РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
материал по русскому языку по теме
Игры и упражнения тренировочного характера, воздействующих на психические качества ребенка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Упражнения расчитаны на решение задач интеллектуально-личностного и деятельностного развития младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_zanyatiya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Выполнила:
Мошкова С.Г.,
учитель МОУ сош № 5
г. Арзамаса
I кв. категория.
г. Арзамас
2010 г.
Развивающие упражнения
для младших школьников
на уроках русского языка.
I. Проведи аналогию.
1. Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Найди четвертое слово.
Пароход – пристань = поезд - ___________.
( депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция)
Нога – костыль = глаза -_____________.
(зрение, очки, слезы, веки, ресницы).
Игла – острие = бритва -_____________.
( сталь, металл, лезвие, резать, рукоятка).
Музыка – оркестр = пение - ___________.
(хор, солист, сцена, певец, концерт).
Гора – пещера = дерево - _____________.
( корень, дупло, крона, ствол, листья).
Болезнь – лечение = поломка - _________.
(мастер, ремонт, деталь, смазка, машина).
Колумб – путешественник = землетрясение - _____________. (первооткрыватель,образование гор,извержение,жертвы,природное явление)
Папоротник – спора = сосна - ___________.
(шишка, иголка, растение, семя, ель)
Числительное – количество = глагол - ____________.
( действие, причастие, часть речи, спрягать, идти)
Север – юг = осадки - __________.
( пустыня, полюс, дождь, засуха, климат)
2. В чем смысл этих пар слов? Если ты это поймешь, то допишешь недостающие слова.
Черное – белое = огонь - __________.
Сила – доброта =___________- злость.
Рысь – кошка = волк - ____________.
Лампа - ___________ = радио – звук.
Дети – игра = взрослые - __________.
Змея – нора = ____________ - конура.
Музыка – ноты = слова - __________.
Курица – цыпленок = лошадь - ____________.
Заяц – капуста = ___________ - желудь.
Небо – птица = вода - _______________.
Человек – врач = _____________ - ветеринар.
Человек – нос = _____________ - хобот.
Собака – легкие = ____________ - жабры.
Птица – яйцо = рыба - ___________.
3. Вставь пропущенное слово в каждом ряду. Оно по смыслу должно быть связано в своей паре так же, как в предыдущей паре этого ряда второе слово связано с первым.
Труд – награда, лень - _____________.
Чтение – книги, пение - ____________.
Волки – лес, люди - _____________.
Телефон – ухо, кино - _____________.
Двор – ворота, дом - ______________.
Весна – осень, рассвет - ___________.
Человек – платье, дерево - ____________.
Строитель – дом, художник - _________.
II. Расшифруй.
1. Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами.
А Б В К М Н О Л Д Т
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
2780 __________ 37281 __________ 4756101___________
0164__________ 21641___________ 4751691___________
3784__________ 01876___________ 578747____________
7467__________ 91341___________ 726731____________
2164__________ 81341___________ 31661_____________
А В Г И Л М Н О Р Т Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
421 ___________ 3467_____________ 35121_____________
9810___________ 10439____________ 25131_____________
1086___________ 4391_____________ 28571_____________
10511__________ 108910___________ 28715_____________
983____________ 34911____________ 109121____________
III. Составь анаграмму.
1. Переставь буквы в словах и получи новые слова.
Барон - _________ Карма - ____________
Мазок - _________ Сосна - _____________
Крот - __________ Стук - ______________
Влага - _________ Шкала - ____________
Банка - _________ Атлас - _____________
Ласка - ___________ Корма - _____________
2. Перед тобой наборы букв. Составь из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.
Ерпо___________ Евредо____________ Лкбуинак____________
Соак___________ Меакьн____________ Окамднри____________
Ргоа___________ Веерок____________ Ваатдрк______________
Уткс___________ Вцтеко____________ Чуельит______________
Роезо__________ Умызак___________ Лисоец_______________
IV. Найди лишнее слово.
1. В каждом ряду вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным словам.
а) Птица, самолет, пчела, машина, бабочка.
Дождь, снег, град, молния, изморось.
Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк.
Береза, ясень, ель, ива, клен.
Нарцисс, гладиолус, подснежник, хризантема, тюльпан.
Корова, свинья, собака, медведь, лошадь.
б) Окунь, дельфин, карась, сом.
Орел, страус, гриф, сокол.
Альбатрос, ворона, чайка, буревестник.
Заяц, беляк, кролик, русак.
Колли, болонка, собака, такса.
Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.
