Конспект урока русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Черепанова Наталья Степановна

На уроке обобщаются знания об имени существительном перед изучением темы "Безударные окончания имён существительных". Урок-турнир. Работа проводится в группах постоянного состава. Формируются коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные УУД. Идея урока взята у неизвестного мне автора (спасибо, и извините), переработана и составлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

         

          Урок русского языка по теме

               «Имя существительное»

                                      4 класс

                   

             

                    Черепанова Наталья Степановна

                    учитель начальных классов

   МОУ «Турочакская СОШ» Республики Алтай

                              Урок  русского языка

УМК «Школа России»

 Класс  4.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения – урок-турнир.

Тема:  Имя существительное.

Цель: обобщение и систематизация знаний об имени существительном.

Задачи:

- учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий;

- формировать  языковую и речевую компетенции;

- развивать навыки самоконтроля;

- создать  атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в работе класса;

- способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:
- ноутбук, проектор, презентация к уроку;
- маршрутные листы для работы в группах;
- рабочие листы;

- лепестки цветов из бумаги, клей, ватман;

- медали  «Знаток имени существительного»

                                           ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Стихотворение Т. Рик  читает ученик)

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты –

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они  … (хором)   СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

II. Определение темы. Целеполагание.

- Назовите тему урока.

- Какие цели вы поставите?  

- Я предлагаю провести урок-турнир «Знатоки имени существительного».

                                                                                                      (слайд 1)

III. Организация групп.

 - В турнире участвуют 4 команды по 7 человек. Команда – это группа. Давайте вспомним правила работы в группе.                           (слайд 2)

 - Для того чтобы работа проходила организованно,  нужно распределить роли в группе и определить обязанности каждого.

Координатор - обеспечивает равное участие в работе членов группы, планирует этапы работы;

инструктор - оказывает помощь;

идеолог – направляет работу в соответствии с задачей (Не отвлекаемся, мы ушли от темы и др.);

секретарь - записывает идеи, ответы;

заводила - отмечает групповые свершения (Молодцы, дадим возможность ответить Пете и др.);

бодрила - воодушевляет членов группы (Мы продвинулись вперёд, интересная идея и прочее).                                                            (слайд 3)

 - Какой девиз вы хотите выбрать для сегодняшнего урока?

(Ученик печатает на ноутбуке выбранный девиз в презентацию)

                                                                                                           (слайд 4)

 - Оценивать вашу работу будет команда экспертов.

  (Представление учителей, членов экспертной группы)

IV. Конкурсная часть.

 - Наш турнир состоит из 9 этапов.                                                  (слайд 5)

1этап  «Теоретики».

(Координаторы групп получают маршрутные листы).              (Приложение 1)

                                             1 группа

1. Что такое имя существительное?

Имя существительное – это …

2. Назвать постоянные признаки имен существительных.

Постоянные признаки имён существительных: …

3. Сколько склонений в русском языке.

В русском языке … склонения.

                                               2 группа

1. Что такое склонение имён существительных?

Склонение имён существительных – это …

2. Изменение по падежам это словообразование или словоизменение?

Изменение по падежам – это …., потому что …

3. Какого рода бывают имена существительные?

Имена существительные бывают …..              рода.

                                                3 группа

1. Назвать непостоянные признаки имени существительного.

Непостоянные признаки имён существительных - ………

2. Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

В русском языке … падежей, это …….

3. Как определить склонение у имени существительного?

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно ….

                                               4 группа

1. Какими членами предложения могут быть имена существительные?

Имена существительные могут  быть …..

2. Как определить падеж имён существительных?

Падеж имени существительного определяется …

3. Какие существительные относятся к 1,2 3 склонению?

К 1 склонению относятся имена существительные  ….

Ко 2 склонению относятся имена существительные  ….

К 3 склонению относятся имена существительные  ….

(Группы  обсуждают ответы на вопросы, затем представители отвечают)

2 этап «Секретный язык»

- Стихотворение  написано на секретном языке. Найдите и выпишите имена существительные.

Килюкали и млюкали,

Чулюкали мызуки:

На люле почулюкали

Бунюкую булюку.

По каким признакам определили имена существительные? Докажите.

                                                                                                              (слайд 6)

3 этап  «Кто больше?»

  -  Из букв данного слова составьте как можно больше имён существительных. Определите их род.     (ИГРУШКА)                 (слайд 7)

4 этап «Общий род»

- Подчеркните в тексте имена существительные общего рода.

   Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.

5 этап «Найди своё слово».

- Образуйте от данных слов три однокоренных существительных 1, 2, 3 склонений.

1 группа  – старый

2 группа  – хитрый

3 группа  – бедный

4 группа – ловкий                                                                                  (слайд 8)

Минутка отдыха

- Прослушайте стихотворение А. Хайта, которое вам прочитают ребята и ответьте на вопрос: о каких существительных идёт речь в стихотворении?

                  (3 ученика читают стихотворение)

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

                Вот сидим мы с ним в кине

                Без пальта и без кашне,

                А вернее, я и ты

                Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит- бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

                Кенгуру в кафу зашёл,

                Занял там свободный стол

                И сидит за доминой

                С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян,

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

                 Интересное кино,

                 Жаль, что кончилось оно.

                 В гардероб пора бежать:

                 Будут польта выдавать.

- Как называются существительные, на которые вы обратили внимание в стихотворении? Правильно ли употреблены несклоняемые существительные?

