Рабочая программа по русскому языку для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009г., учебного плана, Примерной программы начального общего образования 2008г. с учетом авторской программы по УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чураковой, Гольфмана Е.Р. – Рабочая программа по русскому языку. – Волгоград: Учитель, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по русскому языку
для 1 класса
5 часов в неделю (всего 41 час)
Автор-составитель:
Демченко Наталья Сергеевна
2012-2013 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009г., учебного плана, Примерной программы начального общего образования 2008г. с учетом авторской программы по УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чураковой, Гольфмана Е.Р. – Рабочая программа по русскому языку. – Волгоград: Учитель, 2012.
Нормативно правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 Последнее обновление: 27.12.2009 г.
- Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Примерная образовательная программа начального (среднего) общего образования.
- Основная образовательная программа начального образования МБОУ СОШ №7.
- «Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в МБОУ СОШ №7 города Ноябрьск, реализующей программы общего образования»
- «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Чуракова, Н. А. Русский язык: 1 класс: учебник: в 3 ч. / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Чуракова, Н. А. Русский язык: 1 класс: методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен необходимостью выполнения требований Стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Примерным учебным планом в 1-ом классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 41 час (5 часов в неделю).
Количество часов | Четверти | За год | |
3 | 4 | ||
по программе | 3 | 38 | 41 |
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
1. А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны.
Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения.
2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят.
3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем
4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок.
5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.
6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.
7. Для создания или восстановления целостной картины.
Программа разработана и в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).
Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять
работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм: комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач.
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Русский язык» к концу 1-го года обучения
Систематический курс русского языка
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• различать буквы и их основные звуковые значения;
• различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
• делить слова на слоги, определять ударный слог;
• пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
• пользоваться способом обозначения звука [йۥ ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
• пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
- различать слова названия предметов, признаков, действий;
- различать главные и неглавные слова - названия предметов;
- определять в тексте слова — помощники.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• различать предложение и слово;
• определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
• определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
• писать прописную букву в именах собственных;
• делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
• писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
- выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание Ь и Ъ.
• писать словарные слова, определенные программой;
• писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• списывать небольшой текст по правилам списывания;
• читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
• первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
• работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:
• понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;
• выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
Содержание учебного предмета
1 класс (41 ч)
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Фонетика и графика (28 час[1]*)
Алфавит. Правильное название букв. Расположение слов в алфавитном порядке. Практическое использование последовательности букв алфавита.
Знакомство со звуковым столбиком. Гласные и согласные звуки. Различение буквы и звука. Ударные и безударные гласные. Слог. Ударение. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Звуковой анализ слов. Звуковая схема слова.
Звук [й’] и буква Й. Работа букв Ю, Я, Е, Ё. Работа букв Е, Ё, Ю, Я в начале слова. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкие и твёрдые согласные в начале и середине слова. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков. Распознавание твёрдых и мягких согласных. Особенности звуков [ж], [ш]. Сочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. Особенности звука [ц]. Сочетания ЦИ, ЦЕ, ЦЫ. Особенности звуков [ч’], [щ’]. Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Работа букв Ь и Ъ. Мягкий знак на конце и в середине слова. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Осознавание алфавита как определённой последовательности букв и воспроизведение его. Восстановление алфавитного порядка слов.
Различение звуков (разных их качеств) и буквы. Различение гласных и согласных звуков.
Классификация ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных звуков (парных и непарных), твёрдых и мягких согласных звуков (парных и непарных).
Объяснение (характеристика) особенностей гласных, согласных звуков.
Уточнение особенностей разных звуков в ярком зрительном образе путём многократного обращения к звуковому столбику. Определение звука по его характеристике. Соотношение звука и его характеристики. Устная характеристика звука. Группировка звуки по заданному основанию.
Оценивание правильности предложенной характеристики звука, умение находить допущенные в ней ошибки.
Нахождение (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками.
Чтение и составление звуковой схемы слова. Анализ заданной звуковой схемы слова. Соотношение звучащего слова с его звуковой схемой.
