Предметная неделя по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Недилько Ольга Владимировна

Предметная неделя по русскому языку во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ п. Новозаволжский»

Урок русского языка во 2-м классе по теме:

                                                                                                                                Подготовила:

учитель начальных классов

Недилько Ольга Владимировна

2012-2013 уч. год.

Тема урока:Слова однозначные и многозначные.

Тип урока:  Урок изучения нового.

Цели  и задачи урока:

1.Создать условия для знакомства с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;

2.Создать условия для формирования умения использовать полученные знания по теме «Слова однозначные и многозначные»;

3.Умение работать со словарями –это пути решения познавательных; практических и коммуникативных задач;

4.Обеспечить языковое и речевое развитие ребенка;

5.Помочь ребенку осознать себя носителем языка.

Оборудование урока:тетради, учебники, толковые словари, компьютер ,проектор  мультимедийная  презентация.

        

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Начинаем урок русского языка.

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

 «Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком».
(Сайд №2)

Подготовка класса к работе

Читает хорошо читающий ученик.

Настрой на учебную деятельность

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.Минута чистописания

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

Ребята, я забыла у вас спросить ,а вы поздоровались друг с другом?

Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние , указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.

-. Вот мы  разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать

- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

-Прежде чем написать букву, мы нечего не забыли написать?
(Обратить внимание на правильность посадки).

- Написание каких букв мы будем сегодня повторять? Почему?

Какие звуки обозначает буква « эм»?

Напишем заглавную и строчную букву.

Правильно и красиво говорить, …

Подготовка пальчиков к письму.

 (Пальчиковая гимнастика)

Надо написать   число, классная работа.

Мм

Твердый и мягкий, звонкий

( письмо букв)

Сформирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.

3.Словарная 

 работа.

- Отгадайте загадки, напишите отгадки.  (Слайд №3) 

1.Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была. 
2.Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.

3. Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….

4. Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"

5. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?...

- Как можно узнать правильно написали или нет? В каком словарике можно посмотреть? Находим и проверяем. (Слайд №4)

-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему?
-Вот прилетели некоторые из этих птичек и сказали, что им зимой плохо. Почему?

Сорока (Новое словарное слово)

воробей

соловей  (Новое словарное слово)

ворона

карандаш     

орфографический словарик учебника: Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона  карандаш

Карандаш, потому что все остальные птицы.

Зимой мало корма и холодно. Мы должны помощь им перезимовать: кормить, делать кормушки.

4.Постановка учебной задачи.

- Очень расстроился  карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну..На поляне увидел два домика, от  которых доносились разные слова. (Слайд №5)

Из первого - кисть, ключ, корень.
Из второго – пирог, портфель.
Опять задумался карандаш , в какой домик ему  постучать?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?

 Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;

создается проблемную ситуацию.

побуждает к осознанию темы урока;

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5.Решение учебных задач  

6.Формирование цели урока и постановка учебных задач

Учебник стр. 27

А. Барто «Разговор с дочкой»

-Как вы думаете, дочка и правду поняла маму?
- Что дочка понимала под словом
теплота?
- А мама?..

-Что для этого надо знать?

 -Где можно найти лексическое значение этого слова?
- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова
теплота.
- Прочтите лексическое значение слова
одеяло.
- Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?
- Как вы думаете, как называются слова с одним значением?
- ….а с двумя и более?

- Теперь помогите  мне  назвать тему урока.

-А вы много дарите тепло своим мамам?

-Все ли задания мы выполнили после этой рубрике?

Прочитайте рубрику «Тайны языка»

-В тексте слово всегда употребляется  в многозначном значении?

-А откуда вы это узнали?

  Работа с упр.1 (устно)

--Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом?

--Какие это слова? 

Чтение учителем стихотворения

- лексическое значение слово

- в толковых словарях

1.То же, что тепло.

2.Ласковость, приветливость.

У слова теплота два значения, а у слова одеяло одно значение.

