Презентация "Формирование умений речевого этикета у младших школьников"
презентация к уроку по теме
Презентация "Формирование умений речевого этикета у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 372.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
АКТУАЛЬНОСТЬ Ф ормирование умений речевого этикета в начальной школе – проблема чрезвычайно актуальная. Обучению общению (в том числе - культуре общения, речевому этикету), имеющему большое значение для интеллектуального, общего и речевого развития младшего школьника, должно отводиться значительное место в методической науке. Эффективное обучение речевому этикету позволяет детям самостоятельно выделять цели общения и находить адекватные им средства общения.
Цель: разработать систему научно обоснованных уроков обучения учащихся речевому этикету . Объект исследования: процесс совершенствования речевой деятельности младших школьников . Предмет исследования: методические условия формирования умений речевого этикета.
реализация принципов практической направленности и учета сферы повышенной речевой деятельности учащихся ; повышение познавательной активности, для чего детям сообщаются исторические справки о речевом этикете ; ведение внеурочной деятельности (составление словаря вежливых слов); 4 ) создание особой мотивации (проведение уроков в занимательной форме); Гипотеза У мения речевого этикета формируются успешно, если соблюдаются следующие условия :
Задачи : 1 . Определить научные основы методики речевого этикета , для чего необходимо изучить историю этикета , рассмотреть понятие речевого этикета в современной лингвистике и состояние данной проблемы в методической науке . Проанализировать возможности современных программ, учебных и методических пособий для организации работы по речевому этикету . 3. Разработать программу и содержание опытного обучения, экспериментально проверить их эффективность .
Методы исследования : Теоретические: анализ лингвистической, методической, педагогической литературы. 2. Эмпирические : направленные наблюдения за учебным процессом, тестирование, педагогический эксперимент.
1. Знания , умения и привычка - вот те три « ступеньки» этикета , преодолеть которые необходимо для того, чтобы стать воспитанным человеком, отличающимся «естественным культурным» поведением. 2. Этикет имеет богатую историю, знание которой важно для учителя, воспитывающего у детей культуру поведения . 3. При разработке программы и содержания опытного обучения будет предусмотрено включение элементов исторического материала, что позволит повысить у младших школьников мотивацию освоения речевого этикета. После анализа научной литературы сделаны следующие выводы : После анализа лингвистической литературы сделаны следующие выводы: 1. Учитель должен хорошо ориентироваться в основных понятиях, необходимых для формирования у учащихся умений речевого этикета . 2. При разработке программы и содержания опытного обучения следует предусмотреть практическое знакомство учащихся с понятием речевого этикета и его функциями, тематическими группами и стереотипами речевого этикета. После анализа методической литературы сделаны следующие выводы: в методической науке есть множество книг, пособий, журнальных публикаций направленных на формирование умений речевого этикета, которые, несомненно, помогут учителям в подготовке, организации и проведении уроков, посвященных данной проблеме. Изучая их, и пользуясь в практической деятельности, учитель сможем работать над формированием умений речевого этикета профессионально.
П роанализировав возможности современных программ по формированию умений речевого этикета, можно сказать , что оптимальным вариантом для такой работы является программа Т.А. Ладыженской « Детская риторика» : 1. П рисутствует теоретически обоснованная система занятий по формированию данных умений. 2. Программа касается основных тематических групп речевого этикета. 3. Располагает необходимым учебным комплектом и для учителя , и для детей. 4 . Д ает возможность планомерно, систематично, интересно формировать умения речевого этикета в начальной школе, а также вводить в уроки современные элементы образования (компьютерный урок). 4. Речевая культура рассматривается как обязательная часть программы . 5. Целенаправленная система Т.А. Ладыженской способствует обогащению речи ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. 6. Воспитывает вдумчивое отношение к употреблению данных формул в речи, способствует умению выбирать языковые средства более всего уместные в конкретной речевой ситуации . В связи с этим система Т.А. Ладыженской взята за основу при разработке программы и содержания опытного обучения .
При составлении программы были сделаны следующие дополнения : 1. С целью развития познавательного интереса к усвоению детьми правил речевого этикета с детьми в разработку программы и уроков были введены исторические справки и информация об особенностях речевого этикета в других странах. 2. С целью повышения мотивации изучения этикета запланировано проведение особых уроков, таких как «Турнир вежливости». 3. С целью активизации словаря учащихся запланировано ведение этикетного словаря , как на самих уроках речевого этикета, так и во внеурочное время (поскольку количество уроков по речевому этикету очень мало). 4. С целью углубления навыков речевого этикета введена работа над невербальными средствами общения (интонацией, мимикой, жестами) так как эти средства являются контекстом для речевого этикета . В программе 1 и 2 года обучения представлены по четыре урока и два подготовительных, посвященных речевому этикету .