Решение звукобуквенной проблемы («Давайте найдём, как обозначаются эти звуки в звуковом столбике!»)
Деление слова на слоги.
Умение обнаруживать особенности русской графики: работа Ь и букв Е, Ё., Ю, Я.
Орфоэпия[2]**
Орфоэпические нормы речи. Нормы речевого этикета. Нормы речевого этикета в ситуациях общения (приветствие, прощание и т.д.)
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Соблюдение орфоэпической нормы речи.
Морфология (4 час*)
Слова-названия предметов. Слова-названия действий. Слова-названия признаков. Слово-предмет, на которое направлено действие. Слова-помощники. Графическая схема слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков.
Различение слов-предметов главных и неглавных.
Определение в тексте слов-помощников.
Синтаксис (6 час*)
Предложение. Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания). Предложение по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Графическая схема предложения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Различение особенностей письменной и устной речи. Чтение предложений с разными логическими ударениями.
Чтение и составление графической схемы предложения.
Анализ текста: определение границы предложения, выбор знака в конце предложения.
Определение (и чтение) в тексте предложения по цели высказывания, по интонации.
Орфография и пунктуация (6 час**)
Прописная буква в именах собственных.
Правило переноса слов: по слогам с одной строчки на другую.
Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЦИ- ЦЕ-ЦЫ.
Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Правило написания буквы парного согласного на конце слова.
Написание Ь как обозначащего мягкость согласных на конце слов и в середине слов перед согласными.
Правильное обозначение на письме границы предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения).
Правописание словарных слов.
Правила списывания текста.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов.
Контроль правильности написания слова и записи текста.
Оценка собственной работы (диктанта), анализ допущенных ошибок.
Различение деление слова на слоги и деление для переноса.
Развитие речи (6 час[3]*)
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета.
Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета. Умение обосновывать целесообразность выбора
Словарь
Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово).
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Четверти | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Глава 1.Волшебный лес в опасности | 1 ч. | 1 ч. | ||||
Глава 2. Дети осваивают алфавит | 2 ч. | 2 ч. | ||||
Глава 3. Маша и Миша знакомятся с миром слов | 4 ч. | 4 ч. | ||||
Глава 4. Тайны устной и письменной речи | 4 ч. |
| 4 ч. | |||
Глава 5. Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком | 1 ч. |
| 1 ч. | |||
Глава 6. Дети учатся различать согласные звуки | 2 ч. | 2 ч. | ||||
Глава 7. Загадка звука [й] и буквы «Й» | 3 ч. | 3 ч. | ||||
Глава 8. Твердые и мягкие согласные звуки | 2 ч. | 2 ч. | ||||
Глава 9. Маша и Миша прислушиваются к гласным и согласным звукам | 4 ч. | 4 ч. | ||||
Глава 10. Дети знакомятся с твердыми согласными, у которых нет мягкой пары | 3 ч. | 3 ч. | ||||
Глава 11. Маша и Миша узнают о существовании непарных мягких согласных | 2 ч. | 2 ч. | ||||
Глава 12. Почему Ь называют мягким, а Ъ – твердым? | 4 ч. | 4 ч. | ||||
Глава 13. Очередное открытие: парные звонкие на конце слов заменяются глухими | 5 ч. | 5 ч. | ||||
Глава 14. Предложения по-разному произносятся и по-разному записываются | 4 ч. | 4 ч. | ||||
ИТОГО: | 41 ч. | 3 ч. | 38 ч. |
Перечень литературы и средств обучения
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге для учащихся:
- Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
для учителя:
- Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Русский язык. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.А.Чураковой/ авт-сост. С.В С.В.Николаева. – Волгоград:Учитель, 2011.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
- Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). - М.:Академкнига/Учебник.
- Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Календарно – тематическое планирование
Предмет русский язык
Класс 1г
Учитель Демченко Наталья Сергеевна
Количество часов: всего 41 ч.; в неделю 5 часов
Контрольных работ: I полугодие - нет
II полугодие - 1
Планирование составлено на основе:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. // Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Начальная школа. М.,: «Вентана-Граф», 2009г. С.34-37.
