Повышение грамотности на уроках русского языка посредством дидактических игр для детей с нарушением зрения
статья по русскому языку по теме
Дидактические игры и упражнения для повышения грамотности на уроках русского языка для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт повышения квалификации работников образования
Кафедра методики начального обучения
Ханевская Анастасия Владимировна
Повышение грамотности детей с нарушением зрения
на уроках русского языка
посредством дидактических игр
Учителя начальных классов
МС(к)ОУ № 152
г. Перми
Пермь 2012
Введение
Образовательное учреждение для детей с нарушением зрения осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего дефекта не могут посещать массовую школу.
Для успешного обучения этих детей необходимо с первых дней пробудить интерес к учебным занятиям. Учителя используют с этой целью разнообраз ные методы и приёмы преподавания русского языка, привлекая красочный дидактический материал и наглядные пособия, чем вовлекают учащихся в активный процесс овладения предметом.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.
Одним из приёмов повышения грамотности учащихся является использование дидактических игр.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они используются в обучающих целях, способствуют воспитанию и развитию учащихся. Благодаря дидактическим играм на уроках русского языка в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение, так как она близка младшему школьнику, для которого пока ведущей остаётся игровая деятельность.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно должны претерпевать изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей.
Объектом исследования является процесс формирования грамотности учащихся.
Предмет исследования – использование дидактических игр, как средство формирования грамотности учащихся.
Целью нашего исследования является разработка и обоснование комплекса дидактических игр для повышения грамотности учащихся на уроках русского языка в начальной школе для детей с нарушением зрения.
Из цели вытекают основные задачи:
- прочитать и проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
- подобрать дидактические игры к основным разделам программы;
- диагностировать качество усвоения материала с использованием дидактических игр.
Методы исследования:
- изучение научной, психолого- педагогической литературы;
- обобщение педагогического опыта;
- наблюдение;
- эксперимент по использованию дидактических игр в классе для детей с проблемами зрения.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения учитель будет систематически использовать дидактические игры, то грамотность учащихся повысится.
Данная работа состоит из трёх частей.
В первой главе раскрываются наиболее часто встречающиеся нарушения зрения у детей, особенности восприятия, внимания, памяти, представлений слабовидящих детей, влияние этих особенностей на формирование познавательных интересов.
Во второй главе предлагается анализ литературы, посвящённой проблеме использования дидактических игр на уроках педагогами нашей страны.
В третьей главе рассказывается о роли дидактических игр на уроках русского языка для детей с нарушением зрения, приводятся примеры по некоторым разделам программы, отслеживается эффективность применения дидактических игр.
Глава I
Физические и психические особенности детей с нарушением зрения.
Зрительный анализатор является сложной нервно-рецепторной системой. Он состоит из рецепторной части (сетчатки), проводящих путей, зрительных центров.
Периферическая часть зрительного анализатора – это глазное яблоко с защитным (глазница и веки) и вспомогательным (слёзные органы, мышцы глаз, конъюктива) аппаратом глаза. Глазное яблоко представляет собой шарообразное тело. В глазном яблоке различают три оболочки: наружную, среднюю и внутреннюю. Наружная оболочка глаза делится на белочную и роговую. Средняя оболочка образована сосудистым трактом, который подразделяется на радужку, цилиарное( ресничное) тело и собственно сосудистую оболочку. Внутренней оболочкой глаза является сетчатка. Хотя её толщина не превышает 0,2 мм, гистологи делят её на несколько слоёв. Важнейшим является слой полочек и колбочек. В палочках различают наружный и внутренний сегменты. Наружный сильно преломляет свет, играет роль собирателя световых лучей. Внутренний построен из светлой плазматической массы. В ней можно различать резко преломляющие свет фибриллы, которые конденсируют собранный наружным сегментом свет и направляют его на остальную протоплазматическую массу.
Колбочки короче палочек, но состоят из тех же главных частей: наружной и внутренней.
На конце зрительной оси расположена ямка, состоящая преимущественно из колбочек. Туда попадает изображение предмета, рассматриваемого в условиях наиболее ясного зрения. Это место выделяется своим более жёлтым цветом, и поэтому получило название жёлтого пятна.
Сетчатка глаза формируется постепенно в процессе эмбрионального развития из нервной ткани, из которой развивается и головной мозг. Основным элементом сетчатки являются нервные клетки, расположенные в три ряда и тесно взаимодействующие между собой. Самый наружный слой сетчатки состоит из эпителиальных клеток, содержащих пигмент. К этому слою примыкает слой палочек и колбочек.
Итак, зрительный анализатор является сложной сенсорной системой, воспринимающей анализирующей световые раздражения. Возникающий в рецепторах сложный фотохимический процесс способствует трансформации световой энергии в нервное возбуждение, передающееся через проводящие пути от сетчатки в кору головного мозга, где происходит анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий, и осуществляются ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами.
Нормальная работа глаза требует подвижности его и способности к тонким установкам, необходимым для всякого точно действующего оптического прибора. Это осуществляется деятельностью специальных глазных мышц, которые по своему положению разделяются на прямые и косые. Глазные мышцы состоят из тончайших мускульных волокон и обильно снабжены чувствительными нервными окончаниями. Развитие двигательного компонента глаз происходит постоянно с увеличением возраста детей.
У новорождённого к моменту рождения глаза почти сформировались. Однако, развитие колбочкового аппарата окончательно не завершилось. Так у новорождённого толщина колбочек меньше, а длина короче, чем у взрослого человека. Распределение колбочек в области центральной ямки жёлтого пятна заканчивается к шести месяцам жизни ребёнка.
Наиболее распространёнными нарушениями глазодвигательного аппарата является косоглазие и нистагм.
Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют на содружественное и паралитическое. Содружественное косоглазие может быть постоянным или периодическим, сходящимся ( глаз отклоняется кнутри) и расходящимся ( глаз отклоняется кнаружи, к виску), односторонним (отклоняется только один глаз), перемежающимся (косит то один, то другой глаз). К появлению содружественного косоглазия могут привести различные этиологические факторы: заболевание ЦНС, аномалии глазодвигательного аппарата и др.
Паралитическое косоглазие характеризуется ограничением или отсутствием подвижности глаза, который косит в сторону парализованной мышцы. Этот вид косоглазия возникает вследствие травм, опухолей, инфекций, кровоизлияний и др.
Важно своевременно выявить косоглазие и организовать лечебно-воспитательную и коррекционную работу.
Нистагм представляет собой самопроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз). Различают физиологический и патологический нистагмы.
Одной из форм физиологического нистагма является оптокинетический нистагм, возникающий при рассматривании быстро движущихся перед глазами объектов. Наблюдается у детей 4 -5 месяцев, что соответствует началу развития функций лобных долей головного мозга.
У детей с нарушением зрения часто наблюдается патолог8ический нистагм. Причину можно видеть в часто встречающейся патологии внутриутробного развития.
Оптические основы зрения обеспечиваются:
- построением изображения;
- взаимосвязью объекта с субъектом, т.е. конечным сенсорным эффектом (образом);
- рассеянным источником в глазу.
Построение образа определяется четкостью зрения, его остротой, величиной раздражающего поля сетчатки, локализацией изображения. Формирование изображения во многом зависит от правильного или неправильного преломления в глазу.
Близорукость. Различают две формы близорукости: кажущуюся и простую.
При кажущейся близорукости ребёнок может ясно видеть на расстоянии 4-6 см, т.е. расстоянии более близком, чем для дальнозоркого и взрослого нормально видящего человека. Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного периода и подвергается изменению. Необходимо учитывать данный факт педагогу, воспитателям и родителям. В дошкольном периоде развитие глаз может происходить нормально, но ребёнок при рассматривании рисунков может склоняться так близко, что у него можно признать близорукость. Однако, это кажущаяся близорукость и она не требует коррекции очками.
Простая близорукость часто развивается у ослабленных детей после трёхлетнего возраста. Она чаще всего связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза.
