Открытый урок по русскому языку на тему ВОЗВРАТНЫЕ И НЕВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Пурбожапова Дулмажап Пурбожаповна

урок с ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt2.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»

Урок

по русскому языку в 4 классе

«Я из слов- самоцветов

Приворотное зелье мешаю

Всех друзей и знакомых

В Агинскую степь приглашаю!»

(Возвратные  и невозвратные глаголы)  

п.Могойтуй

ФИО  учителя: Шагдарова Д.П.

Предмет, класс: русский язык, 4 класс

Тема урока:  «Я из слов- самоцветов

Приворотное зелье мешаю

Всех друзей и знакомых

В Агинскую степь приглашаю!»

(Возвратные  и невозвратные глаголы)»

Тип занятия: урок изучения нового материала

Цель урока:  Сформировать представления  учащихся  о глаголах с возвратным значением.

Задачи занятия:

- познакомить учащихся с понятием «глаголы с возвратным значением»;

- формировать умение различать и образовывать такие глаголы;

- развивать умение сравнивать, сопоставлять, наблюдать.

- создать атмосферу сотрудничества, умение видеть красоту природы;

- дать учащимся представления о Забайкальском крае, об Агинском округе.

Оборудование (средства) занятия: мультимедиапроектор, листы с заданиями для детей.

Ход урока:

I.Вводно - мотивационный

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу я , Дж. Пурбожаповна. Ребята открыли тетради, записали дату.

Приехала я к вам из далекого Забайкалья. Знаете, где этот край находится? Ничего страшного, вы сегодня узнаете про это.

Итак, ребята поехали, наш край находится далеко – далеко от Москвы, к юго – востоку страны, около озера Байкал, мы с вами сегодня попутешествуем по этому региону, но вместе с тем и изучим новую тему.

   Ну , давайте начнем путешествие

2. Актуализация знаний  (Слайд 2) 

Фильм(чтение стихотворения об Аге)

Я из слов-самоцветов

Приворотное зелье мешаю-

Всех друзей и знакомых

В Агинскую степь приглашаю.

Я  хочу показать вам

Лазурные воды Онона.

О людях в просторы влюбленных

На луга – посмотрите-

Росой они ярко расшиты.

Нашим воздухом чистым

На утренней зорьке дышите.

Побратайтесь с народом,

Душа у которого – песня,

Побратайтесь с народом

Чьи мысли – орлы в поднебесье

Из степных родников

Зачерпните живительной влаги.

У седых стариков

Поучитесь  любви и отваге.

 На веселом огне

Вскипятите душистого чая

Позавидуйте мне

Я – хозяин Агинского края.

 

II Операционно- содержательный

3. Сообщение темы и целей урока

Что вы узнали про этот край? Дальше пошли.

В краю Агинском трудно кого-либо найти , кто не испытывал благотворного воздействия благословенной – священной воды Алханая. Национальный парк Алханай является одной из самых загадочных мест Забайкалья.

 (Слайд    )

( чтение стихотворения

- Представили национальный парк?

- Из этого стихотворения выписала я такие слова? Какое задание вы бы предложили  с ними выполнить? А я предлагаю вам разобрать их по составу?

Идет

Выпьет

Стать

Мчатся

- Что их объединяет? (Глаголы) (Слайд)

- Разберите их по составу. (дети выполняют в тетради)(закрыть шторку)

- Проверьте себя.

- Какое слово показалось вам необычным по составу?

 - Что за часть слова, которая стоит после окончания?

- Да , ребята это суффикс, суффикс - ся. Какое же значение придает слову суффикс - ся?  Как называются такие глаголы? (выносит на доску).

- Итак , ребята , на этом уроке мы должны ответить на эти вопросы

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы будем с вами на уроке сравнивать , наблюдать. Возьмем такие предложения (смотрите на карточки)   (шторку закрыть)

- Кто желает прочесть?

  Хрустальные, чистые и ледяные

 Целебные тайны ручья

 Мчат священную воду Алханая.

                   Мчатся синеструйные потоки

                  Алханайской солнечной воды .

         

-выделите карандашом  грамматическую основу(у вас на партах лежат уже карточки, кто с каким предложением работает уже видно).

- Что общего между сказуемыми?

- Чем различаются?

-  Что придает слову суффикс – ся ?

- Что выполняет действие над  чем?

(в первом предложении действие выполняет тайны над водой, во втором – сами потоки м чатся)

- Как можно назвать такие глаголы? ( затрудняетесь , тогда рассмотрим следующие рисунки)

 

- У вас есть питомцы. Вот я привезла с собой фотографии своих любимых кошек

- Попробуйте составить предложения.

            Кот умывает котенка.              

- А я взяла такое предложение. Соответствует ли оно рисунку? На кого направлено действие мамы.

- А теперь составьте предложение, чтобы действие было направлено на самого котенка.

 Котенок умывается.

- Изменился смысл предложения?Сравним глаголы.