6 этап «Несклоняемые»

-  Запишите правильно несклоняемые имена существительные, встретившиеся в данном стихотворении.

7 этап «Конкурс координаторов  «Творчество»

(Координаторы садятся за отдельные столы и выполняют задание)

- Сочините стихотворение, в котором есть такие слова, добавив рифму той же части речи:

Метро – ведро – ситро - …                                                             (слайд 9)

 «Минутка отдыха».

(3 ученика инсценируют стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж»)

 Ведущий  

Спросили Лежебокина:

Ученик

А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь

падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ведущий  

Ответил он рассерженно:

Лежебокин

– В том не моя вина.

Пусть им сперва учёные

Изменят имена:

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А, тем более,

Творить я не хочу.

Такой падеж как дательный,

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит,

Ученик

– Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

Лежебокин

– Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный, Ленительный,

И, наконец, Простительный!

8 этап «Не ошибись».

- В стихотворении определить падежи всех имён существительных.

                        Дружит с солнцем ветерок,

                        А роса – с травою.

                        Дружит с бабочкой цветок,

                        Дружим мы с тобою.                      Юрий Энтин        (слайд 10)

 - Послушаем стихотворения координаторов.

9 этап  «Исследователи»

- В ваших маршрутных листах записаны три существительных. Одно из них в скобках. Оно образовано из двух существительных, стоящих рядом, путём определённой закономерности. Найдите закономерность и запишите в скобках слово во второй тройке.

                 1 группа:

Букварь (арба) бар

Мысль ( ) еда

                   2 группа:

Охота (хобот) ботва

Умелец ( ) тельняшка

                   3 группа:

Актёр (кулак) кулон

Катер ( ) бульвар

                   4 группа:

Домик (кино) нос

Лесок (  ) заяц

V. Рефлексия

 - Ребята, наш турнир закончен. Эксперты подводят итоги. А вас я попрошу проанализировать урок и создать каждой группе цветок настроения, с помощью которого мы узнаем, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя в группе, понравилось ли работать командой.  На партах в конвертах находятся разноцветные лепестки, вырезанные из бумаги. Лепестки тёплых тонов передают радостное настроение, а холодных – грустное.

 - Разместите свои цветы на «клумбе».     (Ватман)

(Дети создают в группах « цветы настроения», эксперты подводят итоги)

VI. Подведение итога.

 Слово предоставляется экспертам.

Награждение победителей медалями «Знатоки имени существительного»

Источники:

http://veselajashkola.ru/shkolnaya-zhizn/chasti-rechi-ne-s-raznymi-chastyami-rechi-v-stihah/

http://festival.1september.ru/

    Маршрутный лист 1 группы   (Приложение 1)      

1этап «Теоретики»

1. Что такое имя существительное?

Имя существительное – это …

2. Назвать постоянные признаки имен существительных.

Постоянные признаки имён существительных: …

3. Сколько склонений в русском языке.

В русском языке … склонения.

2 этап «Секретный язык»

3 этап  «Кто больше?»

4 этап «Общий род»

 Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.

5 этап «Найди своё слово».

СТАРЫЙ –

6 этап «Несклоняемые»

8 этап «Не ошибись».

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.                              

9 этап  «Исследователи»

Букварь (арба) бар

Мысль (                 ) еда

           Маршрутный лист 2 группы

1этап «Теоретики»

1. Что такое склонение имён существительных?

Склонение имён существительных – это …

2. Изменение по падежам это словообразование или словоизменение?

Изменение по падежам – это …. , потому что …

3. Какого рода бывают имена существительные?

Имена существительные бывают …..              рода.

2 этап «Секретный язык»

3 этап  «Кто больше?»

4 этап «Общий род»

 Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.

5 этап «Найди своё слово».

ХИТРЫЙ –

6 этап «Несклоняемые»

8 этап «Не ошибись».

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.                              

9 этап  «Исследователи»

Охота (хобот) ботва

Умелец (            ) тельняшка

               Маршрутный лист 3 группы

1этап «Теоретики»

1. Назвать непостоянные признаки имени существительного.

Непостоянные признаки имён существительных - ………

2. Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

В русском языке … падежей, это …….

3. Как определить склонение у имени существительного?

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно ….

2 этап «Секретный язык»

3 этап  «Кто больше?»

4 этап «Общий род»

 Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.

5 этап «Найди своё слово».

БЕДНЫЙ –

6 этап «Несклоняемые»

8 этап «Не ошибись».

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.                              

9 этап  «Исследователи»

Актёр (кулак) кулон

Катер (             ) бульвар

             

                 Маршрутный лист 4 группы

1этап «Теоретики»

1. Какими членами предложения могут быть имена существительные?

Имена существительные могут  быть …..

2. Как определить падеж имён существительных?

Падеж имени существительного определяется …

3. Какие существительные относятся к 1,2 3 склонению?

К 1 склонению относятся имена существительные  ….

Ко 2 склонению относятся имена существительные  ….

К 3 склонению относятся имена существительные  ….

2 этап «Секретный язык»

3 этап  «Кто больше?»

4 этап «Общий род»

 Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.

5 этап «Найди своё слово».

ЛОВКИЙ –

6 этап «Несклоняемые»

8 этап «Не ошибись».

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.                              

9 этап  «Исследователи»

Домик (кино) нос

Лесок (          ) заяц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.Цели урока: совершенствовать знания у...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...