урок русского языка в 1 классе "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", какое?", "какие?""
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Урок русского языка в 1 классе, УМК "Начальная школа XXI век". Разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использованы проблемно-диалогическое обучение, мультимедийная поддержка, ЦОР, коллективная, групповая, парная и индивидуальная формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse_opisanie_vneshnosti.docx | 34.48 КБ |
obyavlenie.pptx | 51.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе
Учитель Терновых С.В.
Тема: «Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Педагогические задачи: создать условия для сочинения небольших рассказов, связанных с описанием собственной внешности; научить выделению слов, называющих признаки, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научаться решать учебные и практические задачи – выделять предложение и слово из речевого потока, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию, различать слова, называющие признаки, вопросы к словам.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные - усвоение умений составлять устное небольшое монологическое высказывание с описанием собственной внешности; выделение из текста слов по заданным основаниям (отвечают на вопрос какие?); логические – осуществление анализа ситуации, представленной в тексте; формулировка на основе анализа правила речевого поведения; использование алгоритма порядка действий при письме.
Регулятивные: удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе; вносить необходимые коррективы в оперативные действия.
Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строить небольшое монологическое высказывание на заданную тему, оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям.
Оборудование: иллюстрация с изображением Мамонтёнка из м/ф «Мама для мамонтёнка»; аудиозапись песни из мультфильма «Мама для мамонтёнка»; опорный сигнал к уроку; Русский язык. 1 класс. Электронный образовательный ресурс для работы в классе / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана –Граф, 2012.; тексты для работы в группе для составления описания внешности Мамонтёнка; презентация; карточка – опора для проведения самооценки.
Ход урока | УУД |
Руки? – на месте. Ноги? – на месте. Локти? – у края. Спина? – прямая.
Звучит песня из м/ф «Мама для мамонтёнка» У. Узнали песенку? Из какого она мультфильма? - Кто главный герой мультфильма? (на доске появляется иллюстрация мамонтёнка) - Сегодня на уроке Мамонтёнок будет учиться вместе с вами. - Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? - Какие звуки обозначаются этой буквой? Учитель показывает на доске образец написания заглавной и строчной букв Мм.
У. Чем был занят мамонтёнок в мультфильме? У. Что делал мамонтёнок, чтобы быстрее найти маму? - Как вы думаете, таким способом можно найти маму? - Давайте поможем мамонтёнку найти маму. - А как поступают люди в такой ситуации? Давайте выясним это, используя упражнение нашего учебника на с. 34 – 35 № 1. Чтение учителем стихотворения С. Михалкова У. Что случилось на вокзале? - Давайте подумаем, что надо сделать мальчику, чтобы быстрее найти маму? Прочитайте, какие способы действий предлагают авторы учебника. Чтение детьми информации в учебнике. У. Какой вариант вам кажется рациональным? Почему? (Второй вариант, так как описывается внешность малыша, чтобы мама смогла узнать сына.) У. В подобной ситуации (мальчик потерял маму) необходимо обратиться с просьбой к взрослым дать объявление. У. Ребята, нам тоже надо дать объявление, чтобы мама мамонтёнка смогла найти его. Как же нам составить описание внешности мамонтёнка? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Ребята, тема нашего урока «Описание внешности» (вывешиваю слова к опорному сигналу)
У. Мамонтёнок не знает как ему описать свою внешность. Какие вопросы мы зададим по теме нашего урока? Д. Как составить описание внешности? - Какие слова помогают описать внешность человека? Опорный сигнал дополняется частными задачами.
У. Вернёмся к описанию внешности мальчика данному в объявлении. Учитель читает ещё раз текст объявления. У. Какие предметы описали? (одежду и возраст мальчика) - Значит, что поможет нам составить описание? К опорному сигналу добавляются ответы учащихся
У. Но не только по описанию одежды и возрасту можно узнать человека. Отгадывание загадок - Отгадайте загадки о внешности человека: Два соседа-непоседы: день на работе, ночь на отдыхе. (глаза) Их не сеют, не сажают, они сами вырастают. (волосы) Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос) У. Какими могут быть глаза, волосы, нос? - У каких сказочных героев они были визитной карточкой? (Мальвина, Буратино) - Ребята, как вы думаете, нос, глаза, волосы важно отмечать при описании внешности? Опорный сигнал дополняется
У. Итак, ребята, мы ответили на первый вопрос. Так как же составить описание внешности. Что необходимо описать? Дети, используя опорный сигнал, отвечают на вопрос. Д. При описании внешности необходимо описать одежду, возраст, глаза, волосы, нос человека.
Учитель называет слово из описания внешности и показывает на себе, дети повторяют за учителем. Сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется, учитель пытается запутать детей. Проверяет из внимание.
У. Ребята, давайте закрепим то, что мы узнали и найдём ответ на второй вопрос. Обратимся к нашему учебнику, упр. 2 на с. 35. Прочитайте задание. - Найдите Вову, Антона, Гришу. - Догадайтесь, как зовут мальчика, который рассказал о себе так. Рома прочитай. - Вам удалось по описанию внешности определить, кто это? (Антон) - Какой признак стал для вас определяющим? (короткие волосы) - Что ещё даётся в описании мальчика? (рост и глаза) - Что добавим к нашему сигналу в разделе «Как составить описание внешности?» (рост) - Найдите слово и прочитайте, какой рост у Антона? - Какие волосы у мальчика? - Какие у него глаза? - Что я сейчас повторила несколько раз? (вопрос «какой?») - Да, ребята, слова, которые отвечают на вопрос «какой?» и «какие?» помогают нам описать внешность. Давайте дополним наш опорный сигнал.
