Комплексная работа с текстом.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
На этом уроке развития речи дети знакомятся с новым видом работы - редактированием. На основе материала о языке как средстве общения, дети выполняют редактирование текста, т.е. исправляют "ошибки" при помощи "замечаний редактора".Эта работа позволяет вспомнить части текста, их последовательность, а так же отрабатывать орфографические, словообразовательные и лингвистические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knkurs_urok_o_yazyke_2_klass.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: « Комплексная работа с текстом»
Класс : 2
ЦЕЛИ:
- Образовательная: повторить понятия «текст», части текста, тема, главная мысль, совершенствовать навыки работы с текстом, познакомить с новым приемом работы с текстом, активизировать словарный запас.
- Развивающая: развитие внимания, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, формировать компетенции: информационную, коммуникативную, ОКК.
- Воспитательная: воспитание познавательного интереса к учебному процессу.
- Вводная часть.
- Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
- Кто меня понял, поднимите руку. А почему вы меня поняли?
- Что помогает людям понимать друг друга?(речь, язык)
- Сегодня на уроке мы будем заниматься развитием речи.
- Перед тем, как начать работу, предлагаю поиграть. (игра - хорошее начало урока, не правда ли?) Скажите пожалуйста, всегда ли вы верите тому, что вам говорят? В таком случае давайте поиграем в игру «Верю – не верю». Я задаю вопрос, а вы отвечаете.
- Когда – все людей на Земле было мало
- На Земле был только один язык
- Люди жили в мире и согласии
- На Земле не было войн, конфликтов,….
- Люди могли построить башню до самого неба
- В одночасье люди разделились на народности
- Хотите узнать, как это было на самом деле? Внимание на экран (видеоролик «Вавилонская башня»).
Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали, потому что жили по законам природы.
Но захотелось одному гордецу оставить память о себе на веки веков.
- Мы выстроим башню до самого неба! И она будет лучше всего, что есть на Земле. – говорил он.
Выбрали высокую гору - и закипела работа!
Все работают, все друг друга понимают, работа быстро продвигается.
А на горе с каждым днем все выше и выше поднималась красавица башня.
Гордость переполняла души людей, забыли они о законе природы, сами захотели стать законом.
Посмотрела на все это природа и сказала:
- Это оттого они умудрились свою башню выстроить, что у них один язык и всякий человек понимает другого.
И пришла на землю великая буря. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.
Вскоре буря утихла, но беда постигла людей – они перестали понимать друг друга.
И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные другим.
И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.
И разошлись люди по земле. А башня стала мало - помалу разваливаться.
- В чем смысл этой притчи (рассказа)?
(гордыня, эгоизм, себялюбие, пренебрежение законами природы- путь разрушения )
С тех времен и пошло изречение: «Говорить на разных языках»
- Как вы понимаете эти слова?
«Говорить на разных языках» (Слайд)
Говорить на языке своего народа | Не понимать друг друга |
- Отчего происходит непонимание между людьми?
- Не умеют договориться между собой
- Не умеют выслушать собеседника
- Смотрят на предметы каждый со своей позиции, и т.д.
Вывод: для того, чтобы нас понимали или хотели понять надо говорить на доступном (понятном) языке.
- Актуализация знаний.
- Я вам рассказала притчу о «вавилонской башне». По-другому это можно назвать поучительный рассказ или легенда.
- А как еще можно назвать то, что вы услышали?(текст)
- Для того, чтобы продолжить нашу работу необходимо повторить все что мы знаем о тексте и поможет нам в этом небольшой тест. Внимание на экран.
Тест. (слайд)
1. Текст состоит из:
у) предложений;
б) звуков;
в) слов.
2. Текст-это:
а) отдельные предложения;
м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
3. По заглавию можно определить:
а)сколько предложений в тексте;
н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;
в) кто автор текста.
4. Текст имеет:
а) только заглавие;
б) только части;
и) заглавие и части.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
ц) да;
б) нет.
6. На конце предложения ставится:
а) точка, восклицательный или вопросительный знак;
б)смайлик.
-- Соберите из полученных букв слово. Что у вас получилось?
УМНИЦА!
Вывод: молодцы, хорошо знаете тему: «Текст»
- Сообщение темы и целей урока
Слайд: Тема: «Комплексная работа с текстом»
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
- Сегодня на уроке мы с вами будем совершенствовать свои навыки работы с текстом, познакомимся с новым приемом работы, который называется редактирование.
