«Мягкий знак – показатель мягкости».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Учимся писать слова с мягким знаком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_1_kl._myagkiy_znak-_pokazatel_myagkosti.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости».
Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.
Задачи:
- Развивать умение на слух и в произношении различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова.
- Развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова.
- Научить обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.
- Уточнить, обогатить словарь учащихся
- Развивать речь учащихся
Задачи:
- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;
- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;
- обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.
воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- У нас сегодня необычный урок . На уроке у нас гости.
- Давайте поздороваемся с ними.
- Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их улыбкой.
- Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:
- Я желаю тебе добра;
- Если тебе будет трудно, я помогу.
- Тихонько садитесь.
- Много мы должны успеть сделать на уроке.
- Поэтому, как работать нужно?
- Быстро, старательно и дружно!
- Итак, я начинаю урок.
- Сегодня этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности.
- Ребята, а зачем человеку нужно быть грамотным?
( Это нужно для того, чтобы спокойно чувствовать себя среди грамотных людей, не бояться писать письма, записки, сочинения и рассказы.)
- И этому нас научит сегодня буква, которая пришла к нам на урок.
- А какая? Догадайтесь сами, отгадав загадку.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
(буква ь)
Мягкий голос, мягкий шаг.
Это буква – мягкий знак.
(вывешивается карточка – ь)
Посмотрите, какой он добрый, никогда не грубит, всегда вежлив и уважителен. Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг
- А вы хотели бы иметь такого друга?
Тема нашего урока « Мягкий знак – показатель мягкости»
(Слайд 1и 2)
- Сегодня мы продолжим учиться писать слова с мягким знаком, познакомимся с новым правилом и новым словарным словом.
2. Минутка чистописания.
На доске:
1) - Найдите в буквах к, н, ы сходные элементы и назовите их.
- Восстановите слово (карандаш).
(Слайд 3)
2) Мёд, ряд, конь, рис, люк.
- Что общего во всех этих словах?
(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий.)
- Какое слово лишнее?
( Конь.) (Слайд 4)
-Почему?
(Во всех словах последний звук твердый, а в слове конь – мягкий [н'].)
- Как обозначили мягкость звука [н'] на письме?
( Буквой Ь .)
3). - Запишите красиво это слово в тетради.
4). - Закончите фразу. Слово-отгадку запишите в тетрадь.
(Один из учеников работает у доски)
- Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту (дверь).
- В лесу мне видеть довелось как грыз кору могучий (лось).
- Я по чтению опять получу отметку (пять).
- Что написали во всех словах?
(Мягкий знак - показатель мягкости согласных на конце слова.)
3.Актуализация знаний, выход на тему урока.
-Зачем же нам нужен мягкий знак?
( Он служит для обозначения мягкости согласных.)
- Какие еще есть помощники у мягкого знака, которые обозначают
мягкость согласных?
(Гласные буквы е, ё, и, ю, я.)
- А что еще знаете о букве Ь?
( Эта буква не обозначает звук.)
4. «Открытие» нового знания.
1). Упр. №1 – стр.36 по заданию
( Работа с толковым словарём с. 93)
(Слайд 5)
2). День, пальто, апрель, лошадь, альбом, пальцы.
- Прочитайте слова. Что в них общего?
( Все слова обозначают предметы, во всех есть мягкий знак показатель мягкости.)
- На какие две группы можно разделить слова?
( По местонахождению Ь в слове.)
- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.
Проверка: (Слайд 6)
(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).
- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?
(Стоит в конце слова после согласной)
- Какова роль Ь в этом случае?
(Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.)
- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?
( Стоит в середине слова между двумя согласными.)
- Какова роль Ь в этом случае?
( Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.)
- Какой вывод можем сделать?
( Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.)
5. Физкультминутка. (Слайд 7)
- А теперь давайте отдохнём. Встали все.
- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.
6. «Открытие» нового знания.
1). Упр. 2 стр.36
2) Правило стр.36
7. Первичное закрепление.
Р/т стр.46-тренинговые упражнения
- Найти слова в пунктах 1и 2 с ь - показателем мягкости и
определить количество букв и звуков.
8. Словарно-орфографическая работа.
- Сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете новое слово с непроверяемым написанием.
( Слайд 8)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Слайд 9)
( Рисунок медведя)
- Какое это слово?
-Запишите это слово и другие однокоренные слова, выделите общую часть.
- Как вы думаете, почему медведя так называют?
Медведь был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным словом. (Медоед – медведь)
9. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока.
- Для чего нужен Ь?
( Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.)
- Где может находиться Ь в слове?
( На конце слова и в середине между двумя согласными.)
- С каким новым словом познакомились на уроке?
- Как думаете, все ли узнали о мягком знаке?
- Нас еще ожидает много интересного
11. Рефлексия
- Поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.
- Ребята, а кто помогал нам на уроке сегодня?
-Давайте же скажем ему большое спасибо за то, что он такой добрый и помог нам на уроке подружиться с новым правилом.
- Я думаю, что и мы с вами, ребята, будем совершать только добрые поступки и помогать людям.
- Спасибо вам за дружную работу на уроке.
( Слайд 10)
Молодцы!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская СОШ»
Урок русского языка
«Мягкий знак – показатель мягкости»
Проведён в 1а классе
Учитель: Гладышева М.П.
Саранск 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе. " Мягкий знак - показатель мягкости"
Урок русского языка в первом классе по программе 2100....
Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.
Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...
Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака
Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака проводился во 2 классе в форме ситуативной игры как один из уроков, показывающих диф...
Мягкий знак - разделительный и мягкий знак-показатель мягкости.
Цели:- учиться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости;- расширить свои знания о городах Москве и Самаре....
Занимательная грамматика. Мягкий знак - показатель мягкости. Мягкий знак - разделительный.
Занимательная грамматика. "Мягкий знак - показатель мягкости. Мягкий знак - разделительный." Можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности. Урок выполнен для работы с устройством MIMI...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс
В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...
конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"
Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...