Обобщающий урок по русскому языку "Состав слова" (3-й класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цели:
• отследить уровень усвоения изученного материала по теме “ Состав слова”;
• помочь учащимся определить свой уровень усвоения данного материала.
Задачи:
Образовательная:
• выявить трудности, возникающие при самостоятельной работе по данной теме;
• закрепить знания, умения, навыки.
Развивающая:
• учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь.
Воспитательная:
• прививать любовь к русскому языку, к русской природе, к творчеству художников, поэтов, композиторов;
• через языковой материал прививать культуру труда.
Программное обеспечение:
• компьютерный класс;
• проектор, экран;
• карточки.
Оборудование: репродукции художников по теме “Осень”,
фрагменты из музыкальных произведений П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”, А. Вивальди, кленовые листья, конвертики с заданием, тест,презентация.Цели:
• отследить уровень усвоения изученного материала по теме “ Состав слова”;
• помочь учащимся определить свой уровень усвоения данного материала.
Задачи:
Образовательная:
• выявить трудности, возникающие при самостоятельной работе по данной теме;
• закрепить знания, умения, навыки.
Развивающая:
• учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь.
Воспитательная:
• прививать любовь к русскому языку, к русской природе, к творчеству художников, поэтов, композиторов;
• через языковой материал прививать культуру труда.
Программное обеспечение:
• компьютерный класс;
• проектор, экран;
• карточки.
Оборудование: репродукции художников по теме “Осень”,
фрагменты из музыкальных произведений П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”, А. Вивальди, кленовые листья, конвертики с заданием, тест,презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_sostav_slova_3_kl.docx | 34.12 КБ |
prezentatsiya_osen_urok_3_kl.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по русскому языку "Состав слова" (3-й класс)
Цели:
- отследить уровень усвоения изученного материала по теме “ Состав слова”;
- помочь учащимся определить свой уровень усвоения данного материала.
Задачи:
Образовательная:
- выявить трудности, возникающие при самостоятельной работе по данной теме;
- закрепить знания, умения, навыки.
Развивающая:
- учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь.
Воспитательная:
- прививать любовь к русскому языку, к русской природе, к творчеству художников, поэтов, композиторов;
- через языковой материал прививать культуру труда.
Программное обеспечение:
- компьютерный класс;
- проектор, экран;
- карточки.
Оборудование: репродукции художников по теме “Осень”,
фрагменты из музыкальных произведений П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”, А. Вивальди, кленовые листья, конвертики с заданием, тест,презентация.
Ход урока:
1.Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесёт вам радость. Послушайте первое задание..
(Слайд 1)
-Уберите буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы будем работать.
Б о д с ж е в н ь (осень)
-Назовите безударную гласную в этом слове. (е)
3.Фонетический разбор слова осень
-Как проверить безударный гласный звук? Подберите проверочное слово, запишите его.
Осень – осенний.
-Какие это слова? Докажите.
-В какой части слова была орфограмма?
4.Объявление темы урока: Родственные слова. Состав слова.
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
(научиться находить и образовывать однокоренные слова, разбирать слова по составу).
Для чего нужно знать состав слова? (Правильно писать слова.)
5.Основная часть урока.
- Ребята, сегодня и к нам на урок пришла осень.
а)Работа с произведениями искусств
-Осень – это прекрасная пора. Красоту осенней природы воспевали в своих произведениях известные русские художники и музыканты.
Предлагаю вам послушать отрывок из музыкального произведения Петра Ильича Чайковского и посмотреть картины художников об этом времени года.
Слайды 2, 3, 4, 5.
(Дети слушают музыку “Времена года. Октябрь» и смотрят на слайдах картины.)
-Какие чувства вы испытывали сейчас? Какое настроение у вас?
Слайд 6.
Посмотрите, как изобразил осень русский художник И. Левитан.
( на доске)
-Как называется эта картина? ( «Золотая осень»)
- На уроках литературного чтения мы знакомились со стихотворениями А.Пушкина, И.Бунина, которые посвящены осени. Вспомним их.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый,золотой, багряный
Стоит на солнечной поляне
Заворожённый тишиной.(Бунин)
-Найдите в этом четверостишье образное выражение.
