Закрепление. Весна в природе.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цель: углублять знания детей о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от произношения; развивать речь, умение выразительно читать, составлять правильно предложения;
воспитывать любовь к предмету, русской природе, уважение друг к другу.
Оборудование: карточки, мультимедиа, учебник, энциклопедия.
Литература: Поурочные разработки по русскому языку Л.А. Псаревой, сборник упражнений по русскому языку Г.Н. Сычева
Тип урока: урок закрепления.
План:
I. Организационный момент.
1. Проверка рабочих мест.
2. Сообщение темы и целей урока.
II. Работа по карточкам.
Разобрать слова по составу.
- Кормушка, березка, холодильник, летает.
- Подосиновик, морской, заморозки, березка.
- Маленький, цветной, карандаш, поход.
- Полянка, радостный, морозный, парад.
III. Работа с классом.
Вставьте пропущенные орфограммы.
Со_нце льет (на) землю лучи. Нач_лась оттепель. Л_тят гр_чи – вес_ники в_сны. П_стух гонит стадо (на) пас_бище. (При) шла радос_ная в_сенняя п_ра.
IV. Минутка чистописания.
Об обо от ото до под про
V. Словарная работа.
Вставить пропущенные буквы и поставить ударение.
Мес_ц, к_л_ндарь, _г_род, к_пуста, в_рба, к_мбайн, ___ея, м_лина, _сина, п_сок, яг_да, з_мл_ника, пш_ница, _кскурсия.
VI. Развитие речи.
Составление рассказа по картине и запись 3-4 предложений в тетрадь.
VII. Актуализация знаний.
З_л_той Ря_ Пра__ник
К_рмушка Фла_ Зве__ный
Тр_щит Зу_ Радо__ный
Оз_ро Моро_ Капу__ный
- На какое правило эти слова?
- Как можно проверить?
VIII. Постановка темы урока.
IX. Групповая работа.
- Раскрыть скобки. Выделить приставки и предлоги. Составить одно предложение из словосочетаний и разобрать по членам предложения.
- Вставить подходящие по смыслу приставки. Выделить приставки и предлоги. Одно предложение разобрать по частям речи.
- Раскрыть скобки. Выделить приставки и предлоги. Одно слово разобрать по составу.
X. Физминутка.
XI. Письмо по памяти: «Береза» С. Прокофьев.
---------- ---------- русскую,
То ------- , то ----------.
--- беленом -------------
С -------- в карманчиках.
С --------- застежками ,
С ------------ сережками.
XII. Работа по учебнику: с.12 упр. 19.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Долго бежала дев_чка. (По) пался ей навстречу еж. Х_тела дев_чка (под) толкнуть его н_гой, да (по) боялась (на) колоться. А еж_к (по) казал ей, куда гуси (по) летели. (За) сп_шила дев_чка да__ше.
XIII. Итог урока.
- Обобщение.
- Выставление оценок.
XIV. Домашнее задание: составить мини-сочинение на тему: «Чего я жду от весны. »
XV. Организация на выход.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I Орг.момент 1. Проверка готовности рабочих мест 2. Сообщение темы и целей урока. II Работа по карточкам. III Минутка чистописания. IV Словарная работа. V Развитие речи. VI Актуализа- ция знаний. VII Постанов ка темы урока VIII Группо-вая работа. IХ.Физминутка. X. Письмо по памяти. XI. Работа по учебнику. XII. Итог урока. XIII. Домаш-нее задание. XIV. Органи- зация на выход. | - Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку русского языка? - Ребята, над какой темой мы с вами работали вчера? - Какое правило мы знаем о написании приставок? - На какие группы можно разделить приставки? - Правильно, а сейчас отгадайте загадку: Голубые, синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. - Верно. Наш урок пройдет в необычной форме. Мы проведем речевой урок, на котором будут звучать две темы «Закрепление правописания приставок» и «Весна в природе». На этом уроке мы закрепим наши знания о правописании приставок, будем красиво говорить, составлять предложения, отрабатывать навык выразительного чтения, знакомиться со смысловым значением слова. - Сейчас 4 человека будут работать по карточкам индивидуально, а остальные устно со мной. Ребята, посмотрите на доску и выполните следующее задание: Со…нце л…ет на(землю) лучи. Нач…лась оттепель. Л…тят гр…чи – вес…ники в…сны. П…стух гонит стадо (на)пас…бище. (При)шла радос…ная в…сен-няя п…ра. - Ребята, которые работали по карточкам сдают их, все вместе