2. Примерные программы начального общего образования. // Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Начальная школа. М.,: «Вентана-Граф», 2008г. С.137-143.
3. Образовательная система «Перспективная начальная школа». Рабочие программы. 1 класс. / автор-составитель Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 327 с.
4. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
5. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
6. Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
7. Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Тематическое планирование по русскому языку для 1-го класса
УМК «Перспективная начальная школа»
(5 час в неделю; 41 час.)
(автор учебника Н.А.Чуракова; автор рабочей тетради Е.Р. Гольфман)
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
1 | III ЧЕТВЕРТЬ (3 часа) Тема 1. «Волшебный лес в опасности» (1ч.). | |||||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Контрольно-оценочная деятельность | Информац.сопровожд. | Д.З.* | |||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||
1.1 | Новый учебник «Русский язык». «Алфавит» Комбинированный урок С.5-8 Р/Т С.3 | Знакомство с новым учебником русского языка, с интригой и героями учебника. Русский алфавит. Письмо заглавных и строчных букв, близких по написанию. | Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. | Текущ. | ||||||
2 | Тема 2. « Дети осваивают алфавит» (2 ч.) | |||||||||
2.1 | Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке Урок изучения новых знаний С.8-9 Р/Т С.4 | Пользование алфавитом. Правописание словарных слов. | Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Правильно называть буквы алфавита, их последовательность и их основные значения. Быстро находить букву в алфавитном столбике. | Текущ. | ||||||
2.2 | Закрепление знаний об алфавите Урок закрепления знаний С.9-13 Р/Т С.5 | Пользование алфавитом. Правописание словарных слов. | Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Практически использовать последовательность букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях. | Текущ. | ||||||
3 | IV ЧЕТВЕРТЬ (38 часов) Тема 3. «Маша и Миша знакомятся с миром слов» (4 ч.) | |||||||||
3.1 | Слова-предметы. Слова-действия. Урок изучения новых знаний С.14-15 Р/Т С.6-7 | Слова-предметы и слова-действия. Если уровень развития класса позволяет, можно сразу говорить правильно: слова-НАЗВАНИЯ предметов, слова-НАЗВАНИЯ признаков и т. д. Вопросы кто? что? к словам-предметам и что делать? что делает? что сделать? что сделает? к словам-действиям. Отличия слов, отвечающих на вопросы кто? что? Схематическое изображение слов (предметов и слов-действий. Составление схемы предложений, запись предложения по схемам, состоящим из двух слов (слово-предмет + слово-(действие) | • различать слово • выявлять слова, значение которых требует уточнения; •определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения. | • оценивать уместность использования слов в тексте; • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. | Текущ. | |||||
3.2 | Слова – признаки. Урок изучения новых знаний С.15-16 Р/Т С.8-9 | Слова-признаки. Вопросы к словам-признакам, различия слов-признаков в ряде других слов. Схематическое изображение слов-признаков. Составление схемы предложений, запись предложения по схемам, состоящим из трех слов (слово-признак + слово-предмет + слово-действие) | •различать слово •выявлять слова, значение которых требует уточнения; •определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения. | • оценивать уместность использования слов в тексте; • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. | Текущ. | |||||
3.3 | Слова - предметы неглавные (дополнительные). Урок изучения новых знаний С.16-18 Р/Т С.10-11 | Слова-предметы неглавных. Схематическое изображение слов-предметов неглавных. Составление схемы предложений, запись предложения по схемам, глядя на сюжетную картинку. Различия слов-предметов, слов-признаков, слов-действий. Правописание словарных слов. | •различать слово •выявлять слова, значение которых требует уточнения; •определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения. | • оценивать уместность использования слов в тексте; • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. | Текущ. | |||||
3.4 | Слова-помощники. Урок изучения новых знаний С.18-20 Р/Т С.12-13 | Слова-помощники (речь идет только о предлогах, но не о союзах). Схематическое изображение слов-помощников. Значение предлогов. Составление схемы предложений, запись предложения по схемам, состоящим из четырех слов. Распознание предлогов в предложении. | •различать слово •выявлять слова, значение которых требует уточнения; •определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения. | Текущ. | ||||||
4 | Тема 4. «Тайны устной и письменной речи» (4 ч.) | |||||||||
4.1 | Устная и письменная речь. Урок изучения новых знаний С.21-22 Р/Т С.14 | Понятия «устная» и «письменная» речь. Различия устной и письменной речи. Интонация. Интонирование предложения в соответствии с целью высказывания. | • классифицировать предложения по цели высказывания; • определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения. Определять границы предложения, как в устной, так и в письменной речи. Определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии). | Текущ. | ||||||