У. Как вы думаете, ребята, это все слова, которые помогают нам описать внешность? - Где мы можем найти ответ? - Давайте найдём ответ на этот вопрос в учебнике. Чтение сведений по языку с. 36 Опорный сигнал дополняется вопросами «какая?», «какое?»
У. Вернёмся к описанию внешности Антона, перечитайте его ещё раз самостоятельно. - Найдём в этом описании слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и запишем их в тетрадь. - Прочитайте первое слово, запишите его в тетрадь с красной строки, с большой буквы, диктуйте по слогам, чётко проговаривайте так как написано. И т.д.
У. Мамонтёнок очень рад, что вы теперь знаете, какие слова помогают нам описать внешность и просит вас придумать слова, которые отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» и начинаются с его любимой буквы м, которую мы написали на минутке чистописания. (маленький, молодая, мирное, морской и т.п.) Запись слов в тетрадь. (3 слова) Опускаю экран
Работа в рабочей тетради. Русский язык ч.1, с. № 4 J:\source\ex10_rt_4.html (Электронный образовательный ресурс для работы в классе) У. - Прочитайте задание. - Прочитайте слова – подсказки. - Прочитайте слова, которые записаны ниже. - Поработайте в паре. Обсудите, к какому предмету подходят слова – подсказки, составьте словосочетание и запишите слова в тетрадь. Проверка на слайде
У. Ребята, вы не забыли, что мы должны помочь мамонтёнку найти маму. Давайте составим объявление с описанием внешности мамонтёнка. Слайд: Объявление. Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок. У него _________ уши, ___________ нос-хобот и __________ хвостик. Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________. (на слайде их нет, раздаю для работы в группе) Слова – подсказки: большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный. У. Посмотрите ребята, объявление почти готово. Но не хватает слов, как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать эти слова? - Почему именно эти слова мы возьмём для описания внешности? - Действительно, эти слова помогают наиболее точно описать внешность. Итак, вы делитесь на группы, получаете текст объявления и дополняете его словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», они есть у вас на карточке. Проверка. 1-я группа читает 1 предложение. На слайде появляется слово, которое дети вставили в предложение. Аналогично проверяется работа других групп. У. Молодцы ребята! Как вы думаете, когда мама услышит это объявление, она поймёт, что это её сынок ищет свою маму? - А я вам желаю, чтобы вы никогда не расставались со своими мамочками, берегли их и во всём им помогали. (убираю экран) IX. Итог урока. (опорный сигнал) У. С чем познакомились на уроке? - Что мы можем указать в описании внешности? - Какие слова помогут нам в описании внешности? X. Рефлексия. - Мамонтёнок очень доволен, что вы помогли ему в поисках мамы. - А вы довольны собой. Всё ли у вас сегодня получилось? Расскажите. (при самооценке ученики используют карточку - опору:
- А я сегодня очень довольна вами. Вы дружно и хорошо работали. Справились со всеми заданиями. Давайте похлопаем друг – другу. Наш мамонтёнок дарит вам на память своё изображение, а вот как раскрасить его вам поможет ваше воображение. | УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения ко школе. ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу. ПУУД: строят сообщения в устной форме. РУУД: планирование действий в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: выделение существенной информации из текста КУУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения. РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. ПУУД: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы ПУУД: ориентирование на разнообразие способов решения задач; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; установление аналогий. ПУУД: строить сообщения в устной форме ПУУД: осуществление анализа ситуации, представленной в тексте. РУУД: удерживают внимание при решении учебной задачи. ПУУД: выделение из текста слов по заданным основаниям ПУУД: находят в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. ПУУД: выделение нужной информации для решения практической учебной задачи. РУУД: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. РУУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. ЛУУД: работают по заданию самостоятельно, осуществляют самоконтроль работы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приёмами взаимооценки результатов. ЛУУД: знают основные моральные нормы. ЛУУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. РУУД: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе "Слова отвечающие на вопрос: какой? какая? какое? какие?"
· Урок знакомства с новой темой. В игровой форме дети знакомятся с признаками прилагательных, учатся их распознавать ви применят...
Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс
Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...
Урок русский язык. 1 класс.Тема "Слова отвечающие на вопрос кто?Что?
Урок русский язык 1 класспо УМК "Перспектива".Тема урока "Слова отвечающие на вопрос кто? Что?". Урок с использованием проблемно-диалогового обучения, частично-поискового метода.В конце урока нп...
урок русского языка по теме:«Профессии. Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает?» с презентацией
В данной работе представлена технологическая карта урока по русскому языку на тему: Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает? (с использованием УУД) В карте подробно представлен...
План урока русского языка в 1 классе " Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? " (УМК "Перспектива")
Урок русского языка в 1 классе по ФГОС....
Урок русского языка в 1 классе "Слова, отвечающие на вопросы "Кто?" и "Что?"
Формировать у учащихся умение распознавать слова, отвечающиеи на вопросы "Кто?" и "Что?".Продолжать работу по формированию умения записывать предложение. Определять и формулировать...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Презентация к уроку русского языка....