Открытый урок по русскому языку на тему ВОЗВРАТНЫЕ И НЕВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок
по русскому языку в 4 классе
«Я из слов- самоцветов
Приворотное зелье мешаю
Всех друзей и знакомых
В Агинскую степь приглашаю!»
(Возвратные и невозвратные глаголы)
п.Могойтуй
ФИО учителя: Шагдарова Д.П.
Предмет, класс: русский язык, 4 класс
Тема урока: «Я из слов- самоцветов
Приворотное зелье мешаю
Всех друзей и знакомых
В Агинскую степь приглашаю!»
(Возвратные и невозвратные глаголы)»
Тип занятия: урок изучения нового материала
Цель урока: Сформировать представления учащихся о глаголах с возвратным значением.
Задачи занятия:
- познакомить учащихся с понятием «глаголы с возвратным значением»;
- формировать умение различать и образовывать такие глаголы;
- развивать умение сравнивать, сопоставлять, наблюдать.
- создать атмосферу сотрудничества, умение видеть красоту природы;
- дать учащимся представления о Забайкальском крае, об Агинском округе.
Оборудование (средства) занятия: мультимедиапроектор, листы с заданиями для детей.
Ход урока:
I.Вводно - мотивационный
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу я , Дж. Пурбожаповна. Ребята открыли тетради, записали дату.
Приехала я к вам из далекого Забайкалья. Знаете, где этот край находится? Ничего страшного, вы сегодня узнаете про это.
Итак, ребята поехали, наш край находится далеко – далеко от Москвы, к юго – востоку страны, около озера Байкал, мы с вами сегодня попутешествуем по этому региону, но вместе с тем и изучим новую тему.
Ну , давайте начнем путешествие
2. Актуализация знаний (Слайд 2)
Фильм(чтение стихотворения об Аге)
Я из слов-самоцветов
Приворотное зелье мешаю-
Всех друзей и знакомых
В Агинскую степь приглашаю.
Я хочу показать вам
Лазурные воды Онона.
О людях в просторы влюбленных
На луга – посмотрите-
Росой они ярко расшиты.
Нашим воздухом чистым
На утренней зорьке дышите.
Побратайтесь с народом,
Душа у которого – песня,
Побратайтесь с народом
Чьи мысли – орлы в поднебесье
Из степных родников
Зачерпните живительной влаги.
У седых стариков
Поучитесь любви и отваге.
На веселом огне
Вскипятите душистого чая
Позавидуйте мне
Я – хозяин Агинского края.
II Операционно- содержательный
3. Сообщение темы и целей урока
Что вы узнали про этот край? Дальше пошли.
В краю Агинском трудно кого-либо найти , кто не испытывал благотворного воздействия благословенной – священной воды Алханая. Национальный парк Алханай является одной из самых загадочных мест Забайкалья.
(Слайд )
( чтение стихотворения
- Представили национальный парк?
- Из этого стихотворения выписала я такие слова? Какое задание вы бы предложили с ними выполнить? А я предлагаю вам разобрать их по составу?
Идет
Выпьет
Стать
Мчатся
- Что их объединяет? (Глаголы) (Слайд)
- Разберите их по составу. (дети выполняют в тетради)(закрыть шторку)
- Проверьте себя.
- Какое слово показалось вам необычным по составу?
- Что за часть слова, которая стоит после окончания?
- Да , ребята это суффикс, суффикс - ся. Какое же значение придает слову суффикс - ся? Как называются такие глаголы? (выносит на доску).
- Итак , ребята , на этом уроке мы должны ответить на эти вопросы
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы будем с вами на уроке сравнивать , наблюдать. Возьмем такие предложения (смотрите на карточки) (шторку закрыть)
- Кто желает прочесть?
Хрустальные, чистые и ледяные
Целебные тайны ручья
Мчат священную воду Алханая.
Мчатся синеструйные потоки
Алханайской солнечной воды .
-выделите карандашом грамматическую основу(у вас на партах лежат уже карточки, кто с каким предложением работает уже видно).
- Что общего между сказуемыми?
- Чем различаются?
- Что придает слову суффикс – ся ?
- Что выполняет действие над чем?
(в первом предложении действие выполняет тайны над водой, во втором – сами потоки м чатся)
- Как можно назвать такие глаголы? ( затрудняетесь , тогда рассмотрим следующие рисунки)
- У вас есть питомцы. Вот я привезла с собой фотографии своих любимых кошек
- Попробуйте составить предложения.
Кот умывает котенка.
- А я взяла такое предложение. Соответствует ли оно рисунку? На кого направлено действие мамы.
- А теперь составьте предложение, чтобы действие было направлено на самого котенка.
Котенок умывается.
- Изменился смысл предложения?Сравним глаголы.
- Кто выполняет действие на 1 рисунке над котенком? (кот)
- А на втором?(котенок сам умывается).(Слайд)(Если затрудняются, то вернуться к слову мчатся)
- Ну, так как же назовем такие глаголы, которых действие как бы возвращается к самому лицу?
