащим и второстепенным членом предложения ) (слайд 10)

IV. Физминутка. (слайд 12)

- А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!

Кто шагает с рюкзаком?     (шаг)
Мы, туристы!                      
Кто со скукой не знаком?   (рывки руками)
Мы, туристы!
Нас вперед ведут Дороги!   (повороты)
Наш девиз: “Всегда вперед!” (приседания)
Эй, ребята, тверже шаг!          (шаг)
Что турист берет в дорогу?    (прыжки)
Песню, ложку и рюкзак!         (вдох, потягивания, исходное положение)

V. Работа над темой урока.

  1. Итак, отправляемся в дорогу. А впереди у нас вершина. Восхождение будет сложным, опасным, надо быть крайне внимательным. (слайд 13)

 «Исправь ошибки» 

- Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.

     Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.

Индивидуальная работа.

- Произвести морфологический разбор местоимения у неё. (1 ученик у доски ______________)

Проверка: (слайд 14)

    Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними.

а)- На какое правило допущены ошибки?(Правописание местоимений с предлогами)

- Что нам говорит это правило? (слайд 15)

Местоимения, как и существительные,  могут употребляться с предлогами.  Предлог пишется от местоимений отдельно.
Зайду
к тебе. Приходи ко мне.

Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например:
Ты был
у них?
Я пришёл
к нему и вручил ему книгу.
Глядь, опять
перед ним землянка.    Проверка:

б) определение падежей местоимений. (1 ученик ____________ )

в) проверка морфологического разбора.

- Молодцы, потрудились вы на славу!

3.  -  Но перед нами ещё одно испытание. (слайд 16)

Кроссворд – шарада.

В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
  2. Сколько личных местоимений в слове семья?
  3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
  5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.

-Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение». А, чтобы стать полноправными гражданами этого государства, нам необходимо пройти тестирование.

Тест (Приложение 1.) (слайд 17 - 18)

VI. Итог урока. Релаксация. (слайд 19)

     С тестом, я надеюсь, вы справились и поэтому получили ключ от страны «Местоимение». Теперь то мы можем с вами отдохнуть и насладиться звуками природы. А пока вы отдыхаете, прослушайте ещё одно задание, которое выполните дома.

VII. Дом. задание. (слайд 20)

      Составьте пять – шесть связанных предложений, употребив в них местоимения, определите их лицо, число и падеж. Произведите морфологический разбор одного из местоимений. Словарное слово (с.33)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок – путешествие в страну «Местоимение» русский язык, 4 класс МОУ «Краснопахорская СОШ» учитель начальных классов: Кириллова С.Б.

Слайд 2

А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5».

Слайд 3

Вставь пропущенные слова и исправь орфографические ошибки. Злой тоской удручена, кмуравю палзёт ..... . (И.А.Крылов) Как, милый петушок, паёшь ..... громко, важно! (И.А.Крылов) А ....., друзя, как ни содитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А.Крылов) Ветер, ветер, ..... могуч, ..... ганяешь стаи тучь. (А.С.Пушкин) Ь О О Ь а О О она ты вы ты ты

Слайд 4

Подумай и ответь Что такое местоимение? Какую роль играют местоимения в нашей речи? Какие бывают местоимения? Что вы знаете о личных местоимениях? Сформулируй тему урока.

Слайд 6

Тема урока: «Местоимение»

Слайд 7

Наш девиз: «Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым»

Слайд 8

Словарная работа.

Слайд 9

Доверие Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности. Доверие необходимо между настоящими друзьями. Отсутствие доверия приводит к предательству, измене и вражде.

Слайд 10

Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности. Оно необходимо между настоящими друзьями. Отсутствие его приводит к предательству, измене и вражде.

Слайд 13

Помогите исправить ошибки Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ими.

Слайд 14

Проверь Вася и Петя играли во дворе. К н им подошла Маша. У н её не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с н ими.

Слайд 16

Кроссворд - шарада м е я м ы с е м ь т ы к в а я к щ и я е а б д е о и н 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 17

Тест

Слайд 18

Тест I вариант II вариант б 1. б а, г 2. б, д б 3. в а 4. б в 5. в а, в, е 6. в, е

Слайд 19

Итог урока

Слайд 20

Домашнее задание

Слайд 21

Спасибо за урок! Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-путешествие по теме «Родная природа», 1 класс

Данный урок разработан для 1 специального (коррекционного) класса II вида...

Урок - путешествие . Введение в курс изучения русского языка

Данный материал содержит план - конспект урока и презентацию , направленную на систематизацию и обобщение знаний за период обучения грамоте ....

Обобщающий урок – путешествие по теме «Слова, слова….»

Русский язык, 2 класс. УМК « Школа России...

Открытый обобщающий урок-путешествие в страну «СЛОВГВАРТС»

Открытый урок русского языка разработан для 2-х классов при изучении раздела «Слова, слова, слова» по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, (УМК «Школа России»).Тип урока -...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок "Путешествие в страну "Фантазия"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Страна «Фантазия»».Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания обучающихся о биографии авторов Евгения Велтистова, Кира...