Обобщающий урок по русскому языку "Разделительный Ъ и Ь"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Учебный материал предназначен для учащихся 3-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_russkomu_yazyku_v_3.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по русскому языку в 3 «Б» классе
Тема: «Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь разделительных знаков.»
Использованные технологии:
Проблемно-диалогические
Информационно-коммуникативные
Игровые технологии
Личностно-ориентированные
Цели: закрепить полученные детьми знания о разделительных ъ и ь знаках; повторить ранее изученные орфограммы, , звуко-буквенный анализ слова; учить строить грамотные и полные предложения, слушать и слышать; развивать память, речь, воображение, творческие способности учащихся.
Задачи: оптимизация образовательного процесса в начальной школе; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебники, тетради, дополнительные карточки, тест.
Ход урока:
- Организационный момент.
У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.
2. Определение темы урока.
Слайд 1.
«Друзья, ученье нас объединяет!»
- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи. Давайте подумаем, над какой проблемой нам предстоит работать и сообщите тему урока.
( ответы учеников)
Слайд 2.
- Чтобы продолжить наши исследования необходимо вспомнить правила написания разделительных ь и ъ знаков. ( ответы учеников)
- Открыли тетради записали число и классную работу
3.Минутка чистописания.
Ь еёюия лисьи, вьюга, воробьи
Ъ еёюя подъехал, объявление
-Составьте устно предложения с этими словами.
4.Словарная работа.
Слайд 4
- Определите задание к выполнению.
(Найдите словарные слова и выпиши их в тетрадь.)
Веет..р вес..л.. бежал по М..скве. Он шутил с прохожими, играл их ..деждой, гонял по д..рогам листья. Бежал он быстр.., словно хотел облететь нашу ..одину.
5. Орфографическая работа.
Слайд 3.
Запишите слова в тетради, обозначьте орфограмму.
1.Сообщить о чём-то. «объявить»
2.Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать»
3.Весной вырастают, а осенью опадают. «листья»
4.Животное, от которого произошел человек. «обезьяна»
5.Он есть у каждого дома: крытый вход в здание. «подъезд»
6.Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей гурьбой строим дом себе горой. «муравьи»
7.Дом, родители, близкие родственники одним словом. «семья»
Составьте и запишите словосочетания с полученными словами. (Дружная семья, желтые листья, объявить конкурс, лесные муравьи).
Проблемная задача.
-Чем похожи разделительные ь и ъ знаки?
-Чем отличаются?
6..Актуализация знаний.
-Группа исследователей подготовила нам историческую справку о ь и ъ знаках.
Немного из истории.
Слайд 5.
Ребята, а сколько букв в русском алфавите?
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.
Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый). Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).
До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.
Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.
В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,
как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…
7. Упражнения в написании слов с разделительными ь и ъ знаками.
Слайд 6.
-Как же изменились функции Ь и Ъ в современном русском языке?
-На партах у вас лежат цветные карточки. Ваша задача определить в каких случаях пишется разделительные ь и ъ знаки? В схему нужно ставить правильную морфему (Проверка на доске)
.
Слайд 7.
- Работа в тетради.
На доске записаны слова , но возникла проблема. Как вы думаете какую проблему вы будете решать в ходе своего исследования? (Ответы учеников)
Образовать слова с ъ и ь знаками, вставить пропущенные буквы.
Разделить черточками для переноса.
В первый столбик записать слова с разделительным ь знаком , а во второй столбик – с ъ знаком. (двух учеников вызываю к доске на закрытых половинках, в руках у них карточки с этими словами).
Стуля подёмник
Сёмка сёжился
медвежи вюнок
обездил обяснил
ружё ателе
-Проверка в тетрадях и на интерактивной доске.
-Настоящие исследователи должны быть очень наблюдательными.
Слайд 8.
Игра «Кто лучше считает?»
Совпадает количество звуков с количеством букв?
- Якорь
- Съязвить
- Съехать
- Пальто
- Семья
- Бурьян
- Изъян
Фонетический разбор по вариантам.
