Обобщающий урок по русскому языку "Разделительный Ъ и Ь"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Рулькина Ольга Владимировна

Учебный материал предназначен для учащихся 3-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_russkomu_yazyku_v_3.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по русскому языку в 3 «Б» классе

Тема: «Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь разделительных знаков.»

Использованные технологии:

Проблемно-диалогические

Информационно-коммуникативные

Игровые технологии

Личностно-ориентированные

Цели: закрепить полученные детьми знания о разделительных ъ и ь знаках; повторить ранее изученные орфограммы, , звуко-буквенный анализ слова; учить строить грамотные и полные предложения, слушать и слышать; развивать память, речь, воображение, творческие способности учащихся.

Задачи: оптимизация образовательного процесса в начальной школе; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебники, тетради, дополнительные карточки, тест.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

                         У нас необычный сегодня урок,

                          Выяснить надо, кто в классе знаток.

2. Определение темы урока.

Слайд 1.

«Друзья, ученье нас объединяет!»

- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи. Давайте подумаем, над какой проблемой нам предстоит работать и сообщите тему урока.

( ответы учеников)

Слайд 2.

- Чтобы продолжить наши исследования необходимо вспомнить правила написания разделительных ь и ъ  знаков.  ( ответы учеников)

- Открыли тетради записали число и классную работу

 

3.Минутка чистописания.

Ь еёюия лисьи, вьюга, воробьи

Ъ еёюя  подъехал, объявление

-Составьте устно предложения с этими словами.

4.Словарная работа.

Слайд 4

- Определите задание  к выполнению.

(Найдите словарные слова и выпиши их в тетрадь.)

Веет..р вес..л.. бежал по М..скве. Он шутил с прохожими, играл их ..деждой, гонял по д..рогам листья. Бежал он быстр.., словно хотел облететь нашу ..одину.

5. Орфографическая работа.

Слайд 3.

Запишите слова в тетради, обозначьте орфограмму.

 1.Сообщить о чём-то. «объявить»

 2.Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать»

3.Весной вырастают, а осенью опадают. «листья»

4.Животное, от которого произошел человек. «обезьяна»

5.Он есть у каждого дома: крытый вход в здание. «подъезд»

6.Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей гурьбой строим дом себе горой. «муравьи»

7.Дом, родители, близкие родственники одним словом. «семья»

Составьте и запишите словосочетания с полученными словами. (Дружная семья, желтые листья, объявить конкурс, лесные муравьи).

Проблемная задача.

-Чем похожи разделительные  ь и ъ знаки?

-Чем отличаются?

6..Актуализация знаний.

-Группа исследователей подготовила нам историческую справку о  ь и ъ знаках.

Немного из истории.

Слайд 5.

Ребята, а сколько букв в русском алфавите?

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.

 Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый). Буква «ер» -  Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). 

 До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время  буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.

Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова   «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта   буква - бездельник  была   самой  дорогой буквой мира. 

 В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…

7. Упражнения в написании слов с разделительными ь и ъ знаками.

Слайд 6.

-Как же изменились функции Ь и Ъ в современном русском языке?

-На партах у вас лежат цветные карточки. Ваша задача определить в каких случаях пишется разделительные  ь  и ъ знаки?  В схему нужно ставить правильную морфему (Проверка на доске)

.

Слайд 7.

- Работа в тетради.

На доске записаны слова , но возникла проблема. Как вы думаете какую проблему вы будете решать в ходе своего исследования? (Ответы учеников)

Образовать слова с ъ и ь знаками, вставить пропущенные буквы.

Разделить черточками для переноса.

В первый столбик записать слова с разделительным ь знаком , а во второй столбик – с ъ знаком. (двух учеников вызываю к доске на закрытых половинках, в руках у них карточки с этими словами).

Стуля                         подёмник

Сёмка                         сёжился

медвежи                     вюнок

обездил                      обяснил

ружё                           ателе        

 -Проверка в тетрадях и на интерактивной доске.

-Настоящие исследователи должны быть очень наблюдательными.

Слайд 8.

Игра «Кто лучше считает?»

Совпадает количество звуков с количеством букв?

