Закрепление правописания безударных гласных в корне
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Устанина Елена Александровна

Разработка урока русского языка во 2 классе. Путешествуя по сказкам и помогая героям дети закрепят правило правописания безударных гласных в корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:      Закрепление правописания безударных гласных в корне

Цели: формирование навыка правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне;

Задачи:

  1. закрепить знания о единообразном написании корня в однокоренных словах и о проверке безударных гласных в корне, учить точно употреблять их в тексте, развивать орфографическую зоркость, развивать у детей связную речь, память, воображение, наблюдательность;
  2. развивать умение анализировать и делать выводы; интонационную выразительность речи; зрительную память с помощью наглядных пособий и слайдов;
  3. воспитывать культурную личность, любовь к русскому языку, внимание к слову, ответственность; интерес, любовь  к русским сказкам; развивать мотивационную сферу учащихся посредством создания ситуации успеха в ходе выполнения практических упражнений.

Оборудование:

  1. набор слайдов (презентация), текст, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение для физминутки, компьютер, видеопроектор, магнитофон, тест (12 шт.),

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

- Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу .Пусть  у нас в классе у всех будет хорошее настроение. Вы уже познакомились с правописанием безударных гласных в корне слова. А сегодня мы с вами закрепим ваши знания и умения   по этой теме. 

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. А как вы знаете, сказка  начинается с присказки.  Что за присказка? Я вам предлагаю немного поиграть. Я буду называть сказочных персонажей, а вы станете добавлять к ним слова-определения

Кощей ... (Бессмертный)

 Василиса ... (Прекрасная)

 братец ... (Иванушка)

 сестрица ... (Аленушка)

Змей ... (Горыныч)

Баба-... (Яга)

Мальчик-... (-с-пальчик)

А теперь внимательно посмотрите на экран       СЛАЙД1

Синеглазка            Рукавица

Колобок                    Уточка

Аленушка              Стрела

Змей                        Сестрица

Кощей                      Конь

Иван                          Избушка

                                             Емеля

  1. Прочитайте первые буквы слов сверху вниз. Что получилось?(сказки русские)

Звучит тихая музыка

О чем-то скрипит половица,

И спицам опять не спится,

Присев на кровати, подушки

 Уже навострили ушки...

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски...

Тихонько скрипит половица,

К нам в гости  приходит сказка.

А какая сказка к нам пришла вы узнаете, если отгадаете загадку.

У  Аленушки –сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси лебеди)

Правильно ребята. А ее главная героиня  Аленушка просит вас помочь ей отгадать загадки.

 Он всю зиму в шубе спал, 
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной:.

Д: Медведь

Бегу я по тропинке

К сладкой ягодке….(малинке).

По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом - 
Ушки торчком:

Д: Заяц.

Ночь, как смола, черным черна,

Серой птице не до сна.

Меж кустов как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко.

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава,

Это ухает …

Д: Сова. (в ед. числе сова)

У: Какие слова записали?

Д: Медведь, заяц, малинка, сова.

У: Какие из этих слов являются словарными?

Д: Медведь, заяц.ю малинка.

У: А какое слово здесь лишнее?

Д: Сова.

У: А почему?

Д: Это птица.

У: Можем ли мы слово сова написать без раздумий?

Д: Нет.

У: А почему?

Д: Слышится без ударения А, а надо писать О, проверочное слово совы.

У: Вспомните правило.

У: Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение.

внимательно посмотрите на слайд       СЛАЙД2

Прочитайте слова. Подумайте, какое из этих слов является проверочным для остальных. (б..жала, бег,  подб..гать, б..гун,)

- Почему? (В корне слова  гласная “Е” хорошо слышится, т.к. она ударная)

- Запишите сначала проверочное слово, а потом остальные однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень, подчеркните буквы на месте безударных гласных звуков.

- Какую букву вы вставили?

Подведем итог. Чем отличаются проверочные слова от проверяемых? (В проверочных словах гласная в корне  слова ударная, а в проверяемых она безударная)

Ой, а это к нам явился? посмотрите на слайд       СЛАЙД 3 (баба Яга) 

Бабусю знает целый свет,

Ведь Ей от роду триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

 Дом ее на курьих ножках.

Для того, чтобы Бабуся Ягуся от  нас убежала, мы должны выполнить ее задание.

Я буду вам называть слова, а вы будете их записывать, подбирая к ним проверочные. К доске пойдет…….

Р..ка, исп..кла, б..жала, л..сная,, скр..пит, д..леко.- На какие две группы их можно разделить? Докажите.

. Слова с непроверяемой безударной гласной и слова с проверяемой безударной гласной).

Молодцы!А теперь составьте предложение с одним из слов и запишите его. После того как запишите предложение, разберите его по составу.(дети составляют предложения)

….прочитай, пожалуйста, свое предложение.(спрашиваю 3 человек).Молодцы!

Посмотрите, ребята, на экран - к нам в гости новая сказка пришла. СЛАЙД 4

  Кто главный герой этой сказки? (Солдат)

Он  очень долго  к вам шел. Длинная была дорога. Принес солдат  много вам заданий по русскому языку. Поможете мне выполнить остальные задания?”

Дети по группам получают карточки с текстом. В каждой карточке задание: Прочитай. Выпиши из текста слова с безударной гласной в корне. Подбери проверочное слово.

1карточкаПопр . сился служивый на н .члег. У ст . рухи всего вдоволь, а солдата поскупилась нак . рмить.

2 карточкаСолдат пос . лил воду. Ст . руха прин . сла крупы. Добрую кашу можно св . рить.

3 карточкаКоли нет ничего, можно и из топора кашу св . рить. Солдат налил в . ды и поставил в печь.

Проверка. Один ученик объясняет, остальные работают сигнальными карточками.

Молодцы, ребята! Теперь можно и отдохнуть!.

Физкультминутка.. С одним заданием вы уже справились.

Поможете Солдату выполнить еще задание?”(да)

Солдат  приготовил  вам слова, а вы подберете антонимы – слова с безударной гласной. Что такое антонимы?”

Дети получают карточки.

1) близко - 2) утро - 3) теплый –

хороший - легкий- темно –

Запишите антонимы с безударной гласной. Обозначьте орфограмму. Устно подберите проверочное слово.

(взаимопроверка)

Ребята , посмотрите внимательно на слайд   СЛАЙД 5

Здесь написан отрывок из сказки. Прочитайте его про себя.

Дверь тихонько отворилась

И царевна очутилась        

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут.

Все ли слова вам здесь понятны? А теперь прочитаем его вслух. ….Прочитай, пожалуйста, отрывок.  

Молодец!  Найдите здесь слова с безударной гласной и запишите их в тетради, не забудьте выделить орфограмму.(Проверка цепочкой)

СЛАЙД 5  Посмотрите, какая картина у нас открылась! А за ней спряталась пословица. Попробуйте ее собрать из слов. Какая пословица получилась? Проверим.

(Дети собирают пословицу из слов в группах)

Под лежачий камень вода не течет.

Найдите слова с безударной гласной.

Над какой орфограммой работали?

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

Молодцы! Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...