Кружок 4 класс Комплексная работа с текстом
рабочая программа
Кружок 4 класс Комплексная работа с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_4_klass_kompleksnaya_rabota_s_tekstom.docx | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Калитинская основная общеобразовательная школа»
Дополнительная общеразвивающая программа
социальной направленности
«Комплексная работа с текстом »
Срок реализации образовательной программы: 1 год
Составила:
Томилина Мария Александровна
учитель начальных классов
Калитино 2018 г.
Пояснительная записка.
1. Общая характеристика учебного предмета, курса:
Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:
- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
- умение учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
- обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений.
В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания.
Среди универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для продолжения обучения для комплексной оценки выбраны следующие группы действий:
- в сфере регулятивных УУД - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- в сфере познавательных УУД – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
- в сфере коммуникативных УУД – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.
Занятия курса составлены таким образом, что при систематической работе с ними обучающиеся будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия. Овладев ими, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.
Цель занятий проводимых по данной программе, - формирование умения учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
- решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.
- формировать умения учащихся работать с информацией представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм);
- Формулировать самостоятельные выводы;
- Выстраивать логические связи по содержательной линии текста;
- Усваивать детальную информацию;
- Давать самостоятельные обоснованные суждения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа предназначена для детей 10-11 лет, посещающих ОУ.
- Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 года обучения (1 час в неделю).
1 год обучения – 34 часа - Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.
- Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в неделю
2. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МОУ «Калитинская СОШ» на внеурочный кружок «Комплексная работа с текстом» в 4 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделе).
3.Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является развитие следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному плану.
- Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации.
- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих.
- Перерабатывать полученную информацию: делать.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать, пересказывать, интерпретировать текст.
- Совместно договариваться о правилах работы в группе.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются
В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
- техника и навыки чтения
- скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;
- общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
- сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
- культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);
- читательский отклик на прочитанное.
- В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
- овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
- целостность системы понятий (4 кл.);
- фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
- разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
- разбор предложения по частям речи;
- синтаксический разбор предложения;
- умение строить свободные высказывания:
- словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
- предложения
- связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик
- на этическую ситуацию
- на нравственную и социальную проблему
- на экологические проблемы
- задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
- сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
- объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);
- В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
- овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
- умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
- умение рассуждать и обосновывать свои действия;
- В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
- сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
- тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
- объекты живой и неживой природы;
- классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
- распознавание отдельных географических объектов;
- сформированность первичных предметных способы учебных действий
- навыков измерения и оценки;
- навыков работа с картой;
- навыков систематизации;
- сформированность первичных методологических представлений
- этапы исследования и их описание;
- различение фактов и суждений;
- постановка проблемы и выдвижение гипотез.
Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
4.Фиксация результатов
Оценочный лист
Критерии | Показатели | Баллы |
Чтение текста про себя | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Ответы на вопросы к тексту | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Понимание информации представленной в таблице | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Понимание информации представленной в виде диаграмм | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Усвоение детальной информации из текста | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Формулировка выводов | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 | |
Выстраивание логических связей по содержанию текста | Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно | 15 |
Умеет действовать самостоятельно | 5 | |
Умеет действовать при помощи учителя. | 0 |
Система отслеживания и оценивания результатов: стартовая и итоговая диагностики проводятся с помощью Листа оценки в форме контрольной работы на первом и последнем занятии.
5.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов |
Вводное занятие. Культура речевого поведения. | 1 | |
2. | Вводная проверка техники чтения. | 1 |
3. | Комплексная работа на основе единого текста. “Озеро Байкал” | 1 |
4. | Какие бывают тексты? Определение стиля текстов. | 1 |
5. | Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста | 1 |
6. | Ответы на вопросы к научно- популярному тексту. | 1 |
7. | Формирование навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения. | 1 |
8. | Планирование своих действий при работе с текстом | 1 |
9. | Выделение существенной информации из текста. | 1 |
10 | Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы). | 1 |
11. | О чём говорит заглавие? | 1 |
12. | Выделяй главное. | 1 |
13. | Основная мысль. | 1 |
14. | Опорные слова. | 1 |
15. | Распознавание и формулирование основной мысли текста. | 1 |
16. | Комплексная работа на основе единого текста «Вторая мировая война». | 1 |
17. | Зачем нужен план? | 1 |
18. | Формулировка выводов. | 1 |
19. | Выстраивание логических связей по содержанию текста. | 1 |
20. | Учимся рассуждать. Как начать рассуждение? | 1 |
21. | Учимся рассуждать и обосновывать свои действия. | 1 |
22. | Усвоение детальной информации из текста. | 1 |
23. | Формулировка определения | 1 |
24. | Подтверждение тезиса фактами из текста | 1 |
25. | Выявление в текстах описание проблемы и гипотез. | 1 |
26. | Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу. | 1 |
27. | Понимание информации представленной в таблице. | 1 |
28. | Заполнение на основе данных текста сводной таблицы | 1 |
29. | Понимание информации представленной в виде диаграмм. | 1 |
30. | Интерпретация данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме | 1 |
31. | Сделай вывод. | 1 |
32. | Техника оформления текста. Составление микротекстов с элементами рассуждения и оценки. | 1 |
33. | Мои достижения. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. «Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита». | 1 |
34. | Итоговая комплексная работа на основе единого текста. «Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита». Дополнительная часть. | 1 |
Итого: | 34 |
6.Список используемой литературы
- С.П.Казачкова «Сборник интегрированных контрольных работ», Волгоград, 2016
- О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4класс», - М.; «Просвещение», 2014
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2016.
- Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2010.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2015.
- Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2015.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа с текстом.
На этом уроке развития речи дети знакомятся с новым видом работы - редактированием. На основе материала о языке как средстве общения, дети выполняют редактирование текста, т.е. исправляют "ошибки" при...
Урок развития речи "Комплексная работа с текстом" 2 класс
Работа на уроке предполагает закрепление и обобщение понятий: текст, части текста, тема и главная мысль текста. С помощью приема "редактирование" дети учатся исправлять речевые и орфографические ошибк...
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."
Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления"...
Комплексная работа с текстом "Дедушка".
Комплексная работа с текстом. ПНШ, 3 класс...
Программа курса внеурочной деятельности «Комплексные работы по текстам»
Рабочая программа к курсу «Комплексные работы по текстам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с...
Комплексная работа с текстом по предмету «Английский язык» для 3х классов по УМК И.Н. Верещагиной, Т.А.Притыкиной
Пример комплексной работы с английским текстом для контроля навыков работы с текстом и понимания английского текста учащимися 3х классов...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Комплексные работы по текстам", 2 класс
Рабочая программа покурсу внеурочной деятельности "Комплексные работы по текстам" составлены для работы с рабочей тетрадью О.А.Холодовой и соответствуют стандартам ФГОС...