Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся.
статья по русскому языку (1 класс) на тему
У многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках:
- отсутствие границ предложения;
- слитное написание слов в предложении;
- пропуски гласных;
- ошибки в обозначении мягкости на письме;
- смешение букв, имеющих оптическое сходство.
Приведённые ниже упражнения помогают мне на уроках русского языка активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память. Эти упражнения не займут много времени, но позволяют разнообразить деятельность учащихся на уроке, увеличить частотность упражнений в закреплении тренируемого навыка письма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся.
У многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках:
- отсутствие границ предложения;
- слитное написание слов в предложении;
- пропуски гласных;
- ошибки в обозначении мягкости на письме;
- смешение букв, имеющих оптическое сходство.
Приведённые ниже упражнения помогают мне на уроках русского языка активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память. Эти упражнения не займут много времени, но позволяют разнообразить деятельность учащихся на уроке, увеличить частотность упражнений в закреплении тренируемого навыка письма.
- Списывание предложений.
Полезно упражнять в списывании с одновременными творческими заданиями. Появляется дополнительный мотив исправить написанное, возрастает интерес к заданию.
- Предлагаю записанное без пробелов между словами предложение переписать в тетрадь.
Девочкииграют.
Витячитаеткнигу.
1.2.Предлагаю списать предложение неверное по смыслу (нужно исправить).
Бабушка младше внука.
Волк боится зайца.
1.3.Списывание предложения с заданием изменить в нём одно слово.
Дети идут в детский сад.
( Мальчики идут в детский сад.
Дети бегут в детский сад.
Дети идут из детского сада.
Дети идут в кино.)
1.4.Списывание с сокращениями (сократить каждое последующее предложение на одно слово).
Миша ел вкусный пирог.
Миша ел пирог.
Миша ел.
1.5.Списывание предложений с добавлением.
Маша рисует.
Маша рисует куклу.
Маша рисует красивую куклу.
1.6.Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.
Корабль плывёт по … .
Кошка бежит за … .
1.7.Списывание предложений с одновременным исправлением ошибок.( Ребёнок будет предельно внимателен и быстрее найдёт ошибку у другого, чем в своей работе.
У берёзы белый ствол.
У дерёзы делый ствол. (б-д)
От причала отходит пароход.
От тричала опходит тароход.(т-п)
2.Слуховой диктант слов.
Пропуск гласных- одна из наиболее часто встречающихся ошибок. Предлагаю детям не совсем обычный слуховой диктант: вместо целых слов они записывают гласные из этих слов.
2.1.Диктант слов, начинающихся с ударных гласных.
Иглы (и),отпуск (о),эхо(э),игры(и),остров(о),арка(а),утка(у),астры(а),улей(у).
2.2.Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же , как и звучат.
Дом (о) ,сыр (ы ),мак(а),сыр(ы),лак(а),лось(о),сом(о),сын(ы),конь(о).
2.3.Диктант двусложных слов .
Сахар (а-а) мука (у-а), кони(о-и),сани(а-и),парты(а-ы),книги(и-и),луна(у-а).
2.4.Диктант трёхсложных слов (словарные слова).
Ворона(о-о-а), корова (о-о-а ),сорка (о-о-а).
Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребёнка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся
Данный материал является творческим отчётом учителя начальных классов по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы"....
Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка
Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся....
Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся. Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоты и русского языка.
Наиболее часто встречающиеся на первых этапах обучения письму ошибки....
Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся.
Данная статья несёт практическую направленность. Упражнения и задания, приведённые в статье, помогут учителю на уроках обучения грамоте и русского языка развивать речемыслительную деятельность у...
Статья на тему: «Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоте и русского языка» (из опыта работы в 1 классе)
Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и...
Виды творческих заданий и упражнений на уроках обучения грамоте и русского языка
Виды творческих заданий и упражнений на уроках обучения грамоте и русского языка...
Статья: «Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся с ОВЗ»
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с отклонениями в развитии....