Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова. Развивать мышление,память, речь учащихся.Прививать интерес к предмету,воспитывать культуру общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»

                    Учитель начальных классов Потапова Светлана Ивановна

Цели урока. Формировать умение распознавать и подбирать родственные          слова.

Развивать мышление, память, речь учащихся.

Прививать интерес к предмету, воспитывать культуру общения.

                                    Ход урока.

 1.Организационный момент.

                           Начинается урок,

                           Он пойдёт ребятам впрок.

                           Постараюсь всё понять,

                           Многое хочу узнать.

2.Актуализация знаний.

                          а)  Как-то много лет назад

                            Посадили странный сад.

                            Не был сад фруктовым,

                             Был он только словом.

                             

                            Это слово, слово-корень,

                           Разрастаться стало вскоре.

                           И плоды нам принесло-

                           Стало много новых слов.

 -Как называются слова, выросшие из этого корня? (Родственные)

б) Словарная работа. Знакомство с новым словом «лопата». Образовать от него однокоренные слова.

 -1-я буква задуманного слова является согласной в последнем слоге слова «весело».

- 2-я буква – непроверяемая безударная гласная в слове «собака».

 -3-я буква – согласная, 2 раза встречающаяся в слове «попугай».

 -4-я буква является окончанием слова «машина».

С 5-й буквы начинается второй слог в слове «петух».

 -6-я буква – непроверяемая безударная гласная в слове «пальто».

Лопата – орудие для копания в виде широкой плоскости на рукоятке (показ картинки).

(От древнеславянского [ лоп] – «лапа», нечто плоское, широкий лист.)

От слова [лоп] образовалось слово лопух.

Лопата, лопатка, лопаточка.

 -Эти 3 слова одно слово или разные слова? Почему разные?

в) Работа в группах. «Собери родственников». Слова на карточках:

  Рыба, рыбак, окунь, сом, щука, рыбка, окунёк, сомище, рыбачить, ловить, рыбный, рыбий.

 -Сколько семей получилось?

 -Есть ли слова, у которых не оказалось родственников?

Запишите слова самой большой семьи, начиная с главного.

-Выделите часть слова, которая повторяется и делает слова похожими пао значению.

Учитель. – В основах родственных слов есть общая часть, которая построена из одних и тех же чередующихся звуков, и значение которой  одинаково во всех словах. Эта часть указывает, от какого слова образованы родственные слова.

 -Как называется эта общая часть?

 -Почему учёные использовали именно это слово для названия одной из частей слова?

3.Целеполагание.

 -Одна девочка в слове «стряпуха» выделила корень –тряп-, а другая в слове «жидкость» искала корень –вод-.

 -Верно ли это? А вы сможете выделить корень? В чём испытали затруднение? В чём ошиблись девочки?

 -чтобы не делать таких ошибок, надо знать секреты корня.

 -Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? Какие цели мы поставим?

 -попробуем стать исследователями и разгадать секреты родственных слов.

4.Первичное усвоение новых знаний.

  а) Списать текст.

                 - Вы кто такие?

                 - Я гусь, это гусыня, это наши гусята, а ты кто?

                 - А я ваша тётка – гусеница.

 - Есть ли в этом тексте родственные слова? Докажите, что гусеница здесь   лишнее.

 - Попробуйте своими словами сказать, в чём же первый секрет корня.

 (Родственные слова должны быть связаны по смыслу).

Физкультминутка.

б) Работа в учебнике. Упр. 308.

 -Какие пары слов не записали? Почему?

( Тропа не родня дороге, метель – вьюге. В словах дуб и дерево нет общей части.)

 - На основании сказанного попробуйте вывести второй секрет корня.

 (Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.)

 в) Петя решил, в словах снеговой и снеговик корень – снегов-.

Маша сказала, что оба слова образованы от слова снег. Поэтому корень во всех трёх словах – снег-.

Алёша утверждает, что Маша ошиблась. От слова снег образовались и снежок и подснежник. А в них звука [г ] нет. Общая часть – сне-.

  - А как вы думаете?

  - Подберите родственные слова с чередованием к следующим словам: пух – (пушок), бег – (бежать), ноги – (ножки), пирог – (пирожок).

  - А чередуются ли гласные звуки? (заря – зорька,  загар – загораю.)

  - А бывают случаи, когда гласные убегают. Найдите корень в словах днём, льдинка, чтение, у льва.

 - В чём же состоит третий секрет корня?

 (В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков, или даже исчезновение гласных.)

5.Первичная проверка понимания.

 Работа в группах.

 1-я группа. Исключить не родственное слово.

                        Жаркое, жаровня, раскалённый.

                        Ветер, вихрь, безветренный.

                        Холод, мороз, морозный.

                        Старость, старый, пожилой.

                        Светить, сверкать, свет.

                       Сосна, дерево, деревянный.

                       Сильный, мощный, сила.

2-я группа.  Лес, лестница, лесничий.

                       Честный, чесночный, чеснок.

                       Водичка, водитель, водяной.

                       Носильщик, нос, носатый.

                       Часовщик, часть, час.

                        Печурка, печать, печь.

                        Море, морщины, морской.

3-я группа. Найди пару.

 Стол – столбы, коза – козлёнок, ком – комната, пень – пенька, дорога – подорожник, азбука – алфавит, день – деньги, лимон – лимонад, вода – водитель, моряк – морской.

 Проверка задания.

6.Первичное закрепление.

а)Работа в учебнике. Упр. 299.

Проверка выполнения.

б) Работа в группах.

 - Как вы думаете, сколько бывает родственных слов? Составьте дерево родственных слов.

  1-я группа с корнем – сад-

  2-я группа с корнем – лес-

  3-я группа с корнем – вод-

 Проверка выполнения.

7.Домашнее задание. Инструктаж.

Упр. 309.

8. Рефлексия.

- Что нового узнали?

 -Где пригодятся знания, полученные на уроке?

 - Захотелось ли ещё что-то узнать?

                           

                       

   

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

презентация по русскому языку по теме "Признак и слово" 1 класс УМК "Школа России"

Презентация может использоваться на уроке русского языка по теме "Признак и слово" для объяснения нового материала. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков Л.В.

технологическая карта урока "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков...

Конспект урока русского языка на тему «Составление текста-описания в научном стиле» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о том, как составляются тексты в научном стиле;обобщение и систематизация знаний и умений в составлении текста-описания.Планируемые результаты:Пред...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опо...

Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...

Технологическая карта урока русского языка «Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о словах с удвоенными согласными и способах их переноса; развитие умения писать слова с удвоенными согласными согл...