Конспект урока русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
На уроке обобщаются знания об имени существительном перед изучением темы "Безударные окончания имён существительных". Урок-турнир. Работа проводится в группах постоянного состава. Формируются коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные УУД. Идея урока взята у неизвестного мне автора (спасибо, и извините), переработана и составлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме
«Имя существительное»
4 класс
Черепанова Наталья Степановна
учитель начальных классов
МОУ «Турочакская СОШ» Республики Алтай
Урок русского языка
УМК «Школа России»
Класс 4.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения – урок-турнир.
Тема: Имя существительное.
Цель: обобщение и систематизация знаний об имени существительном.
Задачи:
- учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий;
- формировать языковую и речевую компетенции;
- развивать навыки самоконтроля;
- создать атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в работе класса;
- способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:
- ноутбук, проектор, презентация к уроку;
- маршрутные листы для работы в группах;
- рабочие листы;
- лепестки цветов из бумаги, клей, ватман;
- медали «Знаток имени существительного»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
(Стихотворение Т. Рик читает ученик)
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они … (хором) СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
II. Определение темы. Целеполагание.
- Назовите тему урока.
- Какие цели вы поставите?
- Я предлагаю провести урок-турнир «Знатоки имени существительного».
(слайд 1)
III. Организация групп.
- В турнире участвуют 4 команды по 7 человек. Команда – это группа. Давайте вспомним правила работы в группе. (слайд 2)
- Для того чтобы работа проходила организованно, нужно распределить роли в группе и определить обязанности каждого.
Координатор - обеспечивает равное участие в работе членов группы, планирует этапы работы;
инструктор - оказывает помощь;
идеолог – направляет работу в соответствии с задачей (Не отвлекаемся, мы ушли от темы и др.);
секретарь - записывает идеи, ответы;
заводила - отмечает групповые свершения (Молодцы, дадим возможность ответить Пете и др.);
бодрила - воодушевляет членов группы (Мы продвинулись вперёд, интересная идея и прочее). (слайд 3)
- Какой девиз вы хотите выбрать для сегодняшнего урока?
(Ученик печатает на ноутбуке выбранный девиз в презентацию)
(слайд 4)
- Оценивать вашу работу будет команда экспертов.
(Представление учителей, членов экспертной группы)
IV. Конкурсная часть.
- Наш турнир состоит из 9 этапов. (слайд 5)
1этап «Теоретики».
(Координаторы групп получают маршрутные листы). (Приложение 1)
1 группа
1. Что такое имя существительное?
Имя существительное – это …
2. Назвать постоянные признаки имен существительных.
Постоянные признаки имён существительных: …
3. Сколько склонений в русском языке.
В русском языке … склонения.
2 группа
1. Что такое склонение имён существительных?
Склонение имён существительных – это …
2. Изменение по падежам это словообразование или словоизменение?
Изменение по падежам – это …., потому что …
3. Какого рода бывают имена существительные?
Имена существительные бывают ….. рода.
3 группа
1. Назвать непостоянные признаки имени существительного.
Непостоянные признаки имён существительных - ………
2. Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
В русском языке … падежей, это …….
3. Как определить склонение у имени существительного?
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно ….
4 группа
1. Какими членами предложения могут быть имена существительные?
Имена существительные могут быть …..
2. Как определить падеж имён существительных?
Падеж имени существительного определяется …
3. Какие существительные относятся к 1,2 3 склонению?
К 1 склонению относятся имена существительные ….
Ко 2 склонению относятся имена существительные ….
К 3 склонению относятся имена существительные ….
(Группы обсуждают ответы на вопросы, затем представители отвечают)
2 этап «Секретный язык»
- Стихотворение написано на секретном языке. Найдите и выпишите имена существительные.
Килюкали и млюкали,
Чулюкали мызуки:
На люле почулюкали
Бунюкую булюку.
По каким признакам определили имена существительные? Докажите.
(слайд 6)
3 этап «Кто больше?»
- Из букв данного слова составьте как можно больше имён существительных. Определите их род. (ИГРУШКА) (слайд 7)
4 этап «Общий род»
- Подчеркните в тексте имена существительные общего рода.
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
5 этап «Найди своё слово».
- Образуйте от данных слов три однокоренных существительных 1, 2, 3 склонений.
1 группа – старый
2 группа – хитрый
3 группа – бедный
4 группа – ловкий (слайд 8)
Минутка отдыха
- Прослушайте стихотворение А. Хайта, которое вам прочитают ребята и ответьте на вопрос: о каких существительных идёт речь в стихотворении?
(3 ученика читают стихотворение)
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит- бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать:
Будут польта выдавать.
- Как называются существительные, на которые вы обратили внимание в стихотворении? Правильно ли употреблены несклоняемые существительные?
6 этап «Несклоняемые»
- Запишите правильно несклоняемые имена существительные, встретившиеся в данном стихотворении.