Для исправления близорукости применяют очки с двояковыгнутыми линзами и другие коррекционные средства.
В развитии близорукости задействованы почти все механизмы зрения: анатомический, оптический, физиологический и глазодвигательный. Начало близорукости связано с двумя моментами: общей гиподинамией и перегрузкой цилиарной мышцы вследствие увеличения продолжительности работы её вблизи.
Дальнозоркость. Различают два вида дальнозоркости: естественную детскую и обычную дальнозоркость. Естественная детская дальнозоркость не требует коррекции. Для исправления обычной дальнозоркости используют очки с двояковыпуклыми линзами.
Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, способствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо создавать такую обстановку на занятиях, которая бы облегчала функцию органов зрения. Гигиенические мероприятия в целях охраны остаточного зрения у детей должны быть направлены на создание таких условий, чтобы они облегчили работу зрительного анализатора. Должно предупреждаться утомление и последующее снижение функциональных возможностей глаза.
При установлении режима дня для детей с нарушением зрения, при регламентировании различных учебных нагрузок следует иметь ввиду, не только различные факторы, определяющие характер внешних условий, в которых приходится работать ребёнку, но и общее состояние его организма – наличие других дефектов в его органах и функциональных системах, а также ослабление организма вследствие перенесённых заболеваний.
В основе гигиенических мероприятий по охране зрения у детей лежит рациональное освещение рабочего места и помещения. При проведении лечебно-воспитательной работы в зависимости от показаний следует консультировать детей в глазных институтах и клиниках. Врачи осуществляют методическое руководство работой педагогических коллективов дошкольных учреждений и школ по вопросам гигиены, охраны и восстановления зрения у детей.
Основы психического развития детей с нарушением зрения.
Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Восприятие дошкольника и школьника, зрячего и незрячего – это основная ступень сенсорного познания. Это сложный процесс предметного усвоения действующего на ребёнка окружающего мира.
Обычно различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия и соответствующие зоны коры головного мозга.
Зрительное восприятие. С помощью глаз человек воспринимает освещённость, цвет, величину, форму предметов, движение предметов, ориентируется в пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих, или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений. У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опознании рисунков и предметов. Грубое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной атрофии зрительных нервов, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментарность, нечёткость, искажение восприятия отмечаются у слабовидящих при чтении и письме. При чтении возникают оптико-гностические нарушения, основными причинами которых являются нерасчленённость зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность пространственных представлений. Выявлено отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетради, поэтому пишут косо. Наблюдаются искажения элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах, строках, замены букв. Наиболее значительное нарушение зрительного восприятия наблюдается при остроте зрения 0,2 и ниже.
Представления – это образы отражённые в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметного мира и возникающие после его воздействия на различные анализаторы. Представления являются более высокой ступенью психического отражения, чем образы восприятия. Структура представлений формируется на основе существующих восприятий у детей как с нормальным, так и с нарушенным зрением, благодаря деятельности анализаторов. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчётливости. У детей с глубокими нарушениями зрения, в отличии от нормально видящих, отличается снижением уровня обобщенности, фрагментарность и четкость зрительных представлений. Основной причиной несоответствия образу оригинала является недостаточность полного чувственного опыта о предмете в результате слепоты или слабовидения.
Суженность чувственной сферы познания у детей с нарушением зрения теснейшим образом связана с недостаточной дифференциацией ими образов памяти – образов, ранее сформированных в процессе восприятия, и её можно преодолеть путём расширения познавательной деятельности, включения всех сохранных анализаторов. Таким образом, представления у слепых и слабовидящих детей требуют дополнительной работы по коррекции, компенсации и формированию зрительного восприятия. Обладая образностью, наглядностью и высокой обобщённостью предметного мира и явлений природы, представления являются переходной ступенью к мышлению.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а так же связей и отношений между ними. При мышлении человек познаёт не только внешние особенности предметов и явлений, но и внутренние, скрытые для непосредственного познания с помощью органов чувств. Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, анализ и синтез, постановка определённых задач и нахождение путей их решения.
Важной особенностью процесса мышления является его связь с речью. Взаимосвязь мышления и речи значительно облегчает процессы мышления и абстракции, так как слова по своей природе отражают действительность в обобщённой форме. Большую роль в физиологических механизмах мышления играет кора головного мозга.
Мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. Оно в своём развитии опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое владение речью. Однако, мышление у детей с дефектами зрения и особенно у слепых из-за сужения чувственного опыта имеет иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднён их практический анализ и синтез. Для слепых и слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мышления, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач.
Внимание – это направленность психической деятельности сознания человека на избирательное восприятие определённых предметов и явлений. Внимание необходимо при восприятии, мышлении и при выполнении различных действий. Особенно развито у детей с нарушением зрения слуховое и моторное непроизвольное внимание. Ослабление внимания обычно наблюдается при астенических состояниях, проявляющихся в общей слабости, вялости, повышенной утомляемости, которые обусловлены истощением нервной системы в результате перенапряжения длительными переживаниями, либо чрезмерной умственной нагрузкой.
Особенно важным условием развития школьника является правильная и чёткая организация учебного процесса. Живое, яркое, логическое изложение материала на уроке учителем и использование наглядных средств, мобилизующих внимание учащихся и способствующих усвоению учебного материала. При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в любом виде деятельности.
Учителю, работающему с детьми, имеющими дефект зрения, важно знать строение глаза, функции всех частей зрительного анализатора. Учитель должен знать основные, наиболее встречающиеся у детей болезни глаз, их проявление и протекание. Очень важно знать способы исправления или ослабления дефекта. Для того, чтобы правильно спланировать систему коррекционной работы с классом, учителю необходимо очень тесно сотрудничать с медицинским работником, принимать советы и рекомендации. Перед началом работы с классом учителю необходимо подробно ознакомиться с медицинскими картами каждого ученика. Глазные дефекты каждого ребёнка различные и методы по их исправлению, коррекции должны быть индивидуальны. Только дифференцированный подход к организации коррекционной работы поможет достичь одинаково высоких результатов у всех детей.
Глава II
Опыт использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе.
Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применять на всём протяжении обучения в начальной школе. К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры.
Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, распределяя между собой роли в ней, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из-за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Игра и учёба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Не смотря на то, что для младших школьников возрастает роль учения и труда, игра сохраняет своё значение и помогает детям учиться.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
- Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
- Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идёт медленно.
- Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
- Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: « Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была на только формой усвоения отдельных знаний, но и способствовала общему развитию ребёнка». С другой стороны , некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры – это ещё и игровая форма обучения, которая , как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения.
А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы. Некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент урока. Такое представление не верно. В этом случае игра не входит органично в урок, находится около процесса обучения. Дидактическая игра имеет определённую структуру: 1. Дидактическая задача;
2. Игровая задача;
3. Игровые действия;
4. Правила игры;
5. Результат ( подведение итогов ).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными.с помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков, определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка. Таким образом, дидактическая игра- это игра только для ребёнка, для взрослого она – способ обучения. Цель дидактической игры – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Для младших школьников учение – новое дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятия барьера между «внешним миром знания» и «психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности. Кроме того, установка на выполнение учебной работы ещё не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр , используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.
Так как ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование свободной учебной деятельности.
Как правило игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причём ведущая функция игры определяется её дидактическими целями. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке. В силу того игру заранее планируют, продумывают её место в структуре урока, определяют форму её проведения, подготавливают материал необходимый для проведения игры. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу или активизации внимания.
По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: Если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то после освоения в игровых ситуациях элементов учебной деятельности игра превращается в дидактический приём.
Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоить учебный материал. При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. Вот главная из них: обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество.
Учитывая эту закономерность, можно провести классификацию игр с учётом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам.
- Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действие по образцу.
- Игры , в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование навыков грамотного письма.
- Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся. В таких играх дети находят специально сделанные ошибки, объясняют их и исправляют.
- Игры, включающие элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам правила.
