Урок русского языка во 2 классе "Смыслоразличительная роль ударения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Михалёва Лариса Павловна

Урок соответствует требованиям ФГОС второго поколения и сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка во 2 классе

 (система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Тема: «Смыслоразличительная роль ударения»

Михалёва Лариса Павловна,

учитель первой категории

     Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о смыслоразличительной роли словесного ударения.

     Задачи: воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи, бережное отношение к природе, окружающему миру;

содействовать развитию познавательной активности, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового анализа и синтеза;

способствовать формированию понятий об омонимах, их употреблении в речи, закреплению знаний об ударении,  его подвижности и смыслоразличительной роли.

Этапы занятия и содержание деятельности

УУД

  1. Мотивация УД.

- Сегодня на уроке мы отправимся в осенний лес.

- Какое сегодня число, месяц? Какие ещё осенние месяцы вы знаете?

- В сентябре-октябре лесные животные готовятся к зиме. Как они это делают?                              СЛАЙД 1

Формирование интереса к познанию русского языка; формулировка собственного мнения и позиции; построение понятных для партнера высказываний

  1. Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.

- В осеннем лесу мы встретили  какого-то зверя. Угадайте, кто?

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не  узнаёшь?

Приглядись-ка! Это …  .                    СЛАЙД 2

- Ёжик на своих иголках принёс нам слова?

Прочитайте слово так, как этого требует ударение.

КАРАНДАШ                                       СЛАЙД 3

- Какие слова странные, смешные, необычные?

Назовите слово правильно.                СЛАЙД 4

Идентифицикация гласных звуков речи (ударные и безударные)

  1. Определение темы урока.

- Зачем нужно уметь правильно ставить ударение?

-Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на уроке?

                                                               СЛАЙД 5

Самоанализ и самооценка сформированности навыков письма на основе оценки по дифференцированным критериям.

  1. Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии (II блок).

Картинный диктант.

К нам пришли и другие звери. Появляется картинка, вы записываете слово- название животного и ставите в слове ударение.

Лиса, заяц, белка, медведи, волк, хорёк.

- Проверка. Карточкой покажите, какой слог в данном слове ударный.           СЛАЙДЫ 6-11

- Над всеми ли словами вы поставили знак ударения? Почему?

(Не ставится ударение над односложными словами и над буквой ё.)

Идентифицикация гласных звуков речи (ударные и безударные)

5. Постановка проблемы и пути её разрешения.

  1. Игра «Слова из лукошка»

- Поиграем в игру. Я достаю из лукошка слово, а вы объясняете мне его значение.

ГВОЗДИКИ         АТЛАС       ДОРОГА     ЗАМОК

Дети сталкиваются с проблемой, что не все одноклассники представили одно и то же.

- Почему у вас получились разные ответы?

(От места ударения в слове зависит его значение.)                                СЛАЙД 12  

  1. Введение термина омонимы.

- Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. И значение у них разное. Такие слова называются ОМОНИМЫ.              СЛАЙД 13                        

Произносить правильно гласные звуки.

Анализировать звукобуквенный состав звучащего слова.

Устанавливать и формулировать: гласный звук образует слог.

Различать прописные и строчные буквы.

Формирование знаний об омонимах

Определять роль словесного ударения в слове.

Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

  1. Фиксирование проблем в пробном действии. Работа в парах. Составление предложений с омонимами.

На столы для работы в парах раздаются деформированные предложения с омонимами.

Ирис – любимые конфеты детей.

На клумбе распустился фиолетовый ирис.


 Старинный замок был разрушен.

На двери висел большой замок.


Пруд был очень мелок.

Цветной мелок лежал у доски.


- Посовещайтесь, составьте предложение, над каждым словом поставьте ударение.

       Проверка                                        СЛАЙД 14                    

Договариваться, приходить к общему решению;

восстанавливать деформированные предложения,

идентифицировать звуки речи

  1. Подведение итогов фрагмента

По схеме Я узнал, я вспомнил, я научился.

- Какова роль ударения в слове?

- Какие слова называются омонимами?

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

 воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

  1. Рефлексия

- Ежи на зиму не впадают в глубокую спячку, как медведи. Эти зверьки засыпают не надолго, периодически просыпаясь. Давайте поможем ёжику приготовить уютную постельку из красивых листьев.

- У каждого из вас на столе осенние листики. Если у вас на уроке всё получалось, если урок вам понравился, поднимите вверх жёлтые или оранжевые листики. А если было трудно, если что-то осталось непонятно, то поднимите розовые листики.

- На уроке технологии из этих листиков мы с вами выполним аппликацию.

Воспитывать бережное отношение к природе; формулировать собственное мнение и позицию; самоанализ и самооценка сформированности учебных действий

  1. Д\задание

Придумать и записать 2 пары предложений с омонимами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении".

Урок русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении" для учащихся 1 класса....

Конспект урока русского языка в 1 классе "Ударение"

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Ударение"...

Урок русского языка во 2 классе. Ударение в словах.

Данаая презентация содержит основной материал по теме для прочного усвоения знаний....

Урок русского языка "Безударные гласные непроверяемые ударением"

Способствовать развитию умения писать буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне слов, ознакомлению с правописанием словарного слова "малина", создавать условия для запоминания правописания ...

конспект урока русского языка в 1 классе "Ударение"

В непринужденной и игровой форме учащиеся познакомятся с понятием "Ударение", будут учиться находить в словах ударный и безударный слоги и узнают о важности правильной постановки ударения в ...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА: «Глагол, его роль языке», 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: «Глагол, его роль языке»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол. Планируемые результаты:Предметны...