2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Альбина Мавлитдиновна Якупова

Конспект урока русского языка

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»

 

Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об имени прилагательном.

Планируемые результаты :

 

предметные: 1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;

2) определять  число имен прилагательных;

3) развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;

4) способность контролировать  свои действия, проверять сказанное и написанное.

личностные: научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность при работе.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

 

Оборудование: Учебник РЯ  «Школа России» часть 2, карточки, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinstvennoe_im_mnozh_chislo_imen_prilagatelnyh.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»

Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об имени прилагательном.

Планируемые результаты :

предметные: 1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;

2) определять  число имен прилагательных;

3) развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;

4) способность контролировать  свои действия, проверять сказанное и написанное.

личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность при работе.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: Учебник РЯ  «Школа России» часть 2, карточки, презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент

-Здравствуйте!

Вот звенит для нас звонок — начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели, настроились на урок.

Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Мотивационный

Практический: работа в тетради; работа у доски

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

≈ 3

- Откройте все тетради и запишите сегодняшнее число, (классная работа).

Записываем у себя в тетрадях соединение букв Хх, и слово хороший. В слове хороший, какая орфограмма? (хороший).

-Кто хочет выйти к доске разобрать это слово?

( на какую гласную падает ударение? на вторую гласную о. на какой слог? какое знаем правило? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Ударение падает на второй слог.) записываем транскрипцию. Кто хочет записать транскрипцию на доске?

-Кто считает, что на доске нет ошибок, поднимите руку.

-Как вы думаете, какая часть речи у этого слова?

-Сегодня мы продолжим изучать имена прилагательные. Для начала вспомним, что обозначают имена прилагательные? (имена прилагательные обозначают признак предмета)

-А кто хочет ответить, на какие вопросы отвечает прилагательное?( имена прилагательные отвечают на вопрос какой, какая, какое и какие.)

-Молодцы. А какова роль прилагательных в нашей речи?( Прилагательные дают возможность описать цвет, вкус, размер, форму предмета)

-Посмотрите на доску, перед вами представлены три птицы, каких птиц вы видите? (ворона, сорока, воробей)

-А кто может охарактеризовать этих птиц. (  ворона-  большая, черная, сильная,……

сорока – красивая, хитрая, …..

воробей- маленький, серенький)

Проверять готовность к уроку

Дать характеристику звука

Отвечать на вопросы

П.:Воспринимать речь   непосредственно обращенную к учащемуся

Р.: принимают и сохраняют уч задачу

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Р.: способность принимать и сохранять учебную задачу,

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

Словесный: формулирование темы и целей урока

Практический: работа с учебником

Практич.: работа у доски

Наглядный: показ написания

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

≈ 7

-Ребята, посмотрите на доску и скажите, какие словосочетания вы видите? ( большая ворона, маленький воробей, красивые цветы,  пушистые облака)

- на какие вопросы отвечают эти слова? Ставьте вопрос от существительного.

- Когда слово отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? , а когда Какие?. От чего это зависит?

Показываю 1 ручку и говорю зададим вопрос ручка какая? Голубая. Теперь показываю 2 ручки и задаем вопрос ручки какие?  Голубые. Получается, когда один предмет, мы задаем вопрос какая, а когда несколько предметов какие.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Единственное и множественное число имен прилагательных») 

-Какие цели мы можем поставить на урок? (узнаем различие между ед.ч, и мн.ч.; и на какие вопросы они отвечают)

- Откройте учебник на странице 32 и прочитайте правило про себя.

- Ответьте на вопрос, когда же слово отвечает на вопрос какой? , а когда какие?

- Правильно.

-Посмотрите на экран.  К этим существительным добавьте имена прилагательные, подходящие по смыслу:

Цветок...,......,....

Лиса....,...,

Ученик...,....

Дружба...,....

 (Слова для справок: весенний, хитрая, прилежный, красный, крепкая, рыжая, старательный, нежный, настоящая)

- Что вы можете сказать из записанного ?