4.2 | Упражнение в распознавании устной и письменной речи. Урок закрепления новых знаний С.25-26 Р/Т - | Знаки препинания в конце предложения для обозначения цели высказывания. Интонация. Интонирование предложения в соответствии с целью высказывания. | Текущ. | |||||||
4.3 | Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи. Урок обобщения знаний С.28-29 Р/Т С.15 | Понятие «ударение». Смыслоразличительная роль ударения. | Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). | Текущ. | |||||
4.4 | Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек. Урок изучения новых знаний С.28-29 Р/Т С.18 | Правило употребления заглавной буквы в именах, кличках, названиях. Запись предложения с именами собственными. Составление предложений по сюжетной картинке. | • применять правила правописания (в объеме содержания курса) Правило правописания: прописная заглавная буква в именах собственных. | Текущ. | ||||||
5 | Тема 5. « Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком» (1 ч.) | |||||||||
5.1 | Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком. Урок изучения новых знаний | Звуковой столбик. Обозначение звонких глухих, твердых и мягких согласных звуков. Различие согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. | • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
6 | Тема 6. «Дети учатся различать согласные звуки» (2 ч.) | |||||||||
6.1 | Звонкие и глухие парные согласные. Урок изучения новых знаний С.29-30 Р/Т С.19-22 | Различение звонких и глухих согласных в начале и середине слов. Схематическое обозначение звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слов. | • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
6.2 | Звонкие и глухие парные согласные. Урок закрепления знаний | Различение звонких и глухих согласных в начале и середине слов. Схематическое обозначение звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слов. | • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие | Текущ. | ||||||
7 | Тема 7. « Загадка звука [й] и буквы «Й» (3 ч.) | |||||||||
7.1 | Звук и буква Й. Урок изучения новых знаний С.35-36 Р/Т С.23 | Гласные и согласные звуки. Характеристика звука [й'] как согласному, звонкому, мягкому. Правила переноса слов с буквой Й, деление слов на слоги. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); • применять правила правописания (в объеме содержания курса) Способ обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я). Делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую. | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
7.2 | Звук и буква Й. Урок закрепления знаний С.37-39 Р/Т С.24 | Двойная роль букв у, а, ю, я. Обозначение звуков буквами е, ё, ю, я в начале слов и после согласных. Звукобуквенный анализ слов. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
7.3 | Упражнение в распознавании звука и буквы Й. Урок изучения новых знаний С.40-42 Р/Т С.25-26 | Характеристика гласных звуков, определение роли гласных букв в словах. Устная и письменная речь, составление звуковой схем слов. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); Различать гласные звуки. Характеризовать особенности гласных звуков. | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
8 | Тема 8. «Твердые и мягкие согласные звуки» (2ч.) | |||||||||
8.1 | Упражнение в различении мягких и твердых звуков. Урок изучения новых знаний С.42-43 Р/Т С.27 | Характеристика согласным звукам, определение роли согласных букв в словах. Устная и письменная речь, составление звуковой схем слов. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) Различать согласные звуки. Характеризовать особенности согласных звуков. | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
8.2 | Написание слов с мягкими и твердыми согласными. Повторение правил переноса слов. Урок закрепления знаний С.45-46 Р/Т С.28 | Различение мягких и твердых согласных в начале и середине слов. Деление слов на слоги и переносить. Составление предложений по данным схемам. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) Различать звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые согласные; только твердые и только мягкие согласные. Делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую. | Текущ. | ||||||
9 | Тема 9. «Маша и Миша прислушиваются к гласным и согласным звукам» (4 ч.) | |||||||||
9.1 | Различение твердых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков. Урок изучения новых знаний С.47-48 Р/Т С.29 | Обозначение гласного звука разными буквами. Различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) Различать мягкие и твердые согласные, только твердые и только мягкие согласные. Способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака. | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
9.2 | Двойная роль (работа) букв у, а, ю,я. Урок изучения новых знаний С.49-52 Р/Т С.50-52 | Приветствие и общение при случайной встрече со знакомым(и) | • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор) | • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи | Текущ. | |||||
9.3 | Распознавание мягких и твердых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных. Урок изучения новых знаний С.53-54 Р/Т С.29-31 | Умение вычленять мягкие и твердые согласные звуки в составе слова. Определение твердости и мягкости согласных на письме с помощью идущих следом букв гласных и ь. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) Писать словарные слова, определенные программой.
| • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
9.4 | Упражнение в распознавании гласных звуков, определение роли букв гласных. Урок закрепления знаний С.55 Р/Т С.32-33 | Текущ | . | |||||||
10 | Тема 10. « Дети знакомятся с твердыми согласными, у которых нет мягкой пары» (3 ч.) | |||||||||
10.1 | Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци-це. Урок изучения новых знаний С.56-57 Р/Т С.34-35 | Особенность звуков [ж], [ш] как всегда твердых. Навык правописания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением. Предупреждение дисграфических ошибок в смешении звуков [ж], [з]. | • применять правила правописания (в объеме содержания курса) Писать слова с сочетаниями жи-ши под ударением. | Писать слова с сочетаниями же-ше, ци-це. | Текущ. | |||||
10.2 | Слова с сочетаниями ци, цы, це. Урок изучения новых знаний С.60-61 Р/Т - | Особенность звука [ц] как всегда твердого. Навык правописания слов с сочетаниями ци, цы, це в середине слова. | • применять правила правописания (в объеме содержания курса) | Писать слова с сочетаниями ци, це. Писать слова-исключения с сочетанием цы | Текущ. | |||||
10.3 | Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це. Урок закрепления знаний С.62-64 Р/Т С.36 | Особенность звуков [ж], [ш] как всегда твердых. Навык правописания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це. | • применять правила правописания (в объеме содержания курса) Писать слова с сочетаниями жи-ши | Писать слова с сочетаниями же-ше, ци, цы, це | Текущ. | |||||
11 | Тема 11. « Маша и Миша узнают о существовании непарных мягких согласных» (2ч.) | |||||||||
11.1 | Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща. Урок закрепления знаний С.64-66 Р/Т С.37 | Особенность звуков [ч'] [щ'] как всегда мягких. Навык правописания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща в сильной позиции (под ударением). | • применять правила правописания (в объеме содержания курса) Писать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща | Текущ. | ||||||
11.2 | Правописание слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща. Повторение правил переноса слов. Урок закрепления знаний | Особенность звуков [ч'] [щ'] как всегда мягких. Навык правописания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща в сильной позиции (под ударением). Умение делить слова на слоги и переносить по слогам. | • применять правила правописания (в объеме содержания курса) Писать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща. Правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую. | Текущ. | ||||||
12 | Тема 12. «Почему Ь называют мягким, а Ъ – твердым?» (4 ч.) | |||||||||
12.1 | Мягкий знак на конце слова. Урок изучения новых знаний С.68 Р/Т- | Обозначение на письме мягкости согласных буквой ь. Написание слов с ь на конце и в середине слова. Значение мягкого знака на конце слов. Звукобуквенный анализ слов. | Способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака. Объяснять функцию буквы ъ. | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
12.2 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Урок изучения новых знаний С.71 Р/Т С.38 | Навык правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова (между согласными). Правило употребления разделительного мягкого знака. | Способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака. Объяснять функцию буквы ъ. | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
12.3 | Повторение по теме «Предложение». С.73-74 Р/Т С.39 | Правило употребления разделительного твердого знака. Навык правописания слов с мягким знаком в середине слова, знание правила употребления разделительного мягкого знака. | Текущ. | |||||||
12.4 | Повторение по теме «Предложение», повторение звукового состава слова. Урок обобщения и систематизации знаний С.74-75 Р/Т С.40 | Предложение: состав, запись. Звукобуквенный анализ слов, соотносить схему и слово. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | ||||||
13 | Тема 13. «Очередное открытие: парные звонкие на конце слов заменяются глухими» (5 ч.) | |||||||||