теперь открыли тетради, записываем число, классная работа под диктовку. - Ребята, скажите какое сейчас время года? - Верно. А какие изменения в природе происходят весной? - Правильно. Взмахнет весна рукавом и рассыплет по зеленому лугу цветы, похожие вот на такие элементы. - Такой узор поможет вам, овладеть скорописью. Сядьте правильно, ровно и выпишите у себя такой элемент. - А теперь посмотрите на эту строчку, давайте прочитаем эти сочетания букв. - Что они вам напоминают? - Что позволило объединить эти приставки в одну группу? - Сейчас спишите эту строчку, соблюдая правильные соединения, подберите слова с любыми 3 приставками, запишите и разделите для переноса. - Но кроме цветов весной еще распускаются листики деревьев, у каждого дерева свой листик, у каждого листика свое название, так же, как и у этих словарных слов, у каждого свое значение. - Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом – экскурсия. Кто знает лексическое значение слова ? - Экскурсия ( от латинского слова « экскорсио» - поездка )- коллективные поездки или походы в достопримечательные места с научной, образовательной или просветительной деятельностью. - В этом слове ударение падает на второй слог, давайте все вместе произнесем слово правильно. - Давайте прочитаем словарные слова, вставим пропущенные буквы и запишем их в тетрадь. - Ребята, когда произносят слово весна, что вы себе представляете? - А можно сказать, что на этой картине изображена весна? - Почему? - Давайте составим мини-сочинение по этой картине, а запишем 3-4 предложения под диктовку. - А сейчас посмотрите на экран и скажите, на какие правила эти слова? - Верно. Давайте вспомним правила, чтобы проверить эти слова. - Итак, все эти правила учат нас писать правильно корень слова, а мы с вами на уроке будем закреплять правописание приставок. - А сейчас давайте поработаем в группах, чтобы выявить пробелы по этой теме. У нас получается 3 группы и у каждой будет свое задание. Сейчас вы выполните, а затем мы проверим. - Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И весна с ее неожиданными сюрпризами все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, а чудесные стихотворные строки. - Ребята, скажите, кто автор и как называется стихотворение с этими строками: «На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.» - Правильно, а какое время года описывается в стихотворении? - А есть еще стихотворение, которое тоже называется «Береза», но написал его другой автор и о другом времени года. Я вам сейчас прочитаю, а вы скажите о каком времени года идет речь? Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее: заречную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. - Верно. А Прокофьев писал свое произведение о весне. Что вы себе представили? - Сейчас вы прочитайте сами стихотворение до точки, потому что вы будете писать стихотворение по памяти. - Кто затрудняется, тому поможет вот такая схема: - Давайте теперь вместе прочитаем по схеме. - Ребята, а как пишется стихотворение? - Теперь запишите это стихотворение. - А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга стихотворение. - Сегодня на уроке мы работали с приставками, словами и осталось самое интересное задание с текстом. - Давайте откроем учебник на с.12 №19 прочитаем задание. - Ребята, а из какой сказки этот отрывок? - Кто помнит, чем закончилась сказка? - Правильно, сейчас вы выполните это задание самостоятельно, а я возьму несколько тетрадей на проверку. - Вот и подошел урок к завершению, давайте подведем итог: - Ребята, чему учились на уроке? - Какие приставки мы знаем? - Как пишутся приставки? - Сегодня за урок оценки получили следующие учащиеся: - за работу по карточкам … - за работу в группах … - Вашим домашним заданием будет мини- сочинение на тему «Чего я жду от весны?» - Урок окончен, можете идти на перемену. | Прочитайте, вставьте пропущенные орфограмм мы и проверьте их. Об обо до от ото под про Экскурсия Мес_ц, к_л_ндарь, _г_род, к_пуста, в_рба, к_мбайн, ___ея, м_лина, _сина, п_сок, яг_да, з_мл_ника, пш_ница, _кскурсия. Картина с изображением весны. 