- Правильно, ребята. Имена прилагательные дружат с существительными. Они всегда “ходят” вместе, парой. А существительное может “гулять” без прилагательного (Например: кошка, снег, лес).

- А теперь закройте имена существительные и прочитайте прилагательные.  

- А прилагательные могут «гулять» без существительных?

И какой же вывод мы можем сделать, исходя из этого?

- По правилам русского языка имена прилагательные должны стоять в том же числе и в том же роде , что и имена существительные, связанные с ними,  (м, ж, с). Но во множественном числе мы не будем различать род.  

- Сейчас я буду показывать вам предметные картинки, а вы подберите подходящие по смыслу прилагательные.(стол, задаем вопрос- какой?) я показываю- окно, яблоко, книга, карандаш, рубашка, кирпич.

Физминутка

Мы писали, мы писали

А теперь все дружно встали,

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Затем пальчики сожмём,

Тихо сядем

И писать начнём.

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Отвечать на вопросы

Формулировать тему и цели урока

Работать с правилом в учебнике

Выполнять задание

Находить подходящее по смыслу им.прилагательные

Выполнять физминутку

К:обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П.: Сравнивать объекты, находить общее и различия

К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы;

Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П.:развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;


П:строить речевые высказывания в устной форме.

4.

5.

Решение частных задач

Практич.:

Показ учителя с комментированием

Практич.: работа с учебником

Итог урока.

Рефлексия

Словес.:

обобщение

≈ 25

≈10

-Откройте учебники на стр.94 упр.161.

-Z, прочитай задание вслух (Поставьте вопрос от имени существительного к имени прилаг. В каком числе стоит каждое имя прил.? Спишите. Устно составьте предложение с любым словосочетанием)

-Посмотрите на пример, который я запишу на доске           какая?

            серая мышь

-Итак, будем работать у доски по поднятой руке выходим и записываем одно словосочетание. Остальные выполняют у себя в тетради.

-В каком числе стоит каждое сущ.? (ед.ч.)

-Посмотрите на доску и поднимите руку, кто считает, что на доске выполнено неверно?

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте «+» на полях, у кого нет ошибок.

-Откройте учебники на стр.93 упр.160.

-z, прочитай задание вслух (Спишите, подчеркните имена прил. волнистой линией. Определите их число) У кого есть вопросы по заданию, поднимите руку.

-Кто хочет прочитать этот текст вслух.

Остальные поставьте пальчики и следим.

-В тетрадях записываем упр.160 и выполняем задание.

-Кто уже готов, поставьте руку на локоток.

-Выйди к доске и запиши те слова, которые подчеркнул волнистой линией. Определи и запиши числа в верхней части слов.

-Проверьте свое выполненное задание и поднимите руку те, у кого все верно.

Домашнее задание

Учебник на стр.94 упр.162. и по желанию составьте рассказ о своей маме (бабушке, сестре, тете, бабушке)

Вот и подходит к концу наш урок.

- Итак, ребята, какая тема урока у нас была? (ед и мн. Число имен прилагательных)

-что мы нового сегодня узнали о имени прил.? (имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и отвечают на вопросы: какой, какая, какое. А в множественном числе отвеют на вопр.: какие. и обозначают много предметов.)

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат карточки, если вам урок понравился и вам было легко работать, то поднимите зеленую, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать , то возьмите красную карточку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

Анализировать написание примера,

Обобщать изученное

 Самостоятельно анализировать свою

деятельность

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Анализировать

П:извлекают необходимую информацию.

Использовать знаково-символические средства представления информации.

Р:действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Выражать свои мысли полно и ясно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Окончания существительных во множественном числе в И.п.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать обнаруженны...

Конспект урока по русскому языку Окончания существительных во множественном числе в Р.п.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмм...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Роль прилагательных в тексте" Школа России

Технологическая карта урокаТема: «Роль прилагательных в тексте»Цель: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые результаты:Личностные:...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Изменение глаголов по числам (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: закрепление умения определять числа глагола; изменять  глаголы по числам.Планируемые результаты  Предметные:          - знать: числа глаго...