- Что такое терем? (Словарь Ожегова . В Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. Боярский т.)В сказках он обычно расписан яркими красками, украшен резными украшениями)
-Почему автор сравнивает лес с теремом? В какое время года описан лес?
б)Корень
-Самостоятельная работа
Слайд 7
-Образовать родственные слова, выделить корень.
1вариант – лес (лесок, лесной, лесник, лесничий..)
2вариант – лист (листик, листочек, лиственный, листопад..)
(2 ученика работают у доски.) Самопроверка.
-Какие слова называются родственными?
-Что такое корень?
Физкультминутка
Листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
в.)Окончание.
-Каждому дереву волшебница осень дала свой наряд.
Слайд 8
-Составьте из данных слов предложение: ос.н., б.рёзка, з.л.той, п.д.рить, плат.ице.
-Что вы сделали для этого?
1 ученик у доски записывает предложение с комментированием:
Осень подарила берёзке золотое платьице.
-Выполните грамматический разбор предложения.
-Какие части слов помогли составить предложение?
Что такое окончание?
г)Суффикс
Слайд 9
- Назовите осенние месяцы. (с.нтябрь, .ктябрь, н.ябрь.)
- Что это за слова? (словарные). Давайте вспомним, как они пишутся. Образуйте от них родственные прилагательные.
се.нтябрь- сентябрьский
октябрь-октябрьский
ноябрь-ноябрьский
-С помощю какой части слова образовались эти слова?
-Что такое суффикс?
д) Приставка
-Какой сейчас идёт месяц? Как его называют в народе? (Листопад)
Давайте посадим дерево. А называться оно будет приставочным.
Слайд 10
-Образуйте родственные слова, обозначающие глаголы от корня сад.
(Дети записывают слова: посадить, подсадить, пересадить, насадить и т.д..)
-Выделите приставки.
-Что такое приставка?
е)Самостоятельная работа
-А что необходимо для того, чтобы деревце наше принялось? ( тепло, вода, )
Слайд 11
-Выберите в карточке родственные слова к слову вода, выделите корень.
Отметь, какие из данных слов являются родственными слову “вода”. | |
водичка водица водяной водитель | проводить водянистый водокачка заводной |
-Назовите слова-существительные, соответствующие схеме: (водичка, водица), к схеме (подводный, подводники).
Разберите эти слова по составу.
6.Закрепление изученного.
-Ребята, осень принесла вам несколько заданий.
Слайд12
-Вспомните стихи, в которых описывается листопад.(дети читают наизусть)
Осень
В золотой карете, что с конём игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница всё переиначили,
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
С неба сонный месяц чуду удивляется,
Всё кругом искрится, все переливается.
Ю.Капкстина
Листопад
Закружился надо мной дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
Л.Разводова
Осень.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А.К.Толстой.
Слайд 13
а)Зрительно-предупредительный диктант.
(За) .кошком лист .сенний (п.)ж.лтел
(От.)рвался, (з.)круж.лся, (п.)л.тел.
Ж.лтый листик (п.)друж.лся (с) в.т.рком.
Все кружат.ся и играют (под) .кном.
О.Чусовитина
Взаимопроверка со слайда. (Слайд14)
-Найдите родственные слова, укажите, с помощью чего образованы эти слова.
Физкультминутка.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
б)Разноуровневая самостоятельная работа. Списывание.
Слайд 15
1 уровень.
-Вставь, где нужно, пропущенные буквы.
Ст.от т.шина в .сеннем л.су. П.ж.лтели и .сыпались лист.я в б.рёзовой а..ее. Ос.нью в.да в л.сных руч.ях позрач.ная.
2 уровень
-Спиши текст без ошибок.
Руский лес в осенние дни очень кросив. Падают с диревьев лёхкие листя. Не слышно птичих галасов. Солнце залотит виршины бирёс.