однозначные, многозначные

Тема: Слова многозначные и однозначные.

Нет. Надо списывать значение слова теплота-ласковость, приветливость

Самостоятельно знакомятся с правилом.

 нет

прочитали в рубрике Тайны языка

По назначению, по форме

Многозначные.

Стимулирует исследовательскую деятельность.

Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.

        

Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Физкультминутка.

- В гости пришла мышка.

Какую физминутку мы знаем про мышку?

Слайд с физкультминуткой из мультфильма «Том и Джерри»

Здоровьесберегающая

технология

6.Первичное закрепление полученных знаний

Решение проблемной ситуации.

-Смотрите,  сколько  значений имеет  это слово?

Упр. 2 письменно с комментированием.

- А теперь вернёмся к нашему  герою  и попробуем ему помочь.

- Почему слова не живут вместе?

- А в какой домик пойдет жить наш карандаш?                                                          - Докажите свой ответ.                                       

- Молодцы! Вы помогли нашему  герою найти друзей.

Два значения: животное и компьютерная мышка.

Слабые ученики только одно предложение.

Сильные все предложения.

одни многозначные, другие однозначные

карандаш к однозначным

Значения слов: иголка, ключ

Значения слов :пирог, береза смотрят в толковом словаре

Работа по содержанию учебника

Взаимопроверка

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

7.Повторное закрепление

1. Работа в парах

1.Докажите, что слово ручка многозначное. Составьте предложение с этим словом.

(Слайд №6)

2. Соедини предложения с соответствующим рисунком.

 (Слайд №7)

2. Самостоятельная работа (Упр. 4 стр. 29)

- Теперь давайте вернёмся к нашему эпиграфу.  (Слайд №8)
Найдите в нём многозначные слова. (Слайд №9)

Каждая пара составляет предложение со словом ручка. Лучшее предложение записывают в тетради.

ключ, язык

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

8.Итог урока

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?

Разобрать задание на слайдах №10, 11:
«Распределить слова ,обозначающие изображённые предметы,  на две группы.»

- Где мы можем узнать значение слова?

Слова, которые имеют одно значение-однозначные.

Слова, которые имеют два и более значений-многозначные

В толковых словарях.

Самооценка учащихся

9.Домашнее задание

-стр.27( правило)

-стр.28 упр.3( устно)

-стр.29 рубрика «Из истории языка»

(Слайд №12)

10.Самоанализ урока. Рефлексия настроения.

- Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось? А как работали на уроке узнаем  нарисуем рожицу. По- вашему мнению, как вы работали на уроке?  (Слайд №13)
- Спасибо вам за урок!

Рисуют  нужную рожицу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения предметной недели по русскому языку и литературе для уч-ся 3 класса.

В данном материале представлены название дней недели и материал....

Предметная неделя по русскому языку , проведённая во 2 классе.

Методическая разработка предметной недели, проведённой во 2 "д" классе. Выполнила Зимарина В.В....

Предметная неделя по русскому языку, проведённая в 3 классе

Разработка заданий для каждого дня предметной недели по русскому языку в 3 классе....

Материал для предметной недели по русскому языку 2 класс

Данный материал содержит различные задания для учащихся 2 класса: тест, "Найди ошибку", "Словарный марафон", "Собери пословицу", "Тест" Задания позволят учителю проверить степень усвоения учеником изу...

Предметная неделя по русскому языку, проведённая в 3б классе.

План проведения предметной недели по русскому языку, проведённой в 3б классе....

Конкурс "Родная речь" в рамках предметной недели по русскому языку в 3 классе.

Материал может быть использован при проведении мероприятия в рамках предметной недели по русскому языку в 3 классе....

Внеклассное занятие к предметной недели по русскому языку для учащихся 3 класса "Путешествие зрудитов".

Внеклассное занятие предназначено для учащихся 3 класса,где ученик в игровой форме повторяет изученные орфограммы,соревнуется и углубляет свои знания по предмету....