Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова. Развивать мышление,память, речь учащихся.Прививать интерес к предмету,воспитывать культуру общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Признаки родственных слов,2 класс | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»
Учитель начальных классов Потапова Светлана Ивановна
Цели урока. Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова.
Развивать мышление, память, речь учащихся.
Прививать интерес к предмету, воспитывать культуру общения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.
2.Актуализация знаний.
а) Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
-Как называются слова, выросшие из этого корня? (Родственные)
б) Словарная работа. Знакомство с новым словом «лопата». Образовать от него однокоренные слова.
-1-я буква задуманного слова является согласной в последнем слоге слова «весело».
- 2-я буква – непроверяемая безударная гласная в слове «собака».
-3-я буква – согласная, 2 раза встречающаяся в слове «попугай».
-4-я буква является окончанием слова «машина».
С 5-й буквы начинается второй слог в слове «петух».
-6-я буква – непроверяемая безударная гласная в слове «пальто».
Лопата – орудие для копания в виде широкой плоскости на рукоятке (показ картинки).
(От древнеславянского [ лоп] – «лапа», нечто плоское, широкий лист.)
От слова [лоп] образовалось слово лопух.
Лопата, лопатка, лопаточка.
-Эти 3 слова одно слово или разные слова? Почему разные?
в) Работа в группах. «Собери родственников». Слова на карточках:
Рыба, рыбак, окунь, сом, щука, рыбка, окунёк, сомище, рыбачить, ловить, рыбный, рыбий.
-Сколько семей получилось?
-Есть ли слова, у которых не оказалось родственников?
Запишите слова самой большой семьи, начиная с главного.
-Выделите часть слова, которая повторяется и делает слова похожими пао значению.
Учитель. – В основах родственных слов есть общая часть, которая построена из одних и тех же чередующихся звуков, и значение которой одинаково во всех словах. Эта часть указывает, от какого слова образованы родственные слова.
-Как называется эта общая часть?
-Почему учёные использовали именно это слово для названия одной из частей слова?
3.Целеполагание.
-Одна девочка в слове «стряпуха» выделила корень –тряп-, а другая в слове «жидкость» искала корень –вод-.
-Верно ли это? А вы сможете выделить корень? В чём испытали затруднение? В чём ошиблись девочки?
-чтобы не делать таких ошибок, надо знать секреты корня.
-Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? Какие цели мы поставим?
-попробуем стать исследователями и разгадать секреты родственных слов.
4.Первичное усвоение новых знаний.
а) Списать текст.
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята, а ты кто?
- А я ваша тётка – гусеница.
- Есть ли в этом тексте родственные слова? Докажите, что гусеница здесь лишнее.
- Попробуйте своими словами сказать, в чём же первый секрет корня.
(Родственные слова должны быть связаны по смыслу).
Физкультминутка.
б) Работа в учебнике. Упр. 308.
-Какие пары слов не записали? Почему?
( Тропа не родня дороге, метель – вьюге. В словах дуб и дерево нет общей части.)
- На основании сказанного попробуйте вывести второй секрет корня.
(Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.)
в) Петя решил, в словах снеговой и снеговик корень – снегов-.
Маша сказала, что оба слова образованы от слова снег. Поэтому корень во всех трёх словах – снег-.
Алёша утверждает, что Маша ошиблась. От слова снег образовались и снежок и подснежник. А в них звука [г ] нет. Общая часть – сне-.
- А как вы думаете?
- Подберите родственные слова с чередованием к следующим словам: пух – (пушок), бег – (бежать), ноги – (ножки), пирог – (пирожок).
- А чередуются ли гласные звуки? (заря – зорька, загар – загораю.)
- А бывают случаи, когда гласные убегают. Найдите корень в словах днём, льдинка, чтение, у льва.
- В чём же состоит третий секрет корня?
(В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков, или даже исчезновение гласных.)
5.Первичная проверка понимания.
Работа в группах.
1-я группа. Исключить не родственное слово.
Жаркое, жаровня, раскалённый.
Ветер, вихрь, безветренный.
Холод, мороз, морозный.
Старость, старый, пожилой.
Светить, сверкать, свет.
Сосна, дерево, деревянный.
Сильный, мощный, сила.
2-я группа. Лес, лестница, лесничий.
Честный, чесночный, чеснок.
Водичка, водитель, водяной.
Носильщик, нос, носатый.
Часовщик, часть, час.
Печурка, печать, печь.
Море, морщины, морской.
3-я группа. Найди пару.
Стол – столбы, коза – козлёнок, ком – комната, пень – пенька, дорога – подорожник, азбука – алфавит, день – деньги, лимон – лимонад, вода – водитель, моряк – морской.
Проверка задания.
6.Первичное закрепление.
а)Работа в учебнике. Упр. 299.
Проверка выполнения.
б) Работа в группах.
- Как вы думаете, сколько бывает родственных слов? Составьте дерево родственных слов.
1-я группа с корнем – сад-
2-я группа с корнем – лес-
3-я группа с корнем – вод-
Проверка выполнения.
7.Домашнее задание. Инструктаж.
Упр. 309.
8. Рефлексия.
- Что нового узнали?
-Где пригодятся знания, полученные на уроке?
- Захотелось ли ещё что-то узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
презентация по русскому языку по теме "Признак и слово" 1 класс УМК "Школа России"
Презентация может использоваться на уроке русского языка по теме "Признак и слово" для объяснения нового материала. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков Л.В.
технологическая карта урока "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков...
Конспект урока русского языка на тему «Составление текста-описания в научном стиле» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя:формирование представлений о том, как составляются тексты в научном стиле;обобщение и систематизация знаний и умений в составлении текста-описания.Планируемые результаты:Пред...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс
Тема: Подробное изложение с языковым анализом текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа текста с опо...
Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)
Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...
Технологическая карта урока русского языка «Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о словах с удвоенными согласными и способах их переноса; развитие умения писать слова с удвоенными согласными согл...