Программа 1 года обучения № тема умения 1, 2 Речевой этикет. Качества речи: громкость, темп, тембр. подготовительные уроки 3 Вежливая речь. Этикетные формы приветствия, благодарности, прощания. Определять степень вежливого поведения, оценивать с позиции «вежливо-невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения, применять этикетные формы приветствия, прощания, благодарности с учетом речевой ситуации. 4 Вежливая просьба. Оценивать корректность речевого поведения, использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, жестов при вежливой просьбе. 5 Вежливый отказ. Использование этикетных форм вежливого отказа, вежливых жестов, тона, громкости, мимике при вежливом отказе. 6 Ведение этикетного диалога. Вести этикетный диалог со значением «извинение», «отказ», пользуясь различными этикетными средствами.
Программа 2 года обучения № тема умения 1 Похвала, одобрение, комплимент, лесть. Отличать истинную вежливость от показной, оценивать, оценивать истинную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения, выразить похвалу и ответить на нее. 2 Приглашение, поздравление. Оценить приглашение, поздравление с точки зрения их речевой задачи, пригласить в гости, уметь ответить на приглашение, поздравить с праздником, ответить на устное поздравление. 3 Вежливая речь. Вежливая оценка. Различать истинную вежливость от показной, умение вежливо оценить чужую работу. 4 Турнир Вежливости. Совершенствование умений этикетной речи.
Для проверки эффективности опытной программы было проведено анкетирование: Как ты понимаешь слова «вежливая речь»? Почему нужно быть вежливым? Какие формы благодарности, приветствия, прощения ты знаешь? От чего зависит выбор слов прощания: «ПОКА!», «До свидания!», «Прощай!»? При каких условиях просьба будет вежливой, а отказ не обидит человека? Представь, что тебе нужно пригласить на свой день рождения друга. Как ты это сделаешь? Тебе нужно поздравить маму с днем рождения. Как ты это сделаешь? Анализ всех семи вопросов анкеты позволяет сделать общие выводы о результатах опытного обучения: 1. В целом методика оказалась эффективной, так как у детей экспериментального класса в большей или меньшей степени сформировались умения речевого этикета; 2. В процессе опытной работы по формированию умения речевого этикета интерес детей к данным урокам возрос, что объясняется включением в уроки исторических справок. Это, по нашему мнению, создает мотивацию для дальнейшей, более глубокой и систематичной работы по формированию данных умений; 3. Сформированные умения позволили детям иначе взглянуть на основы человеческих взаимоотношений, что способствует воспитанию действительно культурного в общении человека.
Проведенное опытное обучение и итоговый контрольный эксперимент показали, что у учащихся выработались следующие умения : определять степень вежливого поведения, учитывая ситуацию общения; применять этикетные формы приветствия, прощания, благодарности с учетом речевой ситуации; оценивать корректность речевого поведения; использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, жестов при вежливой просьбе и отказе ; вести этикетный диалог со значением « извинение», «отказ»; отличать истинную вежливость от показной, оценивать истинную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения; оценивать приглашения, поздравления с точки зрения их речевой задачи, ответить на приглашение, поздравить с праздником, ответить на устное поздравление.
Гипотеза , которая заключалась в том, что умение речевого этикета формируется успешно, если соблюдаются следующие условия: 1. реализуются принципы практической направленности и учета сферы повышенной речевой деятельности учащихся; 2. повышается познавательная активность, для чего детям сообщаются исторические справки о речевом этикете; 3. создается особая мотивация - проводятся уроки в занимательной форме; ведется внеурочная деятельность (составление словаря вежливых слов) получила подтверждение . Данная программа успешно используется в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста . Уроки по формированию умений речевого этикета предоставляют учителю возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, в межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по формированию умений речевого этикета "Характеристика речи. Тембр голоса".
Урок по формированию умений речевого этикета "Характеристика речи. Тембр голоса"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи
Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...
Дипломная работа тема " Формирование русского речевого этикета у младших школьников"
Дипломная работа Формирование русского речевого этикета у младших школьников...
Правила этикета для младших школьников
В целях социализации уже в начальной школе следует обучать детей этикету. Правила поведения в классе,на уроке,на перемене в столовой....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»
Данная программа позволяет учащимся 2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике....
Методическое пособие "Формирование речевого этикета у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
Данное методическое пособие включает авторскую рабочую программу и методические рекомендации к ней, выделлены основные компоненты РП. Методические рекомендации имеют чёткое обоснование актуальности да...