- Кто выполняет действие на 1 рисунке над котенком? (кот)

- А на втором?(котенок сам умывается).(Слайд)(Если затрудняются, то вернуться к слову мчатся)

- Ну,  так как же назовем такие глаголы, которых действие как бы возвращается к самому лицу?

- Внимание! Историческая справка!(Слайд)(читает ребенок)

Суффикс – ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому и глагол называется возвратным, действие возвращается к самому себе.

- Итак, как называются такие глаголы?  А как назовем остальные глаголы? Итак, какова же тема нашего урока?

- Попробуем образовать возвратные глаголы (Слайд). А если я буду говорить о себе?

- Что вы заметили?(Кроме суффикса – ся , есть еще суффикс - сь)

(- В чем особенность этих суффиксов?(они стоят после окончания, К глаголу после окончания присоединяются суффиксы, значимые части слова, они то и придают глаголу смысл, без которого у слова не было бы того возвращения действия , которое обозначается суффиксами  - ся ; -сь)

- Совпадает ли написание с произношением? (нет) Давайте произнесем эти слова, а теперь правильно проговорим так как это слово пишется.  

- В чем особенность глаголов с возвратным значением(действие возвращается к самому действующему лицу), а не производится над другими объектами.

- Попробуем пронаблюдать , в каком случае пишем – ся ,  а в каком – сь?

- Могу я тогда подчеркнуть(подчеркивает конечные гласные и согласные перед – ся и – сь. )

- Кто догадался? (если слово оканчивается на согласную, то пишется  - ся , если на гласную - сь)

- Перед вами выражения:

- Прочитайте левый столбик, что общего?

           Необходимо подобрать сининимичную  замену словами из левого столбика:

Ходить козырем

Пожинать лавры

Попасть впросак

Лезть на рожон

Слова для справок: нарываться, запутаться, пользоваться плодами успеха, хвастаться.

- Как образованы данные глаголы?(при помощи суффикса - ся)

-  Следующая работа , которую нам предстоит сделать это  - работа с буклетами. Перед вами книжечка – буклет , рассказывающий про нашу жемчужину Алханай , вы знакомитесь с ней ,  читаете,  рассматриваете картины, далее вам предстоит  составить свои предложения, исходя  из того, что вы узнаете и прочитаете(поработаем по группам – первая группа составляет предложения с возвратными глаголами с суффиксом – ся , вторая – с возвратными глаголами с суффиксом  -сь. ) .ж

 - Итак , проверим, кто желает прочесть свои предложения?

- Мы убедились с вами , что глаголы с возвратным значением нужны нам, они украшают нашу речь , делают ее более точной.

IV.Физминутка

- Природа нашего края полна солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонких голосов птиц. Я приглашаю посетить поэтическую беседку. Здесь мы передохнем и послушаем стихи забайкальских поэтов. Попытайтесь представить описанные картины.

               

Мое Забайкалье!

Да разве с тобою расстаться могу я ,

Да разве всегда ты не будешь со мной,

Земля  - в фиолетовых пятнах ургуя –

Что в детстве  открылась из юрты родной

 Ты каждым своим бугорочком и камнем,

Ты каждой травинкой у сопок седых

 Всегда мне близка и всегда дорога мне

 Как мать теплотою  ладоней своих

 Ты в сердце сыновнем живешь, как весна

 Мое Забайкалье, моя сторона!

5.Закрепление изученного

Следующие 5 минут , ребята , - у вас свободное время. Самостоятельно поработайте, выбирая себе понравившийся гутал.Гутал – это бурятская обувь. Каждый элемент национального костюма имеет значение. Например, обувь у бурята имеет загнутый к верху носок, чтобы не повредить травам и цветам. Ведь буряты испокон веков считали свою родную землю богиней.

Итак, ребята каждый гутал предложит свое задание по степени сложности.Выбираем себе задание.

- А теперь раскройте ответ и проверьте себя.

- Кто правильно выполнил? Молодцы! Вы были внимательными туристами на нашем путешествии.

III. Рефлексивно- оценочный

6. Итог урока.

- Итак, ребята,  какую тему мы сегодня изучили?  Как мы их различаем? Какое значение придают слову суффиксы – ся – сь. Как много нового открыли мы на уроке, также  вы совершили экскурсию в наш край, теперь поделитесь своими впечатлениями, понравилось ли вам у нас в гостях, свои мысли отразите в предложении, в котором вы используете возвратные глаголы, ваше отношение к увиденному и услышанному.

- Кто желает прочесть?

- Как легко  и приятно было с вами работать на уроке,вы были внимательны, любознательны, на память мои ученики вам дарят маленькие сувенирчики в честь сегодняшнего урока.

- спасибо за урок, до свидания.

Коте-нок

Кошка

 с котен-ком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс

Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....

Открытый урок по русскому языку по теме "Глагол"

Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.          2. Углубить знания учащихся о данной части речи. ...

Конспект урока по русскому языку на тему «Возвратные глаголы», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.Планируемые результаты:Предметные:знать форм...

Конспект урока по русскому языку на тему «Возвратные глаголы», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.Планируемые результаты:Предметные:знать...