Урок русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мухорина Светлана Аркадьевна

Открытый урок в 3 классе с использованием технологии проблемного обучения, мультимедийной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova._3_klass.rar647.51 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

ТЕМА:  Сложные слова

УРОК № 40, 1 полугодие

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. познакомить детей со сложными словами, дать понятие «сложное слово», научить находить сложные слова, определять в них корни
  2. развивать умение классифицировать, анализировать, делать выводы
  3. воспитывать умение работать в парах, группах

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: компьютер, проектор, SMART-доска, учебник «Русский язык, 3 класс», авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

ПЛАН УРОКА:

Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин.)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Организационный момент

Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

Решение проблемы

Открытие нового

Физкультминутка

Тема и цели урока

Формулирование  правила

Воспроизведение знаний

Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе

Итог урока

Рефлексия

Домашнее задание

Повторение пройденного,

постановка проблемы

Решение проблемы путём побуждающего

диалога. Выдвижение гипотез

Целеполагание

Групповая работа

Создание  схемы

Составление сложных слов по картинкам

Выводы по пройденному материалу

Самооценка по шкале

Повторить  правило, составить алгоритм,

упр. 1-2, с. 97

1 мин.

6 мин.

8 мин.

2 мин.

3 мин.

5 мин.

5 мин

5 мин

2 мин.

2 мин.

1 мин.

Ход урока

  1. Орг. момент

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

  1. Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

- Сегодня мы с вами  продолжим раскрывать секреты русского языка.

Но сначала  повторим то, что уже знаем.

- В одном словесном государстве жили  и не тужили орфограммы. (слайд № 2)

Орфограммы …

                                            гласные              согласные

- Часто они собирались вместе, а порой и в одном слове и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибок в правописании. Но иногда они шалили и менялись названиями. Вспомните их полные названия. Приведите примеры слов с этими орфограммами.

-В какой части слова находятся эти орфограммы?

-Что такое корень?

-Какие ещё части слова вы знаете? (Слайд 3)

-Разберите данные слова по составу:

класс, грибок, мышеловка, полёт (Слайд 4, карточка 1)

Проверка на smart- доске. (переход по гиперссылке)

- Что заметили?

- Может ли быть такое?

- Какой вывод можем сделать?    

- Какой вопрос возникает?        (Сколько корней в слове мышеловка?)

  1. Решение проблемы

          Открытие нового

- Что делать? (гипотезы детей, проверка гипотез)                              (Слайд № 5)

- Что выяснили?    

- Что бы  вы ещё хотели узнать в связи с этим?  

(Есть ли ещё слова, у которых два корня?)

                                                (Что это за слова, у которых 2 корня?)

- Попробуем ответить на эти вопросы.

-Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадях, выделите в словах корень и докажите что сделали это правильно.

В  синем  небе  пролетает,

Обгоняя  птиц  полёт.

Человек  им  управляет.

Что  такое?  

                   (Самолет)   (Почему его так назвали?)

Есть  у  нас  в  квартире  робот,

У  него  огромный  хобот.

Любит  робот  чистоту

И  гудит,  как  лайнер  ТУ.

                    (Пылесос)

С  горы  бежит  поток  проворный,

Быстро  падает  вода.

Красоту  увидишь  эту –

Не  забудешь  никогда.

              (Водопад)

Ем  я  уголь,  пью  я  воду,

Как  напьюсь – прибавлю  ходу.

Везу  обоз  на  сто  колёс

И  называюсь …

              (Паровоз)

- Как видите, есть ещё слова, у которых 2 корня.

- Значит это не одно слово, а группа слов и они имеют своё название. Может кто-то уже знает, как они называются?  Попробуйте дать им название.

  1. Физкультминутка

  1. Целеполагание

Итак, с какими словами сегодня знакомимся? Значит, какая тема урока?

(Слайд № 6)

Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

  1. Формулирование правила

 - А теперь я вам предлагаю поработать в парах и самим составить  сложные слова. Справитесь? Карточка № 2. Прочитайте задание. (Переход по гиперссылке на SMART - доску)

Пар        вар

Лист      лов

Сам        кат

Сталь     пад

Рыб       ход

Слова, у которых ___________________, соединённые __________________ называются сложными словами.

- Сразу ли получились слова? Почему?      (В чём трудность? Почему не получается составить сложные слова?)

- Достаточно ли взять только корни?

- А что ещё надо?

- Как можно назвать эту гласную? Почему?

- Какие соединительные гласные добавили?

- Какие слова получились? Какие у них корни? (проверка на SMART- доске)

- Какое  правило сформулировали?

- А где проверить правильно ли вы сформулировали правило?

- Откроем учебник на с. 89.

- Прочитайте правило.

  1. Воспроизведение знаний

- Я вам предлагаю  это правило оформить  в виде схемы для того чтобы лучше его запомнить.

Работать будете  в группах. (Карточка № 3)

Проверка, выбор удачной. Оформить для того чтобы повесить на доске)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе

- А теперь кто уже может сказать, что он легко может определить сложное это слово или нет?

- Хотите проверить?

- Перед вами картинки, подпишите их, определите сложное это слово или нет. (Слайд № 7)

Проверка

- Какое слово лишнее и почему?

- Назовите корни в оставшихся корнях.

- Кто не допустил ошибок?

- К какому выводу можете прийти?

- Что бы вы посоветовали тем, кто допустил ошибки?

  1. Итог урока

- Подведём итоги.

- Какие вопросы возникали? Сколько слов в слове  мышеловка?

- Что это за слова, у которых 2 корня?

- Что такое сложные слова?

  1. Рефлексия

- Вспомним цели урока, добились ли мы их? (Слайд № 8)

- А нужно ли изучать эту тему? Зачем? Где она вам пригодится?

- Оцените свои знания по сегодняшней теме на шкале?

     Понял, могу рассказать другому

    Понял, но нужно потренироваться

    Не понял

- А кого бы вы отметили на уроке? Кто из ребят  помогал вам при открытии новых знаний больше всего?

- Глядя на итоги к какому выводу можем прийти?

- Какие цели поставим на следующий урок?

  1. Домашнее задание.
  1. Повторить правило
  2. Составить план (алгоритм), как надо действовать, чтобы  определить сложное это слово или нет
  3. упр. 1-2, с. 97

Приложение.

Карточка № 1. Разбери слова по составу:

Класс, мышеловка, грибок, полёт.

Карточка № 2.

  1. Составьте и запишите на строчках сложные слова:

пар            вар        ____________________________

лист          лов        ____________________________

сам           кат         ____________________________

сталь        пад        ____________________________

рыб           ход        ____________________________

  1. Сделайте вывод и вставьте пропущенные слова:

Слова, у которых ______________________________, соединённые ______________________ называются сложными словами.

Карточка № 3.

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

(составление схемы сложного слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...