13.1 | Звонкие и глухие согласные на конце слов. Урок закрепления знаний С.76-78 Р/Т- | Навык различения парных звонких и глухих согласных звуков. Наблюдение: парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими. Умение соотносить произношение и написание слов. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
13.2 | Звонкие и глухие согласные на конце слов. Урок закрепления знаний С.76-78 Р/Т- | Навык различения парных звонких и глухих согласных звуков. Наблюдение: парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими. Умение соотносить произношение и написание слов. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
13.3 | Способы проверки слов с парными согласными на конце слов. Урок изучения новых знаний С.79-82 Р/Т С.41 | Различение парных звонких и глухих согласных звуков. Наблюдение: парные звонкие согласные на конце заменяются глухими. Умение соотносить произношение и написание слов. | • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие)• применять правила правописания (в объеме содержания курса) | Текущ. | ||||||
13.4 | Написание слов с парными согласными. Урок закрепления знаний С.83-84 Р/Т С.42 | Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными. Умение сопоставлять произношение и написание слова. | • применять правила правописания (в объеме содержания курса) | • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущ. | |||||
13.5 | Закрепление знаний учащихся о предложении. Урок закрепления знаний С.85-86 Р/Т С.43-44 | Звуки и буквы. Умение сопоставлять произношение и написание слова. | • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) | Текущ. | ||||||
14 | Тема 14. «Предложения по-разному произносятся и по-разному записываются» (4 ч.) | |||||||||
14.1 | Обобщение знаний о предложении. Контрольная работа. Урок закрепления знаний С.86-87 Р/Т С.45 | Умение определять количество предложений в тексте и различать предложения по цели высказывания. Умение списывать текст. | • применять правила правописания (в объеме содержания курса) • безошибочно списывать текст; • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Определять границы предложения, как в устной, так и в письменной речи. Определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии). Списывать небольшой текст по правилам списывания. | • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определенной орфограммой; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. | Тематич. | К/Р | ||||
14.2 | Схемы предложений. Словарный диктант. Урок контроля, оценки и коррекции знаний уч-ся С.87-89 Р/Т - | Составление схемы предложений, сочинение предложений согласно схемам. Навык правописания изученных словарных слов. | • применять правила правописания (в объеме содержания курса) • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; •писать под диктовку в соответствии с изученными правилами правописания. Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения. Писать словарные слова, определенные программой. | Текущ. | ||||||
14.3 | Схемы предложений. Урок оценки и коррекции знаний уч-ся С.87-89 Р/Т - | Составление схемы предложений, сочинение предложений согласно схемам. Навык правописания изученных словарных слов. | • применять правила правописания (в объеме содержания курса) • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; •писать под диктовку в соответствии с изученными правилами правописания. Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения. Писать словарные слова, определенные программой. | • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
| Текущ. | |||||
14.4 | Контрольное списывание. Урок контроля, оценки и коррекции знаний уч-ся С.90-91 Р/Т С.63 | Каллиграфическое правильное написание букв, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв. | • применять правила правописания (в объеме содержания курса); • безошибочно списывать текст; • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Работать самостоятельно. | Текущ. |
[1]* Количество часов считается примерным.
[2]* * Количество часов не указывается, т.к. Содержательная линия реализуется в рамках других разделов.
[3]* Количество часов считается примерным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языкудля 2 класса УМК "Гармония"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования нового поколения...
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...