Развитие речевого слуха у детей с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии на тему

Развитие речевого слуха  у детей с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_sluha.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Галимова Г.А.

 учитель-логопед МБОУ СОШ №20 г. Магадана

Развитие речевого слуха  у детей

 с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве средства общения. Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с задержкой психического развития (ЗПР) последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным. Развитие речевого слуха, формирование действий звукового анализа и синтеза в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР приобретают выраженную коррекционную направленность.

В первой подготовительной группе основное содержание занятий направлено на развитие умения ребёнка вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, на выработку чёткой артикуляции, уточнение звучания звуков. Слово, выступавшее для детей как средство общения, становится предметом их наблюдения и изучения.

Вычленение звуков из слова начинается с гласных: (а), (о), (ы), (у), находящихся в ударном положении; знакомство с согласными – с взрывных и сонорных (м), (н), (к). последовательность изучения звуков определяется их сохранностью в звукопроизношении детей: указанные звуки почти всегда правильно произносятся. Ознакомление со звуками, сходными по артикуляции, (типа о-у) или звучанию (типа с-з), раздвигается во времени. С твёрдыми и мягкими согласными дети знакомятся последовательно. В содержание образования входит осознание ребёнком изменения значения слова в зависимости от мягкости или твёрдости согласного звука в слове (мышка – мишка).

Ознакомление с отдельными звуками продолжается и во второй подготовительной группе. Однако сокращается количество заданий, отводимых для изучения, так как значительно развивается фонематический слух детей.

Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствуют игровая форма их проведения, использование дидактических и сюжетных игр, игровых приёмов. Однако необходимо, чтобы деятельность детей была направлена непосредственно на решение познавательной задачи, в частности, в рассматриваемом разделе – на формирование умения вслушиваться в звучание слова, выделять из него отдельные звуки, давать им характеристику.

Чувственное (сенсорное) развитие.

Чувственное развитие в области родного языка является необходимой составной частью подготовки детей к обучению грамоте. К. Д. Ушинский писал: « В речи нет ничего, что не могло быть воспринято слухом, произношением, зрением, что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения». Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения: участием голоса, положением губ, зубов, языка. Опираясь на воспринимаемые самим ребёнком свойства звуков речи, особенности их произношения, педагог обращает внимание детей на то , что одни звуки произносятся с голосом,  свободно; произношение других связано с тем, что губы, зубы или язык образуют преграду, препятствие на пути  выдыхаемого воздуха. Таким образом дети знакомятся с существенными, опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка ( гласными и согласными), а также с условными обозначениями этих звуков ( гласные звуки обозначаются красными фишками, согласные – синими фишками). Особое внимание уделяется различению на слух твёрдых и мягких согласных звуков ( они обозначаются зелёными фишками). Сознательное усвоение звуковых и речедвигательных свойств отдельных звуков способствует развитию у ребёнка направленности на звуковую сторону речи, что в свою очередь способствует коррекции недостаточной отчётливости, вялости артикуляции, свойственной речи многих детей. чёткая и ясная артикуляция каждого звука в отдельности, улучшая отчётливость речи в целом, активизирует слуховое восприятие, улучшает его взаимодействие  с артикуляцией. Овладение чёткой артикуляцией, умение дифференцированно воспринимать звуки на слух – средства, помогающие успешному овладению письмом и чтением.

Изучение акустико – артикуляционных особенностей каждого звука, отнесение его к группе гласных или согласных звуков завершается ознакомлением детей с буквой, обозначающей изученный звук. На основе чёткого разграничения звуков и букв идёт тщательное и всестороннее изучение каждой буквы. Оно предполагает прежде всего целостное восприятие буквы. Ребёнку трудно самостоятельно выделить её отдельные части. Слитность, нерасчленённость восприятия особенно свойственны детям в работе с незнакомым материалом, каким на первоначальном этапе обучения являются буквы. Поэтому активная деятельность ребёнка направляется на анализ частей, составляющих буквы, их местоположения. При этом необходимо показать каждый элемент буквы, обозначить словом его форму, величину, рассмотреть взаимное расположение частей, сравнить с изученными сходными буквами.

Формирование звукового анализа и синтеза.

Основная задача занятий во второй подготовительной группе состоит в том, чтобы научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове. Формирование звукового анализа предусматривает использование слов разной звуковой и слоговой трудности. В этот период следует особенно внимательно подбирать слова для звукового анализа, выделяя лишь те, произнесение которых соответствует написанию. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы.

В содержание обучения входит понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно-графической схемы; причину их разного количества в разных схемах; знание правил заполнения схем фишками слева направо.

Формирование полноценного звукового анализа возможно лишь при соблюдении определённой поэтапности действий ребёнка. Содержанием обучения являются последовательное выделение ребёнком звуков из слова по готовой условно-графической схеме, соотнесение каждого выделенного звука с клеточкой условно-графической схемы звукового состава слова и обозначение его фишкой соответствующего цвета. В дальнейшее содержание обучения входит последовательное выделение звуков, предусматривающее такие же действия ребёнка, но без готовой схемы. Кроме того, дети учатся самостоятельно вычерчивать условно-графические схемы звукового состава слова цветными карандашами или ручками ( на доске- цветными мелками). Дети как бы записывают слова. В клеточки ( или кружочки), обозначающие гласные звуки, вписываются соответствующие буквы. Обозначив звуки цветными фишками и буквами, дошкольники проверяют правильность выполненного ими задания: «читают» по схеме проанализированное слово. Включение в схему звукового состава слов букв, обозначающих гласные звуки, предупреждает в дальнейшем их пропуск на письме, а также подготавливает детей к обучению чтению. Таким образом они приобретают навык ориентироваться на гласную, сливая звуки в слоги. Далее дети в проанализированном слове заменяют буквы, обозначающие гласные звуки, и «читают» изменённое или новое слово (заменить в модели звукового состава слова лапы букву ы на а или заменить в модели звукового состава слова стол букву о на букву у).

Формирование умения анализировать звуковой состав слов каждой  слоговой структуры должно включать все указанные выше действия. Пропуск отдельных этапов в действии последовательного выделения звуков ведёт к неустойчивости вырабатываемого навыка. Большое внимание необходимо уделять постепенному росту самостоятельности и самоконтроля при выполнении заданий.

Действие звукового анализа считается сформированным после того. Как ребёнок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки из слов различных слоговых структур.

Индивидуализация заданий определяется тем, какой способ действия освоен ребёнком. На какие структуры слов он может распространить усвоенные им умения. Так, отдельным детям необходимо предоставить возможность действовать с фишками по готовой схеме, несмотря на то что вся группа уже анализирует слова определённой слоговой структуры без развёрнутого действия с фишками, только на основе проговаривают вслух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей с задержкой  психического развития...

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике

В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...

Доклад Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморе...