русский язык 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 2004г.;
· Авторская программа Рамзаева Т.Г.
· Учебного плана образовательного учреждения на 2012- 2013 учебный год;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_vse_po_poryadku.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 2004г.;
- Авторская программа Рамзаева Т.Г.
- Учебного плана образовательного учреждения на 2012- 2013 учебный год;
- Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в гимназии №2.
Для реализации программного содержания используется :
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В2-х ч. 14-е изд., стереотип.- Москва: Дрофа,2009.
Учебник включён в федеральный перечень на 2012- 2013 год.
Уровень программы: базовый.
Общая характеристика курса.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково – символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексте) с миром и с самим собой;
3. формирование у детей чувства языка;
4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5.сообщение необходимых знаний и формирование учебно –языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Место предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 4 ч. в неделю, всего 136 ч.
По рабочей программе 105 ч (3 ч. в неделю)
Учебный план для 3- 4 классов составлен на основе примерного плана для 3- 4 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан с родным (татарским) языком обучения, утверждённого приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан, № 4154/12 от 09.07.2012 г.
Содержание курса русского языка в 4 классе
Разделы программы:
Повторение изученного в 3 классе -14ч. (Слово, предложение, текст, звуки и буквы, алфавит, состав слова,…)
Однородные члены предложения -6 ч.
Части речи. Имя существительное -28 ч.
Имя прилагательное -21 ч.
Местоимение -8 ч.
Глагол -22 ч.
Наречие-2 ч
Имя числительное- 2 ч
Развитие связной речи-2 ч
Закрепление пройденного-2 ч
Предложение. Текст.
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения
Имя существительное.
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное.
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безуд. гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол.
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая слитное написание); -тся – -ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания - о – -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение.
Развитие речи (часы распределяются в течение года).
Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия
Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Выпускники начальной школы должны овладеть базовыми знаниями и умениями, а именно:
должны знать:
- звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
- лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
- признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;
- признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;
должны уметь:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;
- писать подробное изложение доступного текста;
- писать сочинение о себе на заданную тему.
Кроме базовых умений выпускники начальной школы должны овладеть следующими умениями:
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
6. Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.
УМК | Методическая литература для учителя | Литература для учащихся | Ссылки на интернет - ресурсы |
Программа: Составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования для 1-4 кл. Учебник: 1)«Русский язык» учебник для 4 класса. Т.Г.Рамзаева. В 2-х ч. 14-е изд.,-М.:, Дрофа, 2009. 2)«Самостоятельные работы по русскому языку.”Т.Г.Игнатьева, Л.Е.Тарасова. Издательство”Экзамен” Москва.2012г. | Русский язык. 4 класс. «Методические рекомендации для учителя.» 6-е изд.,Москва «Дрофа» 2009г. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. /Москва, «Баласс», 2012г./ Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку 2-4 классы. М.»ВАКО»2010г. | 1. С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведов. Толковый словарь русского языка 2.Орографический словарь русского языка. |
http://www.bumerang.ru/book/book.asp?id=76056&r=21 - Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка в 4 классе |
Гимназический компонент
- выведение общего правила написания проверяемых согласных
- уметь находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов
- образование новых слов с помощью приставок
- роль окончания в слове
- словообразование
- развитие внимания к значению слова
- полный морфологический разбор
- образование имен существительных
- склонение личных местоимений
- степени прилагательных 7. Календарно- тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата проведения | ||||||
знать, понимать | уметь | |||||||||
план | факт | |||||||||
I четверть | ||||||||||
1 | Повторение Слово. Повторение. Предложение. Виды предложений. | 14 1 | - значимые части слова, признаки изученных частей речи, типа предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; -изученные орфографические правила; -графическое обозначение орфограмм; -порядок разбора предложения и образец записи; -порядок разбор слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. | -анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; -различать произношение и написание слов; -находить способ проверки написания слов; -без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; -обозначать орфограммы, изученные во 2-3 классах, в словах и между словами; -выполнять фонетический разбор; -работать со схемами, выполнять словарную работу. | 4.09 | |||||
2 | Связь слов в предложении.Текст. Виды текстов. | 1 | 6.09 | |||||||
3 | Звуки и буквы. Алфавит. Слоги. Тема и заголовок текста. | 1 | 7.09 | |||||||
4 | Однокоренные слова. Корень. Приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. | 1 | 11.09 | |||||||
5 | Правописание гласных и согласных в корне. | 1 | 13.09 | |||||||
6 | Входной контрольный диктант. « Поздняя осень» | 1 | 14.09 | |||||||
7 | Сочинение по рисунку и опорным словам. «Моя любимая игра» | 1 | 18.09 | |||||||
8 | Работа над ошибками. Слова с непроизносимыми и двойными согласными. | 1 | 20.09 | |||||||
9 | Приставка и педлоги. Правописание предлогов | 1 | 21.09 | |||||||
10 | Разделительные ъ и ь. Словарный диктант. | 1 | 25.09 | |||||||
11 | Части речи. Род имен существительных | 1 | 27.09 | |||||||
12 | Склонение имен существительных | 1 | 28.09 | |||||||
13 | Имя прилагательное | 1 | 2.10 | |||||||
14 | Глагол как часть речи | 1 | 4.10 | |||||||
15 | Обучающее изложение «Медаль за отвагу» | 1 | 5.10 | |||||||
16 | Однородные члены (общее понятие). Работа над ошибками. Тест (10 мин.) | 6ч 1 | -знать признаки однородных членов предложения | -производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; пользоваться в речи предложениями с однородными членами; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами | .9.10 | |||||
11.10 | ||||||||||
17 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов интонации перечисления. Предупредительный диктант. | 1 | ||||||||
12.10 | ||||||||||
18 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с однородными членами. | 1 | ||||||||
19 | Упражнения в составлении предложений с однородными членами. Упражнение в анализе, состав и написание предложений с однородными членами. | 1 | 16.10 | |||||||
20 | Употребление в повествовательном тексте предложений с однородными сказуемыми. | 1 | 18.10 | |||||||
21 | Тема и основная мысль текста. Заголовок текста .План текста. | 1 | -правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; -признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. -определение имени существительного; -род имени существительного6 мужской, женский, средний; -правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 скл. (кроме сущ. на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин) | -узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; -приводить примеры повествовательных, вопросительных, и побудительных предложений; -Определять предложения по цели высказывания и интонации; -узнавать в тексте простые предложения; -ставить знаки препинания в конце предложения; -работать со схемами предложения, рассуждать по образцу. -различать имена сущ., отвечающие на вопросы кто? что?; имена сущ. мужского, женского и среднего рода; -различать склонения имен сущ. - изменять сущ. по числам, падежам (падежные вопросы); -составлять устный рассказ, предложения со словами в разных падежах; | 19.10 23.10 26.10 30.10 1.11 2.11 13.11 15.11 16.11 20.11 22.11 23.11 27.11 29.11 30.11 4.12 6.12 7.12 11.12 13.12 14.12 | |||||
22 | Итоговой контрольный диктант за первую четверть. «Прогулка» | 1 | ||||||||
23 | Имя существительное. Склонение имен существительных.Работа над ошибками. | 28ч 1 | ||||||||
24 | Распознавание падежей имен существительных. | 1 | ||||||||
25 | Несклоняемые имена существительные.. Обобщение. ( Срез знаний.) | 1 | ||||||||
26 | Именительный падеж имен существительных. | 1 | ||||||||
27 | Родительный падеж имен существительных. | 1 | ||||||||
28 | Дательный падеж имен существительных. | 1 | ||||||||
29 | Винительный падеж имен существительных. | 1 | ||||||||
30 | Творительный падеж имен существительных. | 1 | ||||||||
31 | Предложный падеж имен существительных | 1 | ||||||||
32 | Повторение сведений о падежах имён существительных Распознавание И. п. и В. п.; В. и П. падежей. | 1 | ||||||||
33 | Контрольное списывание по теме падежи имен существительных. «Ель» | 1 | ||||||||
34 | Работа над ошибками. Падежи имен сущ.-ых. | 1 | ||||||||
35 | Три типа склонения имен сущ. в ед. ч. Упражнение в определении склонений имен сущ. | 1 | ||||||||
36 | Определение типа склонения имен сущ. , употребленных в косвенных падежах. | 1 | ||||||||
37 | Ударные, безударные окончания имен сущ. в единственном числе. Проверка безударных окончаний имен сущ. 1, 2, 3 склонения. | 1 | ||||||||
38 | Правописание окончаний имен сущ. в Р.п. | 1 | ||||||||
39 | Повествовательный текст с элементами описания. | 1 | ||||||||
40 | Правописание окончаний имен сущ. 1-го и 3-го склонения в Д.п. | 1 | ||||||||
41 | Правописание окончаний имен сущ. в Р.п иД.п. Сравнение окончаний в Р.п. и Д.п. | 1 | ||||||||
42 | Родительный и винительный падежи сущ. 1-го и 2-го склонения. Словарный диктант. | 1 | -вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен сущ; -знать алгоритм морфологического разбора; | -уметь выполнять морфологический разбор имени сущ.; -находить, отличать несклоняемые сущ., с разными предлогами, предложения с однородными членами. | 18.12 20.12 21.12 25.12 27.12 28.12 | |||||
43 | Правописание безударных окончаний имен сущ. в Т. п. Правописание окончаний имен сущ. в П.п. | 1 | ||||||||
44 | Итоговый контрольный диктант по теме «Безударные окончания имен существительных по падежам. «Приспособился.» | 1 | ||||||||
45 | Безударные окончания имен сущ-ых. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||
46 | Правописание сущ. в Р.п., Д.п. и П.п. Обобщение. | 1 | ||||||||
47 | Множественное число имен существительных. И п. и В п. имен существительных во множественном числе. | 1 | ||||||||
48 | Родительный падеж имен существительных. во множественном числе. | 1 | -знания об имени прилагательном, как части речи, знать алгоритмы определения рода имени прилагательного. Знать склонения имен прилагательных. Навык правописания окончания прилагательных мужского и среднего рода; падежные вопросы и окончания прилагательных | -уметь распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число, уметь правильно писать родовые окончания. Уметь распознавать падеж имен прилагательных. Уметь правильно склонять прилагательные в мужском и среднем роде. Уметь распознавать именительный и винительный падежи имен прилагательных. Сопоставление падежных вопросов и окончаний имен прилагательных, развивать умение, распознавать их. | ||||||
49 | Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе | 1 | ||||||||
50 | Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам. | 21ч 1 | ||||||||
51 | Родовые окончания имен прилагательных. Словарный диктант. | 1 | ||||||||
52 | Склонение имен прилагательных. Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде. | 1 | ||||||||
53 | Именительный и винительный падежи прилагательных в мужском и среднем роде. | 1 | ||||||||
54 | Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде. | 1 | ||||||||
55 | Дательный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде. | 1 | ||||||||
56 | Творительный и предложный падежи имен прилагательных в мужском и среднем роде. | 1 | ||||||||
57 | Правописание окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде в творительном и предложном падежах. | 1 | ||||||||
58 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Словарный диктант. | 1 | ||||||||
59 | Сопоставление безударных окончаний имен прилагательных в женском и среднем роде в именительном падеже. | 1 | -знания об имени прилагательном, как части речи, знать --алгоритмы определения рода имени прилагательного. Знать склонения имен прилагательных. Навык правописания окончания прилагательных мужского и среднего рода; падежные вопросы и окончания прилагательных Проверять безударные окончания имен прилагательные, правильно ставить вопрос. -систематиз. знания, сопоставляют прилагательно с существитель. | -уметь распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число, уметь правильно писать родовые окончания. Уметь распознавать падеж имен прилагательных. Уметь правильно склонять прилагательные в мужском и среднем роде. Уметь распознавать именительный и винительный падежи имен прилагательных. Сопоставление падежных вопросов и окончаний имен прилагательных, развивать умение, распознавать их. -аспознавать падеж, | ||||||
умение различать их на письме. Выявляют сходства и различия | ||||||||||
60 | Сравнение безударных окончаний имен прилагательных в мужском и женском роде. | 1 | ||||||||
61 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных в женском роде. | 1 | ||||||||
62 | Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе. | 1 | ||||||||
63 | Предупредительный диктант по теме «Склонение имен прилагательных в единственном числе» | 1 | ||||||||
64 | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 | ||||||||
65 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных в форме множественного числа. | 1 | ||||||||
66 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе. Словарный диктант. | 1 | ||||||||
67 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных в форме множественного числа. | 1 | ||||||||
68 | Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных. Согласование имен прилагательных с именем существительным. | 1 | ||||||||
данных частей речи. | ||||||||||
69 | Объяснительный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||||||
70 | Работа над ошибками. Местоимение как часть речи. | 1 8ч | -определение местоимения и его признаки. | -находить местоимения в предложениях; - склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения; каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой ,раздельное написание предлогов с местоимениями; правильно потреблять местоимения в разных падежах; использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте. | ||||||
71 | Сравнение личных местоимений и имен существительных. Личные местоимения 1,2,3-го лица. | 1 | ||||||||
72 | Раздельное написание местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами. Понятие о склонении местоимений. | |||||||||
73 | Раздельное написание с предлогами местоимений 3-го лица. | 1 | ||||||||
74 | Изложение текста- описания по опорным словам на основе зрительного восприятия. И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» | 1 | ||||||||
75 | Работа над ошибками. Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами. | 1 | Знакомятся с ролью местоимений в речи, их особенностями. Знакомятся с местоимениями 1, 2, 3 лица, с изменением местоимений 3-го лица ед.ч. по родам; с изменением по падежам местоимений 1-го и 2-го лица ед.ч. мн.ч. | Развивает умения находить в тексте. Развивают умение заменять имя сущ. местоимений соответ. рода. Развивает навык раздельного написания местоимения с предлогами. Совершенствует умение распознавать изученные части речи. Правильно употреблять их в речи. Правильно писать родовые окончания. Умение ставить вопрос к глаголу в неопр.форме. | ||||||
76 | Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений. Словарный диктант. | 1 | ||||||||
77 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» по итогам III четверти. «Дикая яблонька.» | 1 | ||||||||
78 | Работа над ошибками | 1 | ||||||||
79 | Глагол как часть речи Изменение глаголов по временам. | 22ч | ||||||||
80 | Изменение по родам глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний. | 1 | ||||||||
81 | Неопределённая форма глагола. Неопределённая форма- начальная форма глагола. | Обобщают знания о грам. Особенностях глагола, его роли в языке, умение распознавать временные формы. Изменять глагол по родам в ед.ч. Знакомятся с особенностями глаголов в неопред. Форме. | ||||||||
1 | ||||||||||
82 | Спряжение глаголов (общее понятие) | 1 | ||||||||
83 | Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глаголов единственного числа. Употребление ь знака в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | ||||||||
84 | I и II спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжений. | 1 | ||||||||
85 | Спряжение глаголов в будущем времени. Словарный диктант. | 1 | ||||||||
86 | Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | ||||||||
87 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | ||||||||
88 | Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. | 1 | ||||||||
89 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | ||||||||
90 | Глаголы- исключения. Правописание глаголов- исключений. | 1 | ||||||||
91 | Предупредительный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени». | 1 | ||||||||
92
| Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени. | 1 | ||||||||
93 | Изменение глаголов совершенного и несовершенного по временам. Образование временных форм глагола. Словарный диктант. | 1 | ||||||||