в) Пальто, часы, брюки, рубашка.
Игла, нить, булавка, линейка, ножницы.
Длинный, широкий, короткий, глубокий, узкий.
Потолок, стена, стул, дверь, пол.
Карп, репа, огурец, груша, яблоко.
Буква, книга, газета, письмо, плакат.
г) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен.
Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
Молоко, сыр, сметана, мясо, кефир.
Секунда, час, год, вечер, неделя.
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.
д) Веселый, быстрый, вкусный, грустный, осторожный.
Медведь, заяц, бабочка, лиса, волк.
Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
Курица, петух, орел, гусь, индюк.
Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.
Река, озеро, море, мост, пруд.
Тополь, береза, сирень, липа, осина.
V. Найди лишнее словосочетание.
1. В каждом из следующих рядов найди словосочетание, которое по смыслу не подходит к остальным.
Веселый марш, быстрая полька, грустная песня, новое пианино, новая симфония.
Двузначное число, деление на два, сложение десятков, вычитание в уме, умножение дробей.
Золотое кольцо, серебряная цепочка, сережки с бирюзой, серебряная ложка, золотая брошь.
Золотая осень, ранняя весна, холодная зима, студеный январь, жаркое лето.
Ткацкая фабрика, сельский учитель, строитель метро, зубной врач, водитель автобуса.
Красивый ситец, дорогая шерсть, гладкий сатин, легкий крепдешин, ситцевое платье.
VI. Тренируй логическое мышление.
1. В наборе букв найди по два слова.
а) Вытащи из букета садовый и лесной цветок:
РЛОАЗНДАЫШ _________________________.
б) Найди дом в лесу:
БИЗОБРА ______________________________.
в) А здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак:
ДРУОЖБЬ _____________________________.
г) Какую травку на лугу щиплет доброе животное?
ККЛОРЕОВВАЕР_______________________.
д) Из чего варенье досталось кому-то на съеденье?
МВИУШХАНЯ_________________________.
е) Стихотворение этого автора мы знаем с самого раннего детства:
ББАЫРТЧООК________________________.
2. – На доске цветными мелками написаны слова: воля, весть, тело.
У синего и белого слов одинаковая первая буква, у белого и красного – вторая. Какое слово синего цвета?____________________________
3. – В слове агент переставили буквы, и получилось слово агнте. Такая же перестановка была сделана в слове взлет. Что получилось? (подчеркни).
Втелз втезл взтел втзел взелт взетл
4. – Вера, Надя и Маша пили соки: две девочки – апельсиновый, одна – лимонный. Надя и Вера, Надя и Маша пили разные соки. Кто из них пил лимонный сок?
5. Подбери такое слово, которое подходило бы сразу и к слову слева , и к слову справа.
Например: ум ( ) боль; ум ( острый) боль.
Кровь ( ) цветок; разговор ( ) дождь;
Друг ( ) шкаф; взгляд ( ) куст;
Воспоминание ( ) лекарство; запах ( ) анекдот;
Напиток ( ) загар; ткань ( ) мысль;
Утро ( ) развитие; душа ( ) посуда;
Диван ( ) хлеб; слово ( ) человек.
6. Найди общее название.
а) Карп, окунь - ________________.
Топор, молоток - _____________.
Осень, весна - _______________.
Осина, тополь - ______________.
Кровать, кресло - _____________.
Сентябрь, октябрь -___________.
Дерево, цветок - ______________.
Утро, вечер - ________________.
Вторник, четверг - ___________.
б) Травяной хоккей, настольный теннис, классическая борьба -_________.
Существительное, местоимение, числительное - ___________________.
Москва, Киев, Нью-Йорк - ____________________.
Тяжелый топор, пила-ножовка, железный молоток - ________________.
Семиструнная гитара, скрипка Страдивари, старинный рояль - _______.
Северный ветер, майская гроза, землетрясение - ___________________.
в) Шкаф, стол -________________.
Некрасов, Лермонтов -_________.
Франция, Италия -___________.
Кобра, гадюка -______________.
Огурец, тыква -______________.
Они, это - __________________.
Тургенев, Чехов -____________.
7. Восстанови слова.
а) М – К - ГР - З - СТ – К - Н
М - -К Г – Л – С Ф – Н – РЬ
Л – Т - З – М – К - Ч – Н – К
- КР - ДР – В - Д – Р – В –
Д – Л - М – З – К - ЦВ – Т –
Д – Л - П – Г – Л - КН – Г –
б) П - РО З – Р – О ЗВ- Н – К К – П – С – А
К – СА Д – Р – В - Т – А – А К – С – А – НИК
Р – КА К – П – ЛЬ К – Ш – А У – И – Е – Ь
Г – РА Х – Л – Д К – Ы – А У – Е – ИК
П – ЛЕ К – В – Р П – С – Я А – Е – Ь – ИН
8. Получи новое слово.
