Конспект урока по русскому языку на тему «Возвратные глаголы», 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать формы глагола, в том числе и возвратного;
- знать понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
- уметь находить в тексте возвратные глаголы;
- уметь обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку на тему «Возвратные глаголы», 4 класс, УМК "Школа России" | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИ студента: Меркасимова А.
Класс: 4 «В»
Кабинет: 206
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема урока: «Возвратные глаголы»
Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать формы глагола, в том числе и возвратного;
- знать понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
- уметь находить в тексте возвратные глаголы;
- уметь обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! - Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу. - Садитесь. - Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату? - Как вы понимаете это высказывание? - Отлично, молодцы. | Приветствовать учителя. - Не то беда, что мы всегда Чего-нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьёшься своего, Узнаешь, поумнеешь. - Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать | Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: диалог Практический: работа в тетради Языковой: орфограммы | 5 мин | - Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа». - Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф. - Запишите их каллиграфичным почерком к себе в тетрадь - По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду. - А как по-вашему, что может обозначать возвр.ф.? -Хотите узнать? - Теперь напишите эти слова послностью на другой строчке. - Обозначьте орфограммы. Какое слово труднее всего писать? - А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы написали. - Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус. - Ребята, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при написании этих слов? - Это словарные слова, их написание нельзя проверить, поэтому их нужно запомнить. - Скажите, что такое глагол? - Как изменяется глагол? | Выполняют каллиграфичное письмо - Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое - сказуемое, возвратная - Со словами, у которых нет проверочных слов, поэтому было трудно определить, кукую букву нужно писать. - Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающая действие или состояние предмета. - Глаголы изменяются по временам, числам и лицам. | Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П.: структурирование знаний. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог Практический: постановка целей и задач урока | 3 мин | Прочитайте глаголы и сравните их. - Что вы можете сказать? -Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? - Что придает вторым глаголам такое значение? -Чем глаголы отличаются по форме? - Вы знаете, как называются такие глаголы? -Что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему. Значит, наша задача на уроке: 1) Узнать как называются такие глаголы; 2) Какие значения они имеют; 3) Как пишутся такие глаголы. - Все верно. | Расчесывает – расчесывается Одевает – одевается Моет – моется -ся - нет - Тема нашего урока: «Возвратные глаголы» - Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся. | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Языковой: грамматический анализ Наглядный: учебник Словесный: диалог Практический: работа с правилом Практический: выполнение упражнения Практический: выполнение упражнения | 15 мин | - Запишем два предложения. Сильный ветер качает ветви деревьев. Ветви деревьев качаются. - Выделите грамматическую основу. Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме? - Как могут называться такие глаголы? - К глаголу присоединяется частичка –СЯ, она придает ему такой смысл, которого без нее не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксом – ся. – В чём особенность этого суффикса? -Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу? - Ответ на вопрос «Как называется такая форма глагола?» вы найдёте самостоятельно на страничке учебника 102. - Кто прочитает правила в желтой рамке? -Как называются такие глаголы? Прячется – прячет себя. Моется – моет себя. Катается – катает себя. - Назовите показатель возвратных глаголов. - На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? - Что особенного в возвратных глаголах неопределённого времени? - Посмотрите на №210. Прочитайте. На какой вопрос отвечают глаголы из первого столбика? - А из второго? - В чем их сходство? А какие различия они имеют? - Составьте два предложения. Первое со словом умывать, а второе со словом умываться. - Что у вас получилось? - а кого направлено действие в первом предложении? - А во втором? - Спишите к себе в тетрадь эти два столбика с глаголами и подчеркните суффикс –ся, а также мягкий знак. – Прочитайте глаголы, которые вы выписали | Выделяют грамматическую основу В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на верхушки. Во втором предложении – действие возвращается к действию самого предмета - Возвратные. Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека. - Он стоит в конце слова после -ть. - Действия, переходящие на предмет, на самого себя. - Возвратные глаголы. - ся - Что делать? Что сделать? - В них мы всегда пишем мягкий знак (ь) - что делать? - что сделать? - Пишется мягкий знак - в первом столбике действия совершаются на данный момент, а во втором уже были сделаны. - на кого-то - на самого себя Выписывают в тетрадь | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Наглядный: презентация Словесный: диалог Языковой: морфемный разбор | 4 мин | Посмотрите на доску. Прочитайте: «Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани …» - Кто автор этого произведения? - Как оно называется? - Назовите глаголы. - На что они оканчиваются? - Есть ли лишний среди них? - Что общего у всех остальных глаголов? - Итак, выпишите возвратные глаголы из стихотворения, подчеркните мягкий знак и выделите суффикс. - Сейчас два человека выходят к доске, выполним морфемный разбор слов. …, первые два глагола – мыться, плескаться. …, следующие глаголы – купаться, кувыркаться. Остальные работают в своих тетрадях. - Проверяем. Молодцы! Присаживайтесь. | - Корней Чуковский «Мойдодыр» - Мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться. - Нырять, т.к. нет суффикса -ся. - Они возвратные. Выполняют задание. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
Физминутка | - А теперь немного разомнемся. Встаем со своих мест и повторяем движения за мультяшками. (Видео на экране) - Отлично, присаживайтесь. | |||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: работа с карточками | 4 мин | - У вас на столе карточка. Это самостоятельная работа. Каждый за нее получит отметку. - Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы. Выделите суффикс –ся и подчеркните мягкий знак перед нем. - Прочитайте эти предложения. - Кому не понятно задание? - Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы. - Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-». - Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту. | Слушают задание. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. Любишь кататься, люби и саночки возить. Учащиеся выписывают только возвратные глаголы. (Напиться, наклониться, кататься.) | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. Практический: работа с упражнением Словесный: беседа. | 5 мин | - Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак.
-Теперь давайте попробуем разобрать слова по составу. - Какой суффикс есть во всех этих словах? - А что особенно в основе? | Один ребёнок работает у доски Ошибиться Раздеться Злиться Волноваться У доски другой ученик - ся - Она не включается в себя –ть, а прерыввается. | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин | - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как:
- Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. | - Тема нашего урока: «Возвратные глаголы» - Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся - Все цели мы реализовали. Анализировать свою работу на уроке. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"
Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....
Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...
Конспект урока по русскому языку по теме «Спряжение глаголов». (УМК "Школа России"), 4 класс.
Цели деятельности учителя: формирование понятия «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «спряжение глагола»...
Конспект урока по русскому языку на тему «Возвратные глаголы», 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.Планируемые результаты:Предметные:знать форм...