Рабочая программа умк "школа2100"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Пикулева Елена Евгеньевна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» . – М.:Баласс, 2011

                                            Пояснительная записка

Учебно-методический комплект представлен

Е.В.Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1и 2 классы.Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2011. – 256 с. ( Образовательная система «Школа 2100»)

Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык ( первые уроки). Учебник для 1 класса.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс 2012 .- 64с.:ил. ( Образовательная система «Школа 2100»)

Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012.- 48с.,ил. ( Образовательная система «Школа 2100»)

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык

в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Реализация программы основана на следующих принципах:

*личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);

*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);

* деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);

Обучение русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на первой ступени начального образования (1 класс):

* развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии и с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

* освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

* овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

* воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Освещаемые подходы и программа обучения русскому языку в 1 классе охватывают период после обучения грамоте. Программа расширяет и углубляет сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию.

Раздел «Связная речь» не представляет собой изолированного раздела обучения русскому языку, а должен быть целесообразной составной частью процесса обучения на каждом уроке и всей системы заданий и упражнений целостного курса в зависимости от доминирующего вида деятельности.

Раздел «Слово» включает в себя закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

«Состав слова» — сквозная тема курса русского языка. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами, однокоренные глаголы с разными приставками.

После завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме, отличие текста от набора предложений.

Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическим категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двусторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм.

В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

Материал программы 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос лов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после согласных ж, ш, щ, правописание сочетаний чк, чн, щн, обозначение звонких и глухих согласных на письме)

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесе, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

На протяжении всего начального обучения в 1 классе проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.

Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий – будь то разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи или другое задание – показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Требования к результатам обучения по темам

Форма контроля

1.

Слово

57

2.

Предложение. Текст.

7

3.

Повторение.

3

№ п\п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Вид

контроля

Основные виды деятельности

учащихся

Слово. (57ч.)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником  «Русский язык (первые уроки)».

1

Знакомиться с новым учебником: рассматривать обложку, читать оглавление, прогнозировать содержание.

Читать и понимать смысл заданий к упражнениям.

Выполнять задания в нужной последовательности.

Выделять звуки в слове.

Находить слова  с заданными звуками. Характеризовать звуки (гласные – ударные, без- ударные; согласные – звонкие, глухие; парные – непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные; шипящие).

Ставить ударение, делить слова  на слоги. Соотносить слова  со слогоударной схемой. Подбирать слова, соответствующие схеме. Характеризовать функцию букв  гласных, букв ъ и ь.

Находить однокоренные слова  в группе слов.

Выделять корень слова. Подбирать проверочные слова. Анализировать поэлементный состав  букв.

Писать  прописные и  строчные буквы,  сравнивать написанное с образцом.

Записывать под диктовку отдельные слова, предложения

Списывать слова  и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме.

Списывать текст по  заданному алгоритму, контролировать этап  своей работы.

Участвовать в учебном диалоге, включаться  в групповую работу

2

Повторяем гласные звуки и их буквы

1

3

Гласные буквы обозначают мягкость  и твёрдость согласных звуков на письме.

1

4

Согласные звуки и буквы.

1

5

Что мы знаем о буквах и звуках.

1

6

Звуки и буквы. Обобщение.

1

7

Повторяем слоги и ударение.

1

8

Деление слов на слоги. Ударение.

1

9

Повторение: гласные буквы и звуки; ударные и безударные.

1

10

Перенос слов. Упражнения в делении слов для переноса.

1

11

Развитие умения переносить слова.

1

12

Упражнения в переносе слов.

Проверочная работа.

1

Пр\р.

13

Р н о «Пишу правильно».

Словарная работа.

1

14

Гласных буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

1

15

Обозначение мягкости согласных  звуков  на письме буквами гласных.

1

16

Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами гласных.

1

17

Обозначение мягкости согласного на письме с помощью буквы ь.

1

18

Повторяем  написание большой буквы  и разделительного ь в словах.

1

19

 Написание большой буквы  и разделительного ь в словах. Закрепление.

1

20

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы.

1

21

Упражнения в написании слов с  большой буквы  и слов с разделительным ь.

1

22

Упражнения в написании слов с  большой буквы  и слов с разделительным ь. Закрепление.

1

23

Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

1

24

Сочетания чК, чн.

1

25

Повторяем корень слова.

1

26

Однокоренные слова. Корень слова

1

27

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них  корень.

1

28

Упражнения в выделении корня в родственных словах.

1

29

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

30

 Повторяем  правописание букв  безударных гласных в корне слова.

1

31

 Упражнение в написании слов с проверяемыми буквами безударных гласных в корне.

1

32

Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне.

1

33

 Упражнение в написании слов с проверяемыми буквами безударных гласных в корне.

1

34

 Проверочная работа по изученным темам.

1

Пр\р

35

Р. Н. о.  «Пишу правильно».

1

36

Повторение слов, написание  которых надо запомнить.

1

37

Повторение слов, написание  которых надо запомнить. Сочетания ча,ща, чу, щу, жи,ши,ЧК,чн.

1

38

Повторение слов, написание  которых надо запомнить. Закрепление.

1

39

Словарный диктант. Повторение.

1

Сл\д

40

Р н о. Повторение слов, написание которых надо запомнить.

1

Предложение. Текст. (7ч.)

41

Что мы знаем о предлогах и предложении.

1

42

Предложение. Признаки предложения.

1

43

Составление предложений по схемам.

1

44

Списывание и оформление предложений на письме.

1

45

Повторение правила оформления предложения на письме.

1

46

Контрольный диктант за год.

1

К.д.

47

«Пишу правильно», работа над ошибками.

1

Повторение. (3ч.)

48

Закрепление. Деление на слоги. Перенос.

1

49

Закрепление. Безударная гласная в корне слова.

1

50

 Чему мы научились за год.

1

                                                                                                    Литература

1. Александрова,  Г.  Занимательный  русский  язык.  Нескучный  учебник. – СПб.: Тритон, 1997.

2. Баев, П. М. Играем на уроках русского языка. – М., 1996.

3. Бунеева, Е. В., Комиссарова, Л. Ю., Яковлева, М. А. Русский язык. 1–2 классы (1–4): методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е, доп. – М.: Паласс, 2002.

4. Волина, В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

5. Волошина, О. И. Русский язык. Начальная школа. 1–3 классы. – М.: Просвещение, 1991.

6. Скопина, Е. В., Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс (1–4). – М.: Вако, 2004.

7. Школа 2100. Приоритетные направления развития образовательной программы. – Вып. 4. – М.: Баласс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...