- Что это значит? (исправлять)
- Что можно редактировать в тексте? (порядок предложений, порядок частей текста, порядок слов в предложении)
- А редактор четко следит за тем, что исправляют и как исправляют.
- Для чего мы вносим поправки в то, что уже написано? ( чтобы текст стал правильный, понятный, грамотный)
( Это интересно. Факты из жизни замечательных людей.
Л.Н.Толстой, прежде чем опубликовать даже маленький рассказ для своей азбуки, мог написать около 100 черновиков, потому что был очень требователен к своим произведениям и к себе, а еще он хотел чтобы детям было интересно и понятно читать.)
А) подготовительная работа
Слайд (с текстом для редактирования)
- Перед вами текст, который нужно отредактировать (исправить)
Замечания редактора | |
Большую (1) роль играет язык в жизни живых существ (2). В народе издавна бытуют пословицы: « Язык до Парижа доведет»(3), «Без языка, как ____ _____ (4)». И это не случайно, так как язык является средством _____ и _____ (6). | 1 – заменить близким по значению словом 2- уточнить, для кого именно 3 – фактическая ошибка 4 – дописать пословицу 5 – пропущена отрицательная частица 6 – вставить пропущенные слова |
( Огромное значение играет язык в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: « Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук». И это не случайно, так как язык является средством общения и взаимопонимания.)
Вывод:
- Для чего нам нужно уметь редактировать текст? ( уметь видеть ошибки, составлять текст правильно, грамотно)
Физпауза
- Редактирую текст, вы встретились с пословицами.
- Что мы называем пословицами?
- Можно ли пословицу назвать текстом? ( Пословица является логическим, завершенным и самостоятельным изречением, которое имеет вполне четкое наставление, нравоучение, содержит некоторую мудрость, поучительность.)
- Какие пословицы о языке знаете вы?
- Предлагаю выполнить задание на листах. Вам нужно соединить начало и конец пословицы. Объяснить значение одной из них по выбору.
Мал язык, | да всем телом владеет. |
Язык болтает, | а голова отвечает. |
Без языка | не сколотишь и сапога. |
Не спеши языком, | торопись делом. |
Язык и хлебом кормит, | и дело портит. |
Язык до Киева | доведет. |
- Разделите пословицы на две группы:
- Язык мой – враг мой.
- Язык мой – друг мой.
Вывод: язык выполняет разные роли в жизни человека. Какую из них выбирать может решить только сам человек.
Б) работа с текстами
- Мы достаточно поработали вместе. А теперь время вашей самостоятельной работы. Перед вами тексты, в которых с помощью редактора вам необходимо исправить ошибки и выяснить, о какой роли языка в жизни человека шла речь в вашем тексте.
1 группа
Язык мой – враг мой
1 часть | Замечания редактора |
Старые русские пословицы указывают нам, как надо пользоваться языком: «Держи язык за ………(1)», «Язык мой – враг мой, прежде ума ……..(1)», «Язык болтает, а голова ………(1)». Смысл этих пословиц в том, что сначала ……………………(2). Слово имеет маленькую (3) силу. С его помощью можно спасти человека, а можно ________ (4). Слово может ранить и _______ (5). Необдуманное слово может послужить поводом к _________(6). Потерять друга, оскорбить человека, расстроить маму – все это происходит тогда, когда наш язык является нашим другом (7). | 1 – допиши пословицы 2 – раскрой смысл пословиц 3- замени выделенное слово противоположным по значению. 4 – допиши слово, которое имеет противоположный смысл выделенному. 5 – допиши слово, которое имеет близкое значение к выделенному. 6 – вставь слово, которое состоит из первых букв перечисленных слов: весна, огонь, йод, никогда, ель. 7 – вывод не соответствует главной мысли текста, замени выделенное слово . |
Вывод: когда язык – враг, то человек может остаться один: без друзей.( после проверки)
2 группа
Язык – друг
2 часть | Замечания редактора |
Язык наш - ___________ (1). Каждое слово - _____________ (2). Польский (3) народ создал русский язык ярким, как ____________(4) , метким, как _________ (4) , богатым, как __________(4), задумчивым, как песня _____________(4) . С помощью языка люди выражают свои…….. (5), находят ………..(5), решают ……. (5)– словом, понимают друг друга. С помощью языка мы можем выразить свою любовь к самым близким людям – ….., ……, ……. , ……. .(6) Утешить человека, если у него ….(7), объяснить, если что-то ……. (7)– все это можно сделать с помощью языка. Таким образом, являясь средством человеческого общения – язык выступает в роли врага. (8) | 1 – вставить слово, которое является однокоренным слову «учить» 2 – вставить слово, которое состоит из первых букв перечисленных слов: улица, ребята, однажды, каникулы. 3 – слово не соответствует смыслу предложения, заменить. 4 – вставить пропущенные слова 5 - вставить пропущенные слова 6 – перечислить самых близких людей, которые заботятся о вас 7 - вставить пропущенные слова 8 – этот вывод не соответствует главной мысли текста, заменить выделенное слово. |
Вывод: когда язык- друг, то у человека много друзей, он весел и доволен жизнью.( после проверки)
3 группа
Язык – есть я сам
3 часть | Замечания редактора |
Очень редко (1) мы слышим выражение: «Встречают по одежке, провожают _____ (2)». Это значит, что от того как мы будем разговаривать с _______ (3) зависит, что он о нас подумает. Мы можем использовать в своей речи добрые, _______ (4) слова, а можем – грубые, ______ (5). При первой встречи мы можем понравиться человеку, или наоборот – __________ (6). Поэтому существуют правила культурного общения, о которых надо помнить (7):
Таким образом, для окружающих нас людей , язык, на котором мы говорим , - есть отражение нашей внутренней культуры, нашего_________ (8). А значит, язык мой – есть отражения меня самого. | 1 – заменить противоположным по смыслу словом. 2 – закончить пословицу. 3 – вставить пропущенное слово 4 -5 – вставить близкие по значению слова 6 – закончить предложение 7 – написать правила общения 8 – вставить слово, которое состоит из первых букв перечисленных слов: вагон, осень, сегодня, петух, иней, тетрадь, арбуз, ночь, иногда, яблоко. |
Вывод: все зависит от человека: будет он среди друзей или окажется в одиночестве.
( после проверки)
В) проверка выполнения задания (представитель группы выходит к доске и зачитывает получившейся текст)
(перед чтением каждой группы)
- Как вы думаете, какая тема текста вашей группы?
- Какая основная мысль вашего текста?
(слайды с выводами после чтения каждого текста)
Вывод: язык может выполнять разные роли: друга, врага, может показать,
на сколько мы интересны или наоборот, все зависит от нас. («…буду делать хорошо и не буду плохо…»)
- Обобщение
- У каждого из вас бывают различные ситуации в жизни, когда нужно что то объяснить, рассказать, попросить и т.д. Сказочные герои тоже попадают в такие ситуации.
- Внимание на экран. (демонстрация двух эпизодов из сказки «Морозко»)
(беседа после просмотра)
-Из какой сказки эти отрывки?
- Вы хотите сказать что-нибудь после увиденного?
- Чем похожи сюжеты?
- Какой герой вам понравился и почему?
- Как бы поступили вы?
Общие выводы:
- Понравился вам урок?
- Что нового узнали?
- С каким новым приемом работы с текстом познакомились?
- Для чего он нужен?
- Кем или чем для вас должен стать ЯЗЫК?
- Рефлексия
- Так как же все-таки лучше: остаться одному, или быть в кругу друзей?
- Давайте встанем в «круг друзей» и скажем на прощание друг другу комплимент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Комплексная работа с текстом" 2 класс
Работа на уроке предполагает закрепление и обобщение понятий: текст, части текста, тема и главная мысль текста. С помощью приема "редактирование" дети учатся исправлять речевые и орфографические ошибк...
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."
Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления"...
Комплексная работа с текстом "Дедушка".
Комплексная работа с текстом. ПНШ, 3 класс...
Программа курса внеурочной деятельности «Комплексные работы по текстам»
Рабочая программа к курсу «Комплексные работы по текстам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с...
Комплексная работа с текстом
Комплексная работа с текстом - одно из важнейших заданий для формирования речевой деятельности младших школьников. Данный материла поможет вам в овладении и подготовки грамотной комплексной работы с т...
Комплексная работа с текстом
Комплексная работа подойдет для любого УМК...
Кружок 4 класс Комплексная работа с текстом
Кружок 4 класс Комплексная работа с текстом...