В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роль контролёров, судей, учителей и т. д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую, поисковую. В игре стоит продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные буквы. Всё это служит средством активизации детей в игре.
В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что так же повышает активность детей в процессе обучения русскому языку.
Я обратила внимание на такие слова Ш.А. Амонашвили: «… без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Они стали одним из основных правил в моей работе. Стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая бы позволила каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры подобранные на одну тему, тесно связанные с материалом учебника, дают огромный результат.
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка в начальной школе. Сложилась определённая методика их подготовки и проведения, накоплен богатый материал, существует целый ряд методических пособий по данной теме.
Многие учителя начальных классов используют дидактические игры на уроках русского языка, делятся своим опытом на страницах журнала «Начальная школа», рассказывают об успехах своих детей. Приведу несколько примеров:
1.Учитель начальных классов с. Вознесенское, Хабаровского края Н.И.Бойнова доказывает необходимость перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой. В своей практике использует дидактические игры творческого характера. Творческая дидактическая игра предполагает несколько вариантов решения игровой задачи. Игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся ещё одно, затем ещё одно, пока не останутся только «нужные слова». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т. д., - что ведёт к отработке перечисленных понятий. Или , например существует игра, в которой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово ( по заданным правилам ).
К . .
К . . .
К . . . .
К . . . . .
Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант. Затем нужно усложнить данную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему. Н.И. Бойнова делает вывод, что при использовании этих и других дидактических игр дети достигают высоких результатов овладения навыками грамотного письма.( Начальная школа 10/ 2005 ).
Учитель начальных классов школы № 24,г. Смоленска С.А. Сидорова использует на уроках русского языка игры-загадки. Специально подобранные к определённой теме игры-загадки так же способствуют формированию грамотности учащихся, расширяют кругозор детей, развивают логическое мышлении, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.
С.А. Сидорова приводит некоторые загадки, которые были ей использованы при изучении орфографических и грамматических тем.
Безударные гласные. Отгадай загадку, проверь написание, запиши отгадку.
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. ( Лиса ).
Два братца через дорожку живут.
А никогда не видятся. ( Глаза ).
По земле ползёт,
А к себе не подпускает. ( Змея ).
На дереве в лукошке
Подрастают крошки.( Птенцы ).
Жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Бегут по дорожке
Доски да ножки. ( Лыжи ).
Где упрётся хвостом
Станет дырка потом. ( Шило ).
Из горячего колодца
Через нос водица льётся. ( Чайник ).
Хвостом виляет
Зубаста, а не лает.( Щука ).
Парные звонкие и глухие согласные.
Зимой на земле лежало,
Весной в реку побежало. ( Снег ).
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. ( Лёд )
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке. ( Гвоздь).
За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. ( След ).
Непроизносимые согласные.
Ласковое, доброе, а глядеть на себя не даёт. ( Солнце ).
Что это за дорога, кто по ней идёт, тот хромает. ( Лестница ).
Таким образом, опыт многих учителей показывает, использование дидактических игр даёт возможность активизировать умственную деятельность учащихся, пробудить интерес к изучению русского языка, повысит грамотность учащихся, развивать мышление и речь.
Глава II
Дидактические игры и методика их использования на уроках русского языка.
Одной из характерной особенностей детей с нарушением зрения является значительное отставание в формировании познавательных интересов. Как результат снижения познавательных интересов у детей наблюдается снижение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что в свою очередь приводит к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха , которая зачастую становится источником отрицательных эмоций, может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.
Задача каждого учителя - сделать процесс обучения радостным и интересным, помочь каждому ученику продвинуться дальше в обучении, усвоить программный материал глубоко и прочно.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась над
тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма. В результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдения опыта учителей и его анализа пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать дидактический материал , способный привлечь к себе внимание каждого ученика.
Орфография и ребёнок младшего школьного возраста. Орфография и интерес малыша к изучению русского языка. Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания. Как «соединить» одно с другим? Как «соединить» науку о законах русской орфографии с детьми от шести до десяти лет так, чтобы это соединение было оптимальным не только для науки, но и для ребёнка?
Дидактические игры применяю на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, обобщении, повторении ранее изученного.
Некоторые игры ( например «Соревнования», «Эстафеты» ) проводятся с помощью доски имела. Дети выходят по очереди к доске, вставляют пропущенные буквы или слова. Некоторые игры я оформляю на карточках для индивидуальной работы, и на карточках для групповой работы, соблюдая правила оформления наглядности для слабовидящих детей:
- изображения должны быть коитрастными, поэтому выполняю их на белом фоне, основной цвет – черный, размером печатного шрифта не менее 16 ( для индивидуальной работы ), высота буквы не менее 8 см ( для групповой работы ).
При изучении раздела «Звуки и буквы» я предлагаю использовать следующие дидактические игры:
Звуки речи.
« Найди схему». Каждый из играющих( 3 чел.) соотносит рисунки или слова написанные на карточках с соответствующими схемами.
Корова бык коза
Мак роза астра
Кактус кукла барабан
«Подбери слово». На доске расположены схемы. Каждый игрок подбирает и записывает слова под соответствующими схемами.
Алфавит.
«Что пропало?». На доске в двух столбиках записан алфавит с пропуском букв. Играющие вставляют пропущенные буквы и читают весь алфавит.
А Б Д Е К Г Д Е З К
Л М Н С Ц М Р У Ф Ч
Ч Ш Щ Ш Э Я
«Кто за кем?»
Играет весь класс. Девочки должны выписать имена мальчиков в алфавитном порядке, а мальчики имена девочек.
Дима, коля, Алеша, Галя , Аня, Жанна, Илья, Витя, Гриша, Ира, Даша, Миша, Маша, Рома , Сеня, Федя, Оля, Лида , Света.
Слог и слогоделение.
«Кто быстрее соберёт?»
На доске выставлены вперемежку предметные картинки с одно-, двух-, трёхсложными названиями предметов. Один игрок выбирает с односложными, второй - с двухсложными, третий- с трёхсложными названиями.
Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак,пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, попугай, слон, ласточка.
« Предлагает слоговик».
1. Измени слова так, чтобы в каждом было два слога: дом, сад, дуб, лист, куст, мак, мост, крот, дождь.
2. . Измени слова так, чтобы в каждом был только один слог: блины, грибы, звери, двери, кони, колья, гвозди, сучья,друзья.
3. Образуй от данных слов трехсложные слова: кот, мышь, лист, нож, дуб, роза, ваза, коза, петух, перо, зерно.
Перенос слов.
«Кто быстрее?» На доске записаны три столбика слов для переноса. Класс делится на три команды. Каждой команде свой столбик. Нужно записать слова в тетради, разделив для переноса, где это возможно. Выигрывают три первые ученика из каждой команды.
Диван лиса сахар
Стулья белка булка
Кровать зебра молоко
Стол медведь соль
Ковёр змея пряник
Столик барсук масло
Кресло ёжик крупа\
Ударение.
«Стук-постук». Ведущий стучит по столу столько раз, сколько слогов в слове, и один раз ударяет сильнее, громче других. Игроки ( весь класс ) должны назвать соответствующее слово.
« Быстрый диктант». Под диктовку нужно записать не всё слово, а только одну гласную ударного слога. Примерные слова: картон, бумага, книга, тетрадь, алфавит, ручка, карандаш, альбом, парта, портфель, доска,мел, картина, цветы.
Твёрдые и мягкие согласные.
«Поймай своё слово». Ведущий диктует слова. Класс делится на три команды. Первая – записывает те слова, в которых все согласные мягкие, вторая – те слова, в которых все согласные твёрдые, третья – те слова , в которых есть и твёрдые и мягкие согласные.
Лиса, пень, нос, голова, кит, тень, лось, рот, зебра, ель, день, тигр, нога, хорёк, лень, глаза, бегемот, лоб, ясень, петух, рука.
« Твёрдый – мягкий – твёрдый».