Д/З Дома вы перепишите это начало текста и самостоятельно добавите ещё 4-5 предложений, чтобы получилось мини-сочинение «Золотая осень»
Слайды 16-21
в)Тест «Состав слова»
1) Часть слова без окончания называется Слайд 16
Е - корень
У– основа
2) Чтобы найти корень надо Слайд 17
Л– изменить форму слова
М– подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это Слайд 18
Н– изменяемая часть слова
П– неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит Слайд 19
И– для образования новых слов
Ы– для образования формы слова
5) Приставка стоит Слайд 20
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс Слайд 21
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
- У кого получилось слово? Какое?
Слайд 22
- Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.
-Разберите слово умники по составу.
7.Итог урока
- Чему учились на уроке?
8.Рефлексия
Слайд 23
Хочется урок закончить словами Ф.Тютчева.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
- Много осень рассыпала разноцветных листочков: золотых, багряных.
Давайте мы свою работу сегодня оценим с помощью осенних листочков.
Золотые - очень хорошо усвоил материал,
Красные - не очень хорошо,
Зеленые - буду еще стараться.
(Дети прикрепляют свои листочки к нарисованному на доске осеннему дереву.
Звучит музыка Вивальди)
-Берегите природу!
Использованная литература
1.Толковый словарь С.И.Ожегова.
2. Русские поэты. Стихотворения об осени.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золотая осень. Василий Поленов
Осенний пейзаж с церковью. Исаак Левитан
Октябрь. Осень. Исаак Левитан
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Лиловый, золотой, багряный, Весёлой пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Иван Бунин.
Образовать родственные слова: 1 вариант : лес 2 вариант : лист
Составить предложение из слов: З…л…той, п….д… рить , ос… нь , платьице, б…ре… ка .
Подберите к словам родственные прилагательные : с.нтябр . – . ктябр . – н.ябр . -
на сад под по вы под пере
Отметь, какие из данных слов являются родственными слову “вода”. водичка водица водяной водитель проводить подводный подводники заводной
За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился, полетел. Жёлтый листик подружился с ветерком. Все кружатся и играют под окном. О.Чусовитина
1 уровень. -Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Ст.ит т.шина в . сеннем л.су. П.ж.лтели и .сыпались лист.я в б.рёзовой а..ее. Ос.нью в.да в л.сных руч.ях позрач.ная . 2 уровень -Исправь ошибки . Руский лес в осенние дни очень кросив . Падают с диревьев лёхкие листя . Не слышно птичих галасов . Солнце залотит виршины бирёс .
Тест «Состав слова» 1. Часть слова без окончания называется Е – корень слова У – основа слова
2. Чтобы найти корень надо Л – изменить форму слова М – подобрать однокоренные слова Тест «Состав слова»
3. Окончание - это Н – изменяемая часть слова П – неизменяемая часть слова Тест «Состав слова»
4. Суффикс служит И – для образования новых слов Ы – для образования формы слова Тест «Состав слова»
5. Приставка стоит Х – после корня К – перед корнем Тест «Состав слова»
6. Приставка, корень, суффикс И – образуют основу слова Я – не образуют основу слова Тест «Состав слова»
У М Н И К И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова".
Данный материал содержит презентацию + конспект урока по русскому языку....
Корень слова. Однокоренные слова. Обобщающий урок по русскому языку во 2 классе
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Корень слова. Однокоренные слова"....
Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" 3 класс
Цель этого урока: — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; уч...
презентация к уроку русского в 3 классе. Обобщающий урок по теме "Состав слова. Словообразование"
Данная презентация соответствует программному материалу уроков русского языка в 3 классе под редакцией Н.Нечаевой. Содержит разные формы работы: устная в паре и самостоятельная....
Конспект урока по русскому языку «Слово. Слог» 1 класс УМК «Школа России»
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания).Тема: «Слово. Слог»Цель: формирование умения различат...
Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".
Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценк...
Урок по русскому языку "Слова-синонимы" 2 класс
Технологическая карта урока по русскому языку "Слова-синонимы" 2класс...