Личностно-ориентированный урок русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Баранова Елена Тимофеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_lichnostno.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого личностно- ориентированного урока русского языка

Тема: «Роль имен прилагательных в речи» 3 класс

Задачи урока:

1.Формировать представление учащихся о роли имен прилагательных, умение употреблять прилагательные в речи.

2. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, закреплять изученные орфограммы.

3. Воспитывать самостоятельность, стремление к саморазвитию, бережное отношение к природе; прививать интерес к предмету.

Оборудование к уроку:  

- картина «Весна в природе»;

- картинки с изображением подснежников, багула;

Ход урока

Этапы

урока

Содержание

Примечание

1.

2.

3.

IV.

V.

VI.

Организационный

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Ребята, о каком времени года пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о весне)

- Сегодня на уроке мы с вами будем развивать речь, учиться употреблять в нашей речи имена прилагательные, продолжим открывать тайны нашего языка. И сегодня нам предстоит открыть тайны о роли имен прилагательных в речи.

Актуализация опорных знаний.

1)Найди лишнее слово (на доске):

Прекрасный, засохший, первый, цветок, весенний.

-Почему так думаешь? (это имя сущ-ное, а все остальные – имена прилагательные;

Отвечает на вопрос что? остальные – на вопрос какой?)

- А как называются первые весенние цветы?

(подснежники, первоцветы)

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости. и счастья человеку,

И веры в чудо, что оно придет.

-Давайте разберем слово подснежник по составу.

(уч-ся делают морфемный разбор в тетрадях)

Проверка: сравнить варианты разбора:

1)Прист. под- + корень –снеж- + суф. –ник

2) Прист. под- + корень –снеж- +оконч. –ник

(Дети называют выбранный ими вариант, обосновывают свой ответ.)

- А как у нас в Забайкалье называются первые весенние цветы? ( ургуй)

(показ картинки)

- В последнее время первоцветов становится все меньше, поэтому многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Как вы думаете, почему?

-К природе можно прикоснуться только сердцем, прикасаясь к ней руками, мы губим её.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их и срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Какие из данных на доске имен прилагательных подойдут для описания подснежника?

(прекрасный, первый, весенний)

- Какие еще прилагательные вы можете подобрать?

(нежный, красивый, голубой, душистый и т.д.)

А вот, что рассказывает нам про подснежник старая русская легенда:

Однажды Старуха Зима со своими помощниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился. Расправил лепестки и попросил защиты у Солнца.Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

В кустарниках дятлы судачат,

Смолой истекает сосна,

Подснежник расцвел – это значит,

Пришла в Забайкалье весна.

(вывешивается картина весны)

Формирование новых знаний.

I. На доске задания на выбор:

1)Составить и записать небольшой рассказ по картине (желающие выполнить это задание могут объединиться в группу)

2) Вставить в текст прилагательные и орфограммы:

    (На)ступила  ...  в.сна. Тает ... сне. . (За)журчали повсюду ... ручейки. В ...  небе слышны ... голоса птиц.

3) Найти в тексте и выписать словосочетания Существительное+прилагательное, объяснить выделенные орфограммы:

С полей уже сошел последний снег. А в лесу еще лежат рыхлые сугробы. На их фоне пламенеют малиновые кусты багула. Цветущий багул – настоящее Забайкальское чудо.

Проверка:

1гр. Зачитать получившийся текст.

- Какие прилагательные использовали?

2гр. Зачитать текст без прилагательных, затем с прилагательными.

- Какой текст лучше? Почему?

Объяснение орфограмм.

3гр. Зачитать выписанные словосочетания, объяснить орфограммы.

- Молодцы!

А кто из вас видел цветущий багул? Почему его называют настоящим Забайкальским чудом?

(Показ картинки)

Вывод: Для чего служат имена прилагательные в речи? (Они украшают нашу речь)

II.На улице еще лежит снег, но повсюду уже чувствуется весна.

- Ребята, а одинаков ли снег зимой и весной? (нет)

На доске запись:

         Снег

последний

искристый

мокрый

колючий

грязный

пушистый

серебристый

мягкий

рыхлый

белый

свежий

серый

Задание:

1 вариант – выписать признаки зимнего снега

2 вариант – выписать признаки весеннего снега

Взаимопроверка

- Подбирая признаки снега мы что делали?

(мы его описывали)

Вывод: прилагательные помогают описывать предметы.

III.А сейчас мы с вами поиграем.

Вам нужно угадать предмет по его признакам. Но я буду называть их по одному, если вам этого будет недостаточно, говорите «еще».

Учитель: круглое

Желтое

Вксное

Сочное

Дети: яблоко

Учитель: А почему сразу не угадали?

(не были уверенны. Уточняли)

Учитель: Какие признаки уточняли?

(размер, форму, вкус, цвет)

- Так для чего еще служат имена прилагательные в речи?

Вывод: прилагательные уточняют речь, признаки предметов.

Закрепление изученного.

- Итак, уточнив признаки какого-либо предмета, мы можем подробно его описать.

Задание:

Из имеющихся картинок выберете те, которые хотели бы описать (солнышко, цветок, дерево, дождик и т.д.). Напишите прилагательные, подходящие для описания выбранного вами предмета. Не забывая о времени года, про которое мы с вами говорили сегодня.

Или: упражнение 5, с. 103  из учебника.

Подведение итогов урока.

- Какие же тайны имени прилагательного мы сегодня открыли?

- Был ли интересен вам сегодняшний урок?

- За что вы можете себя похвалить?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание (по выбору):

С.103, упр. 8 в учебнике

Составить объявление о пропаже щенка (котенка), подробно описав его.

 

Создание эмоционального настроя на урок

Сообщение целей

Постановка проблемы, создание атмосферы заинтересованности

Привлечение суб. опыта уч-ся

Объяснение способа умозаключения

Обращение к суб. опыту

уч-ся

Выработка самостоятельности суждений, работа в системе альтернативных образцов

Обращение к суб. опыту

уч-ся

Воспитание бережного отношения к природе

Обогащение суб. опыта, расширение кругозора, активизация познавательной активности

Предоставление возможности выбора задания

Обращение к суб. опыту

уч-ся

На доске запись:

Имена прилагательные

Украшают речь

Опора на суб. опыт детей

Развитие самоконтроля

На доску:

2)Помогают описывать предметы

Записываю на доске:

3)Уточняют речь, признаки предметов

Использование привлекательного дидактического материала,

Развитие творчества, .

Право выбора задания

Рефлексия

Право выбора задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

Презентация к уроку русского языка "Понятие об имени прилагательном"

Презентация к тексту урока русского языка "Понятие об имени прилагательном" с анимацией и использованием интерактивной доски....

Конспект урока русского языка "Общие признаки имен прилагательных"

Цель урока: доказать значимость имён прилагательных в речи, совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола), формировать навыки грамо...

Урок русского языка Понятие об имени прилагательном как части речи

Понятие об имени прилагательном как части речи.Цели: О- ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи; Р- углубить представление учащихся об именах прилагатель...

Урок русского языка. Презентация "Род имен прилагательных"

В презентации даны поэтапные задания к уроку. Оформлены в красочной форме  с использованием анимаций....

Конспект урока русского языка + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Перспектива, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существительных и имен прилагательных и закрепление умения находить имена прилагательные в речи.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...