На доске записаны слова с твёрдыми и мягкими начальными согласными. Игроки изменяют слова так, чтобы мягкий стал твёрдым, а твёрдый стал мягким.
Лук, нос, рад, мыл, воз, тюк, вёл, мишка, вил, мял, тёк.
Парные согласные.
«Кто внимательный?» На доске записаны слова вперемежку с парными согласными в сильной слабой позиции. Нужно выписать только те слова, в которых есть парные согласные в слабых позициях.
Гром, поход, парус, ветер, остров, берёзка, палатка, пень, травка, пароход, клён, рыбка, лодка, разведка, тополь, деревья, крошки, карась, рубашка, дорога, нитки, поплавки.
«Плюс – минус» На доске записаны слова. Нужно списать все слова и обозначить парные согласные в сильной позиции знаком «+», а в слабой «-«
Луг, травка, дуб, лес, гриб, ягодка, листья, дорожка, град, дождь, канавка, ручеёк, солнышко, ветка, куст, цветок, камыш, пруд.
Сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ –ЩУ.
«Пиши – не спеши». Ведущий читает слова. Дети записывают, изменяя их так, чтобы они заканчивались слогами ЖИ или ШИ.
Крыша, лужа, лыжа, ноша, шалаш, марш, карандаш, нож, ландыш, малыш, груша, ухо, чиж, кожа, этаж.
« Наборщики». На доске написаны слоги: ТУ, СЫ, ДА, КУ, ША, ПИ, ПУ, РО, ЧА, ВЕЛЬ. Нужно приписывая справа и слева слоги ЧА или ЩА, образовать новые слова.
«Поймай слово». Игра провидится в форме выборочного диктанта. Первая команда записывает слова с сочетаниями ЧУ, вторая – ЩУ.
Щука, чугун, щуплый, тащу, кричу, пущу, чутьё, грущу, проглочу, чудак, чуткий, ищу, схвачу, хочу, утащу, чужой, чулан, чулок, чудеса, щука.
Используя эти игры учащиеся легко и более прочно усваивают знания по следующим темам: «Алфавит», «Слогоделение», «Перенос слов», «Ударение», «Твёрдые и мягкие согласные», «Звонкие и глухие согласные»,
«Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ».
Раздел « Состав слова» занимает значительное место в курсе изучения русского языка в период начального образования. Изучение морфемных и словообразовательных понятий развивает у учащихся умение мыслить, так как требует от них умения сопоставлять познаваемые факты, учит творческому применению теоретических знаний в различных видах речевой деятельности. Заучить эти понятия нельзя. Их надо усвоить.
В методике обучения русскому языку младших школьников сложилась определённая система изучения морфемных и словообразовательных понятий. Система предполагает наличие четырёх этапов:
- пропедевтика;
- знакомство с однокоренными словами и корнем слова;
- знакомство с основными морфемами;
- работа над составом слова в процессе изучения частей речи.
Методика обучения русскому языку выделила и обосновала ряд условий, при создании которых процесс усвоения морфемных и словообразовательных понятий становится наиболее эффективным.
К ним относятся : активизация умственной деятельности, развитие лингвистического отношения к слову, знакомство с существенными и несущественными признаками конкретного понятия, включение нового понятия в систему ранее изученных, опора на наглядность.
При изучении этого раздела я предлагаю использовать следующие дидактические игры:
Основа и окончание.
«Что изменяется?» Дети делятся на две команды. На доске написаны слова в два столбика с пропущенными окончаниями. Дети по очереди вставляют окончания и делают вывод, что изменилось в слове для связи с другими словами.
Это лисичк… это гнёздышк…
У лисичк… у гнёздышк…
К лисичк… к гнёздышк…
Вижу лисичк… вижу гнёздышк…
Над лисичк… над гнёздышк…
О лисичк… о гнёздышк…
«Вставь основу». На доске три предметные картинки. ( слон, лиса, перо). Под картинками схемы слов с пропущенными основами. Нужно вставить в каждую схему основу слова, соответствующую картинке. Выполняют три ученика.
У а у ы у а
К у к е к у
Перед ом перед ой перед Ом
На е на е на е
Корень слова и однокоренные слова.
«Помоги Незнайке». Незнайка подобрал к данным словам родственные, но по дороге в школу они у него рассыпались. Помоги собрать.
Машина - … ст, рыба – ….ак, море - …як, пожар - …ник, писать - …тель, скрипка - …ач.
«Найди пару». В каждом столбике игроки находят родственные слова и выписывают их.
Стол – столбы азбука – алфавит пять – пятка
Пень – пенка день – деньги час – часто
Коза – козлёнок лимон – лимонад конь – конец
Коза – стрекоза лимон – апельсин сад – досада
Ком – комната вода – водитель дорога – подорожник
Правописание безударных гласных.
«Быстрый ответ». Ведущий называет слово и указывает на игрока , который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает ответ проверочным словом.
Ночной, дождливый, хвостатый, холмистый, глазастый, Тяжёлый, земной;
Ходить, возить, варить, часы, старушка, словарь, тропинка, садовый, платить, косить, просить, смешить, спешить, плясать, вязать, глядеть, лесной, речной, стекло, беда, спасти.
«Спрашивай – отвечаем» Дети делятся на две команды. Каждый игрок готовит по 1 -2 слова с проверяемой безударной гласной. Игрок первой команды задаёт вопрос игроку второй команды, потом наоборот. Выигрывает та команда, где было меньше всего ошибок.
«Эстафета» Класс делится на две команды. На доске написаны слова с пропущенными безударными гласными. Дети по сигналу выбегают и вставляют букву в одном слове. Побеждает та команда, которая допустила меньше ошибок.
Двойные согласные в корне.
«Диктант – загадка» Дети записывают ответы.
1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный …. . 2. Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома. 3. Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два «к». И мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я … . 4. Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда. Двойное «р» содержит он, а называется … . 5. Чтоб каждый телевизор работал без капризов, на крыше непременно должна стоять … . 6. В магазин с сестрой ходили, всё что надо там купили, за батон, бутылку кваса заплатили деньги в …. .
Непроизносимые согласные в корне.
«Кто больше». На доске записана рифмовка с сочетанием СН. Все читают рифмовку и запоминают слова. Ведущий закрывает текст, а дети пишут слова по памяти. Побеждает тот, кто написал большее число слов.
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный, -
Этих слов не забывайте,
Букву Т в них не встречайте .
«Т – не Т». Ведущий читает слова в которых есть непроизносимая согласная Т, и в которых нет. Если в слове есть Т, то дети хлопают, если нет – то молчат.
Интересный, властный, возрастной, вкусный, шестнадцать, гласный, грустный, доблестный, жалостный, живописный, известный, пресный, лестный, местный, небесный. Ненастный, опасный, радостный, счастливый, ужасный, лесной, честный, капустный, трусливый, хвастливый.
Приставка и предлог.
«Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?»
На доске в два столбика записаны слова. Игроки раскрывают скобки и объясняют слитное или раздельное написание. Выигрывает команда правильнее и быстрее другой выполнившая задание.
(за) горой (с) кресла шарф
(по) бежать (с) тащил щенок
(под) сосной (по) волок
(за) кричать (за) уголок
(на) горе (по) трепал
(об) судить (со) всех сторон
(во) дворе и (по) мчался
(из) учить (на) балкон
Разделительный Ъ и Ь.
«Придумай слово». На доске в два столбика записаны слова. Нужно вставить в каждое из них Ъ или Ь, чтобы получилось новое слово, и записать его рядом.
Подели - … полёт -…
Обели - …. Семя - …
Сел - … Коля - …
Сёмка - … Уля - …
Обедать - … лёт - …
«Ловкий вратарь» Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Класс делится на две команды. Ведущий читает слова. 1-ая команда записывает слова с разделительным Ь, 2 –ая – с разделительным Ъ.
Крылья, объявление, судья, подъехать, жильё, съёжился, соловьи, съесть.