- ОСА - ОСА - РАК - РАК
- РАБ - ВАЛ - ТЕС - РИС
- ЛОТ - ЛОТ - ЕЛЬ - ОЛЬ
- ОЛЯ - ОЛЯ - МЕЛЬ - МЕЛЬ
9. Соедини половинки слов.
КУ АРЬ КАБ МОИ
ВОЛ КА СОК ОР
ЖИР НА ГОР ЛУК
ФОН ХОТА РА ОЛ
ШУТ ОСЫ БАЛ ОХ
КОП СОК МОТ ДОСТЬ
ПЕ АФ ПО КОН
10. Найди слова в слове.
Составь из букв данного слова новые слова ( буквы не повторяй, составляй только имена существительные).
Кустарник, кровать, девочка, портфель, каникулы, арифметика.
11. Найди все слова в строчках.
Среди букв спрятаны слова. Найди их и подчеркни.
а) АМКЕЮМЯЧЛДРПГНШЗТЕАТРОЛСВАУСОБАКАЖШНАВ
ХОГМЕБЕЛЬКОТЪАЬГОУКНТРСУШБУКВАЛОРНЕПСОЛНЦЕ
СТУЛПАВКГТЬФИЛЬМЗЩРЕКАПРПКАМООДЕЦДРСНЕГ
ГОЛОВАИТГНЕКНИГАЛДОРПНГШУЦЙЗИМАВЕСНАДЛО
б) ИТОРПСОЛНЦЕТОСТАМИРЛДЫШНТМНГШАХМАТЫПОДАРОКШРГРГШГОКОШКАРМГРОЛИЩШФЛРЕЧТЕНИЕЛФЫДЛЕСДБЮЫШКЕИГРАТЬЛЛПРОВХЫХВОСТДЛАОЕНИСТЕНАЛФРЩЛГШТПРОЬВЫУЧЕНИКЬТЛДЮФДОМИКВНАШГАЗЕТАВСМИФПЛАВАНИЕЬОЬТЫОКНОБДЭДРУЖБАПРОСТВГВАННАЫМСТОКСЧАСТЬЕЛДЛЫВРОДОЖДЬРНВРНВДВЕРЬМАРНМАМАРАЕЫРПГЩАВЕЛЬЫВР
12. Объедини слова по смыслу.
Подумай, во сколько смысловых групп и по какому принципу можно объединить слова каждого блока. Подчеркни слова одной группы одной чертой, слова второй группы двумя чертами, слова третьей группы тремя чертами.
а) Крокодил, пальма, Африка, жираф, баобаб, Азия, Австралия, слон, кактус, обезьяна, орхидея.
б) Четверг, день, вторник, вечер, понедельник, среда, утро, ночь, пятница, суббота.
в) Ходить, бег, беговой, исхоженный, петь, песня, ходьба, бегать, песенный, запеть.
г) Чашка, стол, диван, сапоги, кастрюля, стул, босоножки, тапочки, тарелка, шкаф.
д) Зной мокрый, печаль, радость, злой, влажный, холод, сухой, жара, грусть, мороз.
13. Выбери два главных слова.
Выбери из скобок и подчеркни два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками.
а) Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
Война ( аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружье).
Пение ( звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты).
Река ( берег, рыба, тина, рыболов, вода).
Чтение ( глаза, книга, картина, печать, очки).
Город ( автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Игра ( шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания).
б) Сад ( растения, садовник, собака, забор, земля).
Сарай ( сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
Деление ( класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
Спорт ( медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
Кубик ( углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
14. Расшифруй предложения.
В предложениях перепутались слова. Постарайся восстановить их порядок и прочитать. Например: Из поел он хорошо Андрей школы когда пришел. – Когда Андрей пришел из школы, он хорошо поел.
а) Поэтому не Наташа в уроки ходили Маша кино приготовили и не.
___________________________________________________________.
б) Миша пойти футбол после в играть торопились Сергей уроков и домой чтобы. ____________________________________________________________.
15. Восстанови рассказ.
Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст, вписывая пропущенные слова.
