Тема урока: Согласные звуки х, х, буква х Х. Слова-междометия.
презентация к уроку (русский язык, 1 класс) по теме
Цели урока:
- Познакомить с новыми звуками и буквами. Научить читать слова и слоги с данными буквами. Познакомить с междометиями.
- Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление
- Воспитывать интерес к родному языку, традициям и обычаям русской культуры. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду других людей.
План урока:
- Организация внимания учащихся.
- Актуализация раннее изученного.
- Характеристика звуков [х], [х]¢.
- Знакомство с буквой х:
- загадка (физкультпауза),
- работа со схемой – человечком,
- чтение слогов и слов в Азбуке.
- Физкультпауза.
6. Знакомство с междометиями.
7. Физкультпауза..
8. Итог урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 29.71 КБ |
slova-mezhdometiya.zvuki_.bukvy_.pptx | 752.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
- Организация внимания учащихся.
Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас вновь на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Скажите, в какой стране мы живём?( В России)Россия славится своим гостеприимством, и мы с вами должны подтвердить своим поведением эту традицию. Угостите наших гостей хорошим настроением, знаниями, которые вы получили за 5 месяцев.
На доске Звуки …….,буквы ………….
Слова-междометия.
- Актуализация раннее изученного.
1) У. Ой! Что это?(дети слышат звук птиц, воды, машин и т.д.),и видят на экране мелькающие буквы.
Д. Мы слышим звуки и видим буквы.
У. Вспомните, что мы знаем о звуках и буквах? Д.Звуки мы произносим и слышим, звуки бывают речевые и неречевые, гласные и согласные. Гласные –ударн. И безударн. Гласные звуки можно пропеть, протянуть. Согласн.- звонкие и глухие, твердые и мягкие. А буквы видим и пишем. Буквы бывают строчные и заглавные, печатные и рукописные.
2)У. Напомните, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
Д. На прошлом уроке мы познакомились с буквой Я.
У.- Какие звуки обозначает буква Я?(В начале слова, после гласного, после, Твёрдого и мягкого знака -Я Обозначает два звука [Й'А],после согласных звуков Я обозначает звук[а ]и мягкость согласных.
-Покажите букву Я в алфавите. Чем знаменита буква я? (Я –не только буква, но и слог, и слово)
3)У. Ребята, Вспомните, о каком вкусном сказочном герое, мы говорили на предыдущих уроках окружающего мира?
Д. О колобке!
У. Почему же он вкусный? Кто он по своей сути?
Д. Колобок –это хлеб!или Булочка!
А сейчас, подойдите к нашему «Древу доброты и мудрости» найдите и прочтите на нём пословицы о хлебе. Постарайтесь объяснить их смысл.
- Хлеб всему голова
- Без труда хлеб не родится никогда
- Не велик кусок пирога, а стоит много труда
Д. (1п.Значит хлеб главный продукт на столе, если есть хлеб то ты будешь сыт;2 и 3пп. Означают, что хлеб не растёт в поле готовый, сначала сеют пшеницу, потом её убирают, молят. В результате получается мука, из которой пекут хлеб, булки…)
У. Что ещё можно сказать? ( из одной муки хлеба не испечёшь. Для этого нужно и молоко, которое даёт скотина,а чтобы корова давала молоко её надо пасти на лугах. Этим занимается пастух. Под солнцем и в дождь пастух пасёт стадо.)
Что вы можете сказать о людях этих профессий? (Самоотверженные, трудолюбивые, терпеливые, легко преодолевают трудности)
Как надо относиться к труду людей, к хлебу?(БЕРЕЖНО)
У. Сегодня на уроке мы будем сталкиваться с трудностями, и мне хочется, чтобы каждого из вас можно было сравнить с людьми этой сложной профессии.
Итак, нам потребуется трудолюбие, терпение, старание. Вперед за новыми знаниями!
- У. -Что за столом всему голова?(хлеб)
-Кто собирает хлеб с полей? (хлеборобы)
-Кто пасёт домашних животных на лугу?(пастух)
-Ещё раз скажите, как называются профессии этих людей?(Хлеборобы, пастухи)
-Какой Новый звук мы слышим в этих словах?
Д. [х], [х¢].