Суффикс.
«Ласковые слова» Дети делятся на две команды. На доске записаны в два столбика существительные, от которых игрокам нужно образовать «ласковые» слова, прибавив соответствующие суффиксы.
Дуб -… яблоня -…
Лиса - … заяц -…
Сестра -… брат - …
Солнце -… дорога - …
Яблоко - … ягода - …
Ель - … коза - …
Мама - … зерно - …
«Назови человека» От данных прилагательных образовать однокоренные существительные – название человека, записать и выделить суффикс.
Глупый - … хвастливый - …
Храбрый - … богатый - …
Сильный - … мудрый - …
Ленивый - … смелый - …
Старый - … маленький - … .
В процессе изучения раздела « Состав слова», представленные дидактические игры помогают выработать навык у учащихся разбора слов по составу, дать знания о значимых частях слова, их роли в слове.
При изучении частей речи важно постоянно совершенствовать умения распознавать части речи по их существенным признакам и точно употреблять их в речи. Для распознавания частей речи проводится их сравнение по следующему плану:
- Что обозначает каждая часть речи.
- На какие вопросы отвечает.
- Какие имеет постоянные свойства.
- Как изменяется.
- Каким членом предложения чаще всего бывает.
Для работы над частями речи предлагаю использовать следующие игры:
Имя существительное.
«Кто больше». На игру отводится три минуты. Дети должны назвать как можно больше существительных состоящих из одного слога.
«Кто – что?». Одна команда записывает слова отвечающие на вопрос КТО?
Другая – на вопрос ЧТО? Игра проводится в форме диктанта.
Ёж, шары, дом, лиса. мяч, заяц, жук, стол, гусь, юла, часы, петух, роза, кошка, щука, лыжи, лук, рак, утка, гриб, собака, арбуз.
«Живой – неживой» На доске записаны слова, отвечающие на вопрос КТО?
Нужно заменить одну букву, чтобы слова отвечали на вопрос ЧТО?
Лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь.
«Найди существительное» На доске записаны предложения со сходными существительными и глаголами. Игроки должны определить существительное.
Рой пчёл кружится над липой. Рой яму глубже.
Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребёнка.
Медведь в лесу не зная правил, однажды мотоциклом правил.
«Подбери пару». На доске записаны сущ. муж. рода . Игрок должен подобрать парное сущ. женского рода.
Отец - … мужчина -…
Дедушка -… дядя - …
Сын -… ткач -…
Брат - … сосед - …
Внук - … мальчик - …
Бык - … козёл - …
Баран - … кот - …
Падежи имён существительных.
«Во всех падежах» На доске или на карточках записаны пословицы со словами ДЕЛО и ТРУД во всех падежах. Игроки должны определить и обозначить падеж этих слов во всех пословицах.
- От слова до дела - целая верста. И умён, и пригож, и в деле гож. Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. От скуки бери дело в руки. Делу – время, потехе – час.
- Белые ручки чужой труд любят. Труд кормит, а лень портит. Дерево ценно плодом, а человек трудом. Суди человека по его труду. Без труда жить, только небо коптить. В труде рождаются герои.
«Эстафета». Класс делится на две команды. Каждая команда получает карточку со словосочетанием ( по числу учащихся ). Каждый игрок должен определить падеж одного существительного и передать карточку следующему.
Растёт на дереве зашёл к другу
Сидит за партой вышел за огород
Поднялся в воздух любуюсь картиной
Встретил брата мечтаю о походе
Подарил товарищу закрыл дверь
Шли по дороге жил за рекой
Поставил на стол прочитал в книге
Закрыл кран погасил свет
Склонения имён существительных.
«Сбор урожая». Класс делится на три команды. 1 –ая выписывает названия овощей – существительные 1 –го скл. 2 –ая названия овощей – сущ.2 –го скл.
3 –я названия ягод – сущ. 1 –го скл.
Капуста, картошка, свёкла, репа, редька, петрушка, брюква, тыква, огурец, кабачок, баклажан, редис, клубника, малина, смородина, клюква, черника, рябина, земляника.
Имя прилагательное
«Четвёртое лишнее». Игроки должны найти лишнее слово, подчеркнуть его, объяснить почему оно лишнее .
Ночь снежный космос
Ночной снежинка космический
Ночлег снеговик космонавт
Ночёвка снег космодром
Игру можно повторять с другими словами.
«Образуй прилагательное». Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда получает карточку с именами существительными ( по числу игроков). Игрок записывает однокоренное прилагательное образованное от одного существительного и передаёт следующему.
Река -… честь - …
Радость - … печь - …
Вкус - … небеса - …
Рука - …. Мука - …
Грусть - … место - …
Ужас - … чудеса - …
Звук - … молоко - …
Сенокос -… звёзды - …
Изменение прилагательных по родам и числам.
«Аукцион». Ведущий называет существительное, а дети подбирают и по очереди называют подходящие по смыслу прилагательные.
«Почтальоны». Учащимся в произвольном порядке раздаются карточки с написанными на них именами существительными м., ж., ср., рода. Троих игроков назначают почтальонами. Им вручаются карточки с именами прилагательными. Нужно доставить «по адресам», т.е. найти карточки с теми существительными к которым они относятся.
Имя числительное.
«Где число, а где предмет?». На доске вперемежку записаны существитель-ные и числительные. Нужно выписать количественные числительные.
Два, двойка, пара, три, десяток, тройка, десять, пятёрка, один, пятак, пять, семёрка, девять, семь, четыре, шесть, сотня, триста, восемь, сто.
«Подумай – напиши». На доске записаны числа цифрами, нужно записать их словами.
Местоимение.
«Четвёртое лишнее». На доске или на карточке записаны местоимения. Найти и зачеркнуть лишнее слово в каждом ряду.
Я, он,на,ты мы, он, вы, но
Нас, нами, нем, нам тебя, тебе, тобой, табун
Мной,меня,мни,мне он, его, ему, яму
Но, оно, она, они
Глагол.
«Угадай-ка». Водящий выходит из класса, а дети задумывают предмет и подбирают к нему всевозможные действия. Водящий приглашается в класс. Ему предлагается угадать, какой предмет задуман. Он должен спросить: «А что он делает?»
«Предмет или действие?» Для каждого игрока на доске записано предложение с парами слов одинаковыми по форме, из которых одно обозначает предмет, а другое – действие.
Игроки должны указать, какое из слов обозначает предмет, а какое действие.
- Затопили печь, чтобы пироги печь.
- Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
- Была Катюша запевала, она все песни запевала.
«Замени одним глаголом» На доске записаны фразеологические обороты. Нужно заменить оборот одним глаголом, близким по значению.
Совать нос - …
Клевать носом - …
Зарубить на носу - …
Унести ноги - …
Надуть губы - …
Заговаривать зубы - …
Дать стрекача - …
Выходить из себя - …
Чесать языки - …
Бить баклуши - …
Ломать голову - …
Водить за нос - … .
Времена глагола.
«Найди свой причал» На доске заголовок «Прошедшее время» и четыре наборных полотна – «причала» ( мужской род, женский род, средний род,
множественное число ). Ведущий предлагает игрокам четыре цветных набора «лодок», на которых записаны глаголы. Задача игроков найти для каждой «лодки» «причал»:
взяли, играло, нёс, сходила; увёз, была, гремело, убегали; читала, тёк, пекли, созрело; созрела, съели, унесло, испёк.
«Какое время» На доске или на карточке записаны три загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов.
- Летит без крыльев и поёт. Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, других он подгоняет.
- Длинной шеей поверчу – груз тяжёлый подхвачу, где прикажут положу: человеку послужу.
- Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
Лицо глагола.
«Кто быстрее» На доске в два столбика записаны глаголы в разных формах настоящего времени. Играющим нужно определить и записать лицо и число глагола:
Пишет, берём, пою, несёт, смотрят, живёте, смотрит, строишь, ведут, беру, говорим.
Спряжение глагола.
