Методы и приемы на уроках русского языка и литературного чтения при формировании универсальных учебных действий
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Бутарева Ольга Александровна

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий.

Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы

на уроках русского языка и литературного чтения

при формировании универсальных учебных действий

   
     Все дети могут успешно учиться,

                                                         если школа умеет учить.

                                        Д.Г. Левитас

Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий. 

Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 

Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; («Получи-5») «стратегия»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; диспут; заучивание материала наизусть в классе; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Стратегия «Отсюда – сюда» или «Зигзаг»

-группа получает общее задание по теме;

-каждый участник группы получает «свой» объект исследования;

-сбор информации об объекте;

-обмен информацией в группе;

-выделение общего для запоминания основной части таблицы;

-заполнение таблицы;

-написание совместного исследования по теме;

-презентация исследования.

Познавательные учебные универсальные действия включают общеучебные, логические действия постановки и решения проблем.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий и приёмы:

«прогнозирование» или «бортовые журналы»; «верные - неверные утверждения»; «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; работа со словарями.

«Бортовые журналы»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Виды работ:

1)Соотнесите данные определения и литературные жанры.

2) И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово хорошо,

А ты ответишь:  плохо.  

Скажу я слово великан,

А ты ответишь: кроха.

Скажу я слово потолок, А ты ответишь: пол.

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты: нашёл. 

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «участие в проектах; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений.


Технология проектного обучения

Формирование регулятивных, познавательных УУД:

проекты: статьи, доклады, рефераты, киносценарии, афиши, творческие отчёты;  урок-концерт «Русский язык в кроссвордах», «На берегах лингвистики»; «Словесная живопись». 


Игровые технологии

Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД:

экскурсия

диспут

викторина

урок-концерт

урок-конкурс

урок-КВН

путешествие по стране Грамматике

урок-путешествие 


Коммуникативные действия

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составление кластера; составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению проекта; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т.д.

Совместная работа

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля. 

Работа со словарными словами

Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:

-безударная гласная запоминается по ассоциативному слову-опоре, орфография которого не вызывает затруднение;

-подбор слов на непроверяемые ударением гласные по тематическим группам;

-подбор слов по сходству их звучания;

-подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной;

-подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными;

-включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные фразы;

-подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные;

-одним из любимых способов работы со словарными словами является создание небольших стихотворений.  

Формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД:

Работа с текстом

Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с тексом поставила перед собой следующие задачи:

1) Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языков и текстовых единиц:

-комплексная работа с текстом

-анализ текста

-самодиктанты

-сочинение-рассуждение

-редактирование текста

-различные виды диктантов 

Результаты

У учащихся отмечается:

-высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

-повышение интереса к русскому языку и литературе;

-прочное и неформальное усвоение знаний;

-повышение результативности обучения;

-умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

-умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

-активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах. 


Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.  Роджер Левин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника

В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Игровые приемы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку и литературному чтению, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге,...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...