У. Сегодня мы справляем именины звуков х, х,Произнесите эти звуки. И послушайте, что происходит…
Характеристика звуков х, х. (Согласный, глухой, твердый,бывает мягкий.) (на доске после слова ЗВУКИ вставить ЗВУКОВИЧКА)
У. - Посмотрите на экран. Кто это? Узнаёте? (пастух1)
- а что изменилось? (число предметов, их стало двое)
- как меняется форма слова? ( пастух, пастухи)
-Что обозначают эти слова? (предметы множ. И ед. числа)
-На какие вопросы отвечают эти слова?
Д.- Кто? Пастух! Кто? Пастухи!
У.- а почему Кто?(слово назыв. Живые существа)
-Попробуем составить графическую модель этих слов. Т.е будем выделять звуки. Откройте тетрадочку для печатания…Приготовьте карандаши. К доске пойдёт Настя Пантелеева.
-Произнесите Iслово.
ПАСТУХ
Настя составляют схему слова проговаривая каждый шаг.
-Слово пастух.В этом слове два гласных звука (А,У обозначу красными кружочкам) значит два слога , т. К. сколько в слове гласных столько и слогов.
I слог –ПАС.Первый звукп, согл. глух.,ТВ.второй звук а гласный,третий звук с -сог., глух,ТВ.II слог ТУХ. Четвёртый звук т,Согл.глух.тв.,пятый звук У - гласный ,шестой звук х-согласный,глухой,твёрдый. Определю ударный слог …Ударный слог 2-Й.
А сейчас попробуем обозначить звуки буквами. К доске пойдёт….
1звук побозначаем буквой п
2 звук а - обозначаем буквой а
3 звук с обозначаем буквой с
4 звук т -обозначаем буквой т
5 звук У обозначаем буквой у
6 звук х- этот звук мы не можем обозначить буквой, т.к. не изучали.
У. Друзья, мы изучили очень много букв, и разве ни одна не походит для обозначения звука х(нет)
У. Значит ни мы, ни наши гости не смогут прочитать это слово…
Попробуем найти ответ во втором слове.
ПАСТУХИ
Составим графическую модель второго слова К доске пойдёт Настя Цхай.
Настя составляют схему слова проговаривая каждый шаг.
-Слово пастухи.В этом слове два гласных звука (А,Уобозначу красными кружочкам) значит два слога , т. К. сколько в слове гласных столько и слогов.
I слог –ПАС.Первый звукп, согл. глух.,ТВ.второй звук а гласный,третий звук с -сог., глух,ТВ.II слог ТУХ. Четвёртый звук т,Согл.глух.тв.,пятый звук У - гласный ,шестой звук х'-согласный,глухой,мягкий. Определю ударный слог …Ударный слог 2-Й.
А сейчас попробуем обозначить звуки буквами. К доске пойдёт….
1звук побозначаем буквой п
2 звук а - обозначаем буквой а
3 звук с обозначаем буквой с
4 звук т -обозначаем буквой т
5 звукУ обозначаем буквой у
6 звук х'- этот звук мы не можем обозначить буквой, т.к. не изучали.
Да,и здесь нет ответа…
-загадка (физкультпауза)
(У детей на партах квадратные листочки)
Загадаю вам загадку.
Становитесь на зарядку.
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
На четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови! (буква ХА)
У.-К нам пожаловал наш друг Звуковичок! Обратите внимание на его шляпку и сапожки. А буква которую он представляет похожа на, то что получилось у вас на листочках?(вставить на пузико звуковичка Х)
Ребята на письме Согласные звуки [х], [х]¢,обозначатся буквой Х.
(показать >) плакат.
У.-Скажите, чем отличаются буквы вверху от букв внизу?
Д.- Печатные и рукописные.
У.- а почему две рукописные и две печатные?
Д.- Одна заглавная, другая строчная.
У.Для чего нужна заглавная буква?
Д. Чтобы записать начало предложения и имена собственные.
У.А вот теперь мы можем обозначить новые звуки буквами ?
Д. Да!
У .- Я на доске, а вы в своих тетрадочках обозначим звуки [х], [х]¢,буквами (в схеме)
У.А сейчас, напечатаем букву х в тетрадь.Печатать будем вот здесь. Какой пальчик мне помогает сейчас?