«Как определить?» На доске записаны четыре столбика глаголов, спряжение которых определяется разными способами. Игрок должен определить спряжение и объяснить как он это сделал:
Колоть сохнуть прогнать стучать
Мокнуть увидеть пить вянуть
Посмотреть жить мечтать бороться
Кричать стонать клеить тонуть
Мыть полоть вынуть обидеть
При изучении тем раздела «Предложение и текст» использую дидактические игры ( см. приложение № 1). Использовать их можно по мере изучения материала.
Все предложенные дидактические игры помогут в простой и доступной форме довести до учащихся начальной школы сложные языковые понятия, развить интерес и познавательную активность детей, повысить грамотность. Данные игры можно использовать по различным системам обучения: Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В. Занкова или по традиционной.
Эффективность использования дидактических игр можно выявить в результате наблюдения за процессом обучения русскому языку второклассников в школе для детей с нарушением зрения.
В первом классе в первой и второй четверти я менее активно применяла дидактические игры на уроках русского языка. Интерес детей к предмету с каждым днём снижался. В результате я стала замечать, что дети становятся пассивными на уроке, знания были не прочными, усваивались дольше, всё это отражалось на грамотности учащихся. Во втором полугодии я активно начала использовать дидактические игры на уроках. Уже через несколько недель увидела первые результаты: ребята стали активнее работать на уроке, появился интерес к предмету, прочность знаний, уверенность в ответах, стало меньше ошибок при выполнении письменных работ.
Можно увидеть изменение качества знаний по результатам контрольных работ проведённых в первом полугодии и во втором полугодии первого класса.
- Качество знаний детей в первом классе:
2. Качество знаний во втором классе:
Вывод: если систематически использовать дидактические игры, то усвоение материала будет эффективнее.
Кроме наблюдения за процессом обучения был проведён эксперимент. Цель эксперимента: выявить влияние дидактических игр на качество усвоения материала и повышение грамотности учащихся.
Ход эксперимента: детям для экспериментального изучения были предложены две темы: « Алфавит, или азбука» и «Слово и слог».
Тема «Алфавит, или азбука» Сначала изучалась без использования дидактических игр. Дети выучили алфавит и выполняли упражнения. После чего была проведена контрольная работа. По анализу контрольной работы была получена информация о качестве усвоения материала.
Затем, продолжая изучать эту тему, я использовала различные дидактические игры. И через три урока была проведена вновь контрольная работа и проанализированы результаты.
При изучении темы «Слово и слог» с первых уроков вводились дидактические игры, и все последующие уроки проводились с использованием дидактических игр. Были так же проведены две контрольные работы и проанализированы результаты.
Анализ результатов эксперимента.
- Сравнение результатов первых контрольных работ по каждой теме.
Качество знаний детей при изучении темы без использования дидактических игр:
Качество знаний детей при изучении темы с использованием дидактических игр:
Вывод: при изучении темы и закреплении материала без использования дидактических игр результаты ниже.
- Сравнение результатов вторых контрольных работ по каждой теме.
Качество знаний детей при первичном использовании дидактических игр:
Качество знаний при систематическом продолжении использования дидактических игр:
Вывод: более длительное использование дидактических игр так же улучшает качество знаний.
По результатам наблюдения и эксперимента можно сделать вывод: длительное и систематическое использование дидактических игр на уроках русского языка для слабовидящих детей повышает грамотность учащихся и улучшает качество знаний.
Заключение
При работе над темой: « Повышение грамотности детей с нарушением зрения на уроках русского языка посредством дидактических игр» была проанализирована научная, психолого-педагогическая литература по данной проблеме.
Анализ литературы показал, что учебная деятельность детей с нарушением зрения сопровождается рядом трудностей:
- нарушено восприятие формы, величины, цвета предметов, что приводит к схематизму, фрагментарности представлений;
- внимание ослаблено;
- память характеризуется меньшей продуктивностью;
- отмечаются трудности в установлении смысловых связей;
- словарный запас беднее, чем у нормально видящих, наблюдается вербализм речи;
- низкая работоспособность.
Систематическое использование дидактических игр на уроках помогает преодолеть некоторые трудности , возникающие в процессе учебной деятельности, так как:
- повышается интерес и работоспособность на уроке;
- снижается зрительная нагрузка;
- активизируется внимание учащихся.
Для проверки эффективности использования дидактических игр на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения был проведён эксперимент. Результаты эксперимента позволили сделать вывод:
использование дидактических игр на уроках обеспечивает повышение грамотности учащихся.
Приложение
В приложении использованы игры в порядке последовательного раскрытия основных языковых понятий: звуки речи и их обозначение на письме, Состав слова и правописание морфем, предложение, словосочетание и текст.
Они помогут в простой и доступной форме довести до учащихся начальной школы сложные языковые понятия, развить интерес и познавательную активность детей, повысить грамотность. Данные игры можно использовать по различным системам обучения: Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В. Занкова или по традиционной.
Звуки и буквы.
Звуки речи.
« Найди схему». Каждый из играющих( 3 чел.) соотносит рисунки или слова написанные на карточках с соответствующими схемами.
Корова бык коза
Мак роза астра
Кактус кукла барабан
«Подбери слово». На доске расположены схемы. Каждый игрок подбирает и записывает слова под соответствующими схемами.
Алфавит.
«Что пропало?». На доске в двух столбиках записан алфавит с пропуском букв. Играющие вставляют пропущенные буквы и читают весь алфавит.
А Б Д Е К Г Д Е З К
Л М Н С Ц М Р У Ф Ч
Ч Ш Щ Ш Э Я
«Кто за кем?»
Играет весь класс. Девочки должны выписать имена мальчиков в алфавитном порядке, а мальчики имена девочек.
Дима, коля, Алеша, Галя , Аня, Жанна, Илья, Витя, Гриша, Ира, Даша, Миша, Маша, Рома , Сеня, Федя, Оля, Лида , Света.
Слог и слогоделение.
«Кто быстрее соберёт?»
На доске выставлены вперемежку предметные картинки с одно-, двух-, трёхсложными названиями предметов. Один игрок выбирает с односложными, второй - с двухсложными, третий- с трёхсложными названиями.
Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак,пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, попугай, слон, ласточка.
« Предлагает слоговик».
1. Измени слова так, чтобы в каждом было два слога: дом, сад, дуб, лист, куст, мак, мост, крот, дождь.
2. . Измени слова так, чтобы в каждом был только один слог: блины, грибы, звери, двери, кони, колья, гвозди, сучья,друзья.
3. Образуй от данных слов трехсложные слова: кот, мышь, лист, нож, дуб, роза, ваза, коза, петух, перо, зерно.
Перенос слов.
«Кто быстрее?» На доске записаны три столбика слов для переноса. Класс делится на три команды. Каждой команде свой столбик. Нужно записать слова в тетради, разделив для переноса, где это возможно. Выигрывают три первые ученика из каждой команды.
Диван лиса сахар
Стулья белка булка
Кровать зебра молоко
Стол медведь соль
Ковёр змея пряник
Столик барсук масло
Кресло ёжик крупа\
Ударение.
«Стук-постук». Ведущий стучит по столу столько раз, сколько слогов в слове, и один раз ударяет сильнее, громче других. Игроки ( весь класс ) должны назвать соответствующее слово.
« Быстрый диктант». Под диктовку нужно записать не всё слово, а только одну гласную ударного слога. Примерные слова: картон, бумага, книга, тетрадь, алфавит, ручка, карандаш, альбом, парта, портфель, доска,мел, картина, цветы.
Твёрдые и мягкие согласные.
«Поймай своё слово». Ведущий диктует слова. Класс делится на три команды. Первая – записывает те слова, в которых все согласные мягкие, вторая – те слова, в которых все согласные твёрдые, третья – те слова , в которых есть и твёрдые и мягкие согласные.
Лиса, пень, нос, голова, кит, тень, лось, рот, зебра, ель, день, тигр, нога, хорёк, лень, глаза, бегемот, лоб, ясень, петух, рука.
