"Однокоренные слова". Русский язык. 2 класс
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Материал к уроку русского языка во 2 классе по УМК "Планета знаний".
Цель урока : познакомить с признаками однокоренных слов и научить подбирать родственные слова, находить и выделять корень в однокренных словах.
План-конспект урока может быть использован как самостоятельный, так и в качестве основы для создания своего, индивидуального плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, настрой на урок.
У: Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться , а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
- Ребята, мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
II. Чистописание.
- Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:
*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;
*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;
*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;
*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.
2. - Посмотрите на буквы: О, Ь, С, Н, Е (на доске отдельные буквы из магнитной азбуки)
- Назовите их. Какая лишняя?
- Разделите оставшиеся буквы на две группы. Назовите их (гласные, согласные).
- Составьте и запишите пары из согласных и гласных букв. Следите за высотой и наклоном букв.
III. Словарная работа.
1.- Составьте из этих букв, слово. Запишите слово на следующей строке.
- назовите осенние месяцы. Запишите их. Проверьте свои слова. (осень, сентябрь, октябрь – карточки на доску).
2. - назовите последний месяц осени (ноябрь – карточка на доску). Это пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью». В народе ноябрь еще называют «чернотропом». Почему? (пышный, пестрый ковер из листьев в ноябре почернеет и поблекнет, тропинки в лесу станут черными, вот и чернотроп).Запишите слово в тетрадь.
3. - подберите слова-ассоциации, которые помогут запомнить букву О (дОждь, хОлОд, мОрОз – карточки со словами на доску).
4. Народ придумал много пословиц про осенние месяцы. Вот одна из них: «В ноябре мороз приосанивается». Как вы понимаете выражение приосаниваться? (выравнивать плечи, становиться более уверенным).
Покажите, как это надо сделать (дети, сидя, выпрямляют спину, расправляют плечи). Надо всегда следить за осанкой и держать спину прямо!
IV. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах и корне.
1.(слайд №1)
- Грибная пора наступила. Смотри:
Из леса грибочку несут грибники.
А где-то еще притаился грибок…
Заглядывать нужно под каждый листок!
- Прочитайте запись. О чем четверостишие? Когда наступает грибная пора? О чем нужно помнить, собирая грибы? (съедобные, несъедобные). Какую пользу мы получаем, собирая грибы? (свежий воздух, ходьба, наклоны). Физкультминутка «По грибы» ( Глубокий вдох-выдох, ходьба на месте, наклоны, глубокий вдох-выдох).
2. - Найдите в тексте и выпишите родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.
(Дети предлагают свои варианты)
- Почему мы испытываем затруднение? (Не знаем какие слова называются родственными)
- Значит, что сегодня на уроке мы должны узнать? (что такое родственные слова)
- Что нам в этом поможет? (личный опыт, учитель, учебник)
3. Формулируем цель и задачи урока:
- знать, какие слова называются родственными
- знать признаки родственных слов
- уметь подбирать родственные слова
4. Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, уютный и округлый.
Делаем вывод: Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными).
Стр.80 учебника, читаем правило.
4. Итак, какие же признаки есть у родственных слов?
Родственные слова – это:
1) слова близкие по смыслу.
Назовите из стихотворения близкие по смыслу слова (грибная, грибочки, грибники, грибок). Докажите.
2) в словах должна быть общая часть
Как называется общая часть? (корень)
Выделите в словах общую часть.(гриб-)
Как еще можно назвать родственные слова? (однокоренные)
Слайд №2 «признаки родственных слов»
V. Физкультминутка.
VI. Упражнения на закрепление.
- Слайд №3. «Как растут слова».
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень -
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
Ну а вот и садовод.
И садовник с ним идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
- Найдите однокоренные слова. Выпишите. Выделите общую часть – корень.
2. Игра «Засели домик».
Одновременно в три домика приехали «родственники». Правильно ли родственники заселились в домики?
Дети по очереди выходят к доске и рядом со словом ставят «+» - если верно, «-» - если неверно, «?» - если затрудняется.
На доске: лис- мор- вод-
Лиса морской вода
Лист моряк водичка
Лисонька мороз водный
Лисий морячок водитель
3.Слайд №4 «Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, теплый, жаркий.
4.Слайд №5
Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
- Родня ли Гусиница Гусю? Почему?
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Найти и выписать семью родственных слов. Выделить корень.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них –
Очень тихий ёжик.
Ребята обмениваются тетрадями в парах. Проводят проверку работы. Ставят оценку друг другу.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.подведем итог урока. Я задаю вам вопросы, вы – отвечаете. Если ответ правильный – хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Что мы называем корнем?
Какие слова называются однокоренными?
Какую мы цель ставили в начале урока?
2.Оцените свою работу. Обведите ту цифру, на какую, вы считаете, работали сегодня. (у детей оценочный лист с цифрами от 1 до 10). Кто поставил себе 10? 9? И т.д.
3.Д/з: упр. 4 стр.81 (найти и выписать слова с корнями –лист-, -ягод-, -букет-) или упр.5 стр. 81(выписать однокоренные слова).Задание на выбор (дифференцированный подход).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова. На уроке используется презентация, за...
Интерактивное сопровождение к уроку русского языка по теме "Однокоренные слова" во 2 классе
Презентация для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа России"....
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Русский язык 2 класс
Цели: формировать умение подбирать однокоренные слова; знать два признака однокоренных слов; уметь применять полученные знания и умения...
Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" в 3 классе
Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Онокоренные слова"...
Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс
Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...