Д. указательный
Пальцы указательные
Умны и внимательны:
Только их слегка
скрестили -
Букву X изобразили
(дети показывают движения над головой) Ребята, посмотрите ,получилась буква Х?
сядьте правильно…
Я тетрадочку открыл
и как надо положил,
я от вас секрет не скрою,
карандаш вот так держу,
сяду прямо не согнусь,
за работу я возьмусь!!!
У.-Ребята, чтобы вам было легко запомнить букву Х,я кое что для вас приготовила. Гуляя по лесу я собирала хворост, и несколько веточек принесла вам. Послушайте и запомните: РЯДОМ ДВА СТОЛБЦА стояли, Друг НА ДРУГА ВДРУГ УПАЛИ.( показать с заглавной, а дети. Повторяют со строчной)
Дети печатают букву.
Микроитог.
У.С какой буквой мы сегодня познакомились?
Д.С буквой согласного х
У. Какие звуки обозначает буква Х ?
Д. Согласные звуки [х], [х¢]
У.Откройте учебники на страничке 48.посмотрите на Звуковичка. Он может простудиться, оденьте и обуйте его.
- чтение слогов и слов в букваре
ха хо хе хи ах ох ух их ех
Прочитайте слоги про себя. Назовите слоги с мягким согласным х. Каким цветом обозначим эти согласные? (Зеленым) Поставьте зеленую точку.
Каким цветом обозначим согласные в остальных слогах? Почему? (Звук х – твердый)
Прочитайте слоги с твердым согласным громко, а с мягким – тихо.
Эти слоги можно произнести в чистоговорке. Я начинаю говорить чистоговорку, а вы продолжаете.(на экране)
- хи-хи-хи - сочиняем мы стихи
- ха – ха – ха - очень вкусная уха
-хо – хо – хо – я услышал эхо
- ху – ху – ху - сидит птица наверху
- ух- ух- ух - в поле вдруг запел петух. ).
Чтение слов Букваре.
Прочитайте 1 столбик слов про себя. Обозначьте красной точкой гласные звуки. Прочитайте слова в порядке возрастания слогов.
ХЕК Назовите односложное слово. Что оно обозначает?
ХАЛАТ Назовите двусложное слово. Что оно обозначает?
ХОРОШО
Прочитайте 2 столбик слов про себя. (Затем вслух читают ученики)
ХИМИЯ Найдите слово с мягким согласным х.(Химия)
ЗАПАХ Химия – это наука о строении вещества. Есть такие
ОХОТА химические вещества, которые человек использует
дома, в быту. Называют их – предметы бытовой
химии. Кто может привести пример?
(Стиральный порошок, мыло, средство для мытья посуды и др.)
Прочитайте 3 столбик слов про себя. Прочитайте слово, которое можно попробовать на вкус (уха). Прочитайте слово, которое обозначает действие (ехал). Прочитайте слово, которое можно услышать или прочитать (стихи).
Физминутка для глаз.(тренажёр)
Знакомство с междометиями.
У. -Посмотрите на слоги в учебнике, есть ли среди них слоги, которые могут быт и словами?
У.Посмотрите на кубики. Сколько их?
У.Что записано под каждым кубиком?
Д. Предложения.
У. отлично! Что такое предложение?
У. обратите внимание на знак в конце каждого предложения. Что это за знак и для чего он?
Д. Это восклицательный знак. Если предложение по интонации восклицательное, то ставится восклицательный знак.
У.- прочитайте только первое слово в каждом предложении.
Ах, ох, ух – это маленькие слова. Сейчас мы узнаем, в каких ситуациях мы употребляем эти слова.
Прочитайте предложения про себя.
Ребята, расскажите, какие чувства переживают герои.
восторг
восхищение
недовольство
усталость
холод
Попробуем прочитать предложения, передавая чувства и повторяя жесты героев (ученик – класс)
Для чего нужны эти слова? (Они помогают выразить чувства)
Слова «Ах!», «Ох!», «Ух!» – особенные. Называются они междометия. (открыть на доске название)Междометия ничего не обозначают, только выражают наши эмоции.
– Мне, – сказало Междометье, –
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет...