7 этап «Конкурс координаторов «Творчество»
(Координаторы садятся за отдельные столы и выполняют задание)
- Сочините стихотворение, в котором есть такие слова, добавив рифму той же части речи:
Метро – ведро – ситро - … (слайд 9)
«Минутка отдыха».
(3 ученика инсценируют стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж»)
Ведущий
Спросили Лежебокина:
Ученик
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь
падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ведущий
Ответил он рассерженно:
Лежебокин
– В том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена:
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А, тем более,
Творить я не хочу.
Такой падеж как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит,
Ученик
– Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
Лежебокин
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный, Ленительный,
И, наконец, Простительный!
8 этап «Не ошибись».
- В стихотворении определить падежи всех имён существительных.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою. Юрий Энтин (слайд 10)
- Послушаем стихотворения координаторов.
9 этап «Исследователи»
- В ваших маршрутных листах записаны три существительных. Одно из них в скобках. Оно образовано из двух существительных, стоящих рядом, путём определённой закономерности. Найдите закономерность и запишите в скобках слово во второй тройке.
1 группа:
Букварь (арба) бар
Мысль ( ) еда
2 группа:
Охота (хобот) ботва
Умелец ( ) тельняшка
3 группа:
Актёр (кулак) кулон
Катер ( ) бульвар
4 группа:
Домик (кино) нос
Лесок ( ) заяц
V. Рефлексия
- Ребята, наш турнир закончен. Эксперты подводят итоги. А вас я попрошу проанализировать урок и создать каждой группе цветок настроения, с помощью которого мы узнаем, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя в группе, понравилось ли работать командой. На партах в конвертах находятся разноцветные лепестки, вырезанные из бумаги. Лепестки тёплых тонов передают радостное настроение, а холодных – грустное.
- Разместите свои цветы на «клумбе». (Ватман)
(Дети создают в группах « цветы настроения», эксперты подводят итоги)
VI. Подведение итога.
Слово предоставляется экспертам.
Награждение победителей медалями «Знатоки имени существительного»
Источники:
http://veselajashkola.ru/shkolnaya-zhizn/chasti-rechi-ne-s-raznymi-chastyami-rechi-v-stihah/
http://festival.1september.ru/
Маршрутный лист 1 группы (Приложение 1)
1этап «Теоретики»
1. Что такое имя существительное?
Имя существительное – это …
2. Назвать постоянные признаки имен существительных.
Постоянные признаки имён существительных: …
3. Сколько склонений в русском языке.
В русском языке … склонения.
2 этап «Секретный язык»
3 этап «Кто больше?»
4 этап «Общий род»
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
5 этап «Найди своё слово».
СТАРЫЙ –
6 этап «Несклоняемые»
8 этап «Не ошибись».
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
9 этап «Исследователи»
Букварь (арба) бар
Мысль ( ) еда
Маршрутный лист 2 группы
1этап «Теоретики»
1. Что такое склонение имён существительных?
Склонение имён существительных – это …
2. Изменение по падежам это словообразование или словоизменение?
Изменение по падежам – это …. , потому что …
3. Какого рода бывают имена существительные?
Имена существительные бывают ….. рода.
2 этап «Секретный язык»
3 этап «Кто больше?»
4 этап «Общий род»
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
5 этап «Найди своё слово».
ХИТРЫЙ –
6 этап «Несклоняемые»
8 этап «Не ошибись».
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
9 этап «Исследователи»
Охота (хобот) ботва
Умелец ( ) тельняшка
Маршрутный лист 3 группы
1этап «Теоретики»
1. Назвать непостоянные признаки имени существительного.
Непостоянные признаки имён существительных - ………
2. Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
В русском языке … падежей, это …….
3. Как определить склонение у имени существительного?
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно ….
2 этап «Секретный язык»
3 этап «Кто больше?»
4 этап «Общий род»
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
5 этап «Найди своё слово».
БЕДНЫЙ –
6 этап «Несклоняемые»
8 этап «Не ошибись».
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
9 этап «Исследователи»
Актёр (кулак) кулон
Катер ( ) бульвар
Маршрутный лист 4 группы
1этап «Теоретики»
1. Какими членами предложения могут быть имена существительные?
Имена существительные могут быть …..
2. Как определить падеж имён существительных?
Падеж имени существительного определяется …
3. Какие существительные относятся к 1,2 3 склонению?
К 1 склонению относятся имена существительные ….
Ко 2 склонению относятся имена существительные ….
К 3 склонению относятся имена существительные ….
2 этап «Секретный язык»
3 этап «Кто больше?»
4 этап «Общий род»
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
5 этап «Найди своё слово».
ЛОВКИЙ –
6 этап «Несклоняемые»
8 этап «Не ошибись».
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
9 этап «Исследователи»
Домик (кино) нос
Лесок ( ) заяц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"
Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....
Конспект урока русского языка "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов", 4 класс, ПНШ
Конспект урока русского языка...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.Цели урока: совершенствовать знания у...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...