  1. Якорь
  2. Съязвить
  3. Съехать
  4. Пальто
  5. Семья
  6. Бурьян
  7. Изъян

Фонетический разбор по вариантам.

1 ряд –съехал, 2 ряд – бурьян, 3 ряд – семья.(3 человека у доски, слова на карточках)

8. Физминутка.

Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём,

А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались

Объезжали все пеньки, доезжали до реки.

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом.

-Образуйте словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма «Разделительные Ъ или Ь знаки». Запишите словосочетания в тетрадь.

Слайд 9

Следы, заяц (заячьи следы)

хитрость, лиса (лисья хитрость)

пасть, волк (волчья пасть)

голоса, птицы (птичьи голоса)

дом, ехать (подъехать к дому)

ехать, гора (съехать с горы)

есть, кашу (съесть кашу)

9.  Первичное закрепление.

-Пользуясь алгоритмом, объясните написание разделительных ь и ъ знаков.

Слайд 10.

- Собери пословицы. Работа по рядам . Поставь на место ъ и ь разделительные знаки.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Есть терпенье будет и уменье. (взаимопроверка)

Фразеологизмы?

Физминутка для глаз

10. Самостоятельная работа.

-Работа с тестом.

Тест.

1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ

  а) от..езд                                                                  

  б) с..ел                                                                    

  в) в..юга                                                              

  г) обез..яна  

2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком

 а) об..единение                                       

  б) вал..с                                    

  в) об..яснил                                                 

  г) скам..я 

3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.

  а) прачеч..ная                                                            

  б) камен..щик                                                      

  в) мурав..и                                                                

  г) коч..ка 

4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК: 

    а) под..езд, раз..езд, об..явление                      

    б) б..ётся, об..ехать, кос..ть                              

    в)ноч..ка, бел..ё, комп..ютер  

5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:  

     а) пень                                                               

     б) жильё                                                             

     в) тьма                                                               

     г) муравей                    

6. В КАКОМ РЯДУ СЛОВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ВЕРНО РАЗД ..                                                                 

    а) об – ъяв – лени - е                                                                 

    б) объ –явле - ни – е                                                       

    в)о –бъяв – ле -ние                                                       

    г)объ –яв – ле - ние 

Дополнительные карточки.

Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».

Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж  ё

Раз  яснить

Тат  яна

Под  ём

Здоров  е

Обез  яна

Об  единение

С  едобный

Птич  е

Об  яснить

Задание.

Слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать буквами.

[сй^эст]

[сй^ожылс^а]

[аб^й^ас^н^ил]

[абй^экт]

11. Итог урока

Рефлексия

Слайд 11

-Какую проблему исследовали на уроке?

- Когда в словах пишется ь и ъ разделительные знаки?

  1. Сегодня я узнал…
  2. Мне  еще нужно отработать..
  3. Для меня самым трудным было…
  4. Сегодня на уроке мне было…
  5.  Для меня самым интересным было..
  6.  С каким настроение заканчиваем урок? (Показать карточки)

.. Оценки , полученные за урок.

. Домашнее задание.

-Задание на дом с полным разбором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Великие русские писатели" 3 класс

Обобщение творчества Лермонтова, Пушкина, Толстого, Крылова...

Обобщающий урок по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова".

Данный материал содержит презентацию + конспект урока по русскому языку....

Обобщающий урок по русскому языку во 2 классе по теме "Предлоги"

Разработка открытого урока по русскому языку  во 2 классе"В гостях у сказки" по теме "Предлоги"("Перспектива")...

Обобщающий урок по русскому языку "Состав слова" (3-й класс)

Цели:•      отследить уровень усвоения изученного материала по теме “ Состав слова”;•      помочь учащимся определить свой  уровень усвоения данн...

Корень слова. Однокоренные слова. Обобщающий урок по русскому языку во 2 классе

Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Корень слова. Однокоренные слова"....

Обобщающий урок по русскому языку.

Обобщающий урок по русскому языку.Обобщение :  «Имя существительное».Цель: повторить и обобщить знания детей по теме «Имя существительное», развивать речь, логическое мышление, внимание, орфограф...