1 ряд –съехал, 2 ряд – бурьян, 3 ряд – семья.(3 человека у доски, слова на карточках)
8. Физминутка.
Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём,
А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались
Объезжали все пеньки, доезжали до реки.
Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом.
-Образуйте словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма «Разделительные Ъ или Ь знаки». Запишите словосочетания в тетрадь.
Слайд 9
Следы, заяц (заячьи следы)
хитрость, лиса (лисья хитрость)
пасть, волк (волчья пасть)
голоса, птицы (птичьи голоса)
дом, ехать (подъехать к дому)
ехать, гора (съехать с горы)
есть, кашу (съесть кашу)
9. Первичное закрепление.
-Пользуясь алгоритмом, объясните написание разделительных ь и ъ знаков.
Слайд 10.
- Собери пословицы. Работа по рядам . Поставь на место ъ и ь разделительные знаки.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Есть терпенье будет и уменье. (взаимопроверка)
Фразеологизмы?
Физминутка для глаз
10. Самостоятельная работа.
-Работа с тестом.
Тест.
1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ
а) от..езд
б) с..ел
в) в..юга
г) обез..яна
2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком
а) об..единение
б) вал..с
в) об..яснил
г) скам..я
3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.
а) прачеч..ная
б) камен..щик
в) мурав..и
г) коч..ка
4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК:
а) под..езд, раз..езд, об..явление
б) б..ётся, об..ехать, кос..ть
в)ноч..ка, бел..ё, комп..ютер
5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:
а) пень
б) жильё
в) тьма
г) муравей
6. В КАКОМ РЯДУ СЛОВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ВЕРНО РАЗД ..
а) об – ъяв – лени - е
б) объ –явле - ни – е
в)о –бъяв – ле -ние
г)объ –яв – ле - ние
Дополнительные карточки.
Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».
Разделительный | ||
Мягкий знак | Твёрдый знак | |
Руж ё | ||
Раз яснить | ||
Тат яна | ||
Под ём | ||
Здоров е | ||
Обез яна | ||
Об единение | ||
С едобный | ||
Птич е | ||
Об яснить |
Задание.
Слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать буквами.
[сй^эст]
[сй^ожылс^а]
[аб^й^ас^н^ил]
[абй^экт]
11. Итог урока
Рефлексия
Слайд 11
-Какую проблему исследовали на уроке?
- Когда в словах пишется ь и ъ разделительные знаки?
- Сегодня я узнал…
- Мне еще нужно отработать..
- Для меня самым трудным было…
- Сегодня на уроке мне было…
- Для меня самым интересным было..
- С каким настроение заканчиваем урок? (Показать карточки)
.. Оценки , полученные за урок.
. Домашнее задание.
-Задание на дом с полным разбором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок "Великие русские писатели" 3 класс
Обобщение творчества Лермонтова, Пушкина, Толстого, Крылова...
Обобщающий урок по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова".
Данный материал содержит презентацию + конспект урока по русскому языку....
Обобщающий урок по русскому языку во 2 классе по теме "Предлоги"
Разработка открытого урока по русскому языку во 2 классе"В гостях у сказки" по теме "Предлоги"("Перспектива")...
Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. Проверочное тестирование в форме игры "Кто хочет стать миллионером?"
Увлекательная игра поможет лучше усвоить пройденный материал...
Обобщающий урок по русскому языку "Состав слова" (3-й класс)
Цели:• отследить уровень усвоения изученного материала по теме “ Состав слова”;• помочь учащимся определить свой уровень усвоения данн...
Корень слова. Однокоренные слова. Обобщающий урок по русскому языку во 2 классе
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Корень слова. Однокоренные слова"....
Обобщающий урок по русскому языку.
Обобщающий урок по русскому языку.Обобщение : «Имя существительное».Цель: повторить и обобщить знания детей по теме «Имя существительное», развивать речь, логическое мышление, внимание, орфограф...