Для недели русского языка
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме

Викторина и олимпиадные задания для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_nedele_russkogo_yazyka.rar38.12 КБ

Предварительный просмотр:

                         Викторина – эстафета «Знатоки русского языка»

Станции:

  1. Фонетика, графика и орфография
  2. Морфемика и словообразование
  3. Лексика и фразеология
  4. Морфология
  5. Синтаксис

Путевой лист:

1 команда –

  1. Фонетика, графика и орфография
  2. Морфемика и словообразование
  3. Лексика и фразеология
  4. Морфология
  5. Синтаксис

2 команда –

  1. Лексика и фразеология
  2. Морфология
  3. Синтаксис
  4. Фонетика, графика и орфография
  5. Морфемика и словообразование

3 команда

  1. Синтаксис
  2. Морфология
  3. Фонетика, графика и орфография
  4. Морфемика и словообразование
  5. Лексика и фразеология

Содержание заданий на каждой станции:

Фонетика, графика и орфография

1. Фонетика – раздел науки о языке, изучающий ___________________________________

     Орфография - – раздел науки о языке, изучающий _______________________________

     Назовите имена людей, явившихся создателями славянской письменности.

     __________________________________________________________________________

2. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit. Помогите ему выбрать верный вариант:

 1) жевачка;

2) жувачка;

3) живачка;

 4) жвачка;

5) жывачка.

3. Попробуйте читать звуки, из которых состоят слова лён, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится?   (   __________ слов).

Какие это слова?

_____________________________________________________________________________

4. Поставь в словах ударение.
Алфавит, дремота,  щавель, красивее, жалюзи, звонит, торты, банты , свекла

5.   Какие слова так произносятся? Запиши.
[ Г Р У С’ Т’] _____________________________________________________________
[ Л’ Э С’ Т’] ______________________________________________________________

6.  В каких словах количество букв и звуков совпадает? Подчеркните эти слова.
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

7.  Вставь пропущенные буквы. 


Прим...рять друзей,  прим…рять платье, зал...зать раны, зал…зать на дерево, разв...вается флаг,  развииивается растение, отв...рить дверь, отв…рить овощи, зап...вать в хор, зап…вать лекарство.

                      Словообразование

  1. Морфема – это __________________________________________________________

  1. Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками:

 1) отмерять, 2) отравить, 3) отвар, 4) отчизна.

  1. Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?

1) речь 

2) нарекание

3) прорицатель

 4) речка

5) изречение

    4.  "Где слова родные, однокоренные?" (зачеркнуть лишние слова)

Белка,беленький,белить, 
Водяной, вода, водить, 
Лист, лиса, лисёнок, 
Лось, лоскут, лосёнок, 
Горный, горка, городок, 
Пёс, песочный и песок.

Моряки, морской, морж,
Корень, корневой, корж,
Холод, холмик, холодок,
Носик, носит и носок,
Семя, семечко, семья,
Вдруг, подруга и друзья.

  1. Состав, какого слова отличается от слова НАГРУЗКА?

а) полюшко;                  б) поездка;                     в) поделки.

6.  Составь слово, если в нем      

       
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. ____________________________

Лексика и фразеология

  1. Что за слово?
  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело________________________________________
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. _____________
  3. Его проглатывают,  не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего___________
  1. «Крылатые слова» – это образные  выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, в скобках напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

1)А вы, друзья, как ни садитесь…

___________________________________________( «________________________»).
2) __________________________,да зуб неймёт. ( «________________________»)
3) Когда в товарищах согласья нет,
_______________________________________( «_____________________________»)
4)  _____________________________________________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться? ( «_________________________________»)
5)_____________________________________________
Так поди же попляши!     ( «_____________________________________________»)

  1. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом. 
    Кот наплакал- __________________
    Бить баклуши- __________________
    Спустя рукава- __________________
    Зарубить на носу- ________________

Клевать носом____________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Ломать голову________________________

  1. Дополни предложения  крылатыми выражениями

Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь........................................................................
Фальшивят, путают слова, поют кто в лес,……………………………………………..
Ребята слушать их не станут: от этой песни...................................................................

Морфология

  1. Морфология  – раздел науки о языке, изучающий ___________________________
  2. Предмет или действие?" В скобках укажите, какой частью речи является выделенное слово.

 Затопили печь (_____), чтобы пироги печь(____).
Ведро дало
течь(_____), и вода стала течь(_____).
Медведь в лесу, не зная
правил (_____), однажды мотоциклом правил (_____).  Снежное покрывало (_____) всё поле покрывало (_____).
Была Катюша
запевала(_____), она все песни запевала (_____).
Кто без кисти и
белил(_____) крыши города белил? (_____)

  1. Подчеркни слова, которые относятся к существительным мужского рода?

Кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто

  1. У каких из  данных слов нет формы единственного числа? Подчеркни.

Очи; бигуди; жалюзи; усы; санки; лыжи; коньки; каникулы

  1. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

________________ выпал жаркий-жаркий. Ах, как душно в зоопарке!
___________________ пропал у пони,  ___________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает - ____________________ уплетает.

  1. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
    Яркий желтый ___________________________
    Прозрачный голубой _______________________

  1. Какое слово может быть и существительным и прилагательным?

а) дежурный;              

 б) снежный;                

 в) небесный.

Синтаксис

  1. Синтаксис  – раздел науки о языке, изучающий ___________________________

  1. Составьте словосочетания со словами

   Одеть_______________________________________________

  Надеть_______________________________________________

3. Сколько различных смыслов имеет предложение:

Родные тётки ждали дядю Игоря?   __________________________________

4. Какие из приведённых глаголов можно  использовать как сказуемое, если подлежащим будет слово платье?

1) сидит, 2) лежит, 3) висит, 4) идёт.  __________________________________

5. Что это такое? Запиши ответ.

Подлежащее и сказуемое им не являются. В нем одно слово главное, а другое зависимое.

Это_____________________________________________________________________

6.  Саша приехал в незнакомый город.  Какое предложение по цели высказывания ему   нужно использовать, чтобы узнать, где находится нужная улица?_____________________________________________________________________

7.   Составь из слов предложение с обращением:

Приходите, день, друзья, мой, на, рождения

_____________________________________________________________________________

8. Измените предложение так, чтобы оно стало побудительным. Запишите это предложение.

Школьники строят кормушки для птиц.

___________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.

В данном  материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....

План проведения недели русского языка в начальной школе.

Предметная неделя  по русскому языку и литературному чтению  является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных  особенностей учащихся. П...

"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...

"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка

Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...

Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.

Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....

Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...