« Твёрдый – мягкий – твёрдый».
На доске записаны слова с твёрдыми и мягкими начальными согласными. Игроки изменяют слова так, чтобы мягкий стал твёрдым, а твёрдый стал мягким.
Лук, нос, рад, мыл, воз, тюк, вёл, мишка, вил, мял, тёк.
Парные согласные.
«Кто внимательный?» На доске записаны слова вперемежку с парными согласными в сильной слабой позиции. Нужно выписать только те слова, в которых есть парные согласные в слабых позициях.
Гром, поход, парус, ветер, остров, берёзка, палатка, пень, травка, пароход, клён, рыбка, лодка, разведка, тополь, деревья, крошки, карась, рубашка, дорога, нитки, поплавки.
«Плюс – минус» На доске записаны слова. Нужно списать все слова и обозначить парные согласные в сильной позиции знаком «+», а в слабой «-«
Луг, травка, дуб, лес, гриб, ягодка, листья, дорожка, град, дождь, канавка, ручеёк, солнышко, ветка, куст, цветок, камыш, пруд.
Сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ –ЩУ.
«Пиши – не спеши». Ведущий читает слова. Дети записывают, изменяя их так, чтобы они заканчивались слогами ЖИ или ШИ.
Крыша, лужа, лыжа, ноша, шалаш, марш, карандаш, нож, ландыш, малыш, груша, ухо, чиж, кожа, этаж.
« Наборщики». На доске написаны слоги: ТУ, СЫ, ДА, КУ, ША, ПИ, ПУ, РО, ЧА, ВЕЛЬ. Нужно приписывая справа и слева слоги ЧА или ЩА, образовать новые слова.
«Поймай слово». Игра провидится в форме выборочного диктанта. Первая команда записывает слова с сочетаниями ЧУ, вторая – ЩУ.
Щука, чугун, щуплый, тащу, кричу, пущу, чутьё, грущу, проглочу, чудак, чуткий, ищу, схвачу, хочу, утащу, чужой, чулан, чулок, чудеса, щука.
Состав слова и правописание морфем.
Основа и окончание.
«Что изменяется?» Дети делятся на две команды. На доске написаны слова в два столбика с пропущенными окончаниями. Дети по очереди вставляют окончания и делают вывод, что изменилось в слове для связи с другими словами.
Это лисичк… это гнёздышк…
У лисичк… у гнёздышк…
К лисичк… к гнёздышк…
Вижу лисичк… вижу гнёздышк…
Над лисичк… над гнёздышк…
О лисичк… о гнёздышк…
«Вставь основу». На доске три предметные картинки. ( слон, лиса, перо). Под картинками схемы слов с пропущенными основами. Нужно вставить в каждую схему основу слова, соответствующую картинке. Выполняют три ученика.
У а у ы у а
К у к е к у
Перед ом перед ой перед Ом
На е на е на е
Корень слова и однокоренные слова.
«Помоги Незнайке». Незнайка подобрал к данным словам родственные, но по дороге в школу они у него рассыпались. Помоги собрать.
Машина - … ст, рыба – ….ак, море - …як, пожар - …ник, писать - …тель, скрипка - …ач.
«Найди пару». В каждом столбике игроки находят родственные слова и выписывают их.
Стол – столбы азбука – алфавит пять – пятка
Пень – пенка день – деньги час – часто
Коза – козлёнок лимон – лимонад конь – конец
Коза – стрекоза лимон – апельсин сад – досада
Ком – комната вода – водитель дорога – подорожник
Правописание безударных гласных.
«Быстрый ответ». Ведущий называет слово и указывает на игрока , который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает ответ проверочным словом.
Ночной, дождливый, хвостатый, холмистый, глазастый, Тяжёлый, земной;
Ходить, возить, варить, часы, старушка, словарь, тропинка, садовый, платить, косить, просить, смешить, спешить, плясать, вязать, глядеть, лесной, речной, стекло, беда, спасти.
«Спрашивай – отвечаем» Дети делятся на две команды. Каждый игрок готовит по 1 -2 слова с проверяемой безударной гласной. Игрок первой команды задаёт вопрос игроку второй команды, потом наоборот. Выигрывает та команда, где было меньше всего ошибок.
«Эстафета» Класс делится на две команды. На доске написаны слова с пропущенными безударными гласными. Дети по сигналу выбегают и вставляют букву в одном слове. Побеждает та команда, которая допустила меньше ошибок.
Двойные согласные в корне.
«Диктант – загадка» Дети записывают ответы.
1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный …. . 2. Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома. 3. Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два «к». И мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я … . 4. Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда. Двойное «р» содержит он, а называется … . 5. Чтоб каждый телевизор работал без капризов, на крыше непременно должна стоять … . 6. В магазин с сестрой ходили, всё что надо там купили, за батон, бутылку кваса заплатили деньги в …. .
Непроизносимые согласные в корне.
«Кто больше». На доске записана рифмовка с сочетанием СН. Все читают рифмовку и запоминают слова. Ведущий закрывает текст, а дети пишут слова по памяти. Побеждает тот, кто написал большее число слов.
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный, -
Этих слов не забывайте,
Букву Т в них не встречайте .
«Т – не Т». Ведущий читает слова в которых есть непроизносимая согласная Т, и в которых нет. Если в слове есть Т, то дети хлопают, если нет – то молчат.
Интересный, властный, возрастной, вкусный, шестнадцать, гласный, грустный, доблестный, жалостный, живописный, известный, пресный, лестный, местный, небесный. Ненастный, опасный, радостный, счастливый, ужасный, лесной, честный, капустный, трусливый, хвастливый.
Приставка и предлог.
«Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?»
На доске в два столбика записаны слова. Игроки раскрывают скобки и объясняют слитное или раздельное написание. Выигрывает команда правильнее и быстрее другой выполнившая задание.
(за) горой (с) кресла шарф
(по) бежать (с) тащил щенок
(под) сосной (по) волок
(за) кричать (за) уголок
(на) горе (по) трепал
(об) судить (со) всех сторон
(во) дворе и (по) мчался
(из) учить (на) балкон
Разделительный Ъ и Ь.
«Придумай слово». На доске в два столбика записаны слова. Нужно вставить в каждое из них Ъ или Ь, чтобы получилось новое слово, и записать его рядом.
Подели - … полёт -…
Обели - …. Семя - …
Сел - … Коля - …
Сёмка - … Уля - …
Обедать - … лёт - …
«Ловкий вратарь» Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Класс делится на две команды. Ведущий читает слова. 1-ая команда записывает слова с разделительным Ь, 2 –ая – с разделительным Ъ.
Крылья, объявление, судья, подъехать, жильё, съёжился, соловьи, съесть.
Суффикс.
«Ласковые слова» Дети делятся на две команды. На доске записаны в два столбика существительные, от которых игрокам нужно образовать «ласковые» слова, прибавив соответствующие суффиксы.
Дуб -… яблоня -…
Лиса - … заяц -…
Сестра -… брат - …
Солнце -… дорога - …
Яблоко - … ягода - …
Ель - … коза - …
Мама - … зерно - …
«Назови человека» От данных прилагательных образовать однокоренные существительные – название человека, записать и выделить суффикс.
Глупый - … хвастливый - …
Храбрый - … богатый - …
Сильный - … мудрый - …
Ленивый - … смелый - …
Старый - … маленький - … .
Части речи.
Имя существительное.
«Кто больше». На игру отводится три минуты. Дети должны назвать как можно больше существительных состоящих из одного слога.
«Кто – что?». Одна команда записывает слова отвечающие на вопрос КТО?
Другая – на вопрос ЧТО? Игра проводится в форме диктанта.
Ёж, шары, дом, лиса. мяч, заяц, жук, стол, гусь, юла, часы, петух, роза, кошка, щука, лыжи, лук, рак, утка, гриб, собака, арбуз.
