Словообразование.Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой предполагает знакомство учащихся с новым для них способом словообразования- образованием сложных слов путём сложения двух основ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slovoobrazovanie-_3_klass.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Учитель Новоселова Елена Геннадьевна
Тема урока: Образование сложных слов.
Цель: Формирование навыков индивидуального учебного действия в процессе работы над сложными словами.
Задачи:
1.Обучать самостоятельной постановке учебных задач и поиску их решений с использованием нескольких «пространств»: экрана заданий, стола «помощников» и «доски сомнений».
2. Дать представление об образовании сложных слов.
3. Развитие речи и мыслительной деятельности учащихся.
Оборудование:
1. Папки – памятки.
2. Карточки с терминами и магниты.
3. Экран, ПК, презентация по теме урока.
4. Словари и справочники.
5. Учебники, сигнальные карточки и «доски сомнений» (для учащихся)
Ход урока:
- Актуализация темы и постановка проблемы урока.
- Вступительное слово учителя. Чистописание:
- Сегодня урок русского языка как всегда начнём с чистописания. Я показываю печатные слоги, а вы записываете их письменными буквами.
ва ни е сло во об ра зо
1.2.Попробуйте из данных слогов сложить слово.
На доске появляется новое слово «словообразование».
- Как вы думаете, что это слово может означать? ( Слушаем версии детей)
1.3.Работа с учебником:
- Заглянем в будущее: обратимся к учебнику и найдём определение словообразования на с.130.
1.4. Делаем вывод 1:
Словообразование – это образование новых слов.
1.5. Постановка проблемы:
- Занимались ли мы раньше на уроках русского языка словообразованием? (Да)
- С помощью чего мы образовывали новые слова? (Бег- разбег, сказ- рассказ, дом- домик, стол- столик. – С помощью приставки или суффикса)
- Как вы думаете, есть ли другие способы образования новых слов?
- Сегодня мы снова займёмся словообразованием и, возможно, сделаем новые «открытия».
II. Объяснение нового материала. – Совместное «открытие» знаний.
2.1.(Слайд 3)Прочитайте стихотворение и найдите однокоренные слова.
Запишите их в тетрадь, а если слово вызывает затруднение, то на «доску сомнений».
( Дети работают самостоятельно. Затем проверяем.)
Вот из сада вам рассада. С ним садовник идёт.
Вот ещё посади рядом. Очень интересно
А вот сад…вод, Гулять в саду словесном. (Е. Измайлов)
- Итак, какие однокоренные слова нашли? Развесим их на нашем «словесном дереве». Это «сад», «садовник», «рассада», «посадки»…
- Какое слово вызвало у вас сомнение и почему? ( «сад…вод» - Не знаю, какая буква пропущена…- Пропущена О, т.к. проверочное слово «садовник»-
Какое правило ты использовал?...- Как проверить безударную гласную в корне слова...- А какой корень у данных однокоренных слов?..- Корень – сад-
- Так разве безударная гласная в корне?...- Нет…- Тогда это правило не подходит.
- Итак, слово «сад…вод» вызывает затруднение, поэтому помещаем его на «доску сомнений».
2.2. (Слайд 4) Разберите слова по составу. Но прежде обратимся к экрану заданий и вспомним, что значит разобрать слова по составу?
- Поставь вопросы, на которые ты уже знаешь ответы по теме « Состав слова». ( Здесь только ставим вопросы).
2.3. (Слайд 5) Проверь себя! ( Дети читают вопросы и отвечают на них. Отвечая на 7-й вопрос см. слайд 6)
2.4. (Слайд 6) Установи порядок разбора слов по составу.
Если есть сомнение, обратитесь к столу «помощников». Какую памятку выбрать? (Зачитываю перечень памяток у стола… Ученики выбирают… Раздаю слабым детям на каждую парту)
(Esc- переход в режим перетаскивания). Расставляем цифры на слайде. (Рюмочка- режим просмотра с текущего слайда)
2.5. Разбираем слова по составу. ( «Сад» - в тетрадях, «рассада» и «посадки» - в тетрадях и на большой «доске сомнений». По ходу выясняем, что такое «рассада» и «посадки»?... К какому словарю надо обратиться?...-
К толковому…См. толковый словарь…
- Кто такой садовник и чем он отличается от садовода?( См. толк. словарь)
Делаем вывод о способах образования новых слов с помощью приставки и суффикса.
2.6. (Слайд 7) Для разбора по составу слов « садовник» и «садовод» выбери словарь, который поможет тебе в случае затруднения. (Затем проектор отключаем).
( Выбираем словообразовательный словарь на столе «помощников»…- В ходе разбора выясняем, что слово «садовод» состоит из двух корней… - Как такое может быть? )
- Какой вопрос мы задали себе в начале урока? ( Каким ещё способом образуются новые слова?)
- Кто «открыл» для себя новый способ образования слов? ( Из двух корней или основ).
- А как бы вы назвали слова, образованные из двух корней или двух основ?(?)
- Откройте учебник и прочитайте тему сегодняшнего урока. ( Сложные слова). Вот их название.
2.7.Работа по учебнику (с. 92):
- На какой вопрос мы ищем ответ? ( Как образуются сложные слова?)
- Выполняем упр.171 (комментированное письмо) и читаем правило образования сложных слов.
2.8. Делаем вывод 2:
В слове «садовод» пропущена буква О, т.к. это соединительная гласная.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Закрепление изученного. – Этап самостоятельного применения знаний.
3.1.Самостоятельная работа по учебнику (с.92-93) с последующей проверкой. Упр.172(письменно).
3.2. ( Слайд 8). Делаем вывод 3: На какие вопросы надо найти ответы, чтобы правильно составить сложное слово. (Затем проектор отключаем)
3.3. Работа по учебнику (с.93). Упр.174 (Выборочное письмо).
3.4. Делаем вывод 4: Соединительная Е пишется после мягких согласных, соединительная О после твёрдых.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV. Обобщение изученного:
4.1. ( Слайд 9). Делаем вывод 5:
-Что нового мы сегодня узнали об образовании новых слов? ( См. вопросы на слайде).
4.2. ( Слайд 10). Конкурс - тест «Самый умный» ( по заданиям слайда)
4.3. Инсценировка «Иностранец» (дополнительно):
- Какие русские слова, состоящие из двух корней имел в виду иностранец, произнося их так:
- дарить благо (благодарить)
- употреблять зло (злоупотреблять)
- водить руками (руководить)
V. Подведение итогов урока. Задание на дом:
5.1. ( Слайд 11).-Домашнее задание.- Придумать сложные слова из области географии
5.2. Поделись впечатлением от урока.- Оставь свой смайлик на доске.
Благодарю за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой
Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой...
рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Рамзаевой
Рабочая программа по рускому языку содержит пояснительную записку, тематический план базового курса, учебно-тематическое планирование с требованиями к уровню обученности....
Урок русского языка 2 класс по учебнику Поляковой
Урок-закрепление по теме "Парные согласные на конце слова" по учебнику Поляковой...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа предмет русский язык, 4 класс, автор курса А. В. Полякова
Планирование уроков русского языка, 4 класс, автор учебника А. В. Полякова (система Л. В. Занкова)...
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».
Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...