а) Над городом низко повисли снеговые _________. Еще утром началась _________. Снег повалил большими _________. По дороге в школу ________
приходилось протаптывать себе тропинку. Весело играя и толкаясь, ребята бежали к _________. Прозвенел ___________. Снежною гурьбою __________
проталкивались в дверь и, на ходу раздеваясь, разбегались по _________. Скоро все стихло, начались ____________.
б) Однажды пошел Алеша в ________ за грибами. Увидел на _________ белку и кинул__________ кепку. В ___________ не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алеша, _________ ему стало кепки. Хорошо, что мимо ______ школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был высоким _________, он залез _________ и достал Алешину кепку. _________ отдал кепку Алеше и сказал: « Нельзя обижать __________. Ты сам ________ наказал!»
16. Исправь ошибки.
Перед тобой предложения, в которых встречаются ошибки. Найди их и исправь.
В субботу Таня со своими родителями был в зоопарке. Там очень много интересных животных. Слоны и медведи, волки и тигру, павлины и крокодилы. А забавнее всех были обезьяны. Они прыгали, перелетали ветки на ветку. Дети корили их бананами. Тане очень понравилось в зоопарке. Она уговорила папу еще раз пойти туда на прошлой неделе.
VII. Развивай быстроту реакции.
Как можно быстрее из каждой строчки выбери лишь те буквы, которые не повторяются. Выпиши их и составь из них пожелание.
АОБООУАДА ИПЬРТПЕИР ЭПВФЭСФПЕ ВЮЛГВДЛАЮ
ЖЗСУУЧЖАЗ ОАСАОТАЛО ГЦИДВГЦЫД
VIII. Развивай зрительную память.
1. Прочитай слова. Попытайся их запомнить. Закрой слова листом бумаги и письменно ответь на вопросы.
МАМА ДЕТИ ЧЕЛОВЕК БРАТ
ДОБРОТА ТЕТЯ МУЖЧИНА РЕБЕНОК
Сколько букв в предпоследнем слове? ____________________________
Сколько слов состояло только из одного слога? _____________________
Какое слово было употреблено и в единственном, и во множественном числе?________________________________
Какое слово третье от начала? _______________________
Сколько слов заканчивалось на согласную? ______________________
Сколько слов заканчивалось на букву а ? __________________________
Какие слова – существительные ж.р. – ты запомнил? _________________
В каком слове есть буква ж? ______________________________________
Запиши два слова с буквой е. _____________________________________
2. Прочитай внимательно один раз 10 пар слов. Попытайся их запомнить. Потом закрой все листком бумаги и попробуй по памяти написать второе слово из каждой пары.
Пары для запоминания.
Гора – горб Утро – ужин
Лес – ель Вечер - завтрак
Заяц – кролик День – ночь
Птица – самолет Минута – час
Ручка – тетрадь Час – время
Напиши по памяти.
Гора - __________ Утро - ___________
Лес - ___________ Вечер - __________
Заяц - __________ День - ___________
Птица - _________ Минута - _________
Ручка - _________ Час - _____________
IX. Тренируй внимание.
1. Тебе надо понять, как связаны правая и левая таблицы. Тогда ты сможешь прочитать зашифрованную фразу. Запиши ее.
1 17 5 21 8 3 М К Т П Т В
26 13 12 28 24 16 Ч С В Л Р ,
23 20 2 30 14 19 И О Ы ! Е Г
15 7 18 6 27 9 Х Е О В И Е
4 25 11 29 10 22 О У А И З Р
______________________ __________________
9 4 24 14 2 А Я О Е Е
17 25 19 8 12 Т ! Д Д Й
3 23 15 6 21 Б Н Ж А У
13 7 22 18 5 Т , Ж Ь Т
11 1 20 16 10 А Р Р И В
_____________________ ____________________
2. Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру или букву. Ответ обоснуйте.
а) белить – г б) сад – 3 в) картина – а
белый – п слон - ? аллея – а
белье - ? ночь – 3 овес - ?
г) день – н д) ведро – с е) грязнуля – е
правда - ? дворец - ? больницы - ?
друг – в вязанка – ж жильцы - м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы на уровне образовательного учреждения «Работа с текстом как основа развивающей речевой среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »
В данном опыте описаны приемы работы по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы...
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)
Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...
"Развитие речи младших школьниковна уроках литературного чтения"
Речь-это канал развития интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык,тем легче и полнее будут усваиваться знания. ...
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....
презентация к пед.совету "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"
Презентация на тему : "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"...
Создание развивающей образовательной среды на уроках русского языка в начальной школе.
К концу первого года обучения происходит существенное изменение в развитии умственной деятельности учащихся. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному ц...
Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...