- Внимание! Историческая справка!(Слайд)(читает ребенок)
Суффикс – ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому и глагол называется возвратным, действие возвращается к самому себе.
- Итак, как называются такие глаголы? А как назовем остальные глаголы? Итак, какова же тема нашего урока?
- Попробуем образовать возвратные глаголы (Слайд). А если я буду говорить о себе?
- Что вы заметили?(Кроме суффикса – ся , есть еще суффикс - сь)
(- В чем особенность этих суффиксов?(они стоят после окончания, К глаголу после окончания присоединяются суффиксы, значимые части слова, они то и придают глаголу смысл, без которого у слова не было бы того возвращения действия , которое обозначается суффиксами - ся ; -сь)
- Совпадает ли написание с произношением? (нет) Давайте произнесем эти слова, а теперь правильно проговорим так как это слово пишется.
- В чем особенность глаголов с возвратным значением(действие возвращается к самому действующему лицу), а не производится над другими объектами.
- Попробуем пронаблюдать , в каком случае пишем – ся , а в каком – сь?
- Могу я тогда подчеркнуть(подчеркивает конечные гласные и согласные перед – ся и – сь. )
- Кто догадался? (если слово оканчивается на согласную, то пишется - ся , если на гласную - сь)
- Перед вами выражения:
- Прочитайте левый столбик, что общего?
Необходимо подобрать сининимичную замену словами из левого столбика:
Ходить козырем
Пожинать лавры
Попасть впросак
Лезть на рожон
Слова для справок: нарываться, запутаться, пользоваться плодами успеха, хвастаться.
- Как образованы данные глаголы?(при помощи суффикса - ся)
- Следующая работа , которую нам предстоит сделать это - работа с буклетами. Перед вами книжечка – буклет , рассказывающий про нашу жемчужину Алханай , вы знакомитесь с ней , читаете, рассматриваете картины, далее вам предстоит составить свои предложения, исходя из того, что вы узнаете и прочитаете(поработаем по группам – первая группа составляет предложения с возвратными глаголами с суффиксом – ся , вторая – с возвратными глаголами с суффиксом -сь. ) .ж
- Итак , проверим, кто желает прочесть свои предложения?
- Мы убедились с вами , что глаголы с возвратным значением нужны нам, они украшают нашу речь , делают ее более точной.
IV.Физминутка
- Природа нашего края полна солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонких голосов птиц. Я приглашаю посетить поэтическую беседку. Здесь мы передохнем и послушаем стихи забайкальских поэтов. Попытайтесь представить описанные картины.
Мое Забайкалье!
Да разве с тобою расстаться могу я ,
Да разве всегда ты не будешь со мной,
Земля - в фиолетовых пятнах ургуя –
Что в детстве открылась из юрты родной
Ты каждым своим бугорочком и камнем,
Ты каждой травинкой у сопок седых
Всегда мне близка и всегда дорога мне
Как мать теплотою ладоней своих
Ты в сердце сыновнем живешь, как весна
Мое Забайкалье, моя сторона!
5.Закрепление изученного
Следующие 5 минут , ребята , - у вас свободное время. Самостоятельно поработайте, выбирая себе понравившийся гутал.Гутал – это бурятская обувь. Каждый элемент национального костюма имеет значение. Например, обувь у бурята имеет загнутый к верху носок, чтобы не повредить травам и цветам. Ведь буряты испокон веков считали свою родную землю богиней.
Итак, ребята каждый гутал предложит свое задание по степени сложности.Выбираем себе задание.
- А теперь раскройте ответ и проверьте себя.
- Кто правильно выполнил? Молодцы! Вы были внимательными туристами на нашем путешествии.
III. Рефлексивно- оценочный
6. Итог урока.
- Итак, ребята, какую тему мы сегодня изучили? Как мы их различаем? Какое значение придают слову суффиксы – ся – сь. Как много нового открыли мы на уроке, также вы совершили экскурсию в наш край, теперь поделитесь своими впечатлениями, понравилось ли вам у нас в гостях, свои мысли отразите в предложении, в котором вы используете возвратные глаголы, ваше отношение к увиденному и услышанному.
- Кто желает прочесть?
- Как легко и приятно было с вами работать на уроке,вы были внимательны, любознательны, на память мои ученики вам дарят маленькие сувенирчики в честь сегодняшнего урока.
- спасибо за урок, до свидания.
Коте-нок
Кошка
с котен-ком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс
Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....
Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....
Открытый урок по русскому языку по теме "Глагол"
Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи. 2. Углубить знания учащихся о данной части речи. ...
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Образование глаголов прошедшего времени от глаголов в неопределённой форме"
Конспект урока русского языка 3 класс, технология проблемного обучения...
Конспект урока по русскому языку на тему «Возвратные глаголы», 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.Планируемые результаты:Предметные:знать форм...
Конспект урока по русскому языку на тему «Возвратные глаголы», 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.Планируемые результаты:Предметные:знать...