1ст: золотой, кормушка, озеро, трещит 2ст: ряд, флаг, зуб, мороз 3ст: праздник, звездный, радостный, капустный Чтение учителем стихотворения «Береза» А. Прокофьева. ____ _____ русскую То ____ , то _______ , __ беленом _______ , С ____ в карманчиках С ______ застежками С _______ сережками. 1гр: Раскрыть скобки, выделить приставки и предлоги 2гр: вставить подходящие по смыслу приставки. Выделить приставки и предлоги 3гр: Раскрыть скобки, выделить приставки и предлоги. | - Правописание приставок. - Приставки пиши слитно. - На группы с о, е, а и др. - Весна. Учащиеся читают задание. - 1 ученик диктует - Весна. - Ответы учащихся. Учащиеся выписывают. - Учащиеся читают. - Приставки. - Буква о. Ответы учащихся. Учащиеся произносят слово вслух. Учащиеся читают, вставляя пропущенные буквы. Ответы учащихся. - Да - Ответы учащихся. - Учащиеся составляют рассказ и записывают. - 1 столбик: правописание безударной гласной в корне слова. 2 столбик: правописание парного согласного в конце слова. 3 столбик: правописание непроизносимых согласных в корне слова. Учащиеся разбиваются на три группы и выполняют задание. Учащиеся помогают провести физминутку. - С. Есенин «Береза» - Это стихотворение о весне. - Ответы учащихся. - Учащиеся читают 3 раза стихотворение. - Учащиеся читают по схеме 2 раза. - Каждое предложение с красной строки. Учащиеся выполняют задание.. Учащиеся читают задание. - Ответы учащихся. - Ответы учащихся. - Учащиеся выполняют задание. - Ответы учащихся. - Слитно. Учащиеся записывают задание. Учащиеся выходят на перемену. |
Карточка № 1.
Задание: разобрать слова по составу.
Кормушка , холодильник ,
Березка , летает .
Карточка № 2.
Задание: разобрать слова по составу.
Подосиновик , заморозки ,
Морской , березка .
Карточка № 3.
Задание: разобрать слова по составу.
Маленький , карандаш ,
Цветной , поход .
Карточка № 4.
Задание: разобрать слова по составу.
Полянка , морозный ,
Радостный , парад .
Карточка № 1.
Задание: Раскрыть скобки. Выделить приставки и предлоги. Составить 1 предложение из словосочетаний и разобрать по членам предложения.
(С) летел (с)крыши, (за)бежал (за)угол, (по)смотрел (по)сторонам, (в)бежал (в)дом, (с)нял (с)вешалки, (под)ложил (под)стул, (на)писал (на)доске.
Карточка № 2.
Задание: Вставить подходящие по смыслу приставки. Выделить приставки и предлоги. Выделенное предложение разобрать по частям речи.
Дети …брали в лесу много ягод. В полдень …двинулась туча, …сверкала молния, …гремел гром. Дети …брались в шалаш.
Карточка № 3.
Задание: Раскрыть скобки. Выделить приставки и предлоги. Выделенное слово разобрать по составу.
(За)шел (за)товарищем, (по)шли (по)улице, (до)шли до реки, (от)плыли (от)берега, (до)плыли (до)островка, (на)шли (на)опушке.
Открытый урок по русскому языку.
Подготовила и провела:
учитель Одинец С.В.
2009 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Весна: пробуждение природы" 1 класс Школа 2100
В процессе данного урока учащиеся смогут самостоятельно определить признаки весны, указав приметы весны. Презентация направлена на поиск путей решения проблемных ситуаций....
Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.Цели урока:1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событ...
Урок по окружающему миру "Весна. Пробуждение природы"
Конспект урока + презентация по окружающему миру по ОС "Школа 2100" на тему "Весна. Пробуждение природы"...
Окружающий мир. "Весна - пробуждение природы"
Урок окружающего мира по теме "Весна - пробуждение природы". 1 класс. УМК "Школа 2100".Урок построен по методике КСО "Опрос мнений" с применением ИКТ-технологий и элементов театрализации. В ходе работ...
Фрагмент урока окружающего мира "Три весны в природе"
Конкурсное задание: мастер-класс "Как прекрасен этот мир"....
Урок окружающего мира по теме "Весна: Пробуждение природы" ("Танец природы")
Открытый урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе. УМК «Школа России» Тема: «Весна: пробуждение природы». («Танец природы») Приглашённые: жюри конкурса. Аудитория: учащи...
Раскраски "Весна".Уголок природы "Весна"
Раскраски "Весна".Уголок природы "Весна"...