94 | Возвратные глаголы ( ознакомление). | 1 | Знакомятся с изменением глаголов по лицам и числам. Знакомятся с окончаниями глаголов 1-го и 2-го спряжения. Совершенный и несовершенный вид глагола. Отрабатывают навык правописания безударных личных окончаний. Глаголы-исключения и их особенности. Суффикс –л в глаголах прошедшего времени. Возвратные глаголы. | Уметь спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. Умение различать окончания глаголов 1-го и2-го спряжения. Уметь определять виды глаголов. Правильно писать безударные личные окончания глаголов, распознавать спряжения глагола по суффиксу в неопределенной форме. Учатся распознавать глаголы-исключения. Сопоставляют глаголы 3-го лица на –тся с глаголами в неопределенной форме на –ться. | . | |||||
95 | Свободный диктант ( упр.517, стр.118) Распознавание глаголов 3-го лица и глаголов в неопределенной форме (на –тся, -ться) | 1 | ||||||||
96 | Работа над ошибками. Обобщение темы глагол. | 1 | ||||||||
97 | Контрольный диктант по итогам 4-го класса. «О подвигах». | 1 | ||||||||
98 | Работа над ошибками | 1 | ||||||||
99 | Наречие- неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Употребление наречий в глагольных словосочетаниях. Суффиксы наречий. | 2ч 1 | ||||||||
100 | Имя числительное как часть речи. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. | 2ч 1 | ||||||||
101 | Роль в общении. Склонение количественных числительных. | 1 | ||||||||
102 | Развитие связной речи. Тема и основная мысль текста. | 2ч 1 | ||||||||
103 | Обобщение. Текст- описание, текст-рассуждение, текст- повествование. Словарный диктант. | 1 | ||||||||
104 | Повторение изученного. Закрепление частей речи. | 2ч 1 | ||||||||
105 | Повторение. Глагол как часть речи. | 1 |
Приложение 5. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
- «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
- «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
- «5» – без ошибок.
- «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
- «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
- «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
- «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
- «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
- «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
- «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
- «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
- «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
- «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
6. Практические занятия по предмету.
Виды практических занятий | Кол-во часов | Дата | Коррек. дата | ||
1 четверть | Диктанты. | 3 | |||
1 | 1 | Входной контрольный диктант по теме текст. «Поздняя осень». | |||
2 | 2 | Итоговый контрольный диктант по теме однородные члены предложения за I четверть. «Прогулка» | |||
Словарные диктанты. | 3 | ||||
3 | 1 | Словарный диктант по теме разделительный Ь и Ъ знаки. | |||
4 | 2 | Словарный диктант по теме однородные члены предложения. | |||
5 | 3 | Словарный диктант по теме несклоняемые имена существительные. | |||
Изложения. | 1 | ||||
6 | 1 | Изложение «Медаль за отвагу» | |||
2 четверть | Диктанты. | 1 | |||
7 | 1 | Контрольный диктант по теме правописание безударных окончаний имен существительных. | |||
Словарный диктант. | 3 | ||||
8 | 1 | Словарный диктант по теме падежи имен существительных. | |||
9 | 2 | Словарный диктант по теме Р.п. и В.п. имен существительных. | |||
10 | 3 | Словарный диктант по теме родовые окончания имен прилагательных. | |||
Списывание. | 1 | ||||
11 | 1 | Контрольное списывание по теме падежи имен существительных. | |||
3 четверть | Диктанты. | 3 | |||
12 | 1 | Предупредительный диктант по теме склонение имен прилагательных в ед.ч. | |||
13 | 2 | Объяснительный диктант по теме имя прилагательное. | |||
14 | 3 | Контрольный диктант по теме местоимение по итогам 3 четверти. | |||
Словарный диктант. | 3 | ||||
15 | 1 | Словарный диктант по теме безударные падежные окончания имен прилагательных ж.р. | |||
16 | 2 | Словарный диктант по теме Р.п. и П.п. имен прилагательных во мн.ч. | |||
17 | 3 | Словарный диктант по теме | |||
Изложение. | 1 | ||||
18 | 1 | Изложение текста-описания по опорным словам на основе зрительного восприятия И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» | |||
4 четверть | Диктанты. | 3 | |||
19 | 1 | Диктант по теме правописание безударных личных окончаний глаголов наст. и буд. времени. | |||
20 | 2 | Свободный диктант по теме возвратные глаголы. | |||
21 | 3 | Контрольный диктант по теме по итогам 4 класса. | |||
Словарный диктант. | 3 | ||||
22 | 1 | Словарный диктант по теме спряжения глаголов в будущем времени. | |||
23 | 2 | Словарный диктант по теме образование временных форм глагола. | |||
24 | 3 | Словарный диктант по теме части речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....