Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Чернышева Лариса Николаевна

У многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках:

- отсутствие границ предложения;

- слитное написание слов в предложении;

- пропуски гласных;

- ошибки в обозначении мягкости на письме;

- смешение букв, имеющих оптическое сходство.

Приведённые ниже упражнения помогают мне на уроках  русского языка активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память. Эти упражнения не займут много времени, но позволяют разнообразить деятельность учащихся на уроке, увеличить частотность упражнений в закреплении тренируемого навыка письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка  для  предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся.

         

У многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках:

- отсутствие границ предложения;

- слитное написание слов в предложении;

- пропуски гласных;

- ошибки в обозначении мягкости на письме;

- смешение букв, имеющих оптическое сходство.

Приведённые ниже упражнения помогают мне на уроках  русского языка активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память. Эти упражнения не займут много времени, но позволяют разнообразить деятельность учащихся на уроке, увеличить частотность упражнений в закреплении тренируемого навыка письма.

  1. Списывание предложений.

Полезно упражнять в списывании с одновременными творческими заданиями. Появляется дополнительный мотив исправить написанное, возрастает интерес к заданию.

  1. Предлагаю  записанное без пробелов между словами предложение переписать в тетрадь.

Девочкииграют.

Витячитаеткнигу.

1.2.Предлагаю списать предложение неверное по смыслу (нужно исправить).

       Бабушка младше внука.

       Волк боится зайца.

1.3.Списывание предложения с заданием изменить в нём одно слово.

       Дети идут в детский сад.

     ( Мальчики идут в детский сад.

      Дети бегут в детский сад.

      Дети идут из детского сада.

       Дети идут в кино.)

1.4.Списывание с сокращениями (сократить каждое последующее предложение на одно слово).

       Миша ел вкусный пирог.

       Миша ел пирог.

       Миша ел.

1.5.Списывание предложений с добавлением.

       Маша рисует.

       Маша рисует куклу.

       Маша рисует красивую куклу.

1.6.Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.

       Корабль плывёт по …    .

       Кошка бежит за …      .

1.7.Списывание предложений с одновременным исправлением ошибок.( Ребёнок будет предельно внимателен и быстрее найдёт ошибку у другого, чем в своей работе.

       У берёзы белый ствол.

       У дерёзы делый ствол. (б-д)

       От причала отходит пароход.

       От тричала опходит тароход.(т-п)

2.Слуховой диктант слов.

Пропуск гласных- одна из наиболее часто встречающихся ошибок. Предлагаю детям не совсем обычный слуховой диктант: вместо целых слов они записывают гласные из этих слов.

2.1.Диктант слов, начинающихся с ударных гласных.

       Иглы (и),отпуск (о),эхо(э),игры(и),остров(о),арка(а),утка(у),астры(а),улей(у).

2.2.Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же , как и звучат.

        Дом (о) ,сыр (ы ),мак(а),сыр(ы),лак(а),лось(о),сом(о),сын(ы),конь(о).

2.3.Диктант двусложных слов .

        Сахар (а-а) мука (у-а), кони(о-и),сани(а-и),парты(а-ы),книги(и-и),луна(у-а).

2.4.Диктант трёхсложных слов (словарные слова).

        Ворона(о-о-а), корова (о-о-а ),сорка (о-о-а).

Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребёнка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Данный материал является творческим отчётом учителя начальных классов по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы"....

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся....

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся.

Данная статья несёт практическую направленность. Упражнения и  задания, приведённые в статье, помогут учителю на уроках обучения грамоте и русского языка развивать речемыслительную деятельность у...

Статья на тему: «Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоте и русского языка» (из опыта работы в 1 классе)

Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и...

Виды творческих заданий и упражнений на уроках обучения грамоте и русского языка

Виды творческих заданий и упражнений на уроках  обучения грамоте и русского языка...

Статья: «Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся с ОВЗ»

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с отклонениями в развитии....