«Живой – неживой» На доске записаны слова, отвечающие на вопрос КТО?
Нужно заменить одну букву, чтобы слова отвечали на вопрос ЧТО?
Лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь.
«Найди существительное» На доске записаны предложения со сходными существительными и глаголами. Игроки должны определить существительное.
Рой пчёл кружится над липой. Рой яму глубже.
Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребёнка.
Медведь в лесу не зная правил, однажды мотоциклом правил.
«Подбери пару». На доске записаны сущ. муж. рода . Игрок должен подобрать парное сущ. женского рода.
Отец - … мужчина -…
Дедушка -… дядя - …
Сын -… ткач -…
Брат - … сосед - …
Внук - … мальчик - …
Бык - … козёл - …
Баран - … кот - …
Падежи имён существительных.
«Во всех падежах» На доске или на карточках записаны пословицы со словами ДЕЛО и ТРУД во всех падежах. Игроки должны определить и обозначить падеж этих слов во всех пословицах.
- От слова до дела - целая верста. И умён, и пригож, и в деле гож. Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. От скуки бери дело в руки. Делу – время, потехе – час.
- Белые ручки чужой труд любят. Труд кормит, а лень портит. Дерево ценно плодом, а человек трудом. Суди человека по его труду. Без труда жить, только небо коптить. В труде рождаются герои.
«Эстафета». Класс делится на две команды. Каждая команда получает карточку со словосочетанием ( по числу учащихся ). Каждый игрок должен определить падеж одного существительного и передать карточку следующему.
Растёт на дереве зашёл к другу
Сидит за партой вышел за огород
Поднялся в воздух любуюсь картиной
Встретил брата мечтаю о походе
Подарил товарищу закрыл дверь
Шли по дороге жил за рекой
Поставил на стол прочитал в книге
Закрыл кран погасил свет
Склонения имён существительных.
«Сбор урожая». Класс делится на три команды. 1 –ая выписывает названия овощей – существительные 1 –го скл. 2 –ая названия овощей – сущ.2 –го скл.
3 –я названия ягод – сущ. 1 –го скл.
Капуста, картошка, свёкла, репа, редька, петрушка, брюква, тыква, огурец, кабачок, баклажан, редис, клубника, малина, смородина, клюква, черника, рябина, земляника.
Имя прилагательное
«Четвёртое лишнее». Игроки должны найти лишнее слово, подчеркнуть его, объяснить почему оно лишнее .
Ночь снежный космос
Ночной снежинка космический
Ночлег снеговик космонавт
Ночёвка снег космодром
Игру можно повторять с другими словами.
«Образуй прилагательное». Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда получает карточку с именами существительными ( по числу игроков). Игрок записывает однокоренное прилагательное образованное от одного существительного и передаёт следующему.
Река -… честь - …
Радость - … печь - …
Вкус - … небеса - …
Рука - …. Мука - …
Грусть - … место - …
Ужас - … чудеса - …
Звук - … молоко - …
Сенокос -… звёзды - …
Изменение прилагательных по родам и числам.
«Аукцион». Ведущий называет существительное, а дети подбирают и по очереди называют подходящие по смыслу прилагательные.
«Почтальоны». Учащимся в произвольном порядке раздаются карточки с написанными на них именами существительными м., ж., ср., рода. Троих игроков назначают почтальонами. Им вручаются карточки с именами прилагательными. Нужно доставить «по адресам», т.е. найти карточки с теми существительными к которым они относятся.
Имя числительное.
«Где число, а где предмет?». На доске вперемежку записаны существитель-ные и числительные. Нужно выписать количественные числительные.
Два, двойка, пара, три, десяток, тройка, десять, пятёрка, один, пятак, пять, семёрка, девять, семь, четыре, шесть, сотня, триста, восемь, сто.
«Подумай – напиши». На доске записаны числа цифрами, нужно записать их словами.
Местоимение.
«Четвёртое лишнее». На доске или на карточке записаны местоимения. Найти и зачеркнуть лишнее слово в каждом ряду.
Я, он,на,ты мы, он, вы, но
Нас, нами, нем, нам тебя, тебе, тобой, табун
Мной,меня,мни,мне он, его, ему, яму
Но, оно, она, они
Глагол.
«Угадай-ка». Водящий выходит из класса, а дети задумывают предмет и подбирают к нему всевозможные действия. Водящий приглашается в класс. Ему предлагается угадать, какой предмет задуман. Он должен спросить: «А что он делает?»
«Предмет или действие?» Для каждого игрока на доске записано предложение с парами слов одинаковыми по форме, из которых одно обозначает предмет, а другое – действие.
Игроки должны указать, какое из слов обозначает предмет, а какое действие.
- Затопили печь, чтобы пироги печь.
- Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
- Была Катюша запевала, она все песни запевала.
«Замени одним глаголом» На доске записаны фразеологические обороты. Нужно заменить оборот одним глаголом, близким по значению.
Совать нос - …
Клевать носом - …
Зарубить на носу - …
Унести ноги - …
Надуть губы - …
Заговаривать зубы - …
Дать стрекача - …
Выходить из себя - …
Чесать языки - …
Бить баклуши - …
Ломать голову - …
Водить за нос - … .
Времена глагола.
«Найди свой причал» На доске заголовок «Прошедшее время» и четыре наборных полотна – «причала» ( мужской род, женский род, средний род,
множественное число ). Ведущий предлагает игрокам четыре цветных набора «лодок», на которых записаны глаголы. Задача игроков найти для каждой «лодки» «причал»:
взяли, играло, нёс, сходила; увёз, была, гремело, убегали; читала, тёк, пекли, созрело; созрела, съели, унесло, испёк.
«Какое время» На доске или на карточке записаны три загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов.
- Летит без крыльев и поёт. Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, других он подгоняет.
- Длинной шеей поверчу – груз тяжёлый подхвачу, где прикажут положу: человеку послужу.
- Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
Лицо глагола.
«Кто быстрее» На доске в два столбика записаны глаголы в разных формах настоящего времени. Играющим нужно определить и записать лицо и число глагола:
Пишет, берём, пою, несёт, смотрят, живёте, смотрит, строишь, ведут, беру, говорим.
Спряжение глагола.
«Как определить?» На доске записаны четыре столбика глаголов, спряжение которых определяется разными способами. Игрок должен определить спряжение и объяснить как он это сделал:
Колоть сохнуть прогнать стучать
Мокнуть увидеть пить вянуть
Посмотреть жить мечтать бороться
Кричать стонать клеить тонуть
Мыть полоть вынуть обидеть
Однородные члены предложения.
Библиография
- Амонашвилли Ш. А. В школу - с шести лет . М., 1986.
- Бетенькова Н. М., Фомин Д. С. Конкурс грамотеев. М., 1996.
- Бетенькова Н. М., Фомин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М., 2002.
- Бойнова Н. И. Творческие игры на уроках русского языка. // Начальная школа. 2005 № 10 стр. 38.
- Былеева Л., Таборко В. Игра?.. Игра!.. М., 1988.
- Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. М., 1991.
- Геллер Е. М. Наш друг – игра. Минск 1979.
- Демирчоглян Г.Г. Глаза – школа здоровья. М., 2000.
- Ермаков В. П., Якушин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
- Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
- Лукиных Н. В. Формирование морфемных и словообразовательных понятий младших школьников. // Начальная школа. 2005,№ 9 стр. 22
- Минскин Е. М. От игры – к знаниям. М.,1992.
- Никитина Л. А. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. // Начальная школа. 2005 № 12 стр. 16.
- Панов М. В. Занимательная орфография. М., 1984.
- Сидорова С. А. Игры в загадки на уроках русского языка. // Начальная школа. 2004 № 10 стр. 44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий.
Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий....
«Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения»
Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.Перед учителем на...
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
Статья на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках русского языка посредством заданий творческого характера.
Статья на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках русского языка посредством заданий творческого характера....
Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями зрения
Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями зрения...
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе
Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформлени...
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе
. Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформле...