Методы и приемы на уроках русского языка и литературного чтения при формировании универсальных учебных действий
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий.
Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы работы
на уроках русского языка и литературного чтения
при формировании универсальных учебных действий
Все дети могут успешно учиться,
если школа умеет учить.
Д.Г. Левитас
Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий.
Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; («Получи-5») «стратегия»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; диспут; заучивание материала наизусть в классе; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Стратегия «Отсюда – сюда» или «Зигзаг»
-группа получает общее задание по теме;
-каждый участник группы получает «свой» объект исследования;
-сбор информации об объекте;
-обмен информацией в группе;
-выделение общего для запоминания основной части таблицы;
-заполнение таблицы;
-написание совместного исследования по теме;
-презентация исследования.
Познавательные учебные универсальные действия включают общеучебные, логические действия постановки и решения проблем.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий и приёмы:
«прогнозирование» или «бортовые журналы»; «верные - неверные утверждения»; «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; работа со словарями.
«Бортовые журналы»
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Виды работ:
1)Соотнесите данные определения и литературные жанры.
2) И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово хорошо,
А ты ответишь: плохо.
Скажу я слово великан,
А ты ответишь: кроха.
Скажу я слово потолок, А ты ответишь: пол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: нашёл.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «участие в проектах; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений.
Технология проектного обучения
Формирование регулятивных, познавательных УУД:
проекты: статьи, доклады, рефераты, киносценарии, афиши, творческие отчёты; урок-концерт «Русский язык в кроссвордах», «На берегах лингвистики»; «Словесная живопись».
Игровые технологии
Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД:
экскурсия
диспут
викторина
урок-концерт
урок-конкурс
урок-КВН
путешествие по стране Грамматике
урок-путешествие
Коммуникативные действия
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составление кластера; составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению проекта; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т.д.
Совместная работа
Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.
Работа со словарными словами
Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:
-безударная гласная запоминается по ассоциативному слову-опоре, орфография которого не вызывает затруднение;
-подбор слов на непроверяемые ударением гласные по тематическим группам;
-подбор слов по сходству их звучания;
-подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной;
-подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными;
-включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные фразы;
-подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные;
-одним из любимых способов работы со словарными словами является создание небольших стихотворений.
Формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД:
Работа с текстом
Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с тексом поставила перед собой следующие задачи:
1) Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
2) Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языков и текстовых единиц:
-комплексная работа с текстом
-анализ текста
-самодиктанты
-сочинение-рассуждение
-редактирование текста
-различные виды диктантов
Результаты
У учащихся отмечается:
-высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
-повышение интереса к русскому языку и литературе;
-прочное и неформальное усвоение знаний;
-повышение результативности обучения;
-умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
-умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
-активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника
В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
Игровые приемы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку и литературному чтению, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге,...
Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
«Роль технологии «Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературного чтения в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников»
Выступление по обобщению опыта работы...
«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...