Урок русского языка в 1 классе.Тема "Алфавит"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Дмитриева Ирина Алексеевна

Разработка урока русского языка в 1 классе  и презентация к уроку по теме "Алфавит". УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit_1_klass_pnsh.rar2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке»

Цель урока:  формировать  представление учащихся об алфавите.

Задачи:

Обучающие:

1) систематизировать знания учащихся об алфавите;  

2) повторить написание ранее изученных букв;

Развивающие:

1) развивать фонематический слух;

2) развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска , раздаточный материал

Дидактический материал учителя:  авторская презентация в программе PowerPoint.

Методы обучения:         

объяснительно-иллюстративный

поисково-исследовательский.

Предполагаемые результаты:

1)  понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:

2) умеет  использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;  

3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.

УУД:

ВПШ (внутренняя позиция школьника)

адекватная мотивация учебной деятельности

учебные и познавательные мотивы

ориентация на моральные нормы и их выполнение

нравственно-этическая ориентация

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать свои действия

применение методов информационного поиска

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

постановка вопросов


Ход урока

  1. Оргмомент

Ребята! В начале нашего урока я хочу поздравить вас с праздником. Пока вы были детсадовцами, вы, наверное, и не слышали о сегодняшнем  празднике. Но теперь вы – уже школьники, первоклассники, изучившие Азбуку. И я могу рассказать вам о том, что сегодня во всем мире празднуется Международный день родного языка. А вы знаете, сколько на нашей планете разных языков?

Почти 6 000!

В каждой стране сегодня говорят о том, как важен родной язык для человека, о том, как защитить его от ненужных, нехороших слов.

Родной язык – богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья,
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.

  1. Актуализация знаний

-Как вы думаете, а какой подарок нашему родному русскому языку мы с вами могли бы сделать?

-Давайте сделаем так,  как вы говорили. И давайте изучать наш  язык, учиться говорить и писать на нем правильно, чтобы вас понимали, чтобы вас интересно было слушать,  и было приятно с вами разговаривать. Договорились? Начнем?

1. Индивидуальные задания на доске (с последующей проверкой отдельными учениками и фронтально)

  1. Сделать звуковую схему слова «АЗБУКА»
  2. Сделать звуковую схему слова «АЛФАВИТ»
  3. Составить  схему предложения
    В алфавите буквы стоят в строгом порядке.

Для проверяющих учеников : если все верно , поставьте рядом «+», если в чем-то не согласны, подчеркните это место.

2. Фронтальная работа. Работа с учебником

-Вчера мы познакомились с новым учебником «Русский язык». Миша и Маша встретили героев этого учебника. Кто из вас запомнил, кто это? (Анишит-Йокоп, Торк, Асырк)

-Что произошло в волшебном лесу? (ночью напали на Лесную библиотеку)

-Кто рассказал об этом Маше и Мише?(Говорящий Ворон)

-Мы с вами  сумели вчера получить  пропуск в библиотеку?

-Тогда отправляемся в путь. Нас ждет 8 страница учебника. Прочитаем тему нашего урока.  (Дети осваивают алфавит). Как вы понимаете слово «осваивают»?.....

Вывод: мало знать алфавитный порядок, надо еще уметь им пользоваться.

-Расскажите, что увидели Маша и Миша в библиотеке? …

-Мы вчера были с вами в школьной библиотеке. Разве там книги валяются на полу? А где они должны находиться?

-Что же произошло с нашими героями  в библиотеке?  (чтение 1 абзаца)

-Поможем Маше и Мише? Посмотрите на пиктограмму к упражнению 2. Какая работа нам предстоит?

-Прочитайте задание.(упр.2 ) Договоритесь с соседом, кто на какую полку будет расставлять книги.

-У вас на столе лежат конверты, а в них карточки с названиями книг, которые рассыпаны.

- Что написано на обложках этих книг?

-Как в библиотеках расставляют книги? По названиям или по фамилиям авторов?

- Посмотрите на доску или в учебник. Продолжите мою фразу : «На 1 полке будут стоять книги авторов с фамилиями на буквы…» и т.д.

- Вы помните, как вы договорились с соседом?

- Возьмите каждый номера своих полок. Расставьте на них  книги.

1 полка

 Барто Агния

Воронин Сергей

Горький Максим

4 полка

Носов Николай

Орлов Владимир

Перро Шарль

Рубцов Николай

7 полка

Энтин Юрий

Яхнин Леонид

2 полка

Друк Н

Ершов Петр

Житков борис

Заходер Борис

5 полка

Толстой Лев

Усачев Андрей

Фет Афанасий

3 полка

Козлов Сергей

Лунин Виктор

Маршак Самуил

6 полка

Хармс Даниил

Черный Саша

 

Проверка полок 1-3. Чей сосед не ошибся и расставил книги верно? Как вы его похвалите?

 Запись в тетрадь и на доске.

Проверка полок 4-7. Чей сосед не ошибся и расставил книги верно? Как вы его похвалите?

 Запись в тетрадь.

Проверка разбора предложения на доске

3. Динамический момент.

В книгах можно прочитать обо всем на свете. В книгах есть рассказы, сказки, стихи и даже песенки. Давайте послушаем песенку «Зоопарк» и заодно передохнем.

4. Работа с учебником

-Вернемся в библиотеку. Работа по уч. .с 9- 10

5. Практическое пользование алфавитом. Слова, начинающиеся с одной и той же буквы

-Но по дороге Машу заинтересовал вопрос: «Как поступит библиотекарь, если ему нужно будет расставить книги разных авторов с фамилиями на одну букву?»

Работа с о слайдами 5-8.

  1. Закрепление изученного

- Асырк уже весьма довольна вашими знаниями, а вот Торк все еще сомневается и желает вас проверить.

- Он сомневается, сумеем ли мы восстановить порядок букв в алфавите?

Работа со слайдами 9-19

Слайд 9.  Назвать пропущенные буквы алфавита

Слайд 10-13. Из 2 вопросов выбрать и ответить только на те, которые относятся к теме сегодняшнего урока.
Напоминание на слайде – проверить разбор слов
 на доске.

Слайд 14  Динамический момент

Если я назову гласный звук – раскачиваемся и его поем.

Если я назову согласный звук – подпрыгиваем и хлопаем в ладоши.

Слайд 15.  Деформированное предложение. Запись под диктовку.

Слайды 16-19.  Игровые упражнение на закрепление работы с алфавитом.

  1. Контроль усвоенных знаний. Самостоятельная работа.

Слайд 20. Запишите получившиеся слова  в алфавитном порядке.

  1. Итог урока. Рефлексия.

  1. Кто уверен, что после нашего урока, стал еще лучше работать с алфавитом?
  2. Кто уверен, что наш класс сегодня хорошо поработал?
  3. Значит, мы хоть немного помогли себе и своему родному языку?
  4. Представьте, что к нам заглянули 2 медвежонка. У них разное настроение? А какое у вас? Поднимите на пальчиках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....