Те, кого охватит страх,
Произносят слово ах!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ох!
У кого захватит дух,
Произносят слово ух!
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
Если понаблюдать за окружающими, когда они сердятся, плачут, радуются, смеются, удивляются, то увидим, как при этом меняются, все черты лица, выражающие внутреннее состояние человека-мимика.
Я буду читать двустишья, а вы изобразите настроение мимикой и жестами.
На цветы смотреть приятно Это каждому понятно. Удивляет всё вокруг, Всё и бабочка и жук. ОХ! Каие забияки! Малыши боятся драки… Неслучайно слёзы льются: Оказалось ,чашки бьются! Дом не строится как надо. Развалился- вот досада! Наш сластёна очень рад- Семь пирожных съел подряд!
Думаю, это стихотворение помогло поднять вам настроение!
Работа над текстом «АХ и ОХ».
а)работа над текстом до чтения
-Ребята, как вы думаете, что записано на нижней части стр.48 и в верхней части стр. 49? (ТЕКСТ) -Что такое текст? -Прочитайте заглавие. –Что вы узнали об этих маленьких словах?(это междометия-особая часть речи) – А почему они написаны с большой буквы?(Возможно это имена собственные)Да это имена людей и в подтверждении тому иллюстрация на кубике) – Как вы думаете почему их так назвали?(предположения детей).
Чтение текста.
- Прочитайте первое предложение про себя. Почему так неопределённо говорится о месте и времени? Какие тексты так начинаются?( сказка) -Чьи слова мы сейчас прочитали(автора). –Вслух начинает читать слова автора…….
-Слова Аха! Будет читать……
-слова Уха!...... Итак, какой Ах, какой Ох? С кем бы из этих героев вы хотели дружить? Почему?
Итог урока.
-Какие новые звуки мы выделяли в словах? -Что нового мы узнали об этих звуках? Дайте характеристику звукам пользуясь лентой или звуковичком. –Какой буквой на письме обозначают эти звуки? -Покажите буква Х в алфавите. - О каких профессиях мы сегодня говорили? -Какие ещё профессии с новым звуком вы знаете? (хирург, химик,хореограф,парекмахер, хлебороб, пастух) -Посмотрите на картинку, что делает Хомка?Кто он по профессии?(художник) -С какой частью речи познакомились?
Как надо относиться труду людей?
(резервное время: Подберите слова с новыми звуками)
-Ребята , вам понравился урок?Если да, то скажите Ах! Если нет –ОХ!
-Какое у вас настроение по окончании урока? Откройте дневнички, и закрасьте кружочек цветом соответствующему вашему настроению.
-Как вы думаете, мы оказались гостеприимными хозяевами?
Спасибо вам за работу на уроке!Урок окончен!
Домашнее задание.
Нарисовать портреты двух братьев Оха и Аха.Но для этого вы должны ещё раз перечитать сказку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р О с с И Я
- хи-хи-хи - сочиняем мы стихи - ха – ха – ха - очень вкусная уха -хо – хо – хо – я услышал эхо - ху – ху – ху - сидит птица наверху - ух- ух- ух - в поле вдруг запел петух . чистоговорки
Ах, ох, эх, фу — особые слова. Их называют МЕЖДОМЕТИЯМИ. Они выражают различные чувства, но не называют их. К словам–междометиям нельзя поставить вопрос. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с
Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...
Открытый урок. Тема урока: Согласные звуки [р], [р\'], буквы Р, р.
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.Тип урока: Решение учебной задачиПлани...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема урока: Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийПособия к уроку: лента букв, карточки, рабочая тетрадь, Азбука, электронное приложение к ученику (УМК «Школа России»)...
Приложение к уроку обучения грамоте в 1 классе Тема урока: Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.
Презентация "Спорт" используется на уроке обучения грамоте по теме "Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья" на этапе МОТВАЦ...
Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»
Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»...
Технологическая карта урока чтения в 1 классе «Школа России» Тема урока: Согласные звуки к, к ,буквы Кк.
Цель урока: знакомство с новой буквой Кк, обозначающей звуки [к], [к’], чтение слов с этой буквойЗадачи урока:Предметные: проводить звуковой анализ и синтез